Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни
Оценка 4.6

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл
20.06.2018
Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни
Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни для 1 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Развитие познавательных процессов, логического мышления, памяти, речи, воображения ребенка, поддерживание интереса к обучению невозможно без достаточного уровня развития произвольного внимания дошкольников.Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни для 1 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Развитие познавательных процессов, логического мышления, памяти, речи, воображения ребенка, поддерживание интереса к обучению невозможно без достаточного уровня развития произвольного внимания дошкольников
произ вним.docx
КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7 ГОДА ЖИЗНИ СОДЕРЖАНИЕ I.  Паспорт программы II. Пояснительная записка III. Структура, цели и задачи программы 3.1. Цель, задачи Программы 3.2. Организация образовательной работы по Программе 3.3.   Развитие произвольного внимания во время занятия 3.4. Показатели развития внимания  детей 7 года жизни IV.  Перспективное планирование работы 4.1.  Перспективное планирование  работы с детьми 4.2. Перспективное планирование  работы с родителями 4.3. Перспективное планирование  работы с педагогами V.  Оценка эффективности проведенной работы 5.1. Ожидаемый результат 5.2. Итоговое обследование детей Заключение Список литературы 3 4 5 5 6 8 9 14 15 15 16 17 19 I.  Паспорт программы Наименование «Коррекционно­развивающая   программа   по   развитию   произвольного программы внимания у дошкольников 7 года жизни» Основание  для  разработки  программы Организация  исполнитель  программы. Целевая  группа Разработчики Программы Цель  программы Задачи  программы: Сроки  реализации  программы Ожидаемые  результаты  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;   Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным Программам   –   образовательным   Программам   дошкольного   образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);   Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача Российской   Федерации   от   15   мая   2013   г.   №   26   г.   Москва   от   «Об утверждении   СанПиН   2.4.1.3049­13   «Санитарно­эпидемиологические требования   к   устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);   Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);   «Программа   развития   образования   города   Нижневартовска   на   2015   – 2020г.».  «Программа развития образования  МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» на 2015 – 2020г.».  Устав   дошкольного   образовательного   учреждения,   утвержден   приказом департамента   муниципальной   собственности   и   земельных   ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36­п.         МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина».  Дети 7 года жизни Суркова Татьяна Владимировна, педагог­психолог   устойчивость,   распределение, Целенаправленное развитие произвольного внимания у детей 7 года жизни как основы успешной подготовки к школе ­   Формировать   произвольное   внимание   через   развитие   его   характеристик (объем,   переключение   внимания, наблюдательность); ­ Развивать навыки самоконтроля: учить осознавать цели; выбирать системы действий для достижения цели; учить оценивать результаты деятельности; ­     Гармонизировать   межполушарное   взаимодействие   через   использование кинезиологических упражнений; ­   Организовать   психологическое   просвещение   родителей   и   педагогов   по вопросам развития познавательных процессов. 1 год Высокий уровень развития произвольного внимания  детей 7 года жизни II. Пояснительная записка Значительное   количество   детей   испытывают   большие   трудности   в   учении. Ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес   к   школе.   Одной   из   причин   неуспеха   является   недостаточное   развитие познавательных процессов ребенка – интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, памяти. Родители   и   педагоги   обязаны   научить   детей   учиться,   сохранить   и   развить познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.  Развитие     познавательных   процессов,   логического   мышления,   памяти,   речи,   интереса   к   обучению   невозможно   без воображения   ребенка,   поддерживание   достаточного уровня развития произвольного внимания дошкольников.  Возрастными   особенностями   развития   произвольного   внимания   старших дошкольников   являются   сравнительная   слабость   произвольного   внимания   и   его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно   если   оно   неинтересно   и   однообразно,   их   внимание   легко   отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные.  Поэтому,  в связи с данной проблемой, было решено разработать и дополнительно использовать такую систему работы,  которая оказывала бы целенаправленное влияние на   развитие   свойств   произвольного   внимания   дошкольников,   как   залога   успешной подготовки к школе. Произвольное внимание дошкольников главным образом формируется в общении со   взрослым,   в     деятельности,   в   игре.   Наряду   с   этим,   существуют   специальные упражнения, которые  синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти   и   внимания,   облегчают   процесс   чтения   и   письма.   Это   кинезиологические упражнения,   которые   могут   стать   одним   из   эффективных   средств   развития произвольного внимания детей. Был сделан следующий прогноз: после внедрения программы повысится уровень   развития   познавательных развития   произвольного   внимания,   а   также   уровень   процессов детей. Программа   имеет   практическую   значимость   –   разработано   перспективное планирование   работы с детьми, родителями и педагогами,   методические материалы для родителей и педагогов, подобрана картотека игр и упражнений. Новизна   Программы   заключается   в   таком   структурировании   форм   и   методов развития   произвольного   внимания   дошкольников,   которое   позволяет   систематично, целенаправленно развивать все качества произвольного внимания,   а также повысить уровень развития познавательных процессов.  