Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников «Калейдоскоп эмоций»
Фаза занятия |
Этап урока, направление деятельности |
Время, продолжи тельность этапа |
Конспект урока, включающий деятельность обучающихся |
Адаптация учебного материала для детей с ЗПР |
Фаза I. Начало занятия |
Ритуал приветствия. Вхождение в тему. Определение темы занятия. Целеполагание |
3 мин.
|
Упражнение «Приветствие» Цель: создание психологически комфортной обстановки на занятии, доброжелательного отношения друг к другу. Технология проведения: Психолог. Улыбнёмся мы друг другу, (дети улыбаются друг другу) И возьмём соседа руку, (дети берут руку соседа в свою руку) Все слегка пожмём её, (дети пожимают руки друг другу) Скажем: «Рады новой встрече!» (дети произносят приветствие) С добрым сердцем сядем в круг - Ты - мой друг и я - твой друг! (дети настраиваются на положительное отношение друг к другу в течение всего занятия) Упражнение «Полянка настроений» Цель: развивать умение различать эмоции других. Технология проведения: Психолог. Все мы - разные ребята, не похожи мы ничуть. Посмотрите, - вот зверята с разных сказок к нам идут. (На интерактивной доске появляется изображение сказочных героев с разным настроением.) Все пришли. Расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу. Назовите, кто же весел, а кто грустен?.. Кто на всех рычит со злом? Кто испуган и от страха сидит-трусит? Кто так сильно удивлён? (Дети называют сказочных героев.) Ребята, скажите, чем различаются наши сказочные герои? (Дети отвечают: настроением.) Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: об эмоциях.) Обучающиеся определяют тему и цель занятия. |
Создание психологически комфортной и доброжелательной обстановки на занятии. Упрощение темы занятия через уменьшение её формулировки. Самостоятельное определение темы занятия. Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения. |
Фаза II. Работа над темой
|
Сказкотерапевтическая групповая работа
|
2 мин.
|
Необычное начало - необычный наш урок: посетим сегодня с вами много сказочных дорог. (На интерактивной доске появляется изображение извилистой тропинки с цветами.) Упражнение «Связующая нить» Цель: развивать чувство единения в группе, умения взаимодействовать в доброжелательной обстановке. Технология проведения: Перед тем, как отправиться в путь, мы возьмём с собой клубок, - Он укажет нам дорогу и по сказке проведёт. Для успешного начала, для успешного пути передайте все клубочек с пожеланием другим… (Дети передают клубок по кругу и желают друг другу удачного пути.) |
Снятие напряжения и тревожности у обучающихся перед выполнением заданий
|
Фронтальная работа по дифференциации эмоциональных состояний
|
5 мин. |
Вот и катится клубок по тропинке всё вперёд… (На интерактивной доске появляется изображение тропинки с клубком.) Прикатился на полянку настроений наш дружок… (На интерактивной доске появляется изображение полянки со сказочными героями с разным настроением.) Задание «Изобрази эмоцию» Цель: развивать умение правильно изображать эмоциональное состояние с помощью пантомимики. Технология проведения: Ребята, посмотрите, на волшебной полянке собрались герои наших сказок, у всех у них - разное настроение, и испытывают они разные чувства. Изобразите и назовите эмоцию каждого персонажа сказки. (Каждый ребенок поочерёдно выходит к доске и показывает пантомимику, а другие отгадывают эмоцию.) Молодцы! Отправляемся в путешествие дальше. |
Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением кинезиологических ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления.
|
|
Групповая беседа об агрессии и самоанализ поступков. Совместный вывод обучающихся о необходимости преодоления агрессии и формирования положительных черт характера
|
5 минут
|
Покатился наш клубок прямо с полянки да в лесок. А в лесу живёт волчище, - злой-презлой по лесу рыщет; Днём и ночью всё он ищет… По пути ругает всех. Звери в стороны бегут и к нему уж не идут. (На интерактивной доске появляется изображение злого волка.) Задание «Гнев» Цель: устранение агрессии у детей Технология проведения: Ребята, изобразите и назовите эмоцию нашего героя. (Дети показывают пантомимику и отвечают: гнев.) Ребята, передавайте по кругу наш клубочек и продолжите фразу: «Я бываю злой, когда…» (Дети передают друг другу клубочек и продолжают фразу.) Хорошо ли быть злым? Много ли друзей у злого человека? (Дети отвечают: «Злым быть плохо. Злой человек одинокий.») Что мы пожелаем волку? (Дети отвечают: «Чтобы он стал добрым.») На интерактивной доске появляется изображение доброго волка со зверями на сказочной полянке. |
Групповой и индивидуальный анализ агрессивного поведения с использованием элементов сказкотерапии. Саморегуляция поведенческих расстройств
|
|
Обучение адекватным способам выражения гнева
|
2 мин.
