Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/
Оценка 5

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Оценка 5
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
4 кл
06.04.2018
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/
Психологический опыт работы с детьми с нарушением интеллекта показывает, что проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием в поведении жизненных навыков позитивного самовыражения и взаимодействия с другими людьми. Это создает трудности в школе во время уроков, в общении со сверстниками, дома в общении с семьей. Но самое важное – это появление нарушений в личностном развитии ребенка. Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с трудностями, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать причины неудач, принимать решения и воплощать их в поступках – все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта. Поводом для написания программы послужило увеличение числа поступающих в специальную (коррекционную) школу-интернат детей с различными нарушениями не только познавательной сферы, но и, самое важное – эмоционально – волевой сферы. Программа по коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы учащихся среднего звена с диагнозом умственная отсталость в специальной коррекционной школе-интернате предусматривает целенаправленную, систематическую деятельность педагога-психолога во взаимодействии со специалистами и педагогами школы.
программа.doc
Коррекционно­развивающая психолого­педагогическая программа по развитию эмоционально­волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/ 1 Пояснительная записка Психологический   опыт   работы   с   детьми   с   нарушением   интеллекта показывает,   что   проблемы   учащихся,   как   учебные,   так   и   коммуникативные, связаны   с   отсутствием   в   поведении   жизненных   навыков   позитивного самовыражения и взаимодействия с другими людьми. Это создает трудности в школе во время уроков, в общении со сверстниками, дома в общении с семьей. Но самое важное – это появление нарушений в личностном развитии ребенка.      Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с трудностями, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать причины неудач, принимать решения и воплощать их в поступках – все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта. Поводом   для   написания   программы     послужило   увеличение   числа поступающих   в   специальную   (коррекционную)   школу­интернат   детей   с различными нарушениями не только познавательной сферы, но и, самое важное – эмоционально – волевой сферы. Программа   по   коррекции   нарушений   эмоционально   –   волевой   сферы учащихся   среднего   звена   с   диагнозом   умственная   отсталость   в   специальной   целенаправленную, коррекционной   школе­интернате   систематическую   деятельность   педагога­психолога   во   взаимодействии   со   предусматривает     специалистами и педагогами школы. Психологическая особенность участников программы.  Контингент:   учащиеся   4   класса   с   заключением   ОПМПК:   «Умственная отсталость».  Особенности развития высших психических функций:   ­уровень   слуховой   памяти   снижен.   Преобладающие   типы   памяти: двигательная и зрительная. Объем оперативной памяти ограниченный; ­ 1 общий   уровень   развития   внимания   ниже   возрастной   нормы.   Внимание   замедленная,   распределение   ­ неустойчиво.   Переключаемость   внимания   затруднено;  ­   уровень вербального развития:  устная речь с ограниченным словарным запасом,    нарушением семантики слов, затруднениями в актуализации словаря. Наблюдаются лексико­грамматические нарушения,  проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения; ­  развитие   сенсорных   функций:   состояние   анализаторов   в   норме. Обобщающие представления о форме, величине, цвете сформированы. Понятие относительности  нарушено; ­   уровень   развития   мыслительной   деятельности:   преобладает   наглядно­ образное мышление,    операции сравнения  и классифицирования  без опоры на наглядный материал затруднены. Способность к обобщениям и умозаключениям снижена.            У данного контингента детей отмечается синдром дефицита внимания с гиперактивностью   (СДВГ),   агрессивное   поведение,   негативное   отношение   к школе,   депрессивные   состояния,   неврозы,   повышенная   тревожность,   страхи, повышенная   напряжённость,   неуверенность,   двигательная   расторможенность, замкнутость, нарушения в общении.  Возраст участников:11­12лет Цель программы: Развивать   положительную   эмоционально   –   волевую   сферу   учащихся   среднего школьного   возраста,   необходимую   для   адекватного   поведения   в   обществе, способствующую развитию личности ребенка, подготовки его к жизни и труду, т.