Таким   образом,   «Коррекционно­развивающая   программа   по   развитию произвольного   внимания   у   дошкольников   7   года   жизни»   является   достаточно актуальной.  III. Структура, цели и задачи программы 3.1. Цель, задачи Программы Исходя из актуальности темы, целью работы стало – целенаправленное развитие произвольного   внимания   у  детей 7  года   жизни   как   основы   успешной  подготовки   к школе Поставленная цель определила следующие задачи: ­ Формировать произвольное внимание через развитие его характеристик (объем, устойчивость, распределение, переключение внимания, наблюдательность); ­   Развивать   навыки   самоконтроля:   учить   осознавать   цели;   выбирать   системы действий для достижения цели; учить оценивать результаты деятельности; ­   Гармонизировать   межполушарное   взаимодействие   через   использование кинезиологических упражнений; ­ Организовать психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам развития познавательных процессов. 3.2. Организация образовательной работы по Программе Работа по Программе организована по нескольким направлениям:  ­   Работа   с   детьми   (непосредственная   образовательная   деятельность, индивидуальная работа) В   неделю   предусмотрена   одна   непосредственно­образовательная   деятельность педагога­психолога с детьми по подготовке к школьному обучению. Длительность – 30 минут.  Всего 36 недель, т.е. 36 занятий. Целенаправленному  развитию произвольного внимания уделено не все занятие, а лишь две его  части – кинезиологическая зарядка и одна игра на развитие устойчивости, концентрации,   распределения,   переключения,   объема,   или   отвлекаемости   внимания ребенка   –   15   минут.     Оставшееся   время   посвящено   развитию   памяти,   мышления, восприятия, воображения, формированию мотивационной готовности к школе, навыкам самоконтроля и др. в рамках программы «Готовность к школе», что также оказывает большое влияние на формирование произвольного внимания.  Педагог­психолог,   по   мере   необходимости,     проводит   также   индивидуальную психокоррекционную работу с ребенком; ­ Работа с родителями  Психологическое   просвещение   родителей   включает   консультации,   памятки, семинары, беседы, мастер­классы, выступления на родительских собраниях по теме развития познавательных процессов дошкольников. Родители   имеют   возможность   также   получить   индивидуальную   консультацию педагога­психолога; ­ Работа с педагогами Заключается в оказании консультационной и практической помощи   педагога­ психолога в развитии  дошкольников. ­ Организация предметно­развивающей среды  Это   подбор   игр,   упражнений   по   развитию   произвольного   внимания дошкольников. 3.3.   Развитие произвольного внимания во время занятия Кинезиологическая зарядка с детьми проводится в начале каждого занятия после ритуала   приветствия.   Зарядка   включает   такие   упражнения,   как   массаж   ладоней   и ушных   раковин,   «Колечки»,   «Лезгинка»,   «Ухо­нос»   и   другие.   Все   упражнения проводятся под музыкальное  сопровождение. Время – 7­10 минут.  Типы заданий на формирование произвольного внимания:  1. Всевозможные задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений: «Найди отличия», «Найди одинаковые предметы», «Найди пару», «Чем похожи, чем отличаются» и др.; 2. Задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что­то   убрали,   добавили,   заменили   либо   поменяли   местами   ­   надо   указать,   что изменилось): «Что изменилось?»; 3. Нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных»  на картинке: «Сколько на картинке кругов? Треугольников? Квадратов?»; 4. Всевозможные лабиринты: «Помоги найти дорогу»; 5.   Задания   на   нахождение   нелепиц,   несоответствий   на   картинках:       «Что перепутал   художник?».   Здесь   также   диагностируется   уровень   развития   мышления ребенка, его знания о мире. 6. Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд)   предъявляется   либо   картинка   с   изображением   различных   предметов   либо настоящие   предметы   (какие­то   вещи   могут   быть   парными).   После   этого   картинку убирают,   и   ребенок   по   памяти   должен   ответить   на   вопросы,   которые   касаются показанных ему предметов или их изображений: «Картинки прячутся» и др.; 7.   Ответы   на   вопросы   по   картинке,   описание   того,   что   на   ней   изображено: «Сколько животных на картинке?» и др.; В этом задании для более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется   характер   процесса   рассматривания   (целенаправленность,   активность, заинтересованность работой и пр.), сосредоточенность и наблюдательность; 8. Задания на диагностику избирательности внимания: «Найди и раскрась сначала все буквы, а затем все цифры» и др.. 9. Задания на развития слухового внимания: «Слушаем тишину», «Хлопни, как я» и др. 10. Задания на поиск и дорисовку недостающих деталей. В заданиях на внимание этой группы ребенок должен рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и дорисовать каждую из них так, чтобы все картинки стали полностью одинаковыми; 11.   Поиск   одинаковых   картинок.   Ребенок   должен   внимательно   рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и найти две полностью одинаковые;   12.   Поиск   картинки   по   образцу.     Ребенок   должен   внимательно   рассмотреть образец и найти соответствующую ему картинку. 13. Логические задания на поиск заданной последовательности. Ребенок должен найти   среди   множества   подобных   изображений   группы   картинок,   расположенных   в определенной последовательности. 14. Задания на нахождение у изображенной группы предметов общего признака. Задания,   в   которых   ребенок   анализирует   группы   предметов,   объединенных   на основании общего признака. Ребенок должен выявить  этот признак. Упражнения на внимание подобного типа развивают также логическое мышление у дошкольников. 