Коррекционно-педагогическая работа по развитию навыка чтения детей с РАС
Оценка 4.8

Коррекционно-педагогическая работа по развитию навыка чтения детей с РАС

Оценка 4.8
docx
11.12.2022
Коррекционно-педагогическая работа по развитию навыка чтения детей с РАС
Коррекционно-педагогическая работа по развитию навыка чтения у детей с РАС.docx

Андреева Галина Спиридоновна,

учитель – дефектолог высшей категории,
МОКУ С(К)ОШ-И №34, г.Якутск

Республика Саха (Якутия)

 

 

Коррекционно-педагогическая работа

по развитию навыка чтения у детей с РАС

 

Овладение чтением – очень важный и сложный этап в развитии детей с расстройствами аутистического спектра.

Почему для детей с РАС очень важно уметь читать?

Ø  Чтение стимулирует запуск собственной речи у неговорящих детей

Ø  Способствует формированию коммуникации, грамматического строя речи, расширяет словарный запас, актуализирует лексику

Ø  Развивает пространственные представления

Ø  Помогает работать над пониманием речи

Ø  Процесс чтения напрямую связан с состоянием устной речи ребенка.

Причины трудностей формирования навыка чтения у детей с РАС

ü  Выраженные особенности коммуникации (ребенок не испытывает потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками)

ü  Эхолалии (автоматическое повторение вокализаций и речи других на уровне слов, предложений и текста)

ü  Нарушение грамматического строя речи

ü  Плохо актуализированный словарь

ü  Нарушение фонематических процессов (фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза)

ü  Грубое нарушение звукопроизношения

ü  Нарушение связной речи

ü  Нарушение понимания собственной и обращенной речи

ü  Нарушение в развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения)

ü  Недоразвитие пространственных представлений, недостаточность моторной деятельности

Специфические трудности формирования навыка чтения

ü  Трудности запоминания букв

ü  Трудности дифференциации букв, схожих по написанию

ü  Трудности узнавания букв

ü  Трудности слияния в слоги

ü  Выраженные трудности понимания и запоминания прочитанного

ü  Недостаточный уровень развития пространственных представлений, мелкой моторики.

Принципы работы по обучению чтению детей с РАС

ü  От простого к сложному

ü  Учет особенностей развития сенсорной сферы детей

ü  Построение пропедевтической модели для успешного для успешного освоения лексики, грамматики, письма, графомоторных навыков и пространственных представлений.

 

Способы обучения чтению детей с РАС

Ø  Замена  абстрактных образов зрительными   значительно облегчает обучение аутичного ребенка. Поэтому на всех этапах используются реальные предметы, картинки, напечатанные слова.

·         Метод  глобального  чтения:

- позволяет научить ребенка узнавать слово целиком, не вычленяя отдельных букв (необходимо соблюдать постепенность и последовательность);

-развивает сенсорную (импрессивную) речь и мышление;

- развивает зрительное восприятие, внимание, память.

ü  Виды работ:

-чтение автоматизированных энграмм (слова и словосочетания, обозначающие известные ему предметы, действия, явления: имя ребенка, имена его  близких, клички животных и тд);

- чтение слов (картинки по лексическим темам и надписи под ними);

- упражнения на понимание  письменных инструкций (глагол один и тот же + существительные меняются: покажи ручку, покажи тетрадь, покажи карандаш);

-чтение предложений (составление  предложений к серии сюжетных картинок, на которых одно и то же действующее лицо выполняет разные действия: кошка сидит, кошка спит, кошка бежит).

·         Слоговое чтение

ü  Виды работ:

- чтение слоговых таблиц из открытых слогов (ла, ло, лу, лы, ли, ле);

- чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа (ан, ам, ап, ак, ат):

- чтение слоговых таблиц, где буквы написаны или стоят на значительном расстоянии (10-15 см) друг от друга (л_______а,  н__________а).

·         Аналитико-синтетическое чтение: формирование  навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.

Виды работ:

- ребенок раскладывает карточку с начальными буквами к картинкам (можно обратный вариант);

-подбор картинок  на определенные звуки;

- под картинку кладется соответствующее слово, четко проговаривается последний звук, ребенок находит нужную букву и кладет на последний звук.

Ø  Комплексные упражнения, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения.

Важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а также выполнением практических заданий.   Для обучения детей с РАС подходит принцип  «Я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю»

         Рекомендации по преодолению трудностей  по чтению

 

ТРУДНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

1

Затруднения в сливании букв в слоги

         Развитие звуко-буквенного анализа

         Коррекция произношения  (артикуляции) отдельных звуков

         Развитие восприятия (расширение поля зрения)

         Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти

2

Допускает ошибки при слиянии слогов в слова, пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы последующим или предыдущим

         Контроль за темпом деятельности

         Формирование  пространственных представлений

         Развитие памяти, устойчивости и концентрации внимания

         Развитие самоконтроля

3

Не понимает значения прочитанного слова

         Расширение словарного запаса

         Развитие смысловой догадки

         Развитие слухового восприятия (неправильно ставит ударение)

         Развитие памяти

4

Читает слова орфографическим способом (так, как они пишутся)

         Расширение поля зрения

         Развитие избирательности внимания

         Развитие смысловой догадки

5

При чтении искажает окончания прочитанных слов

         Развитие смысловой догадки, расширение поля зрения

         Формирование функции  словообразования и словоизменения

         Развитие контроля над темпом чтения (коррекция импульсивности)

         Развитие самоконтроля

6

Регрессии

 (чтение с возвратом)

         Развитие навыка чтения (устранение устойчивости стереотипа чтения, силы привычки)

         Развитие устойчивости и концентрации внимания, самоконтроля

         Формирование навыка понимания текста

7

Не понимает смысла прочитанного предложения или текста

         Расширение словарного запаса

         Развитие словесно-логического мышления (формирование умения выделять  существенные признаки, обобщать, сравнивать)

 

8

Испытывает трудности при пересказывании текста

         Формирование умения планировать свои действия

         Развитие  навыка логического запоминания

         Повышение уровня образного мышления

         Развитие логических  операций (анализа, обобщения, систематизации)

9

Пересказывает прочитанное дословно, затрудняется в пересказе своими словами

         Обогащение лексики

         Формирование приемов смысловой обработки текста

         Развитие словесно-логического мышления

10

Не умеет выделить главное в прочитанном тексте

         Развитие  лексико-грамматического строя речи

         Формирование приемов смысловой обработки текста

         Развитие словесно-логического мышления

         Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти

 

11

Читает невыразительно

         Развитие понимания смысла прочитанного (смысловое чтение)

         Развитие техники чтения (формирование синтетического способа чтения)

         Развитие самоконтроля, умения учитывать правила  выразительного чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Андреева Галина Спиридоновна, учитель – дефектолог высшей категории,

Андреева Галина Спиридоновна, учитель – дефектолог высшей категории,

Замена абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка

Замена абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка

Контроль за темпом деятельности •

Контроль за темпом деятельности •

Не умеет выделить главное в прочитанном тексте •

Не умеет выделить главное в прочитанном тексте •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022