е. для успешной социализации в современном обществе. Задачи: 1.   Развитие   эмоциональной   сферы,   умение   определить   свое   эмоциональное состояние и  состояние других людей. 1 2.   Развитие   у   детей   навыков   общения   в   различных   жизненных   ситуациях   и формирование   адекватной   оценочной   деятельности,   направленной   на   анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию   при   общении,   взаимоотношений   в   коллективе.   Повышение уровня   самоконтроля   в   отношении   своего   эмоционального   состояния   в   ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника. Методологическая основа эмоционально­волевой и личностной сферы у детей с нарушением интеллекта Вопросы   об   особенностях   эмоционально­волевой   сферы   детей   с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии.  Эмоционально  ­   волевую   сферу   ребенка   изучали   многие   ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М Соловьев, Ж.И. Шиф и др. Общепринятой   считается   в   отечественной   психологии   и  дефектологии   теория С.Л.   Выготского,   в   соответствии   с   которой   умственная   отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом. Интеллектуальная   недостаточность   проявляется   в   следующих особенностях:   нарушена   интеллектуальная   регуляция   эмоций,   неадекватность, затруднения   в   развитии   высших   (интеллектуальных,   моральных,  эстетических) чувств,   низкий   уровень   развития   средств   эмоциональной   выразительности. Наряду   с   этим   при   нарушении   интеллекта   нередки   болезненные   расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия. Эмоционально ­ волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности. По   словам   Л.С.   Выготского,   эмоции   являются   как   бы   результатом   оценки индивида   своего   взаимодействия   со   средой.   Как   показывают   исследования, недостатки   эмоционально   ­   волевой   сферы   детей   с   интеллектуальной 1 недостаточностью   поддаются   коррекции   в   условиях   специального   обучения   и воспитания. Целенаправленное   изучение   эмоционально   ­   волевой   сферы   ребенка   с нарушением интеллекта дало возможность установить, что основными причинами расстройства   поведения,   является   болезненное   переживание   у   детей   чувства   нередко   осложняемое   инфантилизмом, собственной   неполноценности, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Формирование эмоционально­волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоционально­волевой сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Таким образом, вопрос изучения развития эмоционально­волевой сферы у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях коррекционной школы, представляется   важным   и   актуальным   при   применении   коррекционно­ развивающей программы. Реализация   данной   программы   является   необходимым   звеном  для   осуществления     миссии   школы   по  успешной   интеграции   умственно   отсталого ребенка в социум. Она поможет детям научиться контролировать свои поступки, выстраивать   межличностные   отношения   в   различных   жизненных   ситуациях. замкнутостью, Учащимся,   обладающим   обидчивым   характером,   неуравновешенностью поможет преодолевать трудности в общении и контактах со сверстниками, а так же будет способствовать развитию адекватной оценочной деятельности. Новизна   программы связана   с   адаптацией   современных   технологий работы   с   личностной   сферой   ребенка   к   особенностям   и   условиям   работы   с детьми, имеющими психологические проблемы. Среди основных приемов работы можно выделить игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной   и   эмоционально­волевой   сферы,   а   также   на   формирование навыков   адекватного   социального   поведения   школьников.   Вместе   с   тем,   еще 1 одним   необходимым   элементом   всех   занятий   должны   быть   психотехники, направленные   на   развитие   собственно   групповой   динамики,   поддержание благоприятного   внутригруппового   климата,   сплочение   и   организационное развитие детского сообщества. Для осуществления такой работы предусмотрено использование ритуалов приветствия и прощания, разминочных упражнений, игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений и   их   вариантов,   соревновательные   ситуации.   Полагаю,   что   наибольший развивающий   эффект   достигается   не   за   счет   увеличения   разнообразия психотехнических   приемов,   а   за   счет   наиболее   полного   использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. Предлагаю ориентировать работу с детьми на использование сложных многофункциональных упражнений, позволяющих решать сразу несколько задач.   