Коррекционно-развивающая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов
Выполнила: Ользонова Т.М.
Учитель специального коррекционного класса
МБОУ «Баяндаевская СОШ»
Аннотация
Программа, разработанная для обучения и воспитания детей-дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии. Она призвана решить проблему комплексного подхода, а также обучить родителей и педагогов конструктивному поведению и взаимодействию с детьми с ОВЗ в процессе игровой деятельности. В программе описана модель взаимодействия, которая позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности детей и их компенсаторные возможности и четко сформулировать объективное заключение. Эффективность реализации программы оценивалась на основе выработанных критериев оценки достижения планируемых результатов: положительная динамика в состоянии ребенка; повышение психолого-педагогической компетентности родителей (анализ удовлетворенности); успешная интеграция ребенка в социальную и образовательную среду.
Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, конструктивное поведение, разноуровневая модель взаимодействия, компенсаторные ресурсы
Aктуальнейшая проблема современного дошкольного образования — предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Согласно данным статистики, за последние годы выросло и продолжает расти число детей с ограниченными возможностями здоровья и функциональными заболеваниями среди дошкольников. А это значит, что все психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогенеза, нарушенного развития. Значительную часть детей, прошедших ТПМПК и получивших статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Социально-психологическими особенностями детей с ЗПР являются:
Именно поэтому в образовательном учреждении остается высокая потребность в тесном сотрудничестве всех специалистов при организации коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей. Согласованность действий всех специалистов позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии высших психических функций (ВПФ), что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности — игру.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог Фридрих Фребель. Он считал, что игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Основываясь на дидактической системе Ф. Фребеля, мы разработали коррекционно-развивающую программу по развитию ВПФ у дошкольников с ОВЗ, получившую название «Игробург». Ведь в процессе естественной для ребенка деятельности (игры) он, подобно строителю, выстраивает свой «город» (свою жизнь), начиная с главных домов, название которых соответствует важнейшим в развитии функциям: внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Представленная модель взаимодействия позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности детей, их компенсаторные возможности и четко сформулировать объективное заключение. Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.
Актуальность данной программы объясняется тем, что в настоящее время, большинство существующих программ, как правило, разработаны для реализации в условиях специализированных детских садов и групп компенсирующей направленности. Как известно, наилучший результат в работе с детьми с ОВЗ обеспечивает комплексный подход, который предусматривает взаимодействие всех специалистов. Их тесная взаимосвязь возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям. Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода, а также обучить родителей и педагогов конструктивному поведению и взаимодействию с детьми с ОВЗ в процессе игровой деятельности.
Цель: повышение эффективности психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов ДОУ.
Задачи:
Структура и содержание программы. Программа рассчитана на один учебный год и делится на 3 этапа.
Разработан календарный план, в соответствии с которым планируют и организуют коррекционную работу все специалисты, работающие с данной группой детей. Для каждого модуля разработана картотека коррекционно-развивающих игр, которые решают одновременно несколько коррекционных задач и могут быть использованы любым специалистом ДОУ и родителями ребенка с ОВЗ. Один раз в квартал с детьми по возрастным параллелям проводится итоговое занятие с привлечением всех специалистов. Разработаны технологические карты. Такие занятия имеют мотивационную, диагностическую и развивающую направленность. Программой предусмотрена работа со всеми участниками образовательного процесса. Формы работы с участниками образовательного процесса
Участники образовательного процесса |
Формы работы |
Дети с ОВЗ |
Диагностическое обследование; индивидуальные занятия со специалистами; подгрупповые занятия со специалистами; итоговые совместные занятия со специалистами (ежеквартально); интервьюирование. |
Родители (законные представители) |
Беседы, консультации, буклеты; анкетирование; семинары-практикумы; педагогическая гостиная; квесты; тренинги; информирование в социальных сетях; «почтовый ящик». |
Педагоги ДОУ |
Беседы, консультации; семинары-практикумы; педагогические мастерские; «творческая лаборатория». |
Календарный план работы с детьми
Функциональный модуль |
Формы организации работы |
Цели |
Сроки |
«Восприятие» |
Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами |
развитие целостного, зрительного и осязательного восприятия, пространственной и временной ориентировки |
октябрь |
«Внимание» |
развитие концентрации, произвольного переключения, устойчивости и распределения внимания, на увеличение объема внимания + моторика |
