Коррекционно-реабилитационная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата в условиях образовательной организации
Особую актуальность в современном мире приобретает проблема образования, реабилитации и интеграции в общество детей, страдающих детским церебральным параличом. Отклонения в развитии таких детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речи, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Но надо понимать, что ДЦП – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных наводящих путей головного мозга. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП является сложной системой реабилитационных мероприятий, направленных на развитие двигательной и познавательной сфер, на повышение социальной активности, развитие самостоятельности. Каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.
Обучающиеся в образовательной организации, имеющие диагноз ДЦП, нуждаются в создании системы комплексной помощи, в коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: учителей, инструктора по лечебной физической культуре, логопеда, дефектолога, психолога.
При ДЦП происходит повреждение тех отделов мозга, которые отвечают за двигательную сферу, поэтому у пациентов с данным заболеванием наиболее часто наблюдаются проблемы с тонусом мышц, положением тела и двигательные нарушения.
Реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на обеспечение моторного развития ребенка, на то, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений.
Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают ребенка эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни.
Эффективная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает в себя комплекс мероприятий, применение технических средств, в том числе, тренажера Гросса.
Тренажер Гросса – это современное и уникальное устройство для реабилитации детей с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата, которое позволяет максимально улучшить качество жизни детей данной категории. Методика реабилитации детей с применением тренажера Гросса активно используется для того, чтобы обучить ребенка с ограниченными возможностями здоровья статике и движениям.
Тренажер Гросса создает условия для того, чтобы появилась возможность без затруднений развивать работу моторики и опорно-двигательного аппарата, а также позволяет стабилизировать опороспособность.
Кроме того, он решает некоторые иные задачи:
§ расслабление мышц;
§ обеспечение подвижности конечностей в области суставов;
§ стимулирование функций мышц, находящихся в покое;
§ развитие координационных способностей;
§ тренировка регулирования и соразмерения динамических, пространственных и временных движений.
Тренажер дает возможность передвигаться ребенку не только по всему пространству, но и вокруг своей оси, при этом, верхние и нижние конечности не сковываются, а специальные элементы производят страховку, предотвращающую падение.
Тренажер Гросса также отличается и тем, что его можно установить в любом удобном месте, например во дворе, доме, бассейне, спортивном зале.
Упражнения можно делать стоя, лежа, сидя на стуле или даже в воздухе. Стоит отметить, что в работу включаются все мышцы тела. Очень важным преимуществом является возможность заниматься в вертикальном положении без посторонней помощи.
Начинать работать с тренажером Гросса нужно с самых элементарных упражнений. Цель самых простых упражнений – дать ребенку понять, что во время тренировки он в безопасности, и его никто не бросит. Он научится сохранять правильное положение тела, улучшится его координация и речевые возможности.
Все физические упражнения, применяемые на занятиях детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, делят на три группы:
§ упражнения на устранение порочных рефлексов;
§ общеразвивающие физические упражнения;
§ специальные упражнения, (индивидуальная коррекция движения).
Методика включает использование следующих методов:
§ метод повторного выполнения упражнений в зависимости от задач и степени поражения двигательной системы;
§ метод круговой тренировки, с применением тренажерного устройства по развитию двигательных навыков (ходьбы на четвереньках, на коленях, сидеть, стоять) и физических качеств (выносливости, силы, гибкости);
§ метод непрерывной работы в течение 3-15 мин. по формированию двигательного навыка.
При этом применяются различного рода упражнения в зависимости от физического состояния ребенка. Если ребенок не в состоянии сам выполнить нужное движение, то оно выполняется с помощью педагога.
Основной формой занятий являются индивидуальные занятия. Для каждого ребенка индивидуально идет подбор упражнений с обязательными условиями их выполнения:
§ системность и регулярность применения физических упражнений;
§ постепенное нарастание физической нагрузки;
§ новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений;
§ чередование выполнения физических нагрузок с паузами отдыха.
На основе использования тренажера Гросса разрабатываются физические упражнения разной направленности для формирования и развития двигательных навыков, выполняемых:
§ в гимнастических упражнениях;
§ при передвижении и прыжках;
§ в играх.
В основном применяются общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, выполняемые во всех исходных положениях.
Занятие с использованием Тренажера Гросса, как основной формой физической реабилитации, следует проводить 2 раза в неделю индивидуально, продолжительностью до 45 минут.
Структура занятия включает следующие части:
1. Вводная часть - общеразвивающие физические упражнения по · подготовке организма к занятию, развитию подвижности в суставах, растяжки основных групп мышц. Все упражнения выполняются с помощью педагога (пассивно).
2. Основная часть - упражнения в вертикальном положении (в основном) с использованием тренажера Гросса. При этом, коррекции двигательных нарушений желательно проводить с определенной последовательностью формирования движений, а именно: формирование движений головы, затем руки, руки/туловище, руки/туловище/ ноги, ноги и совместные двигательные действия. Эта часть занятия включает:
§ пассивные упражнения на тренажере, направленные на развитие двигательной активности детей, развитие координационных способностей;
§ пассивно-активные упражнения, которые можно продолжить прыжками и отталкиванием от поверхности двумя ногами. Чтобы научить ребенка отталкиваться, нужно проводить принудительное сгибание обеих ног с маленькой амплитудой движений.
3. Заключительная часть:
упражнения для расслабления и растяжки (с использованием дополнительного оборудования).
Таким образом, тренажер Гросса создает условия для того, чтобы появилась возможность без затруднений развивать работу моторики и опорно-двигательного аппарата, а также позволяет стабилизировать опороспособность. С его помощью можно решить несколько очень важных задач по восстановлению двигательных навыков, таких, как развитие координации, расслабление мышц, если в этом есть необходимость, тренировка всего тела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.