упражнение   на   развитие   внимания   может   одновременно Например, способствовать выработке навыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познать еще какие­либо новые стороны своего «я».   Каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций   от   взрослого   к   каждому   желающему   ребенку,   другими   возможными вариациями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его  надо  включать  в работу  группы  до  тех пор, пока  желание  выполнять   его сохраняется.   Как   показывает   практика,   для   ребенка   каждый   новый   вид активности, тип решаемой задачи составляет определенную проблему.  Сроки реализации программы – учебный год Основные этапы реализации программы.  ­ Диагностический ­ обследования с использованием психологических методик с целью определения   проведение   психологического   диагностического ведущей психологической проблемы (индивидуальное и групповое тестирование). Диагностический инструментарий: 1. Определение эмоционального уровня самооценки. Автор  А.В.Захарова.  1 2. Методика самооценки «Дерево». Автор Д. Лампен  3. Проективная   методика   «Дорисовывание:   мир   вещей   –   мир   людей   –   мир эмоций». 4. Методика «Страна эмоций». Автор Т. В. Громова 5. Графическая методика «Кактус». Автор М. А. Панфилова  6. Тест «Домики» Автор О.А.Орехова. 7. Проективная методика «Три желания». 8. Проективная методика «Я и группа». ­ Консультативный ­ диагностического обследования и комплектование психокоррекционных групп. ­ Обучающий ­   проведение   коррекционно­развивающих   занятий.   Формы проведения   коррекционно­развивающих   занятий:   групповая   с   наполняемостью   индивидуальные   консультации   по   результатам групп   до   7­8   человек   (при   наличии   соответствующих   условий):   возрастные группы   –11­12   лет;   длительность   курса   занятий   –   в   течение   учебного   года (занятия проводятся 1 раз в неделю); продолжительность каждого занятия ­ от 30 до   40   мин.   с   обязательными   санитарно­гигиеническими   перерывами. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава и психологических особенностей   детей,   включенных   в   группу.   Структура   группового   занятия   с детьми с нарушением интеллекта должна включать в себя следующие элементы:       ритуал приветствия разминка обсуждение прошлого занятия основное содержание занятия обсуждение текущего занятия ритуал прощания. ­ Аналитический   проективных методов психологического обследования.   ­   оценка   результатов   занятий   посредством   анкетных   и Методы и техники , используемые в программе:  1. Релаксация. Подготовка   тела   и   психики   к   деятельности,   сосредоточение   на   своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.  1 2. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.  3. Функциональная  музыка. Успокаивающая   и   восстанавливающая   музыка   способствует   уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.  4. Игротерапия. Используется   для   снижения   напряженности,   мышечных   зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.  5. Телесная  терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.  6. Арт­терапия.   Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.  Ожидаемые результаты реализации программы. Предполагается, что результаты прохождения детьми указанной программы отразятся   на   двух   уровнях   психической   реальности.   Во­первых,   на индивидуальных   особенностях   развития   ребенка,   связанных   с   Я­концепцией, мотивацией   достижения   успеха,   развитием   эмоциональной   сферы   и компетентности   в   общении.   Во­вторых   –   в   реальном   улучшении   адаптации   в школе   и,   возможно,   повышении   продуктивности   учебной   деятельности.   Оценка   результатов   коррекционно­развивающей   работы   проводится   с использованием методик психологического обследования детей, анкетирования и собеседования с педагогами, родителями /законными представителями/   детей, проводимого   дважды:   до   начала   коррекционно­развивающих   занятий   и   после прохождения курса коррекционно­развивающих занятий. Критерии   положительной   оценки   в   решении   психологических   проблем детей: 1        наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик познавательных   способностей   и   повышении   содержательности   познавательной деятельности; повышение   уровня   стабильности   эмоционально­волевой   регуляции продуктивной деятельности; снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов; формирование   умения   правильно   выражать   свои   чувства,   понимать   и оценивать отношение к себе других людей, сверстников; снятие барьеров в общении; повышение   родительской   компетентности   в   вопросах   физического   и психического развития и здоровья ребенка; вовлечение   в   совместную   работу   педагогов,   родителей/законных представителей/ и ближайшего социального окружения по оказанию помощи в решении проблем ребенка. Программа построена с учетом основных принципов  коррекционно­педагогической деятельности: 1.   