Андреева Галина Спиридоновна,
учитель – дефектолог высшей категории,
МОКУ
С(К)ОШ-И №34, г.Якутск
Республика Саха (Якутия)
Коррекционно-педагогическая работа
по развитию навыка чтения у детей с РАС
Овладение чтением – очень важный и сложный этап в развитии детей с расстройствами аутистического спектра.
Почему для детей с РАС очень важно уметь читать?
Ø Чтение стимулирует запуск собственной речи у неговорящих детей
Ø Способствует формированию коммуникации, грамматического строя речи, расширяет словарный запас, актуализирует лексику
Ø Развивает пространственные представления
Ø Помогает работать над пониманием речи
Ø Процесс чтения напрямую связан с состоянием устной речи ребенка.
Причины трудностей формирования навыка чтения у детей с РАС
ü Выраженные особенности коммуникации (ребенок не испытывает потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками)
ü Эхолалии (автоматическое повторение вокализаций и речи других на уровне слов, предложений и текста)
ü Нарушение грамматического строя речи
ü Плохо актуализированный словарь
ü Нарушение фонематических процессов (фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза)
ü Грубое нарушение звукопроизношения
ü Нарушение связной речи
ü Нарушение понимания собственной и обращенной речи
ü Нарушение в развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения)
ü Недоразвитие пространственных представлений, недостаточность моторной деятельности
Специфические трудности формирования навыка чтения
ü Трудности запоминания букв
ü Трудности дифференциации букв, схожих по написанию
ü Трудности узнавания букв
ü Трудности слияния в слоги
ü Выраженные трудности понимания и запоминания прочитанного
ü Недостаточный уровень развития пространственных представлений, мелкой моторики.
Принципы работы по обучению чтению детей с РАС
ü От простого к сложному
ü Учет особенностей развития сенсорной сферы детей
ü Построение пропедевтической модели для успешного для успешного освоения лексики, грамматики, письма, графомоторных навыков и пространственных представлений.
Способы обучения чтению детей с РАС
Ø Замена абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка. Поэтому на всех этапах используются реальные предметы, картинки, напечатанные слова.
· Метод глобального чтения:
- позволяет научить ребенка узнавать слово целиком, не вычленяя отдельных букв (необходимо соблюдать постепенность и последовательность);
-развивает сенсорную (импрессивную) речь и мышление;
- развивает зрительное восприятие, внимание, память.
ü Виды работ:
-чтение автоматизированных энграмм (слова и словосочетания, обозначающие известные ему предметы, действия, явления: имя ребенка, имена его близких, клички животных и тд);
- чтение слов (картинки по лексическим темам и надписи под ними);
- упражнения на понимание письменных инструкций (глагол один и тот же + существительные меняются: покажи ручку, покажи тетрадь, покажи карандаш);
-чтение предложений (составление предложений к серии сюжетных картинок, на которых одно и то же действующее лицо выполняет разные действия: кошка сидит, кошка спит, кошка бежит).
· Слоговое чтение
ü Виды работ:
- чтение слоговых таблиц из открытых слогов (ла, ло, лу, лы, ли, ле);
- чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа (ан, ам, ап, ак, ат):
- чтение слоговых таблиц, где буквы написаны или стоят на значительном расстоянии (10-15 см) друг от друга (л_______а, н__________а).
· Аналитико-синтетическое чтение: формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
Виды работ:
- ребенок раскладывает карточку с начальными буквами к картинкам (можно обратный вариант);
-подбор картинок на определенные звуки;
- под картинку кладется соответствующее слово, четко проговаривается последний звук, ребенок находит нужную букву и кладет на последний звук.
Ø Комплексные упражнения, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения.
Важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а также выполнением практических заданий. Для обучения детей с РАС подходит принцип «Я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю»
• Рекомендации по преодолению трудностей по чтению
№ |
ТРУДНОСТИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
1 |
Затруднения в сливании букв в слоги |
• Развитие звуко-буквенного анализа • Коррекция произношения (артикуляции) отдельных звуков • Развитие восприятия (расширение поля зрения) • Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти |
2 |
Допускает ошибки при слиянии слогов в слова, пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы последующим или предыдущим |
• Контроль за темпом деятельности • Формирование пространственных представлений • Развитие памяти, устойчивости и концентрации внимания • Развитие самоконтроля |
3 |
Не понимает значения прочитанного слова |
• Расширение словарного запаса • Развитие смысловой догадки • Развитие слухового восприятия (неправильно ставит ударение) • Развитие памяти |
4 |
Читает слова орфографическим способом (так, как они пишутся) |
• Расширение поля зрения • Развитие избирательности внимания • Развитие смысловой догадки |
5 |
При чтении искажает окончания прочитанных слов |
• Развитие смысловой догадки, расширение поля зрения • Формирование функции словообразования и словоизменения • Развитие контроля над темпом чтения (коррекция импульсивности) • Развитие самоконтроля |
6 |
Регрессии (чтение с возвратом) |
• Развитие навыка чтения (устранение устойчивости стереотипа чтения, силы привычки) • Развитие устойчивости и концентрации внимания, самоконтроля • Формирование навыка понимания текста |
7 |
Не понимает смысла прочитанного предложения или текста |
• Расширение словарного запаса • Развитие словесно-логического мышления (формирование умения выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать)
|
8 |
Испытывает трудности при пересказывании текста |
• Формирование умения планировать свои действия • Развитие навыка логического запоминания • Повышение уровня образного мышления • Развитие логических операций (анализа, обобщения, систематизации) |
9 |
Пересказывает прочитанное дословно, затрудняется в пересказе своими словами |
• Обогащение лексики • Формирование приемов смысловой обработки текста • Развитие словесно-логического мышления |
10 |
Не умеет выделить главное в прочитанном тексте |
• Развитие лексико-грамматического строя речи • Формирование приемов смысловой обработки текста • Развитие словесно-логического мышления • Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти
|
11 |
Читает невыразительно |
• Развитие понимания смысла прочитанного (смысловое чтение) • Развитие техники чтения (формирование синтетического способа чтения) • Развитие самоконтроля, умения учитывать правила выразительного чтения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.