Коррекционно-развивающая программа "Логопедические занятия" для ОВЗ (7.1/7.2) 1-4 классы
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающая программа "Логопедические занятия" для ОВЗ (7.1/7.2) 1-4 классы

Оценка 4.9
docx
30.10.2022
Коррекционно-развивающая программа "Логопедические занятия" для ОВЗ (7.1/7.2) 1-4 классы
коррекционно-развивающая программа Логопедические занятия для ОВЗ (ЗПР) 1-4класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»

для обучающихся с ОВЗ с ЗПР

 1-4 классов (вариант 7.1 / 7.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед: Грудинская В.Н.

Пояснительная записка к рабочей программе коррекционно-развивающей работы

 «Логопедические занятия» с обучающимися с ОВЗ

в 1-4 классах (вариант 7.1 и 7.2)

АООП НОО Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.

• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),

• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ».утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014. 18.05.2015,31.12.2015).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом, Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

Уставом Школы,

 Программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся. Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.

 

Цель курса: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей в соответствии с их реальными возможностями.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

1.   Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

2.   Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

3 Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

4.   Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

5.           Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

6.         Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;

7.   Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

 

           Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС строится с учетом общедидактических и специфических принципов:

1. Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.

2. Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.

3. Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта, типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

4. Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития».

5.     Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации.

6.    Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

7.   Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.

Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

 

Общая характеристика коррекционного курса

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по ФГОС ОВЗ является ценным нововведением в содержание

образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.

Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.

Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

     диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

    диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

    коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

  профилактика нарушений чтения и письма;

  представлений об окружающей действительности;

   развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной крайнем случае подгрупповой) форме.

При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.

                           Описание места коррекционного курса в учебном плане

По федеральному государственному образовательному стандарту   начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (1, 1 дополнительный, 2, 3, 4 классы).

По федеральному государственному образовательному стандарту   начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7. 1) обучающимися с ЗПР составляют 4 года (1, 2, 3, 4 классы).

Длительность занятий: с детьми с ЗПР( вариант 7.1) проводятся 2 занятия в неделю: 1 класс– 66 часов, 2, 3, 4 классы 68 часов. С детьми с ЗПР( вариант 7.2) проводятся 2 занятия в неделю: 1 класс, 1 дополнительный– 66 часов, 2, 3-68 часов, 4 классы 68 часов. Продолжительность учебного времени (количество занятий) в рабочей программе, по сравнению с базовой программой, может быть уменьшена или увеличена за счёт введения в структуру занятий игровых поведенческих тренингов и расширения некоторых тем. Количество занятий и используемые задания и упражнения в рамках темы занятия зависит от специфики группы.

 Формы работы: индивидуальная (20 мин.) или групповая (2–4 человека,20-30 мин.).  

     Форма оценивания знаний безотметочная.

     Формы контроля: выполнение тестовых заданий, логопедическое обследование устной и письменной речи.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

коррекционного курса

В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Формирование универсальных учебных действий

Метапредметные УУД

Регулятивные:

1.    Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.

2.    Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.    Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5.    Учить принимать и сохранять учебную задачу.

6.    Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

7.    Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

8.    Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

9.    Адекватно воспринимать оценку учителя.

10.    Различать способ и результат действия.

11.    Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

12.              Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

1.    Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.    Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

3.    Представлять информацию в виде схемы, таблиц.

4.    Выявлять сущность, особенности объектов.

5.    Делать выводы на основе анализа объектов.

6.    Обобщать и классифицировать по признакам.

7.    Ориентироваться в речевом материале.

8.    Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

9.    Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

10.    Выделять существенную информацию из текстов разных видов.

11.    Осуществлять            анализ    объектов   с    выделением   существенных   и    несущественных признаков.

12.    Осуществлять синтез, как составление целого из частей.

13.    Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

14.    Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.

15.    Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

1.        Развивать умение слушать и понимать других.

2.        Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

3.        Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4.        Оформлять свои мысли в устной форме.

5.        Умение работать в паре.

6.        Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

7.        Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

8.        Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

9.        Осуществлять            взаимный   контроль   и    оказывать    в    сотрудничестве   необходимую взаимопомощь

Личностные УУД:

1.    Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.    Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.    Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

5.    Развивать этические чувства стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

6.    Формировать               адекватное    понимание    причин    успешности/неуспешности    учебной деятельности.