Ведущим   в   системе   целенаправленной   коррекционно­педагогической деятельности   является  принцип   единства   коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции  направлена не   только   на   коррекцию   отклонений   в   развитии   и   поведении,   на   их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей  ребенка и гармоничного развития его личности. 2.   Реализация  принципа   единства   диагностики   и   коррекции  обеспечивает целостность   педагогического   процесса.   Крайне   важным   является всестороннее   обследование   и  оценка   интеллектуального,  эмоционального  и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития. 3.  Принцип  системного  и целостного  изучения ребенка  во  взаимосвязи   и взаимозависимости   отдельных   отклонений   в   психическом   развитии   и 1 первичных   нарушений,   установление   иерархии   обнаруженных   недостатков или   отклонений   в   психическом   развитии,   соотношения   первичных   и вторичных отклонений.  4.  Принцип учета индивидуальных  и возрастных особенностей  ребенка в коррекционно­педагогическом   процессе,   предполагает   учет «нормативности» развития личности,  учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического  развития.  5.  Деятельностный   принцип   коррекции  определяет   тактику   проведения коррекционной   работы   и   способы   реализации   поставленных   целей   при которой   исходным   моментом   в     достижении   целей   является   организация активной деятельности ребенка. 6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно­ педагогической   деятельности,  т.е.   решение   любой   педагогической, развивающей   и   коррекционной   задачи   с   учетом   взаимодействия   всех факторов:   состояния   здоровья,   состояния   развития   психических   функций, работоспособности,   сложности   задания,   формы   работы,   интенсивности нагрузки.  Комплексность  также   предполагает,   во­первых,  использование   психолого­педагогического всего инструментария,   во­вторых,     и   коррекционно­развивающего   междисциплинарное   взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в­третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние. 7.  Принцип   интеграции   усилий   ближайшего   социального   окружения. Ребенок   не   может   развиваться   вне   социального   окружения,   оно   составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении   есть   не   только   результат   психофизиологического   состояния ребенка,   но   и   активного   воздействия   родителей,   ближайших   друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов. 1 8. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального     уровня,     определение   зоны   его   ближайшего   развития   в сотрудничестве с педагогами, родителями /законными представителями/ при усвоении ребенком новых способов действий. Форма проведения занятий: коррекционно­развивающие занятия. Методические средства, используемые в программе. В   процессе   работы   по   программе   используются   приемы,   содержание которых   отвечает   развивающим,  профилактическим   и   коррекционным   задачам программы.   В   программе   желательно   использовать   полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие. Ролевые методы  – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию   и   статусу;   проигрывание   ролей   противоположных   обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и   психодраму.     Ролевая   гимнастика   –   ролевые   образы   животных,   сказочных персонажей,   социальных   и   семейных   ролей,   неодушевленных   предметов. Психодрама   –   предполагает   поочередную   смену   ролей,   драматическое разыгрывание   мысленных   картин,   составленных   детьми   или   терапевтические сказки. Психогимнастические игры  основываются на теоретических положениях социально­психологического   тренинга   о   необходимости   особым   образом формировать   среду,   в   которой   становятся   возможными   преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей. Коммуникативные игры  – это игры, направленные на формирование у детей   умения   увидеть   в   другом   человеке   его   достоинства   и   давать   другому 1 человеку   вербальную   и   невербальную   поддержку;   игры,   способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать. Игры,   направленные   на   развитие   воображения  –   вербальные   игры   – придумывание   детьми   окончания   к   той   или   иной   необычной   ситуации,   либо коллективное   сочинение   сказок   или   подбор   ассоциаций   к   какому­либо   слову. Невербальные игры предполагают  изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» ­ закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Эмоционально­символические   методы  –   групповое   обсуждение различных   чувств.   