Коррекционно-развивающая работа на внеклассных занятиях
по развитию мелкой моторики рук
Бабкина Е.С., воспитатель ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
Начинать работу по развитию мелкой моторики руки нужно с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики рук должна стать важной частью подготовки к школе, в том числе, письму.
В настоящее время все чаще встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи, поэтому развивать мелкую моторику детей нужно продолжать и в начальных классах.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память и воображение.
Обычно ребенок , имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Поэтому в группе продленного дня на внеклассных занятиях мы много занимаемся декоративно - прикладным искусством. Лепка пластилином и выкладывание на нем рисунка из природного материала. Это различные виды круп, семян, косточек. Работа с поделками - одно из любимых
занятий детей. Кроме очевидного творческого самовыражения ребенок развивает гибкость и подвижность пальцев, точность и координацию движений, что способствует улучшению речи. развивает мелкую моторику рук, воображение, формируются и развиваются навыки ручного труда.
Мои занятия помогут ребенку научится воплотить свои идеи в реальность, работать аккуратно и внимательно, кроме того, ребенок учится планировать свою работу и доводить ее до конца. Эти поделки станут оригинальным подарком учителю, другу, своим домашним.
Влияние занятий декоративно- прикладного искусства на ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности:
- расширение кругозор
- развитие мелкой моторики,
- создание целостного образа.
- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду,
- расширение словарного запаса,
- развитие познавательных процессов,
- активное влияние на психическое и физическое здоровье.
Таким образом, занятия способствуют всестороннему развитию личности.
Работа над поделками проходит в несколько этапов.
1.Сначала мы подбираем соответствующий рисунок к данной теме (это самые разные представления детей об окружающем мире):
«Осенины», « Русская матрёшка» ,«Новый год », «Международный Женский День 8 Марта», «День космонавтики», «День Победы», «Сказочные герои», «Рождественская елка», «Символ года», «Подарок маме» , «День здоровья» и др.
2.Затем на картон наносим рисунок и покрываем его пластилином разных цветов.
3. После этого подбираем соответствующие материалы- семечки, крупы. Если маленькая деталь, -то мелкие крупы, если большая ,- то семечки покрупней.
4. Выложив картину, раскрашиваем гуашью, а после того как краска высохла, покрываем лаком. Так получается готовая картина.
При работе над поделкой нужно большое терпение, внимание и усидчивость, так как работа очень кропотливая и долгая. Это приучает ученика младших классов доводить начатое дело до конца, убирать свое рабочее место, радоваться своему успеху и успеху товарища. Такая работа способствует сплочению детей в коллектив единомышленников в условиях школы-интерната в момент создания поделки декоративно-прикладного искусства .Такие внеклассные занятия обогащают речь ученика, способствуют формированию связной устной речи, что очень важно для развития личностных качеств ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.