15. Задания на поиск предмета по его тени. Ребенку предлагается соотнести ряд предметов   и   их   теней.   Т.е.   для   каждого   предмета   он   должен   подобрать соответствующую ему тень. 16.     Игры на развитие внимания и пространственных представлений: «Муха», «Футбол»,   «Пчелка», «Графический  диктант».    Развивают   внимание,  способствуют развитию пространственных представлений.    Мультимедийное   оборудование   в   кабинете   педагога­психолога   позволяет использовать   интерактивные   варианты   таких   игр,   что   способствует   повышению интереса   дошкольников,   а   следовательно,  увеличению   эффективности   применяемых методов. 3.4. Показатели развития внимания  детей 7 года жизни Ребёнок 7 года жизни организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость   внимания,   складываются   элементы   произвольности   в   управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребёнка к деятельности. Появляются элементы послепроизвольного внимания. Устойчивость   внимания   ­   20­25   минут,   объем   внимания   составляет   7­8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Развитие   произвольности   и   волевого   начала   проявляется   в   умении   следовать инструкции   взрослого,   придерживаться   игровых   правил.   Ребёнок   стремится качественно выполнить какое – либо задание, сравнить с образом и переделать, если что­то  не получилось. К семи годам дети должны: 1. Выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут; 2.Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов; 3.Находить 10 отличий между предметами; 4. Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; 5. Копировать в точности узор или движение; 6. Уметь находить одинаковые предметы. IV.  Перспективное планирование работы 4.1.  Перспективное планирование  работы с детьми № 1. Развивать умение  Цель быстро  сосредоточиваться. 2. Развивать волевое  внимание. 3. Развивать внимание,  связанное с  координацией  слухового и  двигательного  анализаторов. Содержание Игра «Что слышно?» По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.                                             Игра «Пишущая машинка» Каждому   играющему   присваивается   буква   алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух­трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши. Игра «Четыре стихии» Играющие   сидят   по   кругу.   Ведущий   договаривается   с ними,   что,   если   он   скажет   слово   «земля»,   все   должны опустить руки вниз, если слово «вода» ­ вытянуть руки вперед,   слово   «воздух»   ­   поднять   руки   вверх,   слово «огонь» ­ произвести вращение руками в лучезапястных и 4. Тренировка  концентрации  внимания. 5. Развитие внимания,  пространственных  представлений. 6. Развитие зрительного внимания. 7. Развитие объема и  распределения  внимания. 8. Тренировка  концентрации  внимания. 9. Развитие  произвольного  внимания,  переключение и  распределение  внимания. 10. Развитие  переключения  внимания,  произвольности  выполнения  движений 11. Тренировка  распределения  внимания 12. Развитие  концентрации и  устойчивости  внимания   считается   Кто   ошибается, локтевых   суставах. проигравшим. Упражнение «Выполни по образцу» Упражнение   включает   в   себя   задание   на   прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Игра «Рисование по клеткам» Детям предлагается срисовать образец. «Что изменилось» На   столе   в   определенном   порядке   стоят   предметы. Играющие закрывают глаза.   Ведущий меняет предметы местами. Играющие должны определить, что изменилось. «Кто за кем стоит» Детям в количестве от 4 до 5 предлагается выстроится в шеренгу,   другому   предлагается   быть   водящим.   Он запоминает детей кто за кем стоит и отвернуться, в это время дети меняются местами. Ведущий поворачивается и говорит,   что   изменилось.   Игру   можно   повторять несколько раз, меняя ведущего.   «Сколько   на   картинке   кругов?   Треугольников? Квадратов?»  Нахождение   различных   геометрических   фигурок, «спрятанных»  на картинке. «Найди отличия» Материалы:   карточка   с   изображением   двух   картинок, имеющих различия. Ребенку предлагаются: а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг   от   друга   деталями.   Необходимо   найти   все имеющиеся отличия.  «Летает – не летает» Дети   садятся   или   становятся   полукругом.   Ведущий называет   предметы.   Если   предмет   летает   ­   дети поднимают руки. Если не летает ­ руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки   непроизвольно,   в   силу   подражания   будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. «Нарисуй круг и треугольник» Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками на одном листке: круг ­ одной рукой, треугольник ­ другой рукой   (причем   начинать   и   заканчивать   рисовать   обе фигуры одновременно). «Ладошки» Играющие садятся в ряд или в круг и кладут ладони на колени соседей (правую – на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева). Нужно быстро поднимать   и   опускать   ладошки   по   порядку   (чтобы «пробегала   волна»).   Не   вовремя   поднятые   ладошки 13. Развитие  избирательности и  переключаемости  внимания 14. Тренировка  избирательности  внимания. 15. Развитие  устойчивости  внимания. 16. Тренировка  наблюдательности 17. Тренировка  избирательности  внимания. 18. Тренировка  наблюдательности выбывают из игры. «Овощи­фрукты» Ведущий выкрикивает названия овощей и фруктов, дети­ участники должны при слове, означающем овощ, присесть, а   при   слове,   означающем   фрукт   –   подпрыгнуть.   Темы называемых предметов могут быть разными (звери­птицы, деревья­кустарники),   условные   движения   –   тоже (хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх и т.