Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки
Оценка 4.8

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Коррекционно-развивающее обучение обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки
Статья Родькиной Л.А. МБОУ Инсарская СОШ 1. Мордовия.docx

               

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся

с ОВЗ и инвалидов

в МБОУ «Инсарская СОШ №1»

в рамках работы районной экспериментальной площадки

 

Родькина Лариса Александровна,

 руководитель районной экспериментальной площадки

 для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Руководитель муниципального МО учителей-логопедов, психологов.

Логопед территориальной  ПМП Комиссии,   ПМП консилиума.

Учитель-логопед высшей категории  МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Республика Мордовия

    https://nsportal.ru/rodkina-larisa

 

89179958361@rambler.ru

 

     Одним из результатов гуманистического развития современного общества следует считать инклюзивное образование.

  Инклюзия означает раскрытие каждого ребёнка, учитывает его потребности, специальные условия, необходимые, для достижения ситуации комфорта и успеха.

    Адресатами инклюзивного образования в детских садах и  школах являются дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Признание проблемы обучения учеников  с  трудностями в усвоении общеобразовательной программы  осуществляется на государственном уровне. Каждый ребенок имеет право на образование.

       Одной из основ модернизации образования в России в ХХI веке является экспериментальная (инновационная) деятельность педагогов в образовательных учреждениях.

    В школах Инсарского муниципального района зарегистрировано 26 учеников с ограниченными возможностями здоровья и 10 детей-инвалидов.

     В 2018-2019 учебном году  в МБОУ « Инсарская СОШ №1» зарегистрировано 14 обучающихся с ОВЗ и обучающихся- инвалидов в 1-9 классах.

     Анализируя успеваемость  особенных детей,  работу школьного психолого-медико-педагогического консилиума  за 2016 – 2017, 2017 – 2018 учебные годы, возникла необходимость в создании условий для обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

     В рамках государственной программы «Доступная среда» с 1сентября 2018 года в МБОУ « Инсарская СОШ №1» работает  муниципальная экспериментальная инклюзивная площадка «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве школы».

      Целью которой является разработка модели инклюзивного образовательного пространства в школе.

   Для этого нам необходимо  создать единую  комфортную образовательную среду для обучающихся, имеющих разные стартовые возможности;

    разработать систему эффективного психолого-логопедического, педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие со школьным ПМП консилиумом и Инсарской территориальной ПМП Комиссией

     совершенствовать систему просвещения родителей в консультативном пункте школы.

Реализация проекта рассчитана на 5 лет до 2023 года с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов.

   Данные этапы определены в соответствии с целевой установкой и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.

   Базовое образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1».

   Научный руководитель районной экспериментальной площадки: Бобкова О. В., доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук.

   Руководитель муниципальной экспериментальной площадки: Родькина Л. А, руководитель районного МО учителей-логопедов, логопед территориальной ПМП комиссии, школьного ПМП консилиума, учитель-логопед высшей категории МБОУ «Инсарская СОШ №1».

   Кураторы: Долотказин Р. В., начальник управления по социальной работе Инсарского муниципального района; Кирдяпкина В. С., директор МКУ «Центр информационно-методического и технического обеспечения учреждений образования» Инсарского муниципального района.

  Участники проекта: обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся-инвалиды, обучающиеся с нормой в развитии,  педагоги, родители.

    Работа по реализации проекта осуществляется администрацией Инсарской школы №1, учителем-логопедом, педагогом-психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями ГПД, библиотекарем, медсестрой школы.

     Активное участие на районных семинарах площадки принимают учителя-логопеды, психологи, педагоги МБОУ «Инсарская СОШ №2», МБОУ «Сиалеевско-Пятинская СОШ», МБОУ «Кочетовская СОШ»,

« Школа-интернат для детей с ОВЗ», ГБПОУ РМ «Инсарский аграрный  техникум», детских садов «Золотой ключик», «Светлячок», «Солнышко».

Условия для обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ

    Образование обучающихся с трудностями  в освоении основных общеобразовательных программ предусматривает

1. Создание безбарьерной инклюзивной среды для учеников с ОВЗ.

2.Обучение по АООП ФГОС  для обучающихся с ОВЗ на уроке, во внеурочной деятельности, в ГПД.

3. Обеспечение специальными учебниками.

4. Создание  комфортной коррекционно-развивающей образовательной, доступной среды  в логопедическом кабинете, в сенсорной комнате.

 5.  Профориентационная работа с учениками.

  6. Адаптация школьников через включение в разные виды творчества (участие в школьных, районных, республиканских, Всероссийских конкурсах, викторинах). Организация стендов-выставок работ учеников, награждение победителей, призеров конкурсов на школьных линейках.

7. Проведение школьных, районных обучающих семинаров,  мастер-классов, занятий, мероприятий, тестирований, консультаций для учителей-логопедов, психологов, родителей,  педагогов, воспитателей детских садов, школ,   техникума Инсарского района.

8. Бесплатное питание для детей с ОВЗ и инвалидов.

9. Летний отдых в школьных лагерях и многое другое.

       Районная экспериментальная инклюзивная площадка предназначена для помощи педагогам, родителям  детских садов, школ Инсарского муниципального района в решении сложной проблемы обучения, социализации учеников с трудностями в обучении.         

                       Ресурсы инклюзивного обучения в школе

Педагогами школы выделены следующие ресурсы, позволяющие осуществлять адаптивное обучение

 - работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума;

- особый психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах;

 -организация психолого-педагогического, логопедического, медицинского сопровождения детей с различными потребностями;

 -  обеспечение равных возможностей для  адаптации через включение в разные виды    творческой деятельности.

