Коррекционно-развивающее обучение обучающихся
с ОВЗ и инвалидов
в МБОУ «Инсарская СОШ №1»
в рамках работы районной экспериментальной площадки
Родькина Лариса Александровна,
руководитель районной экспериментальной площадки
для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Руководитель муниципального МО учителей-логопедов, психологов.
Логопед территориальной ПМП Комиссии, ПМП консилиума.
Учитель-логопед высшей категории МБОУ «Инсарская СОШ №1»
Республика Мордовия
https://nsportal.ru/rodkina-larisa
89179958361@rambler.ru
Одним из результатов гуманистического развития современного общества следует считать инклюзивное образование.
Инклюзия означает раскрытие каждого ребёнка, учитывает его потребности, специальные условия, необходимые, для достижения ситуации комфорта и успеха.
Адресатами инклюзивного образования в детских садах и школах являются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Признание проблемы обучения учеников с трудностями в усвоении общеобразовательной программы осуществляется на государственном уровне. Каждый ребенок имеет право на образование.
Одной из основ модернизации образования в России в ХХI веке является экспериментальная (инновационная) деятельность педагогов в образовательных учреждениях.
В школах Инсарского муниципального района зарегистрировано 26 учеников с ограниченными возможностями здоровья и 10 детей-инвалидов.
В 2018-2019 учебном году в МБОУ « Инсарская СОШ №1» зарегистрировано 14 обучающихся с ОВЗ и обучающихся- инвалидов в 1-9 классах.
Анализируя успеваемость особенных детей, работу школьного психолого-медико-педагогического консилиума за 2016 – 2017, 2017 – 2018 учебные годы, возникла необходимость в создании условий для обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
В рамках государственной программы «Доступная среда» с 1сентября 2018 года в МБОУ « Инсарская СОШ №1» работает муниципальная экспериментальная инклюзивная площадка «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве школы».
Целью которой является разработка модели инклюзивного образовательного пространства в школе.
Для этого нам необходимо создать единую комфортную образовательную среду для обучающихся, имеющих разные стартовые возможности;
разработать систему эффективного психолого-логопедического, педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие со школьным ПМП консилиумом и Инсарской территориальной ПМП Комиссией
совершенствовать систему просвещения родителей в консультативном пункте школы.
Реализация проекта рассчитана на 5 лет до 2023 года с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов.
Данные этапы определены в соответствии с целевой установкой и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.
Базовое образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1».
Научный руководитель районной экспериментальной площадки: Бобкова О. В., доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук.
Руководитель муниципальной экспериментальной площадки: Родькина Л. А, руководитель районного МО учителей-логопедов, логопед территориальной ПМП комиссии, школьного ПМП консилиума, учитель-логопед высшей категории МБОУ «Инсарская СОШ №1».
Кураторы: Долотказин Р. В., начальник управления по социальной работе Инсарского муниципального района; Кирдяпкина В. С., директор МКУ «Центр информационно-методического и технического обеспечения учреждений образования» Инсарского муниципального района.
Участники проекта: обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся-инвалиды, обучающиеся с нормой в развитии, педагоги, родители.
Работа по реализации проекта осуществляется администрацией Инсарской школы №1, учителем-логопедом, педагогом-психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями ГПД, библиотекарем, медсестрой школы.
Активное участие на районных семинарах площадки принимают учителя-логопеды, психологи, педагоги МБОУ «Инсарская СОШ №2», МБОУ «Сиалеевско-Пятинская СОШ», МБОУ «Кочетовская СОШ»,
« Школа-интернат для детей с ОВЗ», ГБПОУ РМ «Инсарский аграрный техникум», детских садов «Золотой ключик», «Светлячок», «Солнышко».
Условия для обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ
Образование обучающихся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ предусматривает
1. Создание безбарьерной инклюзивной среды для учеников с ОВЗ.
2.Обучение по АООП ФГОС для обучающихся с ОВЗ на уроке, во внеурочной деятельности, в ГПД.
3. Обеспечение специальными учебниками.
4. Создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной, доступной среды в логопедическом кабинете, в сенсорной комнате.
5. Профориентационная работа с учениками.
6. Адаптация школьников через включение в разные виды творчества (участие в школьных, районных, республиканских, Всероссийских конкурсах, викторинах). Организация стендов-выставок работ учеников, награждение победителей, призеров конкурсов на школьных линейках.
7. Проведение школьных, районных обучающих семинаров, мастер-классов, занятий, мероприятий, тестирований, консультаций для учителей-логопедов, психологов, родителей, педагогов, воспитателей детских садов, школ, техникума Инсарского района.
8. Бесплатное питание для детей с ОВЗ и инвалидов.
9. Летний отдых в школьных лагерях и многое другое.
Районная экспериментальная инклюзивная площадка предназначена для помощи педагогам, родителям детских садов, школ Инсарского муниципального района в решении сложной проблемы обучения, социализации учеников с трудностями в обучении.
Ресурсы инклюзивного обучения в школе
Педагогами школы выделены следующие ресурсы, позволяющие осуществлять адаптивное обучение
- работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
- особый психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах;
-организация психолого-педагогического, логопедического, медицинского сопровождения детей с различными потребностями;
- обеспечение равных возможностей для адаптации через включение в разные виды творческой деятельности.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость работы районной площадки заключается в том, что в результате разрабатывается модель инклюзивного образовательного пространства в школе.