ноябрь |
|
Итоговое совместное занятие со специалистами |
повышение уровня развития восприятия и внимания; развитие мелкой и общей моторики |
ноябрь |
|
«Память» |
Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами |
развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти, увеличение объема кратковременной памяти |
декабрь |
«Речь» |
развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, умения вычленять причинно-следственные связи в предложении |
январь — февраль |
|
Итоговое совместное занятие со специалистами |
повышение уровня развития памяти и речи; развитие мелкой и общей моторики |
февраль |
|
«Мышление» |
Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами |
развитие логического, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, межполушарного взаимодействия |
март |
«Воображение» |
развитие зрительного и словесного, творческого и воссоздающего воображения. |
апрель. |
|
Итоговое совместное занятие со специалистами |
повышение уровня развития мышления и воображения; развитие мелкой и общей моторики |
апрель |
Примерный план итоговых совместных занятий со специалистами
Уч. год |
Тема занятия |
Коррекционно-развивающие задачи |
Сроки |
1 |
«Путешествие по временам года» |
Развивать познавательную активность детей. Развивать зрительное внимание. Развивать восприятие формы и цвета, целостное восприятие и временные представления. Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в группе, договариваться. Поощрять инициативу детей. Развивать способность к эмпатии. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Активизировать словарь. Развивать диалогическую форму речи, связную речь. |
ноябрь |
«Речевая |
Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Активизировать словарь. Развивать диалогическую форму речи, связную речь. Развивать зрительную память. Воспитывать умение работать в группе, договариваться. Поощрять инициативу детей. |
февраль |
|
«Курсы юных поварят» |
Развивать познавательную активность детей. Формировать умение выявлять логические закономерности. Развивать воображение, слуховое внимание. Формировать конструктивные навыки. Закреплять навыки счета и умение соотносить число и цифру. Формировать умение анализировать процесс и результаты собственной деятельности. Активизировать словарь. Развивать диалогическую форму речи. Развивать мелкую моторику. Повышать интерес к техническому творчеству. |
апрель |
|
2 |
«Морские |
Развивать познавательную активность детей. Развивать зрительное и пространственное восприятие. Развивать зрительное и слуховое внимание. Совершенствовать конструктивные навыки. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Активизировать словарь. Совершенствовать связную речь. Развивать коммуникативные навыки. Развивать способность к эмпатии. |
ноябрь |
«Карик и Валя в стране |
Повышать познавательную активность детей. Развивать тактильную память. Формировать навыки программирования. Развивать диалогическую речь, речевое дыхание, активизировать словарь. Повышать уровень развития общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Воспитывать умение работать в группе, учить сопереживать. |
февраль |
|
«Воображариум» |
Развивать познавательный интерес. Развивать воображение, творческие навыки. Формировать умение определять логические связи, обобщать. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Активизировать словарь. Совершенствовать связную речь. Развивать коммуникативные навыки. |
апрель |
|
3 |
«Музыкальная мозаика» |
Развивать познавательный интерес детей. Развивать слуховое внимание при восприятии тихих и громких, низких и высоких звуков. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Активизировать словарь. Развивать умение переключать и распределять внимание. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Развивать тембровую окраску голоса. |
ноябрь |
«Путешествие по логостране» |
Повышать речевую активность детей. Развивать слухоречевую память. Активизировать словарь. Повышать уровень развития общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Способствовать практическому овладению простыми и основными сложными предлогами. |
февраль |
|
«Интеллектуальная |
Развивать воображение, творческие навыки. Закреплять умение классифицировать и обобщать, определять последовательность, сравнивать. Развивать общую и мелкую моторику. Закреплять умение находить 4-й лишний предмет и объяснять выбор. Активизировать словарь. |
апрель |
Календарный план работы с родителями
Функциональный модуль |
Формы организации |
Цели |
Сроки |
|
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики |
Информирование родителей об уровне актуального развития ребенка с ОВЗ. |
сентябрь |
«Восприятие» |
Мероприятие |
Повышение компетентности родителей в воспитании дошкольников с ОВЗ. |
октябрь |
«Внимание» |
Анкетирование |
Выявление уровня осведомленности
родителей в вопросах воспитания |
ноябрь |
«Память» |
«Почтовый ящик» |
Получение обратной связи |
декабрь |
«Речь» |
Мероприятие |
Повышение компетентности родителей в воспитании дошкольников с ОВЗ. |
январь — февраль |
«Мышление» |
Информационные |
март |
|
«Воображение» |
Совместное занятие специалистов с родителями и детьми |
Повышение компетентности родителей и формирование навыков взаимодействия с детьми с ОВЗ |
апрель. |
|
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики |
Информирование родителей о динамике развития ребенка с ОВЗ. |
май |
Календарный план работы с педагогами
Функциональный модуль |
Формы организации работы |
