Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР
Оценка 4.7

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР

Оценка 4.7
docx
27.11.2022
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР
АНДРЕЕВА Г.С. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЗПР.docx

Андреева Галина Спиридоновна,

учитель – дефектолог высшей категории,
Почетный работник общего образования РФ,
Отличник образования РС(Я)

МОКУ С(К)ОШ-И №34

 

 

Организация коррекционно-развивающей работы

с детьми с особыми образовательными потребностями

 

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

*      Причины трудностей в обучении детей с ЗПР

ü  Недостатки в развитии внимания: выражены трудности переключения внимания; снижены концентрация, устойчивость; недостаточная произвольность, избирательность  внимания; недостаточный объем внимания.

ü  Недостатки в развитии памяти (кратковременной, долговременной, оперативной); низкий уровень развития логической памяти (ребенок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуется ассоциативными приемами).

ü  Недостатки в развитии мышления: недостаточно развито словесно-логическое, абстрактное мышление; низкий уровень сформированности операций классификации, сравнения, обобщения.

ü  Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве (важную роль играет величина бокового зрения – поле зрения); недостаточный уровень зрительного анализа;  нарушение целостности восприятия.

ü  Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений.

ü  Недостатки в развитии речи: нарушение звукопроизношения и артикуляции,  нарушение фонематического восприятия (слуха) и звукобуквенного анализа; недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи; низкий уровень антиципации (смысловой догадки); низкий уровень развития лексики (ограниченность активного словаря).

ü  Узость знаний и представлений об окружающем мире.

ü  Индивидуально-типологические особенности: низкий уровень работоспособности, медлительность психических процессов, эмоционально-волевые нарушения (неуравновешенность, импульсивность  и т.д.).

ü  Несформированность приемов учебной деятельности (неумение  ориентироваться на систему требований;  недостаточное умение планировать свои действия; низкий уровень самоконтроля;  произвольности и саморегуляции).  

 

*      Организация коррекционно-развивающей работы

с детьми с особыми образовательными потребностями

 

            Коррекционно-развивающая работа   строится  с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с задержкой психического развития, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную, внеурочную деятельность.    

Коррекционно-педагогическая  работа направлена  на  коррекцию  и  развитие  индивидуальных недостатков, личностное  развитие;  на  обеспечение усвоения  программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.

Цели  коррекционно-развивающих занятий

      Создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка.

      Формирование универсальных учебных действий.

  Способствование  регуляции учебной деятельности.

  Стимулирование гибкости познавательных процессов.

  Коррекция нарушений развития эмоционально-волевой сферы.

  Развитие   самостоятельности, адекватной самооценки   обучающегося.

 

*      Основные  направления коррекционно-развивающей работы

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии, развитие мелкой моторики рук.

 

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и узнавания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие временных понятий; развитие слухового внимания и памяти.

3. Развитие основных мыслительных операций: формирование навыков относительного анализа; развитие навыка группировки и классификации;  формирование умения работать по словесной инструкции; формирование умения планировать свою деятельность.

4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами).

5. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

7. Формирование и развитие  коммуникативных навыков (обеспечение социальной компетентности и учета позиции других людей):

- умение работать в группе (организовать совместную познавательную деятельность, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

8. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

 

Основные направления

 коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционно-развивающей работы

1

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение активного словаря, развитие связной речи.

  • Расширение представлений об окружающем мире (лексические темы)
  • Обогащение активного словаря (упражнения «Игра в слова», «Слова приятели», «Объясни слово» и др.)
  • Составление рассказов по сюжетным картинам.
  • Формирование лексико-грамматического, грамматического строя речи.

2

Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления)

Ø  Развитие различных видов мышления, формирование приемов умственной деятельности

 

·         Развитие наглядно-образного мышления.

Используются  коррекционные упражнения: игры «На что это похоже»,  «Продолжи узор», «Составь фигуру», «Лабиринт», «Классификация», «Догадайся кто нарисован» и др.

·         Развитие словесно-логического мышления. 

Коррекционно-развивающие упражнения: игра «Систематизация», направлена на развитие умения систематизировать слова по определенному  признаку; игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово»,  задачи на сравнения и др.

