Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками
«СОХРАНИ СЕБЯ»
I. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Основная информация о программе
1.1 Проблемы, на решение которых направлена программа:
1. 2 Цели и задачи программы
Цели:
Задачи программы:
· Осуществление диагностической работы с целью выявления семей, нуждающихся в поддержке
· Диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и особенностей семейных отношений в целом
· Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании
· Формирование новых ресурсов для полноценного функционирования личности в социальной среде
1.3 Целевая аудитория
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками, 10-16 лет и их семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности. К сожалению, в современном обществе под влиянием политических и социальных событий основы родительской культуры во многих семьях утеряны. Во многом именно с этим связан рост асоциального поведения среди подростков. Поэтому очень важно создать условия для формирования родительской ответственность и компетентность, помочь родителям приобрести знания и навыки в области воспитания детей.
С другой стороны подростковый возраст, когда подросток ищет своё место в жизни, является наиболее сложным как для родителей, так и для самих подростков. Часть дня подросток находится в школе, все остальное время он проводит на улице. А в современных условиях подростки стали менее подконтрольными, что и приводит к негативным последствиям. Любимым времяпрепровождением подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков, в которой большую ответственность несут, кроме педагогов, и другие лица.
Необходимо создание условий для успешной адаптации ребенка в семье, школе и в обществе через усиление центрального защитного фактора – сплочение семьи.
III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа находится в стадии разработки и апробации.
Алгоритм реализации программы
· Первый этап – диагностический – изучение потребностей и запросов подростков
· Второй этап – деятельностный – координация действий, осуществление
запланированных мероприятий, контроль за их реализацией
· Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
· Работа с подростками
· Работа с семьей (родителями)
· Организация досуга детей и подростков
Работа с семьей (родителями)
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, осознанию себя ответственными за психологическое здоровье детей.
Задачи:
- Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей и подростков.
- Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми.
- Разработка основных правил семейного воспитания.
- Создание положительной мотивации у родителей в содействии образованию подростка.
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Создание комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы с родителями:
Просветительская работа: выпуск информационных листов, беседы, дискуссии, ролевые игры, лекции с элементами тренинговой работы для родителей, на темы:
§ психологические особенности подросткового возраста
§ способы конструктивного взаимодействия с подростком
§ что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье
§ как преодолеть трудности в воспитании подростка
· Психокоррекционная работа – семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходы ребенка из дома, агрессивное поведение, неуправляемость, общение с незнакомыми и сомнительными личностями и т.д.)
· Психопрофилактическая работа
Методы реализации работы с семьей:
· Диагностика подростков и родителей (на начальном этапе, для оценки положения в семье, для подведения итогов)
· Психологическое консультирование
· Семейные праздники
· Фольклорные игровые программы
Работа с подростками
Цель: формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и детей.
Задачи:
.
Методы работы с детьми и подростками:
· Групповая работа
· Тренинг поведения
· Личностный тренинг
· Дискуссии
· Мозговые штурмы
· Беседы
· Лекции
· Ролевые игры
· Просмотр и обсуждение фильмов
· Индивидуальные консультации
· Тесты
· Конкурсы
· Праздники
Организация досуга детей и подростков
Цель: адаптация детей и подростков к современным условиям жизни
Задачи:
· Создание ситуации успеха для детей и подростков.
· Формирование личной и социальной компетентности детей и подростков, развитие у них позитивного отношения к самим себе и к окружающему обществу.
· Укрепление и развитие чувства самоуважения, способности критически мыслить, чувства ответственности.
Направления организации досуга:
· Изучение интересов и потребностей детей;
· Приобщение к творческой деятельности;
· Методическое сопровождение мероприятий досуга;
· Организация социально-значимой деятельности детей и подростков.
Тематические мероприятия для организации досуга детей и подростков:
· Деловые игры
· Акции («Скажи вредным привычкам нет!»)
· Диспуты «Как найти свое место в жизни?»
· Обзорные лекции с приглашением специалистов на юридические темы.
· Дни здоровья
· Комплексные спортивные мероприятия
IV. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
· Диагностика: тестирование, опрос, беседа.
· Выявление предпочтительных занятий учащихся во внеурочное время.
· Беседы о правах и ответственности детей.
· Тренинги:
Тренинг общения для подростков
Тренинг целеполагания
· Игры:
Познавательно-развивающая игра-кругосветка «Моя семья»
Спортивно-развлекательная эстафета «Пусть горит олимпийский огонь»
Познавательная игра-викторина «Маленькие тайны большой природы»
· Участие в окружных культурных и спортивных мероприятиях
· Выпуск информационных листовок для детей и родителей
· Семейные праздники:
Масленица
«День любви и верности»
«Праздник бабушек и мам»
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками
- Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях
- Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками
- Расширение репертуара поведенческих реакций в ситуациях конфликта
- Организация культурно-досуговой деятельности подростков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.