Андреева Галина Спиридоновна,
учитель – дефектолог высшей категории,
Почетный работник общего образования РФ,
Отличник образования РС(Я)
МОКУ С(К)ОШ-И №34
Организация коррекционно-развивающей работы
с детьми с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Причины трудностей в обучении детей с ЗПР
ü Недостатки в развитии внимания: выражены трудности переключения внимания; снижены концентрация, устойчивость; недостаточная произвольность, избирательность внимания; недостаточный объем внимания.
ü Недостатки в развитии памяти (кратковременной, долговременной, оперативной); низкий уровень развития логической памяти (ребенок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуется ассоциативными приемами).
ü Недостатки в развитии мышления: недостаточно развито словесно-логическое, абстрактное мышление; низкий уровень сформированности операций классификации, сравнения, обобщения.
ü Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве (важную роль играет величина бокового зрения – поле зрения); недостаточный уровень зрительного анализа; нарушение целостности восприятия.
ü Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений.
ü Недостатки в развитии речи: нарушение звукопроизношения и артикуляции, нарушение фонематического восприятия (слуха) и звукобуквенного анализа; недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи; низкий уровень антиципации (смысловой догадки); низкий уровень развития лексики (ограниченность активного словаря).
ü Узость знаний и представлений об окружающем мире.
ü Индивидуально-типологические особенности: низкий уровень работоспособности, медлительность психических процессов, эмоционально-волевые нарушения (неуравновешенность, импульсивность и т.д.).
ü Несформированность приемов учебной деятельности (неумение ориентироваться на систему требований; недостаточное умение планировать свои действия; низкий уровень самоконтроля; произвольности и саморегуляции).
Организация коррекционно-развивающей работы
с детьми с особыми образовательными потребностями
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с задержкой психического развития, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную, внеурочную деятельность.
Коррекционно-педагогическая работа направлена на коррекцию и развитие индивидуальных недостатков, личностное развитие; на обеспечение усвоения программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.
Цели коррекционно-развивающих занятий
• Создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка.
• Формирование универсальных учебных действий.
— Способствование регуляции учебной деятельности.
— Стимулирование гибкости познавательных процессов.
— Коррекция нарушений развития эмоционально-волевой сферы.
— Развитие самостоятельности, адекватной самооценки обучающегося.
Основные
направления коррекционно-развивающей работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии, развитие мелкой моторики рук.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и узнавания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие временных понятий; развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие основных мыслительных операций: формирование навыков относительного анализа; развитие навыка группировки и классификации; формирование умения работать по словесной инструкции; формирование умения планировать свою деятельность.
4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами).
5. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
7. Формирование и развитие коммуникативных навыков (обеспечение социальной компетентности и учета позиции других людей):
- умение работать в группе (организовать совместную познавательную деятельность, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
8. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
№ |
Основные направления коррекционно-развивающей работы |
Содержание коррекционно-развивающей работы |
1 |
Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение активного словаря, развитие связной речи. |
|
2 |
Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) Ø Развитие различных видов мышления, формирование приемов умственной деятельности
|
· Развитие наглядно-образного мышления. Используются коррекционные упражнения: игры «На что это похоже», «Продолжи узор», «Составь фигуру», «Лабиринт», «Классификация», «Догадайся кто нарисован» и др. · Развитие словесно-логического мышления. Коррекционно-развивающие упражнения: игра «Систематизация», направлена на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку; игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», задачи на сравнения и др. · Дидактические игры по формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) · Развитие абстрактно-логического мышления. Коррекционные упражнения: «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания» (хвост или хвостик?, какое короче?, почему?); «Формирование умения выделять существенные признаки», «Формирование умения устанавливать связи между понятиями». |
|
Ø Развитие внимания |
ü Коррекционно-развивающие упражнения на формирование свойств внимания: - объем внимания («Найди два одинаковых предмета»; «Точки»; игра «Внимание» (прочесть на короткое время данный словесный материал и записать его; упражнение «Фокусировка»); - переключение внимания (« Найди отличия»; модификация таблицы Шульте; - распределение внимания («чтение» цветных кругов; таблицы Шульте; корректурные пробы; кодирование; рисование одновременно правой и левой рукой; найти слова, вставленные среди буквенного текста); - устойчивость и концентрация внимания (графические диктанты; срисовывание по клеточкам; «лабиринты»; отыскивание слов в ряду букв; игры «Опиши предмет», «Выполни по образцу»; игра «Чего не хватает»; упражнение «Дыхание», «Карусель») . ü Развитие активного произвольного внимания. Коррекционно-развивающие упражнения на развитие произвольности: - игра «Пуговица» (также развивает память, пространственное восприятие и мышление); - игры «Хитрые картинки», «Веселые человечки» (также развивают пространственное восприятие, концентрацию внимания, абстрактное мышление); - игра «Найди отличие между двумя картинками» (развитие воображения). |
|
Ø Развитие памяти |
ü Развитие мнемических процессов: · Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; · Произвольное запоминание слухового ряда: информации, слов, предложений; · Развитие тактильной и кинестетической памяти. Используются дидактические игры и упражнения; слуховые диктанты, игра «Запомни слова»; игра «Забытый предмет» и др. |
3 |
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности, формирование целенаправленной, самостоятельной деятельности.
|
ü Формирование умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. Используемые дидактические игры и упражнения: анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниванием с образцом»; игры на внимание. ü Формирование целенаправленной деятельности: - умение принимать и удерживать многозвеньевую инструкцию, воспринятую на слух и прочитанную самостоятельно; - умение ориентироваться в задании; - умение планировать предстоящие действия (работа по алгоритму; предварительное проговаривание предстоящих действий); - умение осуществлять самоконтроль, самооценку по результатам действий. |
4 |
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
|
ü Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук: Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; развитие кинестетических основ движения. Дидактические игры и упражнения: узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; графические диктанты; перерисовывания фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Змейка». ü Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия: Развитие слухомоторной координации; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации Используемые дидактические игры и упражнения: двигательное воспроизведение ритмических структур, выбор одного графического изображения ритмической фигуры, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структуры по зрительному образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений, предметов и др. |
5 |
Формирование пространственно-временных представлений, развитие восприятия. |
ü Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (в тетради). ü Развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве предметов. ü Развитие представлений о времени (дни недели, месяцы, времена года) ü Развитие зрительного и слухового восприятия. |
При выполнении коррекционно-развивающих упражнений
необходимо придерживаться некоторых правил
— Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
— Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности.
— Работу проводить регулярно, систематически.
— Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
— Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
— Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, с целью повышения его интереса к играм и занятиям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.