Цели |
Сроки |
|
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики |
Информирование педагогов об уровне актуального развития ребенка с ОВЗ. |
сентябрь |
«Восприятие» |
Семинар-практикум для педагогов |
Повышение компетентности педагогов в развитии дошкольников с ОВЗ. |
октябрь |
«Внимание» |
Информационные буклеты |
ноябрь |
|
«Память» |
Беседа, консультация |
декабрь |
|
«Речь» |
Творческая лаборатория |
январь — февраль |
|
«Мышление» |
Анкетирование |
март |
|
«Воображение» |
Педагогическая мастерская |
апрель. |
|
|
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики |
Информирование педагогов о динамике развития ребенка с ОВЗ. |
май |
Требования к специалистам
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности:
Ожидаемые результаты реализации программы
Модуль |
Планируемые результаты |
3–4 года |
|
Восприятие |
Называет 4 основных цвета, 2 формы (круг, квадрат), различает понятия «один — много», «большой — маленький», строит 3 игрушки по росту. Собирает «коробку форм» с помощью практического примеривания. Узнает контрастные времена года (зима — лето). Называет части тела, показывает правую и левую руку. |
Внимание |
Непроизвольное. Объем внимания 3–4 предмета, устойчивость 5–7 мин. |
Память |
Объем зрительной памяти 3–4 предмета. Формируется слухоречевая память. |
Речь |
Проявляет речевую активность, вступает в контакт, понимает названия действий и предметов; может показать части тела и лица, понимает двухступенчатую инструкцию; общается с помощью 2–3-словных предложений не нарушает слоговую структуру двухсложных слов; |
Мышление |
Мышление наглядно-действенное. Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы. Устанавливает элементарные причинно-следственные связи. |
Воображение |
Репродуктивное с элементами творческого |
4–5 лет |
|
Восприятие |
Различает и называет 6 цветов, 3 основных формы, ориентируется в понятиях «большой — маленький», «высокий — низкий», «толстый — тонкий» и т. д. Собирает «коробку форм». Знает контрастные времена года (зима — лето). Определяет части суток, связывая их с режимными моментами. |
Внимание |
Объем 4–5 предметов, устойчивость 10–12 минут. Развивается произвольное переключение. |
Память |
Объем зрительной памяти 4–5 предметов, учится запоминать на слух ряд слов. |
Речь |
Активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам, сформировано понимание простых предлогов. Умеют образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами. Передает рисунок двухсложных и трехсложных слов. Повторяет за взрослым описательный рассказ из 2–3 предложений. Пересказывает знакомые сказки со зрительной опорой. |
Мышление |
Способен описать предмет по признакам, найти лишнее, обобщить простые понятия, классифицировать. Учится считать до 5 (на основе наглядности), осваивает порядковый счет. |
Воображение |
Репродуктивное с элементами творческого |
5–6 лет |
|
Восприятие |
На основе зрительной ориентировки подбирает предметы по форме, величине, называет все цвета спектра (6–8 цветов), геометрические фигуры. Соотносит временные события (утро, день, вечер, ночь), называет времена года и некоторые их признаки. |
Внимание |
Объем 5–6 предметов, устойчивость 15–20 минут. |
Память |
Объем зрительной память 5–6 предметов, слухоречевой 2–3 слова. |
Речь |
Использует в речи синонимы и антонимы. Образовывает относительные и притяжательные прилагательные. Умеет составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия. Сформированы навыки слогового анализа одно- и двухсложных слов. Выделяет заданный звук из ряда звуков. Составляет рассказы-описания. |
Мышление |
Продолжает усваивать сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Осваивает порядковый счет в пределах 10, выделяет из множества в пределах 5-ти, решает простые устные задачи. Сравнивает предметы, классифицирует и обобщает распространенные группы предметов. |
Воображение |
Репродуктивное с элементами творческого. Может придумать историю по картинке. |
6–7 лет |
|
Восприятие |
Различает и называет цвета и оттенки, основные геометрические фигуры, величины. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости. Определяет и называет временные отношения. |
Внимание |
Внимание произвольное. Объем внимания 6–7 предметов, устойчивость 20–25 мин. Способен к произвольному переключению и распределению внимания. |
Память |
Память произвольная. Объем зрительной и слуховой памяти 6–7 предметов. |
Речь |
Владеет простыми и основными сложными предлогами, использует в речи числительные, местоимения, наречия, причастия. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов разной слоговой структуры. Разгадывает ребусы. Пересказывает небольшие рассказы. Составляет рассказы по серии картин и по картине. |
Мышление |
Любознателен, любит экспериментировать, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности понимать проблему. Классифицирует и обобщает понятия, сравнивает, пытается анализировать. Устанавливает простейшие зависимости между объектами, связи и отношения между целым множеством и различными его частями. Считает до 10. Называет числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10. Соотносит цифру и количество предметов, решает логические задачи. |
Воображение |
Воображение творческое. Способен сам придумать сказку, рисунок, постройку. |
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Образцы коррекционно-развивающих игр
Игра «Ателье». Оборудование: «Дары Фребеля» (набор №10) или любые пуговицы, карточки с изображением силуэтов одежды.
