РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
для обучающихся с ОВЗ с легкой умственной отсталостью
( интеллектуальным нарушением) (вариант 1)
1-4 класс
учитель-логопед Грудинская Валентина Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Логопедических занятий» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.
-СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
-Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г
-Разработана на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой (Москва: «ВЛАДОС», 2014г.), и требований к уровню подготовки учащихся 1-4классов с учетом особенностей специальной (коррекционной) школы.
-Устав Школы
-Локальные акты ОУ
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации, формировании навыков вербальной коммуникации, способствующих освоению АООП, преодолению и/или ослаблению имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Основные задачи :
В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью определены следующие задачи:
-развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляционной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;
-обучение нормативному/компенсированному/ произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта и закрепление их в речи;
-формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко слогового состава слова (от простого к сложному);
-коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
-формирование грамматической стороны речи;
-предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма;
-развитие связной речи, диалогической и монологической форм речи;
-формирование коммуникативных навыков;
-воспитание мотивации к учению, общению;
-работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
Принципы логопедической работы:
-принцип сотрудничества с семьей - признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;
-принцип гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
-принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
-принцип поэтапного формирования умственных действий;
-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
-принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
-принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
-принцип индивидуально - дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
-принцип непрерывности – обеспечения, проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;
-принцип комплексности - воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.
Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей.
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связано между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности являются относительно автономными. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Нарушение речи умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую сторону, так и лексико-грамматическую. Поэтому логопедическая работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на какой-то один дефект.
Направления коррекционной работы:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях специального коррекционного образовательного учреждения;
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях специального коррекционного образовательного учреждения; способствует формированию базовых учебных действий обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных);
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условиях обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи, обучающихся с интеллектуальными нарушениями, требует организации специальной логопедической работы, поэтому в базисном учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Формы организации деятельности обучающихся:
-групповая
-подгрупповая
-индивидуальная
На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия- 20-30мин ( с учетом индивидуальных возможностей); групповые занятия- 30-40 минут. По расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятия отводится: 1- 4 классы – 2ч в неделю.
1 занятие в неделю - Формирование звукопроизношения, обучение грамоте
1 занятие в неделю - Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
1 занятие в неделю - Развитие связной речи и формирование лексико- грамматических средств языка
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала обучающимися. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
В структуру занятия, как правило, входят:
упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика;
коррекция произношения; упражнения, направленные на развитие фонематических процессов; работа над предложением; развитие связной речи.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
· осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
· самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
· понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;
· готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
· вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
· использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
· договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
· входить и выходить из учебного помещения со звонком;
· ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
· пользоваться учебной мебелью;
· адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
· работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
· принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
· активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
· соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия
· выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
· устанавливать видо – родовые отношения предметов;
· делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
· пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
· писать;
· наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
· применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
· использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Методы диагностики и критерии результативности
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет методологические и теоретические результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу обучающихся, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребёнка в целом, то есть внимательность на занятии, старательность, активность.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной (лишь для ребенка), в тоже время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения ученика, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Заполняется протокол логопедического обследования на учащихся, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи.
В конце каждой четверти отслеживается динамика речевого развития обучающихся по показателям.
Достаточный уровень
· составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
· анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
· списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
· писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
· знать алфавит;
· связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
· составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Минимальный уровень
· с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
· с помощью педагога анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
· списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
· писать под диктовку предложения;
· связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
· с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
В программе 4 класса по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программ.
Учебно-методическое обеспечение
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: М.: АСТ, 2009.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
4. Коррекция нарушений речи. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. (Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи) – М.: Просвещение, 2008.
5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: Владос, 2001.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2003.
7. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов Автор: Издательство: ГНОМ и Д, 2004. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1 – 4 классы. – М., Просвещение, 2001 г.
8. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию: М., «Аквариум Бук», 2004.
9. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Лениздат; Издательство "Союз", 2001г
10. Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика. - СПб.: Дельта, 2001г.
11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2001.
12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: "Гуманит. изд. центр ВЛАДОС", 1997г.
13. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 199
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.