При этом ученики остаются учиться в инклюзивных классах, но принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана.
Важную роль имеет активное вовлечение родителей в работу инклюзивной площадки.
Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Результаты работы
муниципальной экспериментальной инклюзивной площадки
за 2018-2019 учебный год
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды 1-9 классы
1.Положительная динамика коррекции познавательной деятельности у учеников с ОВЗ.
|
2. Книга рекордов и достижений учеников -14 учеников (41 грамота).
Школьный уровень («Гимн чести и мужеству», «Дети дождя», «День Победы») - 22 диплома.
Районный уровень («Солдатский долг исполнен свято», «Калейдоскоп профессий»)- 9 дипломов.
Республиканский уровень («Души, опаленные Афганистаном» «Калейдоскоп профессий» и т. д.)- 11дипломов и сертификатов.
Всероссийский уровень («Твори, участвуй, побеждай», «Хочу всё знать» ) - 4 диплома.
4. Акция для детей с ОВЗ и инвалидов «Дети детям». |
3.Участие учеников и родителей в «Неделе логопедии, психологии, воспитания».
5. «Азбука здоровья».
Результаты работы педагогов
1. Создание банка данных обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
2.Открытые уроки, занятия, мастер-классы, мероприятия, тестирование, собрания, консультации, анкетирование.
3.Районные семинары-практикумы для учителей-логопедов, психологов, педагогов, воспитателей детских садов и школ.
4.Районные недели логопедии и психологии.
5. Сетевое взаимодействие с кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева.
6.Участие педагогов в республиканском конкурсе творческих работ «Идея-prof».Эффективные инклюзивные практики.
|
7.Выступление на республиканском семинаре учителей-логопедов, дефектологов по вопросам социализации учеников с ОВЗ.(МБОУ «СОШ №22» . 28.11.18г.) |
8. Выступление на Всероссийском форуме «Стирая границы» (МГПИ им. М.Е.Евсевьева. 22. 10. 2018г.)
9. Выступление на Межрегиональном форуме «Эффективные практики по предпрофессиональной подготовке обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ». (МРИО 11.12.2018г.)
10. Выступление на межрегиональной научно-практической конференции. Секция «Лучшие практики: «Создание адаптивной среды для детей с ОВЗ и инвалидов». (МРИО 22.08.2019г.)
11. Публикации в республиканских сборниках «Современная школа: тенденции, технологии, новые решения». «Эффективные практики по предпофильной подготовке |
обучающихся с ОВЗ и инвалидов. (МРИО 2018г.) 12. Сборник статей педагогов района «Обучение обучающихся с ОВЗ» обучающихся с ОВЗ и инвалидов в рамках инклюзивного сопровождения». |
Проблемы при обучении особенных детей
Включение особенных детей в общеобразовательную среду дает очевидные эффекты для их собственного развития, обучения и, что важнее всего, для их адаптации, но в обучении такого ребенка возникает ряд проблем.
Отсутствие дефектологов, тьюторов в школах.
Все особенные дети имеют тяжелые нарушения речи, для исправления которых требуется современное оборудование логопедического кабинета, а именно (сенсорный стол для развития устной и письменной речи, кушетка для логопедического массажа, стерилизатор, массажные и постановочные зонды, воздухоочиститель-ионизатор и многое другое).
И со стороны педагогов возникают вопросы: как учить?
Вопросы родителей ребенка ОВЗ: как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками?
Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения?
Со стороны особенного ребенка: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться?
Резолюция
межрегиональной научно-практической конференции
республиканской секции в Мордовии
«СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ:
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ»
Педагог 13.Ру
22 августа 2019 г.
Образовательным организациям:
-улучшить материально-техническую, доступную среду образовательных учреждений;
-ознакомиться с новым (август 2019г.) примерным положением о ПМП консилиуме, разработать локальный акт;
-привести в соответствие с образовательными стандартами адаптированные программы освоения предметов;
-направить образовательную, коррекционно-развивающую работу на успешное обучение ребенка с ОВЗ;
-отслеживать психолого-педагогический статус, динамику развития детей с ОВЗ в процессе обучения;
-направить воспитательную работу на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
-обеспечить сетевое взаимодействие в вопросах дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидов;
-активизировать участие педагогов инклюзивного образования в работе сетевых образовательных сообществ.
Инклюзивная миссия школы
Инклюзивная миссия школы заключается в создании условий для успешной адаптации, социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Выпускник школы – это личность, способная к самоопределению, самореализации, адаптированная к условиям современной жизни.
Литература
1. Журавлева, Г. В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. – № 11. – С. 69 – 77.
2. Завражин, С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М. : Академический Проект, Трикста, 2014. – 344 c.
3. Саркисян, Л. И. Социализация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития / Л. И. Саркисян // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №1. – С. 20 – 24.
4. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016) (с изменениями и дополнениями).
5. Хомякова, И. А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации / И. А. Хомякова// Социальное обслуживание. – 2014. – №5. – С. 72 – 80.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.