Задачи:
Содержание игры. Игровая ситуация: «Сегодня мы будем помогать работникам ателье. Нам необходимо правильно пришить пуговицы к одежде».
Уровень 1. Детям необходимо положить на силуэт подходящие по цвету пуговицы в количестве, указанном педагогом.
Уровень 2. Дети кладут пуговицы в соответствии с количеством услышанных хлопков.
Уровень 3. Необходимо положить пуговицы в соответствии с инструкцией (на 1 больше, чем услышали хлопков; на 1 меньше, чем хлопков, и т. д.).
Игра «Парочки в рукаве». Оборудование: «Дары Фребеля» (набор J1) или любые геометрические фигуры, рукав, карточки с недостающим предметом.
Задачи:
Содержание игры.
Игровая ситуация: «В лабиринте потерялись фигуры, давай найдем каждому пару».
Уровень 1. Ребенку предлагается найти в рукаве любую фигуру, назвать ее, а потом найти ей пару.
Уровень 2. Ребенку необходимо найти пару одинаковых фигур. Задание выполняется двумя руками одновременно.
Уровень 3. В рукаве необходимо найти фигуры, которых не хватает на предложенных карточках.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие». Цель: развитие высших психических функций у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов.
Задачи:
Материалы и оборудование: игровые наборы Ф. Фребеля №№ 7, 8, 10, J1, видеофильм, карточки-схемы с изображением рыб, силуэты морских обитателей, песочный стол, коктейльные трубочки, карточки «Продолжи ряд», Фонограмма песни Е. Железновой «Ветер дует», деревянный ящик с прорезью, емкость с водой, окрашенной в синий цвет, иллюстрация с изображением морского дна и его обитателей, стакан, фигурка дайвера.
Технологическая карта
Этап мероприятия |
Задачи этапа |
Средства, которые |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Результат |
Мотивационно-побудительный этап |
Пробуждение положительного эмоционального настроя. |
Загадка, стихотворение о море. |
Здороваются с детьми, интересуются их настроением. Загадывают загадку, побуждают к деятельности. Методы, приемы: художественное слово. |
Коммуникативная Отгадывают загадку. |
Создание дружелюбной атмосферы, позитивного настроя. |
Организационно-поисковый этап. Поисковая часть |
Актуализация знаний Постановка и принятие детьми цели мероприятия |
Видеофильм о море и морских обитателях |
Приглашают детей к обсуждению, Поощряют высказывания детей. Методы, приемы: беседа, демонстрация. |
Познавательно-исследовательская, коммуникативная. Смотрят видеофильм. Участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях. |
Расширение и уточнение знаний о морских обитателях, развитие связной речи. |
Практическая часть |
1. Развитие конструктивных навыков, пространственного восприятия, закрепление знаний о фигурах и цветах |
Набор Фребеля №7, карточки-схемы с изображением рыб |
Предлагают спасти рыбку, собрав ее из геометрических фигур по образцу. Методы, приемы: объяснение, моделирование. |
Игровая, коммуникативная Выполняют задание педагога, ориентируясь на образец. |
Развитие умения работать по образцу |
2. Развитие зрительного восприятия, внимания |
Набор Фребеля J1, силуэты морских обитателей |
Предлагают детям разглядеть морских обитателей, запутавшихся в водорослях. Создают проблемную ситуацию. Методы, приемы: беседа, упражнение. |
Игровая, коммуникативная Участвуют в диалоге, выполняют упражнение. |
Развитие эмпатии, внимания и зрительного восприятия; умение разрешать проблемные ситуации. |
|
3. Развитие длительной направленной воздушной струи и мелкой моторики, логического мышления |
Набор Фребеля №10, песочный стол, коктейльные трубочки, карточки «Продолжи ряд» |
Создают проблемную ситуацию. Предлагают найти сокровища, потерянные пиратами. Методы, приемы: самостоятельная работа, объяснение. |
Познавательно-исследовательская, игровая Находят в песке «драгоценности», раздувая песок при помощи коктейльной трубочки, продолжают предложенные логические ряды. |