Как   необходимый   этап   обсуждения   используются   детские рисунки,   выполненные   на   тему   чувств.   Направленное   рисование,   то   есть рисование на определенные темы.  Релаксационные   методы  –   в   программу   включены   упражнения, основанные   на   методе   активной   нервно­мышечной   релаксации,   дыхательные   и визуально­кинестические техники. Занятия   строятся   в   доступной   и   интересной   для   детей   форме   с использованием:   развивающих игр (игры­драматизации, сюжетно­ролевые, игры  на развитие навыков общения);   упражнений   (подражательно­исполнительского и творческого  характера, на мышечную релаксацию);    этюды;   рассматривание рисунков и фотографий;    чтение художественных произведений;    рассказ психолога и рассказы детей;    сочинение историй;    беседы;   моделирование и анализ заданных ситуаций;    слушание музыки;   рисование;    мини­конкурсы, игры­соревнования. Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом ― 1 на   стульчиках   или   на   ковре.   Форма   круга   создает   ощущение   целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.          Условия формирования коррекционно­развивающей группы Порядок   комплектования   групп   и   зачисления   на   коррекционно­ развивающие занятия осуществляется  по результатам диагностической работы. Основанием для зачисления в  группу являются следующие особенности ребенка:  нарушения   эмоционально­волевой   сферы:   эмоционально­волевая незрелость,   агрессивность,   тревожность,   страхи,   гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка;  особенности развития эмоционально­волевой сферы: протестные реакции, упрямство, обидчивость;  проблемы в поведении: конфликтность, неспособность постоять за себя, неумение   предвидеть   последствия   своих   действий,   импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство;  нарушения   настроения:   нестабильное   или   сниженное   настроение, повышенная возбудимость;  проблемы в общении: отсутствие друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;  ситуативные психологические реакции на жизненные ситуации;  нарушение детско­родительских отношений При   формировании   коррекционно­развивающей   группы   необходимо учитывать противопоказания для групповой работы:  ­   наличие   острой   психотической   симптоматики   (бред,   галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.). Структура программы и занятий Программа включает в себя следующие блоки: 1 Блок   1.   «Я   и   Я»­  включает   в   себя   игры   и   упражнения,   направленные   на формирование первоначальных представлений ребенка  о себе, развитие навыков самоанализа,   изучения     своих   переживаний   и   желаний;   способность   различать свои   индивидуальные   особенности   (внешность,   лицо,   пол),   свои   мышечные   и эмоциональные   ощущения.  Содержание   этого   раздела   предполагает   оказание необходимой помощи  каждому  ребенку  для преодоления его  неуверенности  в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему   пониманию   других   людей   и   самого   себя.   Также   в   данном   блоке представлены игры и упражнения, направленные на  осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи. Блок  2. «Я и мои эмоции» ­ здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека,   обучение детей выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения,  а также развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Блок 3.  «Я и мои черты характера» ­  данный блок включает в себя   игры и упражнения,   направленные   на  актуализацию     нравственных   представлений   о хороших и плохих чертах характера человека; на мотивацию детей  на осознание собственных   черт   характера,  определение   черты   характера   других   людей, ориентируясь   на   их   поведение   в   разных   ситуациях,  обобщение   представлений детей о чертах характера важных для общения, развитие  интереса и способностей к самопознанию. В результате работы над данным блоком программы дети смогут освоить понятие «сильная личность», выработают навыки уверенного поведения. Блок 4. «Я общаюсь» ­ игры и упражнения данного блока направлены на освоение детьми  первоначальных   представлений   о   значении   общения   в  жизни   человека, развитие способности принимать друг друга, помочь в осознании особенностей 1 своего   общения   с   другими   людьми,   способствовать   преодолению   барьеров   в общении.   Дети   смогут   совершенствовать   навыки   общения,   познакомятся   с правилами приветствия, ведения беседы и прощания, получат   представление о вербальных   барьерах   общения.   