РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
для обучающихся с ОВЗ с ЗПР
1-4 классов (вариант 7.1 / 7.2)
учитель-логопед: Грудинская В.Н.
Пояснительная записка к рабочей программе коррекционно-развивающей работы
«Логопедические занятия» с обучающимися с ОВЗ
в 1-4 классах (вариант 7.1 и 7.2)
АООП НОО Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.
• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ».утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014. 18.05.2015,31.12.2015).
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом, Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
• Уставом Школы,
Программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся. Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.
Цель курса: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей в соответствии с их реальными возможностями.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3 Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
4. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
5. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
6. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;
7. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС строится с учетом общедидактических и специфических принципов:
1. Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.
2. Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.
3. Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта, типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
4. Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития».
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации.
6. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
7. Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по ФГОС ОВЗ является ценным нововведением в содержание
образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (1, 1 дополнительный, 2, 3, 4 классы).
По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7. 1) обучающимися с ЗПР составляют 4 года (1, 2, 3, 4 классы).
Длительность занятий: с детьми с ЗПР( вариант 7.1) проводятся 2 занятия в неделю: 1 класс– 66 часов, 2, 3, 4 классы – 68 часов. С детьми с ЗПР( вариант 7.2) проводятся 2 занятия в неделю: 1 класс, 1 дополнительный– 66 часов, 2, 3-68 часов, 4 классы – 68 часов. Продолжительность учебного времени (количество занятий) в рабочей программе, по сравнению с базовой программой, может быть уменьшена или увеличена за счёт введения в структуру занятий игровых поведенческих тренингов и расширения некоторых тем. Количество занятий и используемые задания и упражнения в рамках темы занятия зависит от специфики группы.
Формы работы: индивидуальная (20 мин.) или групповая (2–4 человека,20-30 мин.).
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, логопедическое обследование устной и письменной речи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные УУД
Регулятивные:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Учить принимать и сохранять учебную задачу.
6. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
7. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
8. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
9. Адекватно воспринимать оценку учителя.
10. Различать способ и результат действия.
11. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
12. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
3. Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
4. Выявлять сущность, особенности объектов.
5. Делать выводы на основе анализа объектов.
6. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Ориентироваться в речевом материале.
8. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
9. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
10. Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
11. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
12. Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
13. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
14. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.
15. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4. Оформлять свои мысли в устной форме.
5. Умение работать в паре.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
7. Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
8. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные УУД:
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
5. Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
6. Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
7. Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
8. Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
9. Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
10. Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
11. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
12. Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
13. Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе
14. Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательность
15. Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
16. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
1. части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
2. части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;
3. члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных членов на виды);
4. слабую и сильную позицию звуков.
Обучающиеся должны уметь:
1. согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и без предлога;
2. понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;
3. составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста сокращением, расширением, изменением лица, времени;
4. производить фонетический разбор слов;
5. анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень, суффикс, окончание и опасное место в морфеме;
6. осуществлять синтаксический разбор предложения;
7. орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов);
8. писать изложения по коллективно составленному плану.
Предполагаемый результат.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
-термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;
-все буквы и звуки родного языка;
-отличительные признаки гласных и согласных звуков;
-гласные и согласные звуки;
-твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
-пары гласных звуков;
-пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости - глухости; К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме; - различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
-производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
-подбирать слова на заданный звук;
-сравнивать слова со сходными звуками;
-строить звуковые схемы слогов и слов;
-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
Содержание коррекционного курса
Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Занятия на развитие устной речи чередуются с занятиями на развитие письменной речи. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи с чем программа может корректироваться по ходу работы. Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков.
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
· уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
3. Формирование связной речи:
Раздел «Предложение»:
· анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
· проводить качественный и количественный анализ предложений;
· обозначать границы предложений на письме;
· развивать умения распространять простые предложения;
· развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать;
· через различные виды деятельности с деформированным предложением формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Раздел «Текст»:
· формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного;
· развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы;
· совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов, составление плана;
· понимать, как составление плана помогает последовательно пересказывать;
· устанавливать логическую связь и последовательность, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);
· предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
· устойчивости внимания;
· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
· способности к запоминанию;
· способности к переключению;
· навыков и приемов самоконтроля;
· познавательной активности;
· произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
· планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
· контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля);
· работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
· применение знаний в новых ситуациях;
· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
• умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять пози- цию ученика);
• умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
• умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
• умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя- логопеда;
• ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
• ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
• ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
• применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
• употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
• обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
• пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
• развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
• формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
• проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
• соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
• составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Структура логопедических занятий включает мотивационную установку, развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие неречевых процессов, рефлексивный анализ.
Содержание индивидуальной программы по нормализации звуковой стороны речи
Главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
• полноценные фонематические процессы;
• представления о звуко-буквенном составе слова;
• навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.
1 этап: Подготовительный
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- свистящие: с, з, ц;
- шипящий: ш;
- сонорный: л;
- шипящий: ж;
- сонорные: р, рь;
- шипящие: ч, щ.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические
задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примечания |
Книгопечатная продукция |
|
- Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Часть 1. Дифференциация гласных. - Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат. -
- 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс. - 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс 3. .И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах |
В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи. Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.
|
1. Л.Г. Кобзарева - Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. 2. Л.М. Козарева - Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова. - Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели. - Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных. - Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей. 3. О.В. Чистякова - 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3- 4 класс. 4. Н.Г. Андреева - Логопедические занятия по развитию связной речи младших Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализашкольников. - И.Лопухина Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи |
В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур. В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом. |
1. Н.С. Жукова - Уроки логопеда. 2. Т.С. Перегудова, Г.А. Османова - Вводим звуки в речь Л, Л’ . - Вводим звуки в речь С, З, Ц. - Вводим звуки в речь Р, Р’. - Вводим звуки в речь Ч, Щ. - Вводим звуки в речь Ш, Ж.
- Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.
- Учись правильно говорить. |
В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста. В книгах представлены следующие тематические разделы: · Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков. · Изолированное произношение звуков. · Произношение звуков в слоговых сочетаниях. · Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения. · Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов. |
Технические средства обучения |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Компьютер Принтер лазерный (по возможности). |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий для детей, имеющих недостатки звукопроизношения. |
Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч). |
Разработаны презентации к урокам по темам: ü «Звуко-буквенный и слоговой анализ слова»; ü «Лексико – грамматический строй речи»; ü «Многозначные слова»; ü «Однокоренные слова. Корень слова»; ü «Дифференциация предлогов и приставок»; ü «Амонимы»; ü «Синонимы» ü «Фразеологизмы»; ü «Состав слова»; ü «Что такое скороговорка»; |
Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы |
Игры и игрушки |
|
Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д. |
|
Оборудование класса |
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
|
Список литературы
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.2: Предложение. Текст: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.
3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.3: Письменная связная речь.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. –120 с.: ил.-(коррекционная педагогика).
4. Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. Екатеринбург, 2005. 5.Ефименкова. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: М.: Просвещение, 1991. –224 с.
6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. –М.: Просвещение, 1991. –239 .
7. Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий No 8 «Слова–друзья и слова – неприятели». Ярославль, 2001.
8. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.
9. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).М.,2007.
10. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – СПб.: Литера, 2004. – 32 с.
11.Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: Астрель, 2004. – 268 с.
12.Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.:КАРО, 2007. – 112
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.