Тема: Разделительный ь знак.
Цель: Способствовать формированию представлений о разделительном мягком знаке, его правописании в словах; развивать звуко – буквенный анализ и синтез, фонематическое восприятие, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
Оборудование: предметные картинки, раздаточные карточки, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Отгадайте загадки:
Один из братьев рос прямой,
Хлеба не принёс домой.
А другой - горбатый рос,
Каравай принёс домой. Колосья
Зимой молчат,
весной журчат,
Жителей лесных
Водой напоят . ручьи
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке – щетинка. Свинья
Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. Муравьи
Летом вырастают, а осенью опадают. Листья
- что общего в этих словах? Как вы думаете о чем мы будем говоритить сегодня?
Послушайте сказку:
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).
А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.
Когда пишется разделительный ь знак? Что он отделяет? ( согласный от гласного 2 ряда)
- давайте рассмотрим схему.
2. Прочитаем слоги из сказки
Как определить по артикуляции произношение разделит ь знака: язык становится горочкой и назад.
- когда мы пишем ь знак? Слово произносится слитно – мягкий знак не нуден, слышим Й, но не пишем.
3. Шифруем слова , записать слог с разделительным ь знаком
Перья, колосья, деревья, платье, бельё, вьюга
4. Прочитайте слово по буквам в словах :
Кот ( 1буква), слон (3 буква), полка ( буква), пальцы (4 буква), тяпка (2 буква)
КОЛЬЯ
Что это такое? Составить предложения.
5. Прочитайте слово по транскрипции ( сэмйа), ( платйэ), (бэлйо)
6. Физкультминутка
Игра наоборот ( с мячом)
КОЛЯ – КОЛ__Я
ПО ПОЛЮ – ПОЛ__Ю
СОЛЮ – СОЛ__Ю
СЕМЯ – СЕМ__Я
ПОЛЁТ – ПОЛ__ЁТ
7. Отгадаем кроссворд « наоборот»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Враги(друзья), печаль (веселье), болезнь (здоровье)
Запишите получившиеся слова и подчеркните слог с ь знаком.
8. Прочитайте слова, вставьте где нужно ь знак, запишите слова в тетрадь
в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица, счаст..е, кол..я, лин..ейка, пер..я, осен..ю, стул..я, брат..я, в..ишня, печен..е, ул..я, солов..и, кн..ига, руч..и.
9. Подведение итогов занятия.
Листья
свинья
Обезьяна
колосья
муравьи
Ручьи
Варенье
Печенье
1. Отгадаем кроссворд « наоборот»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Враги 2. печаль 3. болезнь .
Запишите получившиеся слова и подчеркните слог с ь знаком.
2. Прочитайте слова, вставьте где нужно ь знак, запишите слова в тетрадь
в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица, счаст..е, кол..я, лин..ейка, пер..я, осен..ю, стул..я, брат..я, в..ишня, печен..е, ул..я, солов..и, кн..ига, руч..и.
1. Отгадаем кроссворд « наоборот»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Враги 2. печаль 3. болезнь .
Запишите получившиеся слова и подчеркните слог с ь знаком.
2. Прочитайте слова, вставьте где нужно ь знак, запишите слова в тетрадь
в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица, счаст..е, кол..я, лин..ейка, пер..я, осен..ю, стул..я, брат..я, в..ишня, печен..е, ул..я, солов..и, кн..ига, руч..и.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.