д.). «Буренки»  Предлагаются   бланки   с   изображением   буренок, расположенных по восемь в ряду. Варианты заданий: а) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним рогом / двумя /; б) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним ушком / с двумя /; в)/ подчеркни, / сосчитай / с одним рогом, одним ушком. / и наоборот / и другие варианты. Количество учебных задач вводите постепенно. «Где, чей домик?» Детям   предлагается   рисунок   с   изображением   7 разнообразных   зверей,   каждый   из   которых   торопится   в свой домик. Линии, животных соединяют с их домиками. Необходимо определить, где, чей домик, но карандашом не проводить по линиям.  «Что­то поменялось?»   Несколько детей становятся в шеренгу. Ведущий выбирает одного ребенка, даёт задание внешний вид игроков. Даётся на   это   несколько   секунд.   Далее   ребёнок   должен отвернуться.  Участники   игры,   которые   остались,   вносят   маленькие изменения в причёску или костюм. Потом запоминавший называет изменения во внешнем виде товарищей, которые он заметил. «Человечки»        Предлагаются   бланки   с   изображением   человечков   с разными   положениями   рук   и   ног,   расположенные   по девять в ряду. Варианты заданий: а)   /   закрась,   /   подчеркни,   заштрихуй,   сосчитай   / человечков, которые стоят на одной ножке; б   )   /   закрась,   /   подчеркни,   заштрихуй,   сосчитай   / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки   в   стороны;   в)/   закрась   /   подчеркни,   заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны; г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч; д)/ закрась/ подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /. «Помоги щенку найти шесть животных» «Найди   двух   одинаковых   слонов» «Помоги   Сереже отыскать 6 медведей» 19. Развитие зрительного внимания  20. Развитие  концентрации и  устойчивости  внимания 21. Развитие  наблюдательности. 22. Тренировка  избирательности  внимания. 23. Развитие моторно­ двигательного  внимания 24. Развитие  наблюдательности.   25. Развитие слухового  внимания 26. Развитие  устойчивости  внимания Детям   предлагаются   картинки,   на   которой   «спрятаны» животные.  «Сложи узор по образцу» (из палочек или спичек) Детям предлагаются образцы несложных фигур.    «Снежный ком» Первый участник произносит слово на заданную тему или без   нее.   Второй   участник   должен   сначала   произнести слово   первого   игрока,   затем   –   свое.   Третий   –   слова первого и второго игрока и затем свое, и т.д. Ряд слов вырастает, как снежный ком.  «Сколько чего?» Детей   просят   осмотреть   кабинет   и   назвать   как   можно больше   имеющихся   предметов,   начинающихся   на   букву "К",   "Т",   "С",   все   стеклянные   или   металлические,   все круглые, или все белые предметы. «Хрюши»       Предлагаются   бланки   с   изображениями   поросят, расположенных   по   десять   в   каждом   ряду.   Варианты заданий: а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят; б)/   подчеркни   веселых   /   грустных   поросят   с   двумя ушками, / одним ушком /; в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой. Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/. «Запрещенное движение» Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя.   Затем   он   показывает   разные   движения   руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из   игры.   Запретным   может   быть   любое   движение   или сочетание движений. «Найди тень»   Необходимо найти тень от картинки и соединить картинку с тенью.    «Слушаем слова»  Нужно   заранее   договориться   с   ребенком   (детьми),   что водящий   (взрослый)   будет   произносить   самые   разные слова,   среди   которых   будут   встречаться,   например, названия   животных.   Ребенок   должен   успеть   хлопнуть   в ладоши, когда услышит эти слова. Можно в процессе игры менять тему заданных слов и движение, которое должен совершить ребенок, а также усложнять игру, сочетая 2 и более тем и, соответственно, движений. «Дрессированная муха» Лист   бумаги,   расчерченный   на   16   клеток,   изображение мухи или пуговка (игровая фишка), которая будет просто символизировать это насекомое «Муха»   перемещается   на   какую­либо   клетку   игрового поля. Ведущий ей «приказывает», на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того мухе   отдано   несколько   приказаний   (например,   одна «Посмотри   внимательно, клеточка вверх, две вправо, одна вниз), ребенок должен показать   то   место,   где   теперь   должна   быть   хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то муха передвигается на соответствующую клеточку. «Точки» Детям показывают карточки с квадратами с клетками 4х4, в которых нарисованы точки. В карточке №1  ­ две точки в любых клетках квадрата, №2 ­ три точки, и т.д. дается инструкция:   запомни   и попытайся расставить их точно так же в своей карточке». Показывают карточку 1­3 секунды и убирают. «Девочки»  Предлагаются   бланки   с   изображением   девочек, расположенных   по   восемь   в   каждом   ряду.   Вариант задания: а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);  б)/подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками; в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами; г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами; д)/ подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами. «Круги» Детям предлагают  карточки, где изображены  10 кругов в ряд и карандаши. А затем даются  задания. Например: а) закрасьте   красным   карандашом   второй   круг,   а   синим   ­ третий   и   седьмой;   б)   подчеркните   восьмой   круг,   а   под четвертым нарисуйте треугольник; в) если сейчас не среда, зачеркните девятый круг и т. п. «Графический диктант» (рисование по клеточкам) Взрослый   диктует   последовательность   действий   с указанием   числа   клеточек   и   их   направлений   (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем   сравнивает   методом   наложения   свое   изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. «Запретные слова» В начале игры ведущий говорит:  «Да» и «нет» не говорить,  Черное с белым не носить.  Вы поедете на бал?»  Дети отвечают.  