ПРОГРАММА «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»
Оценка 4.7

ПРОГРАММА «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»

Оценка 4.7
rtf
воспитательная работа +2
01.02.2020
ПРОГРАММА «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»
программа Второе дыхание.rtf

 

 

ПРОГРАММА

«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»

 

 

I. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 1 Основная информация о программе

1.1 Проблемы, на решение которых направлена программа: зависимости и созависимости родителей, социально-неприемлемое поведение, конфликтные отношения, преодоление трудной жизненной ситуации.

1.2 Цели и задачи программы                                                                                                              

     Цели: сохранение, укрепление семьи, социальная реабилитация и адаптация в новых условиях

    Задачи:

-        приобщение к здоровому образу жизни

-        содействие повышению престижа материнства и отцовства – укрепление семьи

-        помощь в формировании собственной активности в трудных жизненных ситуациях

-        формирование устойчивости к изменившимся условиям жизни

-        повышение правовой, педагогической и психологической культуры родителей

1.3 Целевые группы: семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, учащиеся 8-11 классов школы

 

 

II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

Возникновение кризисных ситуаций. Их характер и последствия для личности находятся в непосредственной зависимости от особенностей определенного этапа развития личности. Наиболее распространенные психологические проблемы школьников: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения со сверстниками и учителями, низкая самооценка, склонность к участию в асоциальных группировках, различные формы отклоняющегося поведения. Причины этого кроются в стандартизированных требованиях к поведению и игнорированию индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей. В качестве основной причины вовлеченности детей и подростков в кризисные ситуации мы рассматриваем различные формы дезадаптации, обусловленные как возрастными закономерностями, так и, в первую очередь индивидуальными особенностями развития. Любая кризисная ситуация, в которой оказался ребенок, имеет две стороны. Во-первых это стечение внешних обстоятельств, во-вторых, неспособность самого субъекта предвидеть, избежать, адекватно прореагировать на опасное поведение человека в любом возрасте, что в значительной, мере стереотипно. Их мотивационную основу составляют системы отношений личности, образующие субъективную картину мира.

Только за последние два года у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Основным направлением работы программы является тотальное сотрудничество с семьей, всеми её членами, окружением.

 На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

 

 

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

с организациями и лицами, готовыми к выявлению и помощи неблагополучным семьям

 

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения
  • Отдел образования, школы
  • Органы внутренних дел
  • Органы здравоохранения
  • Служба занятости населения

 

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители
  • Педагоги школ
  • Воспитатели д/с
  • Врачи
  • Участковый инспектор
  • Родственники
  • Соседи
  • Друзья

 

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Документы социального патроната
  • Материалы психодиагностики
  • Результаты обследований
  • Жалобы и заявления граждан

·         Материалы о правонарушениях

 

 

IV. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И КОРРЕКЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В РАБОТЕ ПРОГРАММЫ

В данной программе мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

-        Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

-        Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонному  к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

 

 

КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С НИМИ.

Изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье, занимаемся корректировкой семейного воспитания, отношений «родители – дети», «родители – школа». Выделяем два аспекта:

-        Корректировка воспитания в отдельных семьях.

-        Работа с неблагополучными семьями.

 

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

-        УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения, либо недопустимости какого-то поступка;

 

-        МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

 

-        ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы;

 

-        ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ – стараемся привить это умение;

 

-        НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - формирование положительных качеств.

 

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

·        Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

 

·        В многодетной семье могут быть не только дружные дети - коллективисты, но и педагогически запущенные, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты добыванием средств к существованию, а воспитание детей не организовано, пущено на самотек.

 

·        Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может приводить к печальным последствиям: тормозится развитие детей, они эксплуатируются как  добытчики материальных благ, могут вовлекаться в разную трудовую деятельность,  подрывающую физические силы, растлевающую духовно, мешающую учебе.

 

·        Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек.

 

·        Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход от благотворного влияния семьи и школы.

 

·        Семья умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

 

·        Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, а обеспечивают только материальные блага. Если своевременно не подкорректировать воспитательный процесс, придется иметь дело с неблагополучной семьей.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ.

-        Материально-бытовые условия.

-        Эмоционально-нравственный климат.

