КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ (ДЦП)
Оценка 4.9

КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ (ДЦП)

Оценка 4.9
docx
11.04.2020
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ (ДЦП)
Алёшин Антон.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРДАИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРОЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №________

от «____» __________ 2019 г.

Руководитель МО

______________

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

____________ (Тюмикова С.А.)

 

«___»______2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор МБОУ

Кардаиловская СОШ

_______ (Худякова О.В.)

Приказ № _______ от «___»__________2019г.

                                                                                            

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ (ДЦП)

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Разработчики: учитель-дефектолог Тарасенко Алёна Сергеевна  

Стаж: 4 года

 

 

 

 

 

 

2019 г.


ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА) И ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ДЦП)

 

У Алёшина А., наблюдается нарушение двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями: координации, темпа движений, ограничением объёма и силы – это приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений. Нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве; неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры; складывать из частей целое. Наблюдается слабое произвольное внимание; мыслительные процессы характеризуются: инертностью, низким уровнем сформированности операций обобщения. У Антона наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы, они могут проявляться в виде: повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, заторможенности, вялости. При включении Алёшина А. с двигательными нарушениями в образовательный процесс обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного медико - педагогического сопровождения.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Коррекционно – развивающий этап обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков обучающегося с ДЦП в условиях образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.

Консультативный этап направлен на информационное сопровождение всех участников образовательного процесса по вопросам реализации, дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации; Консультативная работа включает - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ДЦП:

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения, обучающегося с ДЦП.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

 

Диагностическая работа включает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающегося с ДЦП при освоении основной образовательной программы;

- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом
и физическом развитии обучающегося с ДЦП;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ДЦП, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающегося с ДЦП;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания, обучающегося с ДЦП;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ДЦП;

- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития, обучающегося с ДЦП (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей)

Коррекционно-развивающая работа включает:

- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса, обучающегося с ДЦП с учётом особенностей психофизического развития;

- выбор оптимальных для развития, обучающегося с ДЦП коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих, коррекционных занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний.


 

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ДЦП, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ДЦП;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания, обучающегося с ДЦП;

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- информационную поддержку образовательной деятельности обучающегося с ДЦП, его родителей (законных представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, мастер-классы,), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающегося с ДЦП;

- проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий обучающегося с ДЦП.


 

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Организация образовательной деятельности обучающегося с ДЦП проводится в виде образовательных развивающих проблемно-игровых и практи­ческих ситуаций в соответствии с образовательными областями
и на­правлениями физического, социально-личностного, познавательно- речевого и художественно-эстетического развития. Образова­тельные ситуации носят преимущественно- интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное обще­ние, совместную деятельность с педагогами и активную самостоя­тельность
в решении задач (социальных, коммуникативных, ху­дожественных, двигательных, экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога.

Образовательная деятельность с обучающимся с ДЦП проводится в первую половину дня, не более двух образовательных ситуаций ежедневно, продолжительностью каждая до 30 минут, с перерывами по 8-10 минут. Если планируется только одна ситуация, объединяющая в общей теме и едином сюжете несколько образова­тельных областей, в ней необходимо выделить два или три логически завершенных эпизода, сделав между ними перерыв или
физкультми­нутки.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в пер­вой половине не превышает 30 минут.

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:

• Физическое развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

Направление «Физическое развитие»:

- проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений;

- формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

Направление «Социально-личностное развитие»:

- формирование умения сотрудничать со взрослыми, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления;

- положительно относится к окружающим предметам и явлениям.

Направление «Познавательно-речевое развитие»:

- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;

- развитие познавательных интересов;

- развитие речи как средство познания.

Направление «Художественно-эстетическое развитие»:

- формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов;

- освоение различных видов художественной деятельности.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание деятельности обучающегося с ДЦП распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.


 

ИНФОРМАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Образовательные области

Методические пособия

Познавательное

развитие

·                  «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева

·                  «Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет» И.А. Морозова, М.А. Пушкарева

·                  Шорыгина Т.А. Знакомство с окружающим миром (по лексическим темам: фрукты, овощи, птицы, звери в лесу, транспорт, злаки, домашние животные, насекомые, деревья, цветы, дом, какие месяцы в году) – М.: Гном и Д, 2004

Речевое

развитие

·                   «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»;Т. И. Тарабахина

·                  Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам (планирование, конспекты).  Книги 1 и 2.  – М.: Сфера, 2006

·                  Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2004

Социально- коммуникативное

развитие

·                   «Обучение ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития» Л. Б. Баряева, А. Зарин.

·                  Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. – М.: Школьная пресса, 2004

Художественно- эстетическое

развитие

·                   «Детский игровой терминал «Солнышко» с комплектом дидактических материалов. Пособие для педагогов, психологов и родителей»;М. В. Арсеньева, Л.Б. Баряева, Р.Н.Генералова, С.Ю.Кондратьева, Л.В. Силиванова, Т.Н. Симонова

Физическое

развитие

·                  «Физкультурная минутка» Е. А. Каралашвили

·                   «Организм и развитие ребенка» Т. И. Тарабарина

·                  «Игры, которые лечат»; А.С. Галанов


           РЕГЛАМЕНТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дни недели

Время

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

 

 

 

Вторник

1010-1035

Ознакомление с окружающим миром

Развитие речи

Среда

 

 

Четверг

1010-1035

Ознакомление с окружающим миром

Развитие речи

Пятница

 