Упражнения   данного   блока   помогут   детям   в овладении   умениями   и   навыками   активного   слушателя:   умение   задавать уточняющие   вопросы,   выражать   поддержку   и   понимание   говорящему, познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов. Блок 5.  «Я и другие» ­  в   этом   блоке  представлены   игры   и   упражнения,  на­ правленные   на   развитие   у   детей   навыков   совместной   деятельности,   чувства общности,   понимания   индивидуальных   особенностей   других   людей;   на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов,   мимики   и   пантомимики.  Для   этого   детям   предлагаются   проблемные ситуации,   разрешение   которых   поможет   им   в   овладении   определенными коммуникативными навыками. Данный блок призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение. Блок   6.  «Я   учусь   владеть   собой»  ­     игры     и   упражнения   данного   блока, направлены   на   адекватное   реагирование  негативным   эмоциональным   реакциям (гневу,   агрессии,     обидам,   страхам,   тревожности   и   т.п.),   обучение   навыкам социально­приемлемого   поведения,   формирование   адекватных   способов эмоционального   реагирования   в   конфликтных   ситуациях,   обучение   способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля. Структура занятий включает в себя следующие компоненты: 1. Приветствие  1 2. Разминка  3. Основная часть  4. Рефлексия занятия  5. Прощание  Приветствие и прощание ­ являются важным моментом работы с группой, позволяющим   сплачивать   детей,   создавать   атмосферу   группового   доверия   и принятия,   что   в   свою   очередь   чрезвычайно   важно   для   плодотворной   работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже   на  первом   занятии,  и  задача   взрослого  —  неукоснительно   выполнять   его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.  Разминка  ­  является   средством   воздействия   на   эмоциональное   состояние детей,   уровень   их   активности,   выполняет   важную   функцию   настройки   на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит   необходимость   как­то   изменить   актуальное   эмоциональное   состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные   упражнения   позволяют   активизировать   детей,   поднять   их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. Основная   часть  ­   представляет   собой   совокупность   психотехнических упражнений   и   приемов,   направленных   на   решение   задач   психокоррекционной   приоритет   отдается программы. говорилось   выше,   Как   уже     направленным   одновременно   и   на многофункциональным   техникам, формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также   порядок   предъявления   упражнений   и   их   общее   количество. Последовательность   упражнений   должна   предполагать   чередование деятельностей,   смену   психофизического   состояния   ребенка:   от   подвижного   к 1 спокойному,   от   интеллектуальной   игры   к   релаксационной   технике   и   др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать   эту   часть   занятия   также   хорошо   одной   из   любимых   игр   детей, созвучных с темой текущей встречи. Рефлексия занятия ­ предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо   и   почему),   и   смысловом   (почему   это   важно,   зачем   мы   это   делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.  Задачи развития: Развитие игровых навыков:   в   дидактических   играх   договаривается   со   сверстниками   об   очередности ходов, выборе карт, схем  придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации  находит новую трактовку роли и исполняет ее  может проявлять себя терпимым и доброжелательным партнером  способен   к   установлению   устойчивых   контактов   со   сверстниками (появляются друзья).   в   совместных   играх   контролирует   выполнение   правил,   способен разворачивать   сюжет   игры   с   минимальным   использованием   игрушек,   в плане речи­фантазии  Развитие коммуникативных навыков:  в беседе может высказывать свою точку зрения  инициативен   в   общении   со   взрослыми;   поддерживает   тему   разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается 1 на   просьбы;   беседует   на   различные   темы   (бытовые,   общественные, познавательные, личностные и др.) Учебно­тематический план Блок, задачи по блокам Темы Кол­во занятий 1. Я и Я «Тайна моего имени» ­формирование адекватной самооценки, повышение уверенности   в себе ­развитие формирование     самосознания, к интереса   собственной личности ­обучение   элементам   техники выразительных   движений,   развитие мимических движений ­осознание   ребенком   отношения   к своим своей   семье, себе,     «Мой   внутренний   мир» «Автопортрет» «Путешествие счастья»   в   страну особенностям и