-        Режим дня ребенка в семье.

-        Методы и приемы воздействия взрослых на детей

-        Семейный досуг.

-        Уровень педагогической культуры родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, необходимо:

-        Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с  другом.

-        Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, необходимо изолировать ребенка от подобных родителей. В каждом конкретном случае подход  должен быть сугубо индивидуальным.

-        Если у школьника уже появились психические аномалии, его следует проконсультировать у детского психиатра. 

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:

·         детская безнадзорность и беспризорность

·         побеги из дома

·         половая распущенность

·         правонарушения и преступная деятельность

·         алкоголизм

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1.      Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)

2.      Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей)

3.      Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта?        (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4.      Какие меры следует предпринять? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5.      Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными?

Необходимо сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

 

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

·         Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

·         Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.

·         Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.

·         Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

·         Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.

·         Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

·         Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

·         Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

·         Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

·         Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.

·         Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

·         Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

·         Поощряйте успехи, замечайте даже незначительный рост в достижениях семьи.

·         Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

·         Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.

·         Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

·         Нужно  быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

 

 

V. РЕАЛИЗАЦИЯ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ

 

 

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работы с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов
  • анкетирование детей и родителей
  • опросники
  • тесты
  • интервью узких специалистов
  • мини-консилиумы
  • тренинги
  • анализ документов
  • анализ продуктов детского творчества
  • анализ документации паспортно-визовой службы
  • сбор списков неблагополучных семей
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона)
  • протоколы КДН
  • заявки семьи на оказание помощи
  • анализ состояния здоровья детей
  • анализ развития, успеваемости

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

  • взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи
  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации
  • консультации специалистов
  • помощь общественных организаций
  • влияние через СМИ
  • пропаганда здорового образа жизни
  • пропаганда семейных ценностей
  • вовлечение в клубы по интересам
  • семейная терапия
  • индивидуальные беседы
  • индивидуальный социальный патронат семей
  • родительские собрания на дому

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

  • спортивные группы
  • тренинговые группы
  • консультирование
  • семейные вечера

4

Профилактика семейного неблагополучия.

  • родительский всеобуч
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей 
  • лектории для подростков
  • информационная поддержка
  • устройство в д/с, колледжи, училища
  • устройство на работу
  • летний лагерь

5

Помощь  Школы  неблагополучным семьям.

  • психологическая
  • педагогическая
  • профориентация
  • организация культурного досуга

 

 

VI. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ

Для дальнейшего развития программы созданы подпрограммы:

·         «Я - гражданин» - направлена на формирование у учащихся основ правовой культуры.

·         «Сохрани себя» - направлена на формирование и совершенствование навыков обучения, формирования благополучной социальной среды для развития подростка, формирование ответственной позиции родителей.

·         «В мире профессий» - направлена на преодоление сложности в профессиональном самоопределении школьников, расширении информационного поля о мире профессий.

 

VII. РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

·         Снижение количества и интенсивности конфликтов в детско-родительских отношениях.

·         Формирование ресурсов для активного преодоления сложных жизненных ситуаций.

·         Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни.

·         Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье, способной предоставить ему условия, необходимые для нормального развития.

·         Повышение престижа институтов материнства и отцовства.

·         Восстановление функционального единства семьи.

2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

·         Улучшение взаимоотношений в семье, избавление от подавления инициативы ребенка.

·         Снижение напряженности во внутрисемейных отношениях.

·         Расширения круга общения и социальных контактов.

·         Расширению поведенческого репертуара в кризисных ситуациях.

·         Приобщение к здоровому образу жизни.

Программа создана для развития и внедрения новых методов работы с семьями, оказавшимися в кризисной жизненной ситуации. Это программа развития и самореализации.

ПРОГРАММА «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»

ПРОГРАММА «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»

Основным направлением работы программы является тотальное сотрудничество с семьей, всеми её членами, окружением

Основным направлением работы программы является тотальное сотрудничество с семьей, всеми её членами, окружением

Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонному к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты

Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонному к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты

Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек

Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ

Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них

Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них

Индивидуальная помощь неблагополучной семье

Индивидуальная помощь неблагополучной семье

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье, способной предоставить ему условия, необходимые для нормального развития

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье, способной предоставить ему условия, необходимые для нормального развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020