·         Дидактические игры по формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)

·         Развитие абстрактно-логического мышления.

Коррекционные упражнения: «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания» (хвост или хвостик?, какое короче?, почему?); «Формирование умения выделять существенные признаки», «Формирование умения устанавливать связи между понятиями».

 

Ø  Развитие   внимания

ü  Коррекционно-развивающие упражнения на формирование свойств внимания:

- объем внимания («Найди два одинаковых предмета»; «Точки»;  игра «Внимание» (прочесть на короткое время данный словесный материал и записать его; упражнение «Фокусировка»);

- переключение внимания (« Найди отличия»; модификация таблицы Шульте;

- распределение внимания («чтение» цветных кругов; таблицы Шульте; корректурные пробы;  кодирование; рисование одновременно правой и левой рукой; найти слова, вставленные среди буквенного текста);

- устойчивость и концентрация внимания (графические диктанты;  срисовывание по клеточкам;  «лабиринты»; отыскивание слов в ряду букв;  игры «Опиши предмет», «Выполни по образцу»; игра «Чего не хватает»;  упражнение «Дыхание», «Карусель») .

ü        Развитие активного произвольного внимания.

Коррекционно-развивающие упражнения на развитие произвольности:

- игра «Пуговица» (также развивает память, пространственное восприятие и мышление);

- игры «Хитрые картинки», «Веселые человечки» (также развивают пространственное восприятие, концентрацию внимания, абстрактное мышление);

- игра «Найди отличие между двумя картинками» (развитие воображения).

 

Ø  Развитие памяти

ü  Развитие мнемических процессов:

·         Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

·         Произвольное запоминание слухового ряда: информации,  слов, предложений;

·         Развитие тактильной и кинестетической памяти.

Используются дидактические игры и упражнения; слуховые диктанты, игра «Запомни слова»; игра «Забытый предмет» и др.

3

Формирование функции программирования и  контроля собственной деятельности, формирование целенаправленной, самостоятельной деятельности.

 

ü  Формирование умения ориентировки в задании;

формирование умения  планирования этапов выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Используемые дидактические игры и упражнения: анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниванием с образцом»;  игры на внимание.

ü  Формирование целенаправленной деятельности:

- умение принимать и удерживать многозвеньевую  инструкцию, воспринятую на слух и прочитанную самостоятельно;

- умение ориентироваться в задании;

- умение планировать предстоящие действия (работа по алгоритму; предварительное проговаривание предстоящих действий);

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку по результатам действий.

4

Совершенствование движений и сенсомоторного развития

 

ü    Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; развитие кинестетических основ движения.

Дидактические игры и упражнения: узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; графические диктанты; перерисовывания фигур по точкам;  комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Змейка».

ü  Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

Развитие слухомоторной координации;

Развитие зрительно-моторной координации;

Развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации

     Используемые дидактические игры и упражнения: двигательное воспроизведение ритмических структур, выбор одного графического изображения ритмической фигуры, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структуры по зрительному образцу;  срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений, предметов и др.

5

Формирование пространственно-временных представлений, развитие восприятия.

ü  Формирование  умения ориентировки в ближайшем окружении (в тетради).

ü  Развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве предметов.

ü  Развитие представлений о времени (дни недели, месяцы, времена года)

ü  Развитие зрительного и слухового восприятия.

 

*      При выполнении коррекционно-развивающих упражнений

необходимо придерживаться некоторых правил

  Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

  Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности.

  Работу проводить регулярно, систематически.

  Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

  Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

  Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, с целью повышения его интереса к играм и занятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Андреева Галина Спиридоновна, учитель – дефектолог высшей категории,

Андреева Галина Спиридоновна, учитель – дефектолог высшей категории,

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Основные направления коррекционно-развивающей работы

Основные направления коррекционно-развивающей работы

Выполни по образцу»; игра «Чего не хватает»; упражнение «Дыхание», «Карусель»)

Выполни по образцу»; игра «Чего не хватает»; упражнение «Дыхание», «Карусель»)

Совершенствование движений и сенсомоторного развития ü

Совершенствование движений и сенсомоторного развития ü

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022