Задача ведущего ­ спровоцировать ребенка на то, чтобы он ответил   запретными   словами   (да,   нет,   черное,   белое),   а задача ребенка ­ не поддаваться на провокацию ведущего и уходить от ответов запретными словами.  «Кольца» Зачеркивать   кольца   с   определенным   разрывом   (вверху, внизу, слева, справа и т.д.). Игры в стихах ДА­НЕТ 27. Тренировка объема  внимания 28. Тренировка  избирательности  внимания. 29. Тренировка  устойчивости  внимания. 30. Тренировка  устойчивости  внимания. 31. Развитие слухового  внимания 32. Тренировка  избирательности  внимания. 33. Тренировка внимания 34. Развивать внимание,  связанное с  координацией  слухового и  двигательного  анализаторов. 35. Тренировка  избирательности  внимания. 36. Развитие  наблюдательные и  концентрации  внимания «Праздник мы сейчас откроем …»,  «Где еда, где не еда?» «Может ­ нет, а может ­ да!»  «Вновь игра приходит к нам» «Веселые «ДА­НЕТКИ» «Движения наоборот» Дети повторяют за ведущим упражнения, только делая их «наоборот».   вместо   наклона   вправо, наклоняются   влево.   А   вместо   наклона   вперед   делают наклон назад. Выигрывают самые внимательные.   Например, «Поймай слово» Ведущий   называет   различные   слова   «стол»,   «стул», «кровать»,   «книга»,   «собака»   и   т.д..   Договорено,   что ребенок   будет     «ловить»   слово   (хлопать   в   ладоши»), обозначающее   животное.   Усложнение:   на   одни   слова хлопать, а на другие ­ вставать.  «Репа – Помидор ­ Огурец» Ведущий   показывает   движения,   означающие   следующие слова: Репа – ладонь в виде ковшика. Помидор – ладонь в форме крышки от чайника. Огурец – пальцы сжаты в кулак. Дальше ведущий предупреждает группу, что сейчас он в произвольном порядке будет называть вышеперечисленное овощи,   а   задача   участников   их   показывать   так,   как   он только что продемонстрировал (как – см. выше). При этом сам ведущий будет путать участников – называть одно, а показывать другое. Участники должны следовать словам. При   этом   опускать   глаза   нельзя,   надо   смотреть   на ведущего во время упражнение, показывать движения за его словами и не ошибаться. 4.2. Перспективное планирование  работы с родителями ь р б я т к о ь р б я о н ь р б а к е д ь р а в н я Бюллетень «Развитие внимания у  детей дошкольного и младшего  школьного возраста (от 3 до 10 лет)» Рекомендации для родителей «Развитие памяти детей дошкольного  возраста» Консультация «Формирование  навыков самоконтроля и  саморегуляции у детей старшего  дошкольного и младшего школьного  возраста» Консультация для родителей «Нам  пора в школу» Выступление ­ презентация на родительском собрании «Развитие познавательных процессов детей как залога успешной подготовки к школе» Мастер ­ класс для родителей «Зарядка от психолога» по ознакомлению с кинезиологическими упражнениями ь л а р в е ф т р а м ь л е р п а й а м ь р б я т к о ь р б я о н ь р б а к е д ь р а в н я ь л а р в е ф т р а м Памятка «Пять подсказок для  развития внимания у детей» Консультация для родителей «Как  развивать внимание и память  дошкольника» Консультация для родителей «Как  развить у ребенка внимательность?» Памятка для родителей по развитию  внимания ребенка Семинар­практикум для родителей «Развиваем произвольное внимание ребенка»  4.3. Перспективное планирование  работы с педагогами Бюллетень «Развитие познавательных  процессов у детей дошкольного  возраста» Консультация «Внимание, как один из  главных факторов успешного развития дошкольника» Консультация «Формирование  произвольности у старших  дошкольников» Памятка «Развитие внимание ребенка  в различных видах деятельности» Консультация «Гиперактивные дети  (дети с синдромом дефицита  внимания). Что необходимо знать  педагогу» Рекомендация «Развитие  произвольного поведения  дошкольников» Презентация для педагогов «Познавательные процессы и их развитие» Семинар­практикум «Значение с кинезиологических упражнений для развития дошкольника»  Мастер­класс для педагогов «Развитие произвольного ь л е р п а й а м Консультация «Развитие  произвольного внимания детей  старшего дошкольного возраста с  помощью игр и игровых упражнений» Рекомендация «Как развить внимание  у ребенка?» внимания во время непосредственной образовательной деятельности» V.  Оценка эффективности проведенной работы 5.1. Ожидаемый результат Высокий уровень развития внимания ребенок: ­ умеет подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности; ­ может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени заданное количество объектов; ­   способен   сохранять   долгое   время   сосредоточенность   в   деятельности, способность отвлечься от всего постороннего; ­ умеет выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время;  ­ сознательно переходит от одного объекта к другому; ­ способен подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности. 5.2. Итоговое обследование детей           Психолого­педагогический   инструментарий,   используемый   для   оценки полученных результатов работы по Программе: Методика «Психолого­педагогическая оценка   готовности   к     началу   школьного   обучения»   (программа   и   методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов автор: Н.Семаго и М. Семаго). Задания выполняются на специальном бланке. Методика проводится два раза ­ в начале и в конце учебного года. Задание № 1. «Продолжи узор» Цель.   Оценка   особенностей   тонкой   моторики   и   произвольного   внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции. Задание № 2. «Сосчитай и сравни» Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении   цифр.   Определение   сформированности   понятия   «больше   ­   меньше»   в ситуации «конфликтного» расположения элементов. Умение выполнять инструкцию, данную   один   раз   и   состоящую   из   нескольких   частей:   «сосчитай»,   «запиши   в определенном месте», «сравни»,  «поставь плюс». Задание № 3. «Слова» Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала,   подаваемого   на   слух,   сформированность   графической   деятельности   (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности. Задание № 4. «Шифровка» Цель.   