Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников "Калейдоскоп эмоций"
Оценка 4.9

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников "Калейдоскоп эмоций"

Оценка 4.9
Документация +6
doc
Междисциплинарный 3
1 кл
28.02.2019
Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников "Калейдоскоп эмоций"
Данное публикуемое коррекционно-развивающее занятие для обучающихся 1 класса направлено на развитие познавательной сферы первоклассников. Время занятия: 40 минут. Цель: коррекция и развитие познавательных психических процессов учащихся первого класса. Задачи: - повышение групповой сплоченности; - развитие внимания; - развитие аналитико-синтетических функций; - развитие ориентировки в пространстве; - развитие восприятия чувства времени.
коррекция.doc

 

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников «Калейдоскоп эмоций»

Фаза занятия

Этап урока, направление деятельности

Время, продолжи тельность этапа

Конспект урока, включающий деятельность обучающихся

Адаптация учебного материала для детей с ЗПР

Фаза I. Начало  занятия

Ритуал приветствия.

Вхождение в тему. 

Определение темы занятия.

Целеполагание

 3 мин.

 

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание психологически комфортной обстановки на занятии, доброжелательного отношения друг к другу.

Технология проведения:

Психолог. Улыбнёмся мы друг другу, (дети улыбаются друг другу)

И возьмём соседа руку, (дети берут руку соседа в свою руку)

Все слегка пожмём её, (дети пожимают руки друг другу)

Скажем: «Рады новой встрече!» (дети произносят приветствие)

С добрым сердцем сядем в круг -

Ты - мой друг и я - твой друг! (дети настраиваются на положительное отношение друг к другу в течение всего занятия)

Упражнение «Полянка настроений»

Цель: развивать умение различать эмоции других.

Технология проведения:

Психолог. Все мы - разные ребята, не похожи мы ничуть. Посмотрите, - вот зверята с разных сказок к нам идут. (На интерактивной доске появляется изображение сказочных героев с разным настроением.)

Все пришли.

Расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу.

Назовите, кто же весел, а кто грустен?..

Кто на всех рычит со злом?

Кто испуган и от страха сидит-трусит?

Кто так сильно удивлён? (Дети называют сказочных героев.)

Ребята, скажите, чем различаются наши сказочные герои? (Дети отвечают: настроением.)

Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: об эмоциях.)

Обучающиеся определяют тему и цель занятия.

Создание психологически комфортной и доброжелательной обстановки на занятии. Упрощение темы занятия через уменьшение её формулировки. Самостоятельное определение темы занятия. Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения.

Фаза II. Работа над темой

 

Сказкотерапевтическая групповая работа

 

 2 мин.

 

Необычное начало - необычный наш урок:

посетим сегодня с вами много сказочных дорог. (На интерактивной доске появляется изображение извилистой тропинки с цветами.)

Упражнение «Связующая нить»

Цель: развивать чувство единения в группе, умения взаимодействовать в доброжелательной обстановке.

Технология проведения:

Перед тем, как отправиться в путь, мы возьмём с собой клубок, -

Он укажет нам дорогу и по сказке проведёт.

Для успешного начала, для успешного пути

передайте все клубочек с пожеланием другим… (Дети передают клубок по кругу и желают друг другу удачного пути.)

Снятие напряжения и тревожности у обучающихся перед выполнением заданий 

 

Фронтальная работа по дифференциации эмоциональных состояний

 

5 мин.

Вот и катится клубок по тропинке всё вперёд… (На интерактивной доске появляется изображение тропинки с клубком.)

Прикатился на полянку настроений наш дружок… (На интерактивной доске появляется изображение полянки со сказочными героями с разным настроением.)

Задание «Изобрази эмоцию»

Цель: развивать умение правильно изображать эмоциональное состояние с помощью пантомимики.

Технология проведения:

Ребята, посмотрите, на волшебной полянке собрались герои наших сказок, у всех у них - разное настроение, и испытывают они разные чувства.