 

             

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Познавательное развитие

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

-комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур

-наборы картинок по лексическим темам

-наборы картинок по временным представлениям

-наборы картинок по пространственным представлениям

-плакаты по сенсорному развитию

-наборы картинок по представлению о величине предметов

-цветовые карточки

-мнемотаблицы

 

-разнообразный счетный материал

- комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур

-счетные палочки

-карточки с изображением разного количества предметов

- карточки с зашумленными изображениями

- карточки с изображением временных, пространственных представлений

- тетради в крупную клетку

-разрезные картинки по лексическим темам

«Волшебный мешочек» «Времена года» «Домино»

«Лото»

«Цвет и форма»

Рамки –вкладыши «Строители»

«Собери кубики» 4-12 частей

Пирамидки

Матрешки

Числовые домики «Собери разрезные картинки» 2-8 частей Пазлы

Конструкторы

Мозаики

Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша

«Часть и целое»

«Найди пару»

«Мама, папа, я»

«Цвет, форма, размер» «Паровозик для зверят» «На что это похоже?» «Противоположности» «Веселый счет» «Времена года»

«Найди четвертый лишний»

Речевое и социально-коммуникативное развитие

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

-разрезной алфавит

-сюжетные картины

-алгоритмы, схемы для составления рассказов

-схемы предлогов

-картотеки загадок, скороговорок

-картинный материал

-подборка художественной литературы по лексическим темам

-картотека небольших текстов для пересказов

-разрезной алфавит

-ребусы

-картотека предметных картинок

-картотека сюжетных картинок

-фишки красного, зеленого, синего цвета

-пиктограммы

-схемы слов

-карточки для определения местонахождения звука в слове

-пособия для дыхательной гимнастики

«Умный алфавит»

«Кто что делает?» «Подбери слово»

Игры –ходилки «найди звук»

 

Физическое развитие

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

Схемы и алгоритмы для выполнения заданий по общей и мелкой моторике

Массажные мячики Шнуровки

Мозаика и схемы выкладывания узоров Занимательные игрушки из разноцветных прищепок

Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам Мелкий конструктор Природный материал(шишки, ракушки, цветные камушки, крупы, кинетический песок)

«Умные шнурки» «Выложи узор» «Обведи и заштрихуй» «Собери постройку» Игры с мячом

«Собери бусы» «Выложи изображение» Игры с волшебным песком

Художественно-эстетическое развитие

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

Алгоритмы, схемы, модели, карточки для конструирования

Природный материал Цветная и белая бумага Бросовый материал Пластилин

Восковые мелки Цветные карандаши

Блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера Счетные палочки Предметы заместители Комплекты геометрических фигур Различные виды строителя разного размера и формы Конструкторы разных видов (Детские конструкторы «ЛЕГО» разного размера)

«Повтори за мной» Разрезные картинки 2-8 частей

Кубики 4-12 частей Пазлы

Конструкторы

Мозаики

 

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

 

Мониторинг образовательного процесса – это один из ключевых механизмов обеспечения постоянного улучшения качества образовательных услуг.

Мониторинг – это инструмент управления качеством образовательных услуг, с одной стороны, и инструмент обратной связи с потребителем образовательных услуг, с другой стороны.

         В методических рекомендациях каждого раздела программ указаны те основные умения, которыми Алёшин А. может овладеть к концу учебного года. Педагогическая диагностика проводится в форме итоговых занятий индивидуально. Результаты фиксируются в сводных таблицах, служат для определения уровня развития умений и навыков ребенка, познавательных способностей. На основании результатов планируется индивидуальная работа.

         Диагностику развития основных психических процессов Антона проводим по разработанным методикам для каждой категории детей отдельно.

         Развитие речи отслеживает учитель-логопед. По результатам заполняются акты обследования. Параллельно с детьми работают учитель индивидуально, по заданиям узких специалистов.

         Диагностика по всем разделам программ проводится три раза в год: в начале и конце учебного года (сентябрь, январь, май). Диагностика может быть организована в следующих формах:

         - индивидуальные занятия;

         - специально организованное наблюдение за совместной деятельностью.

         Мониторинг как способ систематической фиксации динамики развития состоит из следующих ключевых элементов: - система фиксации динамики развития.



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С НАРУШЕНИЕМ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С НАРУШЕНИЕМ

Консультативный этап направлен на информационное сопровождение всех участников образовательного процесса по вопросам реализации, дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;

Консультативный этап направлен на информационное сопровождение всех участников образовательного процесса по вопросам реализации, дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;

ДЦП; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания, обучающегося с

ДЦП; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания, обучающегося с

Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с

Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Социально – коммуникативное развитие; •

Социально – коммуникативное развитие; •

Направление «Социально-личностное развитие»: - формирование умения сотрудничать со взрослыми, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления; - положительно относится к окружающим предметам и явлениям

Направление «Социально-личностное развитие»: - формирование умения сотрудничать со взрослыми, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления; - положительно относится к окружающим предметам и явлениям

ИНФОРМАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕГЛАМЕНТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

РЕГЛАМЕНТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Волшебный мешочек» «Времена года» «Домино» «Лото» «Цвет и форма»

Волшебный мешочек» «Времена года» «Домино» «Лото» «Цвет и форма»

Схемы и алгоритмы для выполнения заданий по общей и мелкой моторике

Схемы и алгоритмы для выполнения заданий по общей и мелкой моторике

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020