Выявление   сформированности   произвольной   регуляции   деятельности (удержание   алгоритма   деятельности),   возможностей   распределения   и   переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.  Задание № 5. «Рисунок человека» Цель.   Общая   оценка   сформированности   графической   деятельности,   оценка топологических   и   метрических   (соблюдение   пропорций)   пространственных представлений, общего уровня развития. Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням ­ в зависимости от общего   набранного   ребенком   балла,   с   учетом   корректировочных   коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы:  Таким   образом,   Методика   «Психолого­педагогическая   оценка   готовности   к началу   школьного   обучения»   даёт   достаточное   представление   об   уровне   развития внимания ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На   сегодняшний   день   в   психологии     сохраняется   понятие   внимания   как определенной   стороны   или   характеристики   всякой   деятельности   субъекта   или,   что является   только   другим   выражением   того   же   самого,   отрицается   внимание   как самостоятельная форма психической деятельности Роль   внимания   заключается   в   обеспечении   психических   процессов (познавательных,   эмоциональных,   волевых)   и   успешной   работы   сознания   Оно пропускает через себя все, что входит в душу человека из внешнего мира, поскольку является   формой   организации   психической   деятельности   человека,   которая заключается в направленности и сосредоточенности ее на объектах, имеющих для нее определенное значение. Воспитание   произвольного   внимания   играет   важную   роль   в   деле   подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само   по   себе   не   привлекательно,   но   необходимо   для   усвоения   школьных   знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. Овладение   произвольным   вниманием   является   важным   достоянием дошкольников,   однако   непроизвольное   внимание   остается   основной   для   них   на протяжении   всего   дошкольного   детства   Детям   трудно   сосредоточиться   на однообразной   и  малопривлекательной   для   них   деятельности,  хотя   они   долго   могут быть внимательными при решении эмоционально насыщенной продуктивной задачи.  Учитывая эту особенность внимания ребенка, дошкольное обучение не может выстраиваться   на   задачах,   требующих   постоянного   напряжения   произвольного внимания,   а   должно   охватывать   элементы   игры,   продуктивные   виды   и   формы деятельности, часто меняться. Благодаря этому можно поддерживать внимание детей на   достаточно   высоком   уровне.   Таким   образом,   необходимо   дальнейшее совершенствование форм и методов развития произвольного внимания дошкольников. Итак, в результате проведенной работы были сделаны следующие выводы ­   Внимание   ребенка   дошкольного   возраста   развивается   в   развитии   речи,   в общении со взрослыми, в различных видах деятельности,  среди которых особое место занимает игра; ­ К концу дошкольного возраста ребенок еще не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.  ­   Для   развития   произвольного   внимания     необходима   целенаправленная, систематическая работа педагогов и родителей; ­   В   формировании   произвольного   внимания   должны   быть   использованы различные виды игр (интерактивные, подвижные, развивающие и другие); ­   Важную   роль   в   системе   развития   познавательных   процессов   ребенка   может   развитие   межполушарного   взаимодействие   через   использование сыграть   кинезиологических упражнений; ­  Развитие  произвольного   внимания   дошкольника   должно   проходить  в  тесном сотрудничестве детского сада и семьи; ­ Повышение психолого­педагогической компетентности педагогов и родителей является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника [Текст] /Б.Г. Ананьев. ­ М. ­ Л., Изд­во АПН РСФСР, 1964. ­ 86 с. 2. Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. ­ М. Просвещение; 1996 – 125 с. 3. Аникин А. В. Джон Стюарт Милль // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей­экономистов до Маркса. — 2­е изд. — М.: Политиздат, 1975. 4. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. 1989 – 450 с. 5. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры [Текст]. Автореферат дис. д. ф. н. /Т.А. Апинян.­ СПб., 1994.­ 39 с. 6. Артемова А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] /А. Артемова. ­ М.: Просвещение. ­ 1992. ­ 127 с. 7. Бармашова   Е.   Игровая   мозаика:   программа   занятий   по   развитию   внимания   у   детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. ­ 2005. ­ № 5. ­ С. 8­ 14. 8. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников.   —   М.:   Издательство   «Институт   практической   психологии»,   Воронеж:   НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с. 9. Башаева Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. ­ Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. 10. Богуславская   З.М.   Психологические   особенности   познавательной   деятельности   детей­ дошкольников   в   условиях   дидактической   игры   [Текст]   /З.М.Богуславская//Психология   и педагогика игры дошкольника. ­ М.: Просвещение, ­ С.254­268. 11. Богуславская   З.М.   Развитие   познавательной   деятельности   детей   дошкольного   возраста   в условиях сюжетной дидактической игры [Текст] /З.М. Богуславская// Известия АПН РСФСР. ­ 1955. ­ Вып.64. ­ С.28­35.  12. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания. // Вопросы психологии. – 2000 ­ № 5 – с. 127 – 131. 13. Бортникова   Е..   Проверяем   готовность   ребенка   к   школе.   Для   детей   6­7   лет.   Тетрадь   2.   – «ЛИТУР», 2009. ­ 32 с 14. Бортникова   Е..Проверяем   готовность   ребенка   к   школе.   Для   детей   6­7   лет.   Тетрадь   1.   – «ЛИТУР», 2009. ­ 32 с 15. Бочкарева   Л.П.   Воздействие   книг   и   картин   на   игровые   образы   [Текст]   /Л.П.   Бочкарева// Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, Л.И. Матусик. ­М ., 1983. ­С. 38­48. 16. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: 1996 г. 17. Васильева С. А.. Развиваем внимание и память. В гостях у сказки. Для детей от 2 до 7 лет. ­ Издательская группа «АСТ», 2009. ­ 32 с. 18. Васильева С.А.. Запоминай­ка. Обучающие и развивающие игры и задания. От 5 до 7 лет. – Издательская группа «АСТ», 2007. ­ 31 с. 19. Венгер   Л.   Развитие   внимания,   памяти   и   воображения   в   дошкольном   возрасте   [Текст]   /Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. ­1974. ­№12. ­ С. 24­30. 20. Волкова Н. Внимание детей во время занятий [Текст] /Н. Волкова// Дошкольное воспитание. ­ 1971.­ №12.­ С. 6­9.  21. Вундт В. Введение в психологию / Пер. с нем. Н. Самсонова. М.: Космос, 1912. 22. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. ­ № 6. ­ 1966. ­ С. 62­76. 23. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. ­ М., 1976. ­ С. 184­219. 24. Гаврина   С.   Е..   Развиваем   зрительное   восприятие   у   детей   5­6   лет.   Цвет,   форма,   величина, свойства предметов. ­ Издательская группа «АСТ», 2008. ­ 64 с. 25. Гаврина С.Е.. Игры и упражнения на внимание и мышление. – «Академия развития», 2008. ­ 32 с. 26. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –127 с. 27. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд­ во Моск. Ун­та, 1974. – 101 с. 28. Гатанов Ю.Б., Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Энциклопедия подготовки к школе: Для детей 5­6 лет и старше. ­ «Нева», 2005. ­ 192 с. 29. Гатанова Н.В. Тунина Е.Г. Развиваю память: Пособие для подготовки детей к школе. – СПб: Издательство «Питер», 2000г. – 160 с.  30. Герасимова А. С. Рисуем по клеточкам. ­ Издательская группа «АСТ», 2008. ­ 63 с. 31. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. – 1972. – 160 с. 32. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной   Кинесиологии   для   родителей   и   педагогов,   воспитывающих   детей   разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998. 85 с. 33. Джемс У. Психология [Текст] /У. Джеймс. ­ Л.: Педагогика, 1965. ­ 237 с. 34. Диагностика   познавательной   сферы   ребенка   [Текст]   /   Под   ред.   Т.Г.   Богдановой,   Т.В. Корниловой. ­ М.,1994. ­ С.127. 35. Дмитриева   В.   Г.   Большая   книга   развивающих   игр:   загадки,   логические   игры,   ребусы, головоломки. – «Астрель», 2010. ­ 192 с. 36. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5­му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137. 37. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы психологии. 1975.  38. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. №3 с. 121 – 128 39. Добрынин   Н.Ф.   Внимание   и   его   воспитание   [Текст]:   Стенограмма   публичной   лекции /Н.Ф.Добрынин. ­ М.: Правда, 1951. ­256 с. 40. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] /Н.Ф. Добрынин. // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. ­ М., 1976. ­ С. 243­259. 41. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. ­ М.:Флинта, 2002. ­ 316 с.  42. Дормашев Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. / Послесловие проф. В. П. Зинченко. – Изд. 2­е, перераб. и исправл.­ М.: Тривола, 1999. – 336 с. 43. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] /В.А. Дрязгунова. ­ М.:Просвещение, 1991.­114 с. 44. Дубровина   И.В.   Психология   [Текст]:   Учебник   для   студ.   сред.   пед.   учеб,   заведений   /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. ­ М., Издательский центр «Академия», 1999. ­ 464 с.  45. Дубровинская   Н.В.   Некоторые   характеристики   внимания   в   онтогенезе   [Текст]   /   Н.В. Дубровинская// Психологический журнал. ­ 1982. ­ Т.З. ­ №5. ­ С. 54­65. 46. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] /Р.И. Жуковская. ­ М.: Изд­во Академии педагогических наук, 1963. ­ 320 с. 47. Запорожец   А.В.   Игра   и   ее   роль   в   развитии   ребенка   дошкольного   возраста   [Текст]   /А.В. Запорожец, Т.А Маркова. ­ М.: Просвещение, 1978. ­ 317 с. 48. Зверева Г.И. О воспитании внимания [Текст] /Г.И. Зверева //Дошкольное воспитание.­ 1960.­ №12.­С. 46.  49. Земцова О.. Найди отличия. 5­6 лет. – «Махаон», 2007 50. Игра дошкольника [Текст] /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.­ М.: Просвещение, 1989.­ 286 с.: ил.­ (Б­ка воспитателя дет. сада). 51. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] /С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. ­ М.:МГУ, 1986. ­ 144 с. 52. Козырева Л. М. Как стать внимательным. Академия развития, Академия Холдинг. 2002 ­  32 с. 53. Кононова   И.М.,   Сергеева   К.Д.   Дидактические   игры   [Текст]/И.М.   Кононова,   К.Д.   Сергеева //Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой. ­ М., 1989. ­С.127­132. 54. Костюк Г.С. Психология [Текст] /Г.С. Костюк. ­ Киев: Радянська школа, 1968. ­ С.395. 55. Котырло   В.К.   Развитие   волевого   поведения   дошкольников   [Текст]   /В.К.   Котырло.   ­   Киев: Радянска школа, 1971. ­ 200 с. 56. Кравцов   Г.Г.Психологические   проблемы   начального   образования[Текст]   /Г.Г.   Кравцов.   ­ Красноярск: изд­во Красноярского университета, 1994. ­ 142 с. 57. Крыжановский Г. Большая книга тестов. Развитие ребенка. – Издательская группа «АСТ», 2008. ­ 192 с. 58. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 5­е изд. – М.: изд­во УРАО, 1996. – 176 с. 59. Ланге   Н.Н.   Психологические   исследования.   Закон   перцепции.   Теория   волевого   внимания [Текст] /Н.Н. Ланге. ­ Одесса: Типогр. Штаба Одесск. воен. окр., 1983. ­ 197 с. 60. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М. 1980 – 235 с. 61. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека [Текст] /А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. ­ 1961. ­ № 1.­ С. 30­42. 62. Леонтьев   А.Н.   Психологические   основы   дошкольной   игры   [Текст]   /А.Н.   Леонтьев//   Избр. психолог, произведения: В 2­х т. ­ М., 1983. ­ Т.1. ­ С. 303­323. 63. Люблинская А.А. Детская психология [Текст] /А.А. Люблинская. ­ М.:Просвещение, 1971. ­ С.106.  64. Маклаков А. Г. Общая психология. – Питер. 2003 – 592 с. 65. Михайленко Н.Я., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами /Н.