Изобразите и назовите эмоцию каждого персонажа сказки. (Каждый ребенок поочерёдно выходит к доске и показывает пантомимику, а другие отгадывают эмоцию.)

Молодцы! Отправляемся в путешествие дальше.

Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением кинезиологических ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления.

 

Групповая беседа об агрессии и самоанализ поступков. Совместный вывод обучающихся  о необходимости преодоления агрессии и формирования положительных черт характера

 

5 минут

 

Покатился наш клубок прямо с полянки да в лесок.

А в лесу живёт волчище, - злой-презлой по лесу рыщет; Днём и ночью всё он ищет… По пути ругает всех.

Звери в стороны бегут и к нему уж не идут. (На интерактивной доске появляется изображение злого волка.)

Задание «Гнев»

Цель: устранение агрессии у детей

Технология проведения:

Ребята, изобразите и назовите эмоцию нашего героя. (Дети показывают пантомимику и отвечают: гнев.)

Ребята, передавайте по кругу наш клубочек и продолжите фразу: «Я бываю злой, когда…» (Дети передают друг другу клубочек и продолжают фразу.)

Хорошо ли быть злым? Много ли друзей у злого человека? (Дети отвечают: «Злым быть плохо. Злой человек одинокий.»)

Что мы пожелаем волку? (Дети отвечают: «Чтобы он стал добрым.»)

На интерактивной доске появляется изображение доброго волка со зверями на сказочной полянке.

Групповой и индивидуальный анализ агрессивного поведения с использованием элементов сказкотерапии.

Саморегуляция поведенческих расстройств

 

Обучение адекватным способам выражения гнева

 

2 мин.

 

Игра «Снежки»

Цель: устранение агрессии у детей адекватными способами.

Технология проведения:

Ребята, что нужно сделать, чтобы злость прошла? (Дети отвечают.)

Ребята, я предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её и, что есть силы, бросьте вперёд; при этом говорите: «Уходи злость, уходи…» (Дети выполняют задание.)

Теперь все дружно возьмёмся за руки, улыбнёмся и пожелаем друг другу удачного пути.

Игровые технологии преодоления гнева и эмоционального напряжения

 

Групповая работа по дифференциации эмоционального состояния с использованием картинного раздаточного материала

 

5 мин.

 

Наш клубочек покатился по тропинке, по леску.

Вот у дерева уже он, чем поможем мы ему? (На интерактивной доске появляется изображение дерева эмоций – вместо фруктов на нём расположены пиктограммы.)

Задание «Пиктограммы»

Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния других людей.

Технология выполнения:

Ребята, перед нами - сказочное дерево эмоций.

Для выполнения задания разделитесь на две группы. У вас на столе лежат картинки со сказочными героями и пиктограммы. Положите на каждую картинку соответствующую пиктограмму. (Дети выполняют задание.)

Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением наглядного раздаточного материала и элементов сказкотерапии. Развитие внимания, памяти и мышления, умения взаимодействовать в коллективе

Изотерапевтическая индивидуальная работа по проработке страха.

Групповая беседа

 

10 мин.

 

Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл. Здесь в лесу этом дремучем

детских страхов - полный дом. (На интерактивной доске появляется изображение темного леса.)

Задание «Страшная маска»

Цель: преодоление детских страхов.

Технология проведения:

Ребята, мы - в необычном лесу: здесь живут детские страхи. Чтобы их победить, надо нарисовать самую страшную маску и рассказать о ней: чем страшна маска, чего она боится, как её прогнать. (Дети выполняют задание.)

Молодцы, ребята, а теперь возьмите свои маски и сложите в наш волшебный сундучок. (Дети подходят и складывают свои маски.)

Психолог закрывает коробку с масками и заключает: «Мы победили все страхи в лесу!» (На интерактивной доске появляется солнце над лесом.)

Изотехнический приём - как разновидность арт-терапевтического направления. Технология инсайта

 

Психогимнастическое групповое упражнение, направленное на расслабление и снятие утомления

 

2 мин.