способностям ­осознание   ребенком   чувства целостности   и   принадлежности   к своей семье «Моя семья»  2. Я и мои эмоции «Радость»  обучение   игровым   навыкам, ­ навыкам произвольного поведения «Гнев»  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 ­   снижение   эмоционального   и   мышечного   напряжения,   развитие коммуникативных навыков ­ ознакомление с различными видами «Удивление» «Страх» «Грусть» эмоций   и   чувств, собственных   отражение эмоциональных   переживаний   и   состояний   через пантомимику, мимику и     формирование   адекватных  способов   и выражения   негативных   чувств   эмоций ­   развитие   эмоциональной произвольности 3. Я и мои черты характера  ознакомление ­ нравственными     представлениями   о   детей с   хороших и плохих чертах характера человека ­   осознание   ребенком   собственных черт характера  ­  формирование   умения   определять особенности характера других людей, ориентируясь   на   их   поведение   в разных ситуациях ­   выработка   навыков   уверенного поведения «Наши эмоции»  «Смелость» «Честность» «Обида» «Жадность» «Доброта» «Вежливость» 1 1 2 2 1 1 «Средства   общения»   (слово, жесты, мимика, интонация) «Правила знакомства» «Правила общения» 4. Я общаюсь ­  освоение   детьми  первоначальных представлений о значении общения в жизни человека  ­ помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми ­   совершенствование   навыков общения, ознакомление с правилами приветствия,   ведения   беседы   и прощания  ­   овладение   умениями   и   навыками активного   слушателя:   умение задавать   уточняющие   вопросы, выражать   поддержку   и   понимание говорящему. 5. Я и другие «Мы так похожи»   ­обучение   навыкам   телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии ­развитие навыков, сплоченности группы ­обучение   коммуникативных   успешному взаимодействию, разрешению конфликтных ситуаций адекватному   «Мы такие разные» 1 способности ­формирование правильно   оценивать   отношение   к   себе других людей; ­развитие чувства близости, доверия безопасности   по   отношению   к другим людям; способности ­формирование понимать   эмоциональное   состояние,   «Мальчики и девочки» «Давайте жить дружно» переживания, особенности другого человека;   личностные   позитивных   форм ­освоение поведения   и   отношения   к   себе   и окружающим; формирование чувства самоценности   и   ценности   другого человека; ­развитие   навыков   совместной деятельности;   умения   сотрудничать   согласовывать со   сверстниками, собственное поведение с поведением других детей.  6. Я учусь владеть собой «Я умею слушать других»  адекватное  реагирование   на ­ негативные эмоции, переживания ­   обучение   приемам   регулирования своего   эмоционального   состояния, выработка   социально   приемлемых способов   выражения   болезненных эмоциональных   реакций   (гнева, умею   преодолевать «Я   трудности» 1 1 2 1 2 ревности,   зависти,   обиды   и   т.п), возникающих   в   конфликтных ситуациях  ­   формирование   конструктивных   умею «Я доброжелательным»   быть форм поведения  ­ обучение   «Я учусь решать конфликты»   способам целенаправленного внутреннего самоконтроля   поведения, «Я знаю, я умею, я могу!» 1 2 1                           Всего занятий: 32 Эффективность использования программы       Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа: 1. На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы. 2. На основе диагностического обследования эмоционально­волевой сферы ребенка             Итоговые   показатели   фиксируются   в     оценочном   листе   «Динамика коррекционной работы педагога­психолога» на каждого ребенка и в отчете работы   группы.  Эффективность   работы   педагога­психолога   по   программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы,   у   которых   отмечается   позитивная   динамика   и   рост   показателей эмоционально­волевой сферы от начала к концу совместной работы. Способы,   которыми   обеспечивается   гарантия   прав   участников  в   ходе   проведения   занятий   необходимо   соблюдать   права программы: участников.    В начале проведения занятий участники знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах: "здесь и сейчас", взаимоуважения, 1 добровольности,   конфиденциальности   высказываний   и   др.   Помимо   этого психолог, проводящий занятия, действует, руководствуясь "Этическим кодексом психолога". Специалисты,   реализующие   программу,  должны   обладать профессиональной   компетентностью,   знать   основы   специальной   педагогики   и психологии, психологические знания законов развития, возрастной психологии. Учебные   и   методические   материалы:  методическое   сопровождение   – Эффектон   Студио   (комплекс   компьютерных   психодиагностических   и коррекционных   методик),   демонстрационный   материал:   изображения эмоциональных состояний, пиктограммы,   раздаточный материал (по тематике   занятий), коррекционно­развивающие дидактические игры. Материально­техническая   оснащенность:  кабинет   психологической разгрузки,   диски   с   записями   классической   и   танцевальной   музыки,   звуков природы,  медитативной   музыки,  цветодинамический   светильник   «Жар   птица», фибероптический   дождь,   прозрачная   пузырьковая   колонна,   ультразвуковой распылитель эфирных масел, ноутбук.  