Я. Михайленко, О.К. Петрова // Дошкольное воспитание. ­ 1998. ­ № 1. ­ С.37­42. 66. Мищенкова Л. В.. Развивающие занятия, игры и упражнения для детей 6­8 лет. ­ Издательская группа «АСТ», 2007. ­ 160 с. 67. Московкина   А.   Г.,   Анисимова   И.   В.   Как   помочь   ребёнку   с   нарушениями   внимания// Дефектология. 2000. № 1. с. 61­63 68. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин­тов/ Под ред. Л. А. Венгера.— 2­е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с. 69. Мухина   В.   С.   Феноменология   развития   и   бытия   личности.­   М.:   Московский   психолого­ социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999 – 640 с. 70. Мухина В. С.Психология детства и отрочества. Учебник для Вузов. – М.: Институт практич. психологии, 1998 – 488 с. 71. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] /В.С. Мухина. ­ 7­е изд., стер. ­ М.: «Академия», 2002. ­ 452 с. 72. Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания [Текст] / Л. Набатникова//Дошкольное воспитание. ­ 1970. ­№7.­С. 36­38. 73. Немов Р. С. т. 1. Общая психология. – М.: Владос, 1999 – 460 с. 74. Немов Р. С. т.3 Возрастная психология. ­ М.: Владос, 1999 – 463 с. 75. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4­е изд. — М.: Гуманит.   изд.   центр   ВЛАДОС,   2003.   —   Кн.   3:   Психодиагностика.   Введение   в   научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. С. 73­80. 76. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с. 77. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования (сост. Е. И. Рогов.)  – М.: Гуманит. изд. центр Владос. 1998 – 405 с.  78. Пантина   Н.С.   Исследование   строения   детской   деятельности   [Текст]   //   Психология   и педагогика   игры   дошкольника:   Материалы   симпозиума   /   Под   ред.   А.В.   Запорожца,   А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. ­226 с. 79. Педагогическая энциклопедия. ­ М.,1965. ­С.158­159.  80. Петровский   В.   А.,   Черепанова   Е.   М.   Индивидуальные   особенности   самоконтроля   при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. № 5 – с. 48­50. 81. Петухова   Г.В.   Развитие   произвольного   внимания   у   детей   дошкольного   возраста   [Текст]   : Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. ­ М., 1961. ­32 с. 82. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под редакцией И. В. Дубровской – М.: Изд. центр «Академия», 1998 – с. 53 – 68. 83. Практикум по общей психологии [Текст] /Под ред. Щербакова А.И. ­ М.: Просвещение, 1990. ­ 316 с. 84. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. ­ СПб:Питер, 2000. ­268 с. 85. Психология / под ред. Ковалёва А. Г., Степанова А. А., Шабалина С. Н. – П., М.: 1966 – 445 с. 86. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: 1964 – 154 с. 87. Путляева Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева// Дошкольное воспитание. ­ 2005. ­ № 8. ­ С. 58­60. 88. Репина   Т.   Самостоятельные   игровые   объединения   [Текст]   /Т.Репина,   О.Гостюхина //Дошкольное воспитание. ­ 1984. ­ №2. ­ С. 43­46. 89. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 208 с. 90. Розов А.И. К вопросу о теории внимания [Текст] /А.И.Розов//Вопросы психологии.­ 1956.­ № 6. ­ С.25­29. 91. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии ­ СПб: Издательство «Питер», 2000. 92. Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст]: Из опыта работы. /Под. ред. М.А. Васильевой. ­ М.: Просвещение, 1986. ­ 112 с. 93. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе [Текст] /Э.М. Рутман//Вопросы психологии. ­ 1990. ­ №4. ­С. 161­167. 94. Сазонов   В.   Ф.,   Кириллова   Л.   П.,   Мосунов   О.   П.   Кинезиологическая   гимнастика   против стрессов: Учебно­методическое пособие / РГПУ. — Рязань, 2000. — 48 с. 95. Семаго   Н.Я.,   Семаго   М.М.   Теория   и   практика   оценки   психического   развития   ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст 96. Страхов   И.   В.   Внимание   в   структуре   личности.   Учебно­методическое   пособие   для   пед. институтов. – 1969. 97. Субботина Л. Ю. Игры для развития и обучения. Дети 5 – 10 лет / Художники В. И. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. 2001 – 128 с. 98. Суворов Н. Ф., Топров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного  внимания. Отдел физиологии. – Наука. 1985 – 153 с. 99. Тихомирова   Л.   Ф.   Развитие   познавательных   способностей   детей.   Популярное   пособие   для родителей и педаго¬гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. ­ 192 с. 100. 101. Узнадзе Д. А. Установка у человека// Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 106 с. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для уч­ся СПУЗ /Г.А. Урунтаева. ­ М.: «Академия», 1996. ­ 336с. 102. 103. Хрестоматия по вниманию.­ М.: 1976 – 320 с. Черёмушкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 224 с. 104. Черёмушкина Л. В. Что значит быть внимательным? Ярославль, Академия развития. 1977 – 205 с. 105. Чистякова   М.   И.   Психогимнастика     /Под   ред.   М.   И.   Буянова.   ­   2­е   изд.­   М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. ­ 160 с.  106. 107. Чобану И. К. Основы психотерапевтической кинезиологии. — М.: Литтерра, 2012. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с. 108. 109. 110. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. ­ М.: Владос, 1999. ­ 360 с. Эльконин Д.Б. Символика игры и ее функции в игре детей [Текст] /Д.Б.  Якобсон   С.Г.   Анализ   формирования   механизмов   произвольного   внимания   у дошкольников [Текст] /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. ­ 1999.­№ 5(сент.­окт.).­ С.3­10. 111. Якобсон   С.Г.   Внутренние   действия,   обеспечивающие   распределение   внимания   у дошкольников [Текст] /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. ­ 2000. ­ № 6(нояб.­дек.).­С.19­25.

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни

Коррекционно-развивающая программа по развитию произвольного внимания дошкольников 7 года жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018