МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРДАИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРОЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №________ от «____» __________ 2019 г. Руководитель МО ______________
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ____________ (Тюмикова С.А.)
«___»______2019 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Кардаиловская СОШ _______ (Худякова О.В.) Приказ № _______ от «___»__________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ (ДЦП)
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчики: учитель-дефектолог Тарасенко Алёна Сергеевна
Стаж: 4 года
2019 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА) И ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ДЦП)
У Алёшина А., наблюдается нарушение двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями: координации, темпа движений, ограничением объёма и силы – это приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений. Нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве; неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры; складывать из частей целое. Наблюдается слабое произвольное внимание; мыслительные процессы характеризуются: инертностью, низким уровнем сформированности операций обобщения. У Антона наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы, они могут проявляться в виде: повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, заторможенности, вялости. При включении Алёшина А. с двигательными нарушениями в образовательный процесс обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного медико - педагогического сопровождения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Коррекционно – развивающий этап обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков обучающегося с ДЦП в условиях образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
Консультативный этап направлен на информационное сопровождение всех участников образовательного процесса по вопросам реализации, дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации; Консультативная работа включает - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ДЦП:
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения, обучающегося с ДЦП.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающегося с ДЦП при освоении основной образовательной программы;
- проведение комплексной
социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом
и физическом развитии обучающегося с ДЦП;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ДЦП, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающегося с ДЦП;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания, обучающегося с ДЦП;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ДЦП;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития, обучающегося с ДЦП (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей)
Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса, обучающегося с ДЦП с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития, обучающегося с ДЦП коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих, коррекционных занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ДЦП, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ДЦП;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания, обучающегося с ДЦП;
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающегося с ДЦП, его родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, мастер-классы,), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающегося с ДЦП;
- проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий обучающегося с ДЦП.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Организация образовательной деятельности обучающегося с ДЦП проводится в виде
образовательных развивающих проблемно-игровых и практических ситуаций в
соответствии с образовательными областями
и направлениями физического, социально-личностного, познавательно- речевого и
художественно-эстетического развития. Образовательные ситуации носят
преимущественно- интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают
познавательное общение, совместную деятельность с педагогами и активную
самостоятельность
в решении задач (социальных, коммуникативных, художественных, двигательных,
экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога.
Образовательная
деятельность с обучающимся с ДЦП проводится в первую половину дня, не более
двух образовательных ситуаций ежедневно, продолжительностью каждая до 30 минут,
с перерывами по 8-10 минут. Если планируется только одна ситуация, объединяющая
в общей теме и едином сюжете несколько образовательных областей, в ней
необходимо выделить два или три логически завершенных эпизода, сделав между
ними перерыв или
физкультминутки.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине не превышает 30 минут.
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Направление «Физическое развитие»:
- проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений;
- формирование положительных форм взаимодействия между детьми.
Направление «Социально-личностное развитие»:
- формирование умения сотрудничать со взрослыми, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления;
- положительно относится к окружающим предметам и явлениям.
Направление «Познавательно-речевое развитие»:
- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;
- развитие познавательных интересов;
- развитие речи как средство познания.
Направление «Художественно-эстетическое развитие»:
- формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов;
- освоение различных видов художественной деятельности.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание деятельности обучающегося с ДЦП распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
ИНФОРМАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Образовательные области |
Методические пособия |
Познавательное развитие |
· «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева · «Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет» И.А. Морозова, М.А. Пушкарева · Шорыгина Т.А. Знакомство с окружающим миром (по лексическим темам: фрукты, овощи, птицы, звери в лесу, транспорт, злаки, домашние животные, насекомые, деревья, цветы, дом, какие месяцы в году) – М.: Гном и Д, 2004 |