Ожидаемые результаты реализации программы  Проведение данного курса будет способствовать осознанию подростками самих   себя,   своих   личностных   качеств,   созданию   позитивной   коммуникации, развитию сочувствия и сопереживания другим людям.  У   подростков   сформируется   умение   дружить   и   строить   доверительные отношения с другими людьми, будут освоены навыки работы в коллективе. Расширение диапазона развивающих программ для практической работы с учащимися. Успешное и своевременное решение задач развития подросткового возраста создаст   благоприятные   условия   для   дальнейшего   решения   задач   развития последующих возрастов. 1 Разработка   и   проведение   занятий   будут   способствовать   повышению   классного профессиональной   компетентности   школьного   психолога, руководителя.  Система организации контроля за реализацией программы Контроль   за   реализацией   программы   осуществляют   директор образовательного   учреждения   и   заместитель   директора   по   УВР.   Психолого­ педагогическая   программа   утверждается   директором   образовательного учреждения.   По   завершении   занятий   педагог­психолог   составляет   итоговый отчет,   в   котором   отражает   качественные   и   количественные   результаты реализации  программы, выявляет  проблемы  и  определяет перспективный  план работы с учащимися, исходя из особенностей классного коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов Качественные:  применение на практике групповой формы работы; увеличение информационного поля; создание условий для развития такой стороны человеческой целостности, как "Я и другие люди"; сплочение классного коллектива; создание   условий   для   формирования   благоприятного   психологического климата в классном коллективе; повышение квалификации педагогических работников; повышение уровня родительской компетентности.  Количественные:  проведение 32 развивающих занятий; составление методических рекомендаций по проведению занятий; проведение   родительских   собраний   по   темам:   "Психологические особенности подросткового возраста", "Как научиться понимать подростка?". 1 Срок апробации Продолжительность занятий: учебный год. Количество участников: учащиеся – 7­8 человек. Ведущий (психолог) ­ 1 человек.  Возможно привлечение классного руководителя, воспитателя, социального педагога, учителя­дефектолога. Другая информация Достоинством   программы   является   то,   что   работать   по   ней   может   не только   педагог­психолог   школы­интерната,   но   и   классный   руководитель, социальный педагог. По итогам изучения всего курса целесообразно провести беседу с классным руководителем,   родителями   и   познакомить   с   общими   результатами,   дать рекомендации по взаимодействию с подростками, наметить пути для дальнейшего сотрудничества. Список литературы: 1.  Развитие эмоционального мира детей Кряжева Н. Л. Ярославль: "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.   Свыше 130 игр и упражнений для развития эмоционального мира ребенка.  возраст: дошкольный, младший школьный. 2. Психогимнастика Чистякова   М.   И.   2­е   издание,   Москва:   Просвещение   ­   ВЛАДОС,   1995   г., методическое пособие; Курс специальных игровых занятий по развитию:  внимания; памяти; воображения; эмоционально­волевой сферы. 3. Учим детей общению  Клюева Н. В., Касаткина Ю. В.   Ярославль; "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе   учимся,   играем"),   популярное   пособие   для   родителей   и   педагогов. 1 Сборник. Игры­тренинги коммуникативных способностей. Коррекция нарушений общения, нарушения самооценки. 4. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000. 5. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» Москва, 1990 г. 6. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о плохом поведении / Пер. Е.В.Романовой. – СПб.: Издательство «Каллиста» (Серия «Психология для детей»). 7.   Хухлаева   О.В.   Тропинка   к   своему   Я.   Программа   формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, 2001. 1

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по развитию эмоционально-волевой  и личностной сферы детей с нарушением интеллекта «Познаю себя и учусь управлять собой» /для учащихся 4 класса/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018