Коррекционно-развивающая программа "Логопедические занятия" для детей с ОВЗ с СНР (вариант 1) 1-4 класс
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающая программа "Логопедические занятия" для детей с ОВЗ с СНР (вариант 1) 1-4 класс

Оценка 4.9
docx
30.10.2022
Коррекционно-развивающая программа "Логопедические занятия" для детей с ОВЗ с СНР (вариант 1) 1-4 класс
коррекционно-развивающая программа логопедические занятия для ОВЗ с СНР (вариант 1) 1-4 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»

для обучающихся с ОВЗ с легкой умственной отсталостью

( интеллектуальным нарушением) (вариант 1)

1-4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед Грудинская Валентина Николаевна

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Логопедических занятий» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1).

В соответствии со следующими нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.

-СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),

- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

              -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. 
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599

             -Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г

            -Разработана на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  под редакцией В.В.Воронковой (Москва: «ВЛАДОС», 2014г.), и требований к уровню подготовки учащихся 1-4классов с учетом особенностей специальной (коррекционной) школы.

           -Устав Школы

           -Локальные акты ОУ

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации, формировании навыков вербальной коммуникации, способствующих освоению АООП, преодолению и/или ослаблению имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

           Основные задачи :

В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью определены следующие задачи:

-развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляционной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;

-обучение нормативному/компенсированному/ произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта и закрепление их в речи;

-формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко слогового состава слова (от простого к сложному);

-коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи;

-предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма;

-развитие связной речи, диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению;

-работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Принципы логопедической работы:

-принцип сотрудничества с семьей - признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;

-принцип гуманизма вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

-принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);

-принцип поэтапного формирования умственных действий;

-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;

-принцип системности рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

-принцип реалистичности учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

-принцип индивидуально - дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

-принцип непрерывности обеспечения, проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;

-принцип комплексности - воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.

Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей.

     Умственное и речевое развитие ребенка тесно связано между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности являются относительно автономными. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

      Нарушение речи умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую сторону, так и лексико-грамматическую. Поэтому логопедическая работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на какой-то один дефект.

Направления коррекционной работы:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях специального коррекционного образовательного учреждения;

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях специального коррекционного образовательного учреждения; способствует формированию базовых учебных действий обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных);

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условиях обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи, обучающихся с интеллектуальными нарушениями, требует организации специальной логопедической работы, поэтому в базисном учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Формы организации деятельности обучающихся:

-групповая

-подгрупповая

-индивидуальная

 На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия- 20-30мин ( с учетом индивидуальных возможностей); групповые занятия- 30-40 минут. По расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятия отводится: 1- 4 классы – в неделю.

1 занятие в неделю - Формирование звукопроизношения, обучение грамоте

1 занятие в неделю - Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

1 занятие в неделю - Развитие связной речи и формирование лексико- грамматических средств языка

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала обучающимися. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

В структуру занятия, как правило, входят:

упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития    общей координации                движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика;

коррекция произношения; упражнения, направленные на развитие фонематических процессов; работа над предложением; развитие связной речи.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

·         осознание себя как ученика заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями,  как члена семьи, друга, одноклассника;

·         способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·         положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней,  и эстетическому её восприятию;

·         целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

·         самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

·         понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;

·         готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

·         вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,  ученик – класс, учитель  – ученик);

·         использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

·         договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия:

·         входить и выходить из учебного помещения со звонком;

·         ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

·         пользоваться учебной мебелью;

·         адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

·         работать с учебными принадлежностями  ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;

·         принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

·         активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

·         соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

Познавательные учебные действия

·         выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

·         устанавливать видо – родовые отношения предметов;

·         делать простейшие обобщения, сравнивать,  классифицировать на наглядном материале;

·         пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

·         писать;

·         наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

·         применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

·         использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные  знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Методы диагностики и критерии результативности

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет методологические и теоретические  результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу обучающихся, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребёнка в целом, то есть внимательность на занятии, старательность, активность. 

На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной (лишь для ребенка), в тоже время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения ученика, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Заполняется протокол логопедического обследования на учащихся,  карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи.

В конце каждой четверти отслеживается динамика речевого развития обучающихся по показателям.

Достаточный уровень

·         составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

·         анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

·         списывать рукописный и печатный текст целыми словами  и словосочетаниями;

·         писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);

·         знать алфавит;

·         связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;

·         составлять небольшие рассказы на предложенную тему.

Минимальный уровень

·         с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

·         с помощью педагога анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

·         списывать рукописный и печатный текст целыми словами  и словосочетаниями;

·         писать под диктовку предложения;

·         связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;

·         с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.

В  программе 4 класса по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточныйДостаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения  этого уровня  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программ.

 

Учебно-методическое обеспечение

1.      Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: М.: АСТ, 2009.

3.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.

4.      Коррекция нарушений речи. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. (Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи) – М.: Просвещение, 2008.

5.      Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: Владос, 2001.

6.      Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2003.

7.      Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов Автор: Издательство: ГНОМ и Д, 2004. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1 – 4 классы. – М., Просвещение, 2001 г.

8.      Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию: М., «Аквариум Бук», 2004.

9.      Парамонова Л.ГПредупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Лениздат; Издательство "Союз", 2001г

10.  Парамонова Л.Г.  Русский язык. Правописание и грамматика. - СПб.: Дельта, 2001г.

11.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2001.

12.  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: "Гуманит. изд. центр ВЛАДОС", 1997г.

13.  Узорова О.В., Нефёдова Е.А.  Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.

Ястребова А.В.  Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 199


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с

Пояснительная записка Рабочая программа «Логопедических занятий» разработана на основе: -

Пояснительная записка Рабочая программа «Логопедических занятий» разработана на основе: -

Принципы логопедической работы: -принцип сотрудничества с семьей - признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его…

Принципы логопедической работы: -принцип сотрудничества с семьей - признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его…

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с

Коммуникативные учебные действия · вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик); · использовать…

Коммуникативные учебные действия · вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик); · использовать…

Заполняется протокол логопедического обследования на учащихся, карта результатов мониторинга

Заполняется протокол логопедического обследования на учащихся, карта результатов мониторинга

Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию:

Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022