 

Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, - а она стоит в цвету. (На интерактивной доске появляется изображение цветочной полянки с ручейком и солнышком.)

Этюд «Цветок»

Цель: развивать у детей умение выражать удовольствие и радость.

Технология проведения:

Ребята, мы на волшебной полянке и мы с вами теперь -  цветочки. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз.

И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло.

Все почувствовали, как стало тепло? (Музыкальное сопровождение).

И из каждого семечка проклюнулся росток: сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик.

А солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается.

Вот какие красивые у нас цветы!

Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую.

Можно покружиться, – мы же волшебные цветы.

Как рады солнышку цветы! Улыбаются!

Психогимнастика. Релаксация.

Снятие эмоционального напряжения, утомления. Формирование позитивного настроя на продолжение работы

 

Групповая работа с элементами изотерапии  по определению эмоционального самочувствия учащихся (обобщение)

 

5 мин.

 

Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, -

Вот и домик феи виден, - в этот домик нас ведёт. (На интерактивной доске появляется изображение сказочного домика, на пороге стоит фея и держит в руках волшебную шкатулку.)

Психолог ставит на стол шкатулку: «Ребята, вы - молодцы! Преодолели все препятствия и выполнили все задания. Поэтому фея Радости вам подарила эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней.»

Психолог открывает шкатулку и достаёт краски:

«Ребята, это волшебные краски! Они помогут нам изобразить все эмоции, которые мы ощутили на занятии.»

Задание (совместный рисунок) «Калейдоскоп эмоций»

Цель: развивать умение выражать эмоции посредством изотехнических приёмов.

Технология выполнения:

Ребята, выберите ту краску, которая соответствует вашему настроению, и нарисуйте пальчиками ваш волшебный цветок чувств.

Выполняйте работу дружно, договариваясь друг с другом о последовательности вашей работы. Помните, что это -  полянка волшебных цветов, куда нас привёл сказочный клубочек. (Дети выполняют задание.)

Групповое взаимодействие с элементами изотерапии. Расслабление, снятие тревожности, выражение своего эмоционального состояния. Обучение умению безконфликтного сотрудничества

Фаза 3. Завершение  занятия

Рефлексия

4 мин.

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Я предлагаю вам взять из волшебной шкатулки тот смайлик, который соответствует вашему настроению, и прикрепить его на ваш цветок. (Дети выполняют задание.)

Посмотрите, какая у нас получилась красивая цветочная полянка: наши цветы ожили, они выражают своё настроение.

Ребята, расскажите о своих цветах и об их настроении. Что вам понравилось и запомнилось на занятии?

Осознание детьми цели посещения занятия. Повышение мотивации к занятиям

 


Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников «Калейдоскоп эмоций»

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников «Калейдоскоп эмоций»

Все слегка пожмём её, (дети пожимают руки друг другу)

Все слегка пожмём её, (дети пожимают руки друг другу)

Все пришли. Расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу

Все пришли. Расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу

Работа над темой Сказкотерапевтическая групповая работа 2 мин

Работа над темой Сказкотерапевтическая групповая работа 2 мин

Все пришли. Расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу

Все пришли. Расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу

Молодцы! Отправляемся в путешествие дальше

Молодцы! Отправляемся в путешествие дальше

Покатился наш клубок прямо с полянки да в лесок

Покатился наш клубок прямо с полянки да в лесок

Ребята, я предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её и, что есть силы, бросьте вперёд; при этом говорите: «Уходи злость,…

Ребята, я предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её и, что есть силы, бросьте вперёд; при этом говорите: «Уходи злость,…

Наш клубочек покатился по тропинке, по леску

Наш клубочек покатился по тропинке, по леску

Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл

Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл

Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, - а она стоит в цвету

Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, - а она стоит в цвету

А солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается

А солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается

Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, -

Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, -

Групповая работа с элементами изотерапии по определению эмоционального самочувствия учащихся (обобщение) 5 мин

Групповая работа с элементами изотерапии по определению эмоционального самочувствия учащихся (обобщение) 5 мин