Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
4 кл
14.02.2018
выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении
Проанализировать условия формирования здоровьесберегающего пространства школы.
Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.
выступление здоровье.doc
Тема: «Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной
организации»
Цель: выявить пути и способы
формирования культуры здоровья и
определить резервы и возможности совершенствования работы в данном
направлении
Задачи: Проанализировать условия формирования здоровьесберегающего
пространства школы.
Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных
стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье участников образовательного процесса.
Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач
здоровьесберегающей педагогики.
1 слайд. Тема педсовета «Формирование здоровьесберегающей среды в
общеобразовательной организации».
2 слайд. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы –
здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший
показатель благополучия общества и государства, отражающий не только
настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья
населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой
уже не первый год. (К этому вопросу мы еще вернемся при анализе
образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ). Одним из
необходимых условий достижения нового,
современного качества
образования является создание в учебных учреждениях условий для
сохранения и укрепления здоровья школьников. С 2016 г. в МБОУ СОШ №
40 реализуется программа сохранения и укрепления здоровья «Здоровые дети
– здоровая нация», целью которой является создание единого пространства
для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического
и психического комфорта в жизненных условиях.
Процесс формирования здоровьесберегающей среды и организации
здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер,
поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения
определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов».
3 слайд Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих
составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие
технологии, формируется здоровьесберегающая среда, которые
помогают решить важнейшие задачи сохранить здоровье ребенка,
приучить его к активной здоровой жизни.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной
характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько
решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
4 слайд. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии»
(далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную
характеристику любой образовательной технологии,
и как
совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы,
которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания,
наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какойто конкретной
образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие
технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения
образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья
обучающихся.
5 слайд. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе
образования выделяют несколько групп, в которых используется разный
подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы
работы.
1. Медикогигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со
здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских
работников, к ответственности системы здравоохранения. Но именно в
образовательных учреждениях использование профилактических программ
является обязательным.
К медикогигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в
обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с
регламентациями СанПиНов. (Регулярные влажные уборки кабинетов,
соблюдение температурного режима, графика проветривания – в 2017 г.
закуплены термометры в каждый кабинет, полностью заменена система
отопления в школе). Во всех кабинетах начальной школы и частично в
кабинетах старшей школы установлены кулеры с питьевой водой. Закуплены
кулеры для рекреаций. Согласно графика ОГБУЗ «Городская детская
поликлиника № 4» обучающиеся школы ежегодно проходят
профилактические осмотры, позволяющие контролировать физическое состояние детей и выявлять проблемы со здоровьем на ранней стадии. Кроме
этого учителя школы проходят ежегодную диспансеризацию. Медицинский
кабинет школы организует проведение профилактических прививок. Следует
отметить, что в этом учебном году были использованы все вакцины,
выделенные на школу, возможно именно это стало следствием того, что на
конец 1 полугодие число заболевших ОРВИ составило лишь 4% (58 чел.) от
общего числа обучающихся в школе. Родители обучающихся стали чаще
обращаться к медицинскому работнику за консультативной помощью.
Классные руководители регулярно проводят профилактческие беседы по
предупреждению различных заболеваний. Обучающиеся 111 классов и
воспитанники детского сада в осеннеевесенний период принимают 1 раз в
неделю кислородные коктейли. В школе организовано двухразовое горячее
питание: дети своевременно завтракают и обедают, бесплатно получают
молочный завтрак. В школе созданы все условия для обеспечения учащихся
горячим питанием (100 % охвата), что дает возможность снизить заболевания
желудочнокишечного тракта и избежать их.
2.Физкультурнооздоровительные технологии (ФОТ).
5 слайд.
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку
силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих
здорового, тренированного человека от физически немощного. В нашей школе
такие технологии реализуются на уроках физической культуры, занятиях
внеурочной деятельности спортивнооздоровительной направленности и в
работе спортивных секций. Регулярное проведение двигательных физ.минуток
во время урока, динамические паузы у 1классников на протяжении всего
года. Кроме этого, двигательную активность на уроке учителя реализовывают,
используя разные формы работы (нр, групповая), когда ребятам приходиться
ходить по классу, объединяясь в группы для совместной работы.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). В школе это и
обустройство пришкольной территории, озеленение участков, зеленые
растения в классах, рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях,
а также семейные выходные в загородных оздоровительных лагерях, где
технологии
экологические
с
физкультурно0оздоровительными.
реализуются
совместно
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных
ситуациях, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Грамотность
учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ,
классными руководителями. Следует отметить, что реализация этой
технологии осуществляется тяжело, обучающиеся недооценивают серьезность техники безопасности, что ведет за собой серьезный травматизм, несмотря на
регулярные инструктажи и беседы, проведение тематических классных часов.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
подразделяются на 3 подгруппы:
организационнопедагогические технологии (ОПТ), определяющие
структуру учебного процесса;
психологопедагогические технологии (ППТ), связанные с
непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он
оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого
педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебновоспитательные технологии (УВТ), которые включают программы
по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры
здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,
просвещение их родителей.
6 слайд На уровне школы для сохранения здоровья обучающихся важна
рациональная организация учебного процесса, которая включает в себя:
рациональную организация урока;
правильное составление расписания;
соответствие методик и технологий;
личностноориентированный и индивидуальный подход;
обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих
им грамотно укреплять свое здоровье;
проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся;
проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на
формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа
жизни, профилактику вредных привычек.