Речевое развитие |
· «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»;Т. И. Тарабахина · Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам (планирование, конспекты). Книги 1 и 2. – М.: Сфера, 2006 · Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2004 |
Социально- коммуникативное развитие |
· «Обучение ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития» Л. Б. Баряева, А. Зарин. · Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. – М.: Школьная пресса, 2004 |
Художественно- эстетическое развитие |
· «Детский игровой терминал «Солнышко» с комплектом дидактических материалов. Пособие для педагогов, психологов и родителей»;М. В. Арсеньева, Л.Б. Баряева, Р.Н.Генералова, С.Ю.Кондратьева, Л.В. Силиванова, Т.Н. Симонова |
Физическое развитие |
· «Физкультурная минутка» Е. А. Каралашвили · «Организм и развитие ребенка» Т. И. Тарабарина · «Игры, которые лечат»; А.С. Галанов |
РЕГЛАМЕНТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дни недели |
Время |
Непосредственно образовательная деятельность |
Понедельник |
|
|
Вторник |
1010-1035 |
Ознакомление с окружающим миром Развитие речи |
Среда |
|
|
Четверг |
1010-1035 |
Ознакомление с окружающим миром Развитие речи |
Пятница |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Познавательное развитие
Демонстрационный материал |
Раздаточный материал |
Игровой материал |
-комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур -наборы картинок по лексическим темам -наборы картинок по временным представлениям -наборы картинок по пространственным представлениям -плакаты по сенсорному развитию -наборы картинок по представлению о величине предметов -цветовые карточки -мнемотаблицы
|
-разнообразный счетный материал - комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур -счетные палочки -карточки с изображением разного количества предметов - карточки с зашумленными изображениями - карточки с изображением временных, пространственных представлений - тетради в крупную клетку -разрезные картинки по лексическим темам |
«Волшебный мешочек» «Времена года» «Домино» «Лото» «Цвет и форма» Рамки –вкладыши «Строители» «Собери кубики» 4-12 частей Пирамидки Матрешки Числовые домики «Собери разрезные картинки» 2-8 частей Пазлы Конструкторы Мозаики Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша «Часть и целое» «Найди пару» «Мама, папа, я» «Цвет, форма, размер» «Паровозик для зверят» «На что это похоже?» «Противоположности» «Веселый счет» «Времена года» «Найди четвертый лишний» |
Речевое и социально-коммуникативное развитие
Демонстрационный материал |
Раздаточный материал |
Игровой материал |
-разрезной алфавит -сюжетные картины -алгоритмы, схемы для составления рассказов -схемы предлогов -картотеки загадок, скороговорок -картинный материал -подборка художественной литературы по лексическим темам -картотека небольших текстов для пересказов |
-разрезной алфавит -ребусы -картотека предметных картинок -картотека сюжетных картинок -фишки красного, зеленого, синего цвета -пиктограммы -схемы слов -карточки для определения местонахождения звука в слове -пособия для дыхательной гимнастики |
«Умный алфавит» «Кто что делает?» «Подбери слово» Игры –ходилки «найди звук»
|
Физическое развитие
Демонстрационный материал |
Раздаточный материал |
Игровой материал |
Схемы и алгоритмы для выполнения заданий по общей и мелкой моторике |
Массажные мячики Шнуровки Мозаика и схемы выкладывания узоров Занимательные игрушки из разноцветных прищепок Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам Мелкий конструктор Природный материал(шишки, ракушки, цветные камушки, крупы, кинетический песок) |
«Умные шнурки» «Выложи узор» «Обведи и заштрихуй» «Собери постройку» Игры с мячом «Собери бусы» «Выложи изображение» Игры с волшебным песком |
Художественно-эстетическое развитие
Демонстрационный материал |
Раздаточный материал |
Игровой материал |
Алгоритмы, схемы, модели, карточки для конструирования |
Природный материал Цветная и белая бумага Бросовый материал Пластилин Восковые мелки Цветные карандаши Блоки Дьенеша Палочки Кюизенера Счетные палочки Предметы заместители Комплекты геометрических фигур Различные виды строителя разного размера и формы Конструкторы разных видов (Детские конструкторы «ЛЕГО» разного размера) |
«Повтори за мной» Разрезные картинки 2-8 частей Кубики 4-12 частей Пазлы Конструкторы Мозаики |
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
Мониторинг образовательного процесса – это один из ключевых механизмов обеспечения постоянного улучшения качества образовательных услуг.
Мониторинг – это инструмент управления качеством образовательных услуг, с одной стороны, и инструмент обратной связи с потребителем образовательных услуг, с другой стороны.
В методических рекомендациях каждого раздела программ указаны те основные умения, которыми Алёшин А. может овладеть к концу учебного года. Педагогическая диагностика проводится в форме итоговых занятий индивидуально. Результаты фиксируются в сводных таблицах, служат для определения уровня развития умений и навыков ребенка, познавательных способностей. На основании результатов планируется индивидуальная работа.
Диагностику развития основных психических процессов Антона проводим по разработанным методикам для каждой категории детей отдельно.
Развитие речи отслеживает учитель-логопед. По результатам заполняются акты обследования. Параллельно с детьми работают учитель индивидуально, по заданиям узких специалистов.
Диагностика по всем разделам программ проводится три раза в год: в начале и конце учебного года (сентябрь, январь, май). Диагностика может быть организована в следующих формах:
- индивидуальные занятия;
- специально организованное наблюдение за совместной деятельностью.
Мониторинг как способ систематической фиксации динамики развития состоит из следующих ключевых элементов: - система фиксации динамики развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.