|
Игра «Снежки» Цель: устранение агрессии у детей адекватными способами. Технология проведения: Ребята, что нужно сделать, чтобы злость прошла? (Дети отвечают.) Ребята, я предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её и, что есть силы, бросьте вперёд; при этом говорите: «Уходи злость, уходи…» (Дети выполняют задание.) Теперь все дружно возьмёмся за руки, улыбнёмся и пожелаем друг другу удачного пути. |
Игровые технологии преодоления гнева и эмоционального напряжения
|
|
Групповая работа по дифференциации эмоционального состояния с использованием картинного раздаточного материала
|
5 мин.
|
Наш клубочек покатился по тропинке, по леску. Вот у дерева уже он, чем поможем мы ему? (На интерактивной доске появляется изображение дерева эмоций – вместо фруктов на нём расположены пиктограммы.) Задание «Пиктограммы» Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния других людей. Технология выполнения: Ребята, перед нами - сказочное дерево эмоций. Для выполнения задания разделитесь на две группы. У вас на столе лежат картинки со сказочными героями и пиктограммы. Положите на каждую картинку соответствующую пиктограмму. (Дети выполняют задание.) |
Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением наглядного раздаточного материала и элементов сказкотерапии. Развитие внимания, памяти и мышления, умения взаимодействовать в коллективе |
|
Изотерапевтическая индивидуальная работа по проработке страха. Групповая беседа
|
10 мин.
|
Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл. Здесь в лесу этом дремучем детских страхов - полный дом. (На интерактивной доске появляется изображение темного леса.) Задание «Страшная маска» Цель: преодоление детских страхов. Технология проведения: Ребята, мы - в необычном лесу: здесь живут детские страхи. Чтобы их победить, надо нарисовать самую страшную маску и рассказать о ней: чем страшна маска, чего она боится, как её прогнать. (Дети выполняют задание.) Молодцы, ребята, а теперь возьмите свои маски и сложите в наш волшебный сундучок. (Дети подходят и складывают свои маски.) Психолог закрывает коробку с масками и заключает: «Мы победили все страхи в лесу!» (На интерактивной доске появляется солнце над лесом.) |
Изотехнический приём - как разновидность арт-терапевтического направления. Технология инсайта
|
|
Психогимнастическое групповое упражнение, направленное на расслабление и снятие утомления
|
2 мин.
|
Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, - а она стоит в цвету. (На интерактивной доске появляется изображение цветочной полянки с ручейком и солнышком.) Этюд «Цветок» Цель: развивать у детей умение выражать удовольствие и радость. Технология проведения: Ребята, мы на волшебной полянке и мы с вами теперь - цветочки. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (Музыкальное сопровождение). И из каждого семечка проклюнулся росток: сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик. А солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у нас цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться, – мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются! |
Психогимнастика. Релаксация. Снятие эмоционального напряжения, утомления. Формирование позитивного настроя на продолжение работы
|
|
Групповая работа с элементами изотерапии по определению эмоционального самочувствия учащихся (обобщение)
|
5 мин.
|
Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, - Вот и домик феи виден, - в этот домик нас ведёт. (На интерактивной доске появляется изображение сказочного домика, на пороге стоит фея и держит в руках волшебную шкатулку.) Психолог ставит на стол шкатулку: «Ребята, вы - молодцы! Преодолели все препятствия и выполнили все задания. Поэтому фея Радости вам подарила эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней.» Психолог открывает шкатулку и достаёт краски: «Ребята, это волшебные краски! Они помогут нам изобразить все эмоции, которые мы ощутили на занятии.» Задание (совместный рисунок) «Калейдоскоп эмоций» Цель: развивать умение выражать эмоции посредством изотехнических приёмов. Технология выполнения: Ребята, выберите ту краску, которая соответствует вашему настроению, и нарисуйте пальчиками ваш волшебный цветок чувств. Выполняйте работу дружно, договариваясь друг с другом о последовательности вашей работы. Помните, что это - полянка волшебных цветов, куда нас привёл сказочный клубочек. (Дети выполняют задание.) |
Групповое взаимодействие с элементами изотерапии. Расслабление, снятие тревожности, выражение своего эмоционального состояния. Обучение умению безконфликтного сотрудничества |
|
Фаза 3. Завершение занятия |
Рефлексия |
4 мин. |
Вот и подошло наше путешествие к концу. Я предлагаю вам взять из волшебной шкатулки тот смайлик, который соответствует вашему настроению, и прикрепить его на ваш цветок. (Дети выполняют задание.) Посмотрите, какая у нас получилась красивая цветочная полянка: наши цветы ожили, они выражают своё настроение. Ребята, расскажите о своих цветах и об их настроении. Что вам понравилось и запомнилось на занятии? |
Осознание детьми цели посещения занятия. Повышение мотивации к занятиям |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.