                                  Практическая значимость  проекта

   Практическая значимость работы районной площадки заключается в том, что в результате   разрабатывается модель инклюзивного образовательного пространства в школе.

    При этом ученики остаются учиться в инклюзивных классах, но принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана.

      Важную  роль имеет активное вовлечение родителей в работу инклюзивной площадки.

   Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Результаты работы

муниципальной экспериментальной инклюзивной площадки

 за 2018-2019 учебный год

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды 1-9 классы

1.Положительная динамика коррекции  познавательной деятельности у учеников с ОВЗ.

      

2. Книга рекордов и достижений учеников -14 учеников (41 грамота).

Школьный уровень («Гимн чести и мужеству», «Дети дождя», «День Победы») - 22 диплома.

Районный уровень  («Солдатский долг исполнен свято», «Калейдоскоп профессий»)- 9 дипломов.

Республиканский уровень («Души, опаленные Афганистаном» «Калейдоскоп профессий» и т. д.)- 11дипломов и сертификатов.

Всероссийский уровень («Твори, участвуй, побеждай», «Хочу всё знать» ) - 4 диплома.

      4. Акция для детей с ОВЗ и инвалидов «Дети детям».

3.Участие учеников и родителей в «Неделе логопедии, психологии, воспитания».

5. «Азбука здоровья».

                                      Результаты работы педагогов

1.  Создание банка данных обучающихся с ОВЗ   и инвалидов.

2.Открытые уроки, занятия, мастер-классы, мероприятия, тестирование, собрания, консультации, анкетирование.

3.Районные семинары-практикумы для учителей-логопедов, психологов, педагогов, воспитателей  детских садов и школ.

4.Районные недели логопедии и психологии.

5. Сетевое взаимодействие с  кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

6.Участие педагогов в республиканском конкурсе  творческих работ    «Идея-prof».Эффективные инклюзивные практики.

 

7.Выступление на республиканском семинаре учителей-логопедов, дефектологов по вопросам социализации учеников с ОВЗ.(МБОУ «СОШ №22» . 28.11.18г.)

8. Выступление на Всероссийском форуме «Стирая границы» (МГПИ им. М.Е.Евсевьева. 22. 10. 2018г.)

9. Выступление на Межрегиональном форуме «Эффективные практики по предпрофессиональной подготовке обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ». (МРИО 11.12.2018г.)

10. Выступление на межрегиональной научно-практической конференции. Секция «Лучшие практики: «Создание адаптивной среды для детей с ОВЗ и инвалидов». (МРИО 22.08.2019г.)

 11. Публикации в республиканских сборниках «Современная  школа: тенденции, технологии, новые решения». «Эффективные практики по предпофильной подготовке

 

обучающихся с ОВЗ и инвалидов. (МРИО 2018г.)

12. Сборник статей педагогов района «Обучение обучающихся с ОВЗ»   обучающихся с ОВЗ и инвалидов в рамках инклюзивного сопровождения».

                        Проблемы при обучении особенных детей

     Включение особенных детей в общеобразовательную среду дает очевидные эффекты для их собственного развития, обучения и, что важнее всего, для их адаптации, но в обучении такого ребенка возникает ряд проблем.

     Отсутствие дефектологов,  тьюторов в школах.

     Все особенные дети  имеют  тяжелые нарушения речи, для исправления которых требуется современное оборудование  логопедического кабинета,  а именно   (сенсорный стол для развития устной и письменной речи,  кушетка для логопедического массажа, стерилизатор, массажные и постановочные зонды, воздухоочиститель-ионизатор и многое другое).

   И со стороны педагогов возникают вопросы:  как учить?

   Вопросы родителей  ребенка  ОВЗ: как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками?

  Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения?

   Со стороны особенного ребенка: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться?                    

Резолюция

               межрегиональной научно-практической конференции

республиканской секции в Мордовии

«СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ   И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ:

 ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ»

                                                                                              Педагог 13.Ру

                                                                                            22 августа 2019 г.

 Образовательным организациям:

-улучшить материально-техническую, доступную среду образовательных учреждений;

-ознакомиться с новым (август 2019г.) примерным положением  о ПМП консилиуме, разработать локальный акт;

-привести в соответствие с образовательными стандартами адаптированные программы освоения предметов;

-направить образовательную, коррекционно-развивающую работу на успешное обучение ребенка с ОВЗ;

-отслеживать психолого-педагогический статус, динамику развития детей с ОВЗ в процессе обучения;

-направить воспитательную работу на формирование толерантного отношения  к детям с ОВЗ и детям-инвалидам;

-обеспечить сетевое взаимодействие в вопросах дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидов;

-активизировать участие педагогов инклюзивного образования в работе сетевых образовательных сообществ.

                                     Инклюзивная миссия  школы

     Инклюзивная миссия  школы заключается в создании условий для успешной адаптации, социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

   Выпускник школы – это личность, способная к самоопределению, самореализации, адаптированная к условиям современной жизни.

 

Литература

1. Журавлева, Г. В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. – № 11. – С. 69 – 77.

2. Завражин, С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М. : Академический Проект, Трикста, 2014. – 344 c.

3. Саркисян, Л. И. Социализация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития / Л. И. Саркисян // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №1. – С. 20 – 24.

4. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016) (с изменениями и дополнениями).

5. Хомякова, И. А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации / И. А. Хомякова// Социальное обслуживание. – 2014. – №5. – С. 72 – 80.

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки

Коррекционно-развивающее обучение обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в МБОУ «Инсарская СОШ №1» в рамках работы районной экспериментальной площадки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020