От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам
здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на
здоровье обучающихся.
Необходимо рационально соблюдать факторы урока. (таблица).слайды 7 8
Большое значение имеет введение элементов дифференциации и
индивидуализации обучения, способствующих созданию для каждого
ученика ситуации успеха, целостному восприятию детьми окружающего
мира.
Слайды: дифференциация, индивидуализация. Слайды 910
Дифференциация обучения: Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять
внимание сильному;
Появляется возможность более эффективно работать с трудными
учащимися;
Повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться .
Индивидуализация обучения:
позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы
учебной деятельности ребенка к его особенностям;
следить за каждым его действием и операцией при решении
конкретных задач;
следить за его продвижением от незнания к знанию;
вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как
обучающегося, так и учителя.
Сделаем вывод: над чем следует работать. Слайд 11
Таким образом, можно сделать вывод, что программа сохранения
укрепления здоровья реализуется в нашей школе, но останавливаться на
достигнутом не стоит. Главная задача реализации здоровьесберегающей
педагогики такая организация образовательного пространства на всех
уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание
учащихся не сопровождается нанесением ущерба здоровью обучающихся
и педагогов.
В заключении своего выступления я хотела бы еще отметить, что в нашей
школе с этого учебного года 3 класса частично реализуют
здоровьесберегающую технологию В.Ф.Базарного. С нового учебного
года в классы закуплены конторки. Работа по данной технологии
учителям начальной школы нравится и мы планируем частично
реализовать эту технологию во всей начальной школе. (Уже есть
конторки еще в 2х классах). А о первых результатах реализации этой
технологии выступит Лактионова Е.Е. Прежде, чем мы перейдем к следующему выступлению, с целью
смены видов деятельности, мне хотелось бы провести небольшой
тест с присутствующими и проверить состояние здоровье наших
учителей.
Тест «Моё здоровье»
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и
угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден
несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
(Ссылка)
7 слайд. Ключ к тесту. За каждый ответ «да» поставьте себе по
одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и его интерпретация
12 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в
хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению
своего здоровья.
3 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным,
уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
710 баллов.
Как вы умудрились довести себя до такой степени?
Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно
нужно менять свои привычки, иначе... (Ссылка)
Десять заповедей здоровья или Рецепт долголетия
Вы, конечно, слышали или читали о том, что в мире существуют
многочисленные медицинские школы, которые работают над составлением и проверкой
различных оздоровительных систем. Правда, они зачастую очень противоречивы. Так,
одна школа рекомендует пить перед едой небольшое количество жидкости, а другая,
наоборот, категорически запрещает это делать, предрекая кошмарное будущее
нарушителям этого запрета.
А что делать простому человеку, который не имеет медицинского образования,
знакомого врачадиетолога? Остается прислушиваться к мнению людей, которые живут
рядом и довольно долго. Это долгожители, у которых, кроме долгих лет жизни, за плечами
огромный жизненный опыт. Давайте сейчас представим себя долгожителем и составим собственный свод из
10 заповедей здоровья. Каждая группа будет в течение 3 минут составлять собственные
заповеди, а потом их представит на общее обсуждение. Затем мы выработаем обобщенный
перечень из 10 заповедей, или рецепт долголетия. Причем чем больше ваших заповедей
войдет в обобщенный перечень, тем выше степень вашей «мудрости».
Примерный список заповедей здоровья:
1) чёткий режим дня;
2) свежий воздух;
3) больше смеха;
4) физическая активность;
5) правильное питание;
6) не иметь вредных привычек;
7) любовь к себе и другим;
8) занятия по душе («не делай того, что не хочешь»);
9) личная гигиена;
10) радость, хорошее настроение.
Расписание уроков должно соответствовать дневной и недельной
динамике умственной работоспособности обучающихся;
Постоянно включать в урок физминутки, эмоциональные разрядки,
методы, способствующие активизации инициативы и самовыражения
обучающихся; уделять внимание на чередование позы обучающихся;
Стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору действий;
Всегда формировать у ребёнка сознание успешности своей
деятельности;
Поддерживать на уроке благожелательную творческую атмосферу;
Вводить элементы дифференциации, индивидуализации обучения,
способствующие созданию для каждого ученика ситуации успеха,
целостному восприятию детьми окружающего мира.
Задачи по созданию здоровьесберегающего пространства в
школе
1. Открыть дополнительные классы в начальной школе, реализующие
здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного.
2.Осуществлять
т.
системный подход к учащимся,
е
взаимодействовать различным специалистам всех уровней
(администрации школы, психологов, врачей, логопеда, учителей и
воспитателей). 3. Систематизировать работу с семьей по повышению уровня
компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа
жизни.
4.Воспитывать осознанное здоровое поведение, способствующее
успешной социальной адаптации в социуме и противостоянию
вредным привычкам.
5.
Формировать у воспитанников мотивационную сферу
гигиенического поведения, безопасной жизни.
6.Привлекать на внеклассные мероприятия профессиональных
специалистов для консультации по ЗОЖ.
7. Продолжить агитационную работу об информированности
учащихся о вреде алкоголя, табакокурения, наркотических средств,
для растущего организма.
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.