Программа профориентационной работы «В мире профессий»
Оценка 4.7

Программа профориентационной работы «В мире профессий»

Оценка 4.7
Образовательные программы
rtf
психологическая работа +1
01.02.2020
Программа  профориентационной работы  «В мире профессий»
Программа в мире профессий.rtf

 

Программа

профориентационной работы

«В мире профессий»

 

I. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1.1 Проблемы, на решение которых направлена программа

           Сложности в профессиональном самоопределении школьников и отсутствие достаточной информации о мире профессий.

 

1.2 Цели и задачи программы

    

     Цели:

-        Формирование у школьников готовности к выбору профессии, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей, анализу профессий и принятию решения на основе сопоставления этих двух типов знаний и сознательного выбора профиля обучения в старшей школе

-        Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии

-        Развитие способности адаптироваться в реальных жизненных обстоятельствах

 

Задачи:

-        Диагностика уровня развития профессиональных установок

-        Определение генеральной линии профессионального самоопределения и самореализации учащегося и возможных вариантов ее развития

-        Совместный с учащимися поиск профиля профессии, который бы наилучшим образом соответствовал индивидуальным особенностям учащегося

-        Поиск реальных профессий, соответствующих найденному профилю, обсуждение возможных видоизменений и модификаций профессий, специальностей, рабочих мест

-        Определение и обсуждение с учащимися сложностей и проблем, связанных с внутренними и внешними обстоятельствами жизни учащегося, которые могут встречаться на пути реализации планов и возможных путей разрешения выявленных проблем

-        Помощь личностному росту учащегося, работа с самооценкой, умение принимать решения и брать на себя ответственность за свои действия

-        Активация процесса профессионального самоопределения за счет активации их психологических ресурсов

-        Обеспечение системой сведений о мире современных профессий

-        Формирование учебной мотивации, с точки зрения задач дальнейшего профессионального развития

-        Использование современных методов и форм работы

 

1.3 Целевые группы: Учащиеся 8-11 классов школы

 

 

II. АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Учитывая все возрастающие требования к выпускнику новой школы, который должен быть подготовлен в соответствии с требованиями современного информационного общества (достичь понимая себя и окружающей среды, разобраться в своих профессиональных потребностях и потребностях рынка труда, пройти курсы интеллектуальной, культурной, эстетической, экологической подготовки, проявить себя как творческая личность) необходимо проведение  профориентационной работы на  ранних этапах становления школьника, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Учащиеся должны уметь принимать решения при выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

В 9-м классе перед каждым школьником очень остро встает вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, общество требует от подростка уровня зрелого профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Если в 15 лет жизнь радикально не изменилась, и подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, само решение о выборе направления дальнейшего жизненного пути. До окончания школы в этот относительно короткий срок необходимо эту задачу решить - создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, то это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Ведь для принятия решения в области направления и содержания своего дальнейшего обучения девятиклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном 11-м классе задача профессионального самоопределения выходит на первый план. Окончательный выбор предполагает определенный уровень способности к самоограничению, отказ от подростковых фантазий, в которой ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Учащиеся современной школы испытывают недостаток в информации о возможных путях профессионального развития и его ограничениях. Очень часто информация, которой обладают ученики, оказывается поверхностной и необъективной и учащиеся остаются один на один с выбором своего дальнейшего образования и будущей профессии, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

В настоящий момент существенное влияние на молодежь при выборе профессии оказывают советы родителей и родственников. Как правило, в семье в зависимости от системы ценностей родителей происходит обсуждение и выбор будущей профессии, подготовка к тому образу жизни, который, по мнению родителей, занимает приоритетное место.

В выборе профессии для детей родители ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице.

Практика показывает, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений о способностях и интересах своих детей, либо, не учитывая их интересы и увлечения, принуждают к выбору нелюбимой профессии.

 

 

III. РЕАЛИЗАЦИЯ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ

 

Работа будет вестись в трех направлениях:  информационное, диагностическое и развивающее.

 

 

Информационное направление программы

 

Информационное направление программы будет осуществляться по следующим темам:

·         Анализ рынка труда и востребованности профессий

·         Психофизиологические   особенности человека  и выбор профессии

·         Волевые качества личности и выбор профессии

·         Социальная   и   профессиональная структура общества

·         Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования

 

 

Диагностическое направление программы

 

Диагностическое направление работы будет осуществляться с использованием следующих диагностических средств:

 

1. Методика «Карта интересов» или «Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов».

«Карта интересов» предназначена для изучения интересов старшеклассников к различным профессиональным областям. Таких областей в данной методике насчитывается 15: математика; химия; биология; геология, география; техническое моделирование; электро- и радиотехника; журналистика; право; история; педагогика; медицина; торговля; военное дело; музыкальная и художественная

 

2. Методика Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) модификация Азбель.

Это методика, разработанная Е. Климовым, позволяет определить подходящий для  личности предмет труда. В модификации Азбель выделяется 6 типов профессий: «другие люди», «природа», «техника», «знаковые системы», «художественные образы», «сам человек».

 

 

Развивающее направление работы

 

1.      Профориентационная игра «Я выбираю профессию» Игра состоит из трех циклов занятий. Первый цикл посвящен разбору условных ситуаций выбора профессии. Второй анализу типичных ошибок и затруднений, которые испытывают молодые люди в этот период. На занятиях третьего цикла школьники обсуждают конкретные ситуации выбора профессии.

2.      Презентация учениками подробного профессионального плана.

 

 

 

Принципы реализации программы

 

  • Широкое применение активных форм проведения занятий. Опыт показывает, что их использование помогает школьникам более глубоко усвоить теоретические знания, получить первый опыт применения своих знаний при проведение игр и бесед, что облегчит усвоение материала
  • Индивидуальный подход
  • Работа в зоне актуального развития

 

 

Методы работы

 

  • Беседы
  • Лекции
  • Профориентационные игры
  • Тестирование
  • Профконсультации
  • Выпуски информационных бюллетеней
  • Индивидуальное консультирование родителей учащихся
  • Индивидуальные рекомендации по выбору дальнейшего обучения и дальнейшего развитию личности учащегося

 

 

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

-        Формирование у учащихся представления о многообразии мира профессий, о требованиях, предъявляемых к современному профессионалу, о приоритетных профессиях на рынке труда, о серьезности в принятии решения - выбора профессионального будущего.

-        Формирование сознательной жизненной позиции относительно своего профессионального будущего.

-        Осознание наличия широких возможностей для профессиональной самореализации и формирование представлений о способах её осуществления.

-        Формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности

-        Выработка профессионального плана.

Программа профориентационной работы «В мире профессий»

Программа профориентационной работы «В мире профессий»

Использование современных методов и форм работы 1

Использование современных методов и форм работы 1

В настоящий момент существенное влияние на молодежь при выборе профессии оказывают советы родителей и родственников

В настоящий момент существенное влияние на молодежь при выборе профессии оказывают советы родителей и родственников

Развивающее направление работы 1

Развивающее направление работы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020