Развитие органов дыхания, мелкой моторики, логического мышления |
|
Физминутка |
Развитие координации движений, чувства ритма, слухового внимания |
Фонограмма песни Е. Железновой «Ветер дует» |
Совместно с детьми выполняют двигательные упражнения под музыку Методы, приемы: упражнение. |
Двигательная, музыкальная Выполняют логоритмические упражнения по показу педагогов. |
Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. |
Практическая часть |
4. Развитие связной речи, активизация словаря , закрепить восприятие цвета и величины |
Набор Фребеля №8, деревянный ящик с прорезью |
Предлагают спасти осьминога, накормив акулу «червяками». Методы, приемы: дидактичесчкая игра. |
Коммуникативная, игровая Из предложенных цветных палочек выбирают те, которые соответствуют описанию педагогов. |
Формирование умения употреблять существительные и прилагательные в форме ед. ч., т. п., развитие связной речи. |
5. Обобщение знаний о морских обитателях. |
Емкость с водой, окрашенной в синий цвет, иллюстрация с изображением морского дна и его обитателей, стакан, фигурка дайвера. |
Предлагают детям исследовать морское дно, двигая стаканом по дну емкости. Методы, приемы: эксперимент, познавательная беседа. |
Познавательно-исследовательская Участвуют в эксперименте, называют обнаруженных морских обитателей. |
Закрепление знаний о море и его обитателях, расширение словаря: «дайвер», «акваланг», «дайвинг». |
|
Рефлексивно-корригирующий этап |
Подведение итогов деятельности, систематизация знаний, обобщение полученного опыта. |
|
Организуют осмысление совместной деятельности с помощью вопросов. Методы, приемы: беседа. |
Коммуникативная. Обобщают, делятся впечатлениями. |
Формирование умения анализировать процесс и результаты собственной деятельности. |
Как известно, большую роль в развитии детей с ОВЗ играет игра, и наилучший результат коррекционно-развивающей работы обеспечивает комплексный подход. Основываясь на дидактической системе Ф. Фребеля (который одним из первых заговорил о важности игры в развитии дошкольника), мы разработали такую систему работы, которая позволяет не только скорректировать имеющиеся недостатки в психическом развитии детей с ОВЗ, но и способствует их дальнейшему развитию. Целью нашей программы является повышение эффективности психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов. Данная цель реализуется через ряд задач, а именно:
Название нашей программы «Игробург» выбрано неслучайно. В процессе естественной для ребенка деятельности (игры) он, подобно строителю, выстраивает свой «город» (свою жизнь), начиная с главных домов, название которых соответствует важнейшим в развитии функциям: внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Расскажем о нашей программе, ответив на два вопроса. Первый вопрос: как играть? И ответ однозначный — вместе. Обязательным условием в работе с данной группой детей является комплексный подход, предусматривающий взаимодействие всех специалистов. Мы разработали единый календарный план, в соответствии с которым планируем и организовываем свою работу. Кроме того, ежеквартально проводим совместные игровые занятия. Такие занятия имеют мотивационную, диагностическую и развивающую направленность. Соответственно, разработаны технологические карты занятий по различным темам: «Путешествие по временам года», «Курсы юных поварят», «Речевая лаборатория» и др. Второй вопрос: во что играть? Для каждого «дома» создана картотека игр, которые отвечают двум основным критериям:
Результативность нашей программы доказана на практике: дети с удовольствием идут на занятия к специалистам (ведь они идут играть), принимают участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и по результатам диагностики все, без исключения, показывают положительную динамику в развитии.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.