7.    Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

8.    Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.

9.        Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.

10.    Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.

11.    Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности

12.    Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

13.    Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе

14.    Создавать             на    занятии    условия,    обеспечивающие    воспитание  аккуратности      и внимательность

15.    Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

16.    Способствовать             овладению    необходимыми    навыками    самостоятельной учебной деятельности.

Предметные УУД:

Обучающиеся должны знать:

1.    части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;

2.    части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;

3.    члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных членов на виды);

4.    слабую и сильную позицию звуков.

Обучающиеся должны уметь:

1.        согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и без предлога;

2.        понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;

3.        составлять        пересказ         прочитанного   или    прослушанного    текста сокращением, расширением, изменением лица, времени;

4.        производить фонетический разбор слов;

5.        анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень, суффикс, окончание и опасное место в морфеме;

6.        осуществлять синтаксический разбор предложения;

7.        орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 70 слов);

8.        писать изложения по коллективно составленному плану.

 

Предполагаемый результат.

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

-термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

-все буквы и звуки родного языка;

-отличительные признаки гласных и согласных звуков;

-гласные и согласные звуки;

-твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

-пары гласных звуков;

-пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости - глухости; К концу обучения дети должны уметь:

-     узнавать и различать гласные и согласные звуки;

-     обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;                                 - различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

-производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

-   записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

-подбирать слова на заданный звук;

-сравнивать слова со сходными звуками;

-строить звуковые схемы слогов и слов;

-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.

Содержание коррекционного курса

Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Занятия на развитие устной речи чередуются с занятиями на развитие письменной речи. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи с чем программа может корректироваться по ходу работы. Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков.

Основные направления работы

1.      Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2.      Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

·         уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

·         уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

3.      Формирование связной речи:

Раздел «Предложение»:

·         анализировать   и    сопоставлять   слово,   словосочетание,   предложение   как речевые единицы;

·         проводить качественный и количественный анализ предложений;

·         обозначать границы предложений на письме;

·         развивать умения распространять простые предложения;

·         развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать;

·         через различные виды деятельности с деформированным предложением формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Раздел «Текст»:

·         формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного;

·         развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы;

·         совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов, составление плана;

·         понимать, как составление плана помогает последовательно пересказывать;

·         устанавливать логическую связь и последовательность, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);

·         предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.

4.      Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

·         устойчивости внимания;

·         наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

·         способности к запоминанию;

·         способности к переключению;

·         навыков и приемов самоконтроля;

·         познавательной активности;

·         произвольности общения и поведения.

5.      Формирование полноценных учебных умений:

·         планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

·         контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля);

·         работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

·         применение знаний в новых ситуациях;

·         анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6.      Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

         умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять пози- цию ученика);

         умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

         умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

         умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя- логопеда;

         ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

         ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

         ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

         применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

         употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

         обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

         пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

         развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

         формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

         проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей роли руководителя различных видов учебной работы);

         соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

         составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 

Структура логопедических занятий включает мотивационную установку, развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие неречевых процессов, рефлексивный анализ.

 

Содержание  индивидуальной программы по нормализации звуковой стороны речи  

Главной зада­чей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:

        полноценные фонематические процессы;

        представления о звуко-буквенном составе слова;

        навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.

1 этап: Подготовительный  

Цель работы:  Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.  Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

 1.   Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.     

 2.   Выработка умения узнавать и различать фонемы.

 3.  Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.

 4.   Формирование и развитие мелкой  моторики  в процессе

систематических тренировок.

         5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных  произносительных умений и  навыков  

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном  материале.

Задачи:

1.   Постановка звука.

2.   Автоматизация звука в словах и предложениях.

3.   Формирование умения не смешивать звуки.

  4.   Формирование и развитие мелкой  моторики.

Постановка звуков в последовательности:

- свистящие: с, з, ц;

- шипящий: ш;

- сонорный: л;

- шипящий: ж;

- сонорные: р, рь;

- шипящие: ч, щ.

Автоматизация  поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков  

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.  Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.  Развитие 

внимания, памяти.

2.  Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой 

моторики. Развитие  мышления.

Автоматизация поставленных  звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.

Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические

задания. Графомоторные упражнения.  Пальчиковая гимнастика.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

 

  1. Л.Н. Ефименкова  

-          Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

-          Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.

Часть 1. Дифференциация гласных.

-            Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.

-           

  1. О.В. Чистякова

-            20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.

-            30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс

3.      .И Лалаева     Логопедическая работа в коррекционных классах

В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи.

Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам.

Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.

 

1.        Л.Г. Кобзарева

-          Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.

2.                                 Л.М. Козарева

-          Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова.

-          Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели.

-          Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных.

-          Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей.

3.                                 О.В. Чистякова

-          30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3- 4 класс.

4.                                 Н.Г. Андреева

-          Логопедические занятия по развитию связной речи младших Т.А.Ткаченко            Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализашкольников.

-          И.Лопухина  Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи

В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур.

В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обуче­ния, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познава­тельные и регулятивные универсальные учебные действия.

Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регуля­тивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравне­ния, установления причинно-следственных связей.

Особое внимание уде­ляется системе заданий на речевое развитие младших школьников — раз­витие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом.

1.        Н.С. Жукова

-          Уроки логопеда.

2.                                   Т.С. Перегудова, Г.А. Османова

-          Вводим звуки в речь Л, Л.

-          Вводим звуки в речь С, З, Ц.

-          Вводим звуки в речь Р, Р.

-          Вводим звуки в речь Ч, Щ.

-          Вводим звуки в речь Ш, Ж.

  1. Е.С. Онищенкова

-         Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.

  1. А.П. Успенская, М.Б. Успенский

-         Учись правильно говорить.

В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

В книгах представлены следующие тематические разделы:

·     Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков.

·     Изолированное произношение звуков.

·     Произношение звуков в слоговых сочетаниях.

·     Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения.

·     Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Компьютер

Принтер лазерный (по возможности).

 

Экранно-звуковые пособия

Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий для детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч).

Разработаны презентации к урокам по темам:

ü  «Звуко-буквенный и слоговой анализ слова»;

ü  «Лексико – грамматический строй речи»;

ü  «Многозначные слова»;

ü  «Однокоренные слова. Корень слова»;

ü  «Дифференциация предлогов и приставок»;

ü  «Амонимы»;

ü  «Синонимы»

ü  «Фразеологизмы»;

ü  «Состав слова»;

ü  «Что такое скороговорка»;

Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оце­нивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для само­стоятельной работы

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д.

 

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

 

 

 

Список литературы

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.2: Предложение. Текст: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.

3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.3: Письменная связная речь.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. –120 с.: ил.-(коррекционная педагогика).

4. Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. Екатеринбург, 2005. 5.Ефименкова. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов: М.: Просвещение, 1991. –224 с.

6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. –М.: Просвещение, 1991. –239 .

7. Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий No 8 «Слова–друзья и слова неприятели». Ярославль, 2001.

8. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.

9. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).М.,2007.

10. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – СПб.: Литера, 2004. 32 с.

11.Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. М.: Астрель, 2004. 268 с.

12.Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. СПб.:КАРО, 2007. 112



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с

Пояснительная записка к рабочей программе коррекционно-развивающей работы «Логопедические занятия» с обучающимися с

Пояснительная записка к рабочей программе коррекционно-развивающей работы «Логопедические занятия» с обучающимися с

Процесс коррекции у детей данной категории в условиях

Процесс коррекции у детей данной категории в условиях

На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию

На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию

Минобрнауки России №1598 от 19

Минобрнауки России №1598 от 19

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности 2

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности 2

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: · устойчивости внимания; · наблюдательности (особенно к языковым явлениям); · способности к запоминанию; · способности к переключению; ·…

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: · устойчивости внимания; · наблюдательности (особенно к языковым явлениям); · способности к запоминанию; · способности к переключению; ·…

Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т

Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т

Постановка звуков в последовательности: - свистящие: с, з, ц; - шипящий: ш; - сонорный: л; - шипящий: ж; - сонорные: р, рь; - шипящие: ч,…

Постановка звуков в последовательности: - свистящие: с, з, ц; - шипящий: ш; - сонорный: л; - шипящий: ж; - сонорные: р, рь; - шипящие: ч,…

И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах

И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

М.: Просвещение, 1991. –224 с

М.: Просвещение, 1991. –224 с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022