«Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребенка в целом». консультация для воспитателей
Оценка 5

«Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребенка в целом». консультация для воспитателей

Оценка 5
doc
29.04.2020
«Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребенка в целом».  консультация  для воспитателей
В логопедической практике редко встречаются дети.doc

«Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребенка в целом».

консультация учителя – логопеда для воспитателей.

 

  В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому, педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.  Их можно выделить в три подгруппы:

·                   организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

·                   психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

·                    учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

   Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной. Вот некоторые элементы здоровьесберегающих технологий, которые могут быть использованы педагогами в своей работе.

Динамические паузы. Включаются во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика бодрящая. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Такая гимнастика оказывает закаливающий эффект. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Гимнастика пальчиковая. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.  На начальных этапах работы  можно применять такие упражнения как «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос» и т.д.

«Кулак-ребро-ладошка» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Вверх ладошки

Вниз ладошки

А теперь их на бочок

         И зажали в кулачок.

   Так, что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка в целом. 

Гимнастика для глаз. В структуру  занятий, проводимых с детьми, можно включать физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики:

– вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево;
– вращение глазами по часовой стрелке и против;
– представление всех цветов радуги с закрытыми глазами,
– мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной.

Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Рекомендуется для снятия напряжения, нагрузки.

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. 

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма.  Детям можно предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру:

– «Хомячок» - Пошмыгать носом (рот закрыт).
– «Собачке жарко» -  Часто подышать с высунутым языком.

При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

– «Шарик» -  Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижне-диафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

На коррекционных занятиях логопед  можно использовать  следующие  упражнения:

ü Сдуй осенний листочек с ладошки;

ü Сдуй  снежинку с ладошки;

ü Погрей ладошки;

ü Помоги колобку убежать (с использованием ватного шарика);

ü Надуй воздушный шарик;

ü Задуй свечу;

ü Сдуй бабочку с цветка;

ü Игры на муз.  инструментах (дудочка);

ü Подуй в бутылочку, так чтобы она загудела;

ü Мыльные пузыри.

ü Коктейльные трубочки «Буря в стакане» и прочее.

Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Она  положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Самомассаж, точечный самомассаж.  Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения. По насыщенности акупунктурными зонами  кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга,  указательного – оказывает благоприятное влияние на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянногона печень и почки, мизинца – на сердце. Для самомассажа можно использовать бельевые прищепки и щётки, массажёры,  бусы или  колечки по типу чёток, а также песок.  При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную работоспособность. 

 

Арттерапия - лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке.

В этой связи эффективным является использование кинезиологических упражнений. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу надо начинать с кинезиологического комплекса упражнений.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющими  дефекты звукопроизношения, занимается логопед. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); 
– улучшить подвижность артикуляционных органов; 
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

   Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребенку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

Литература:

1.                 Белякова Л.Н., Гончарова Н. Н., Шинкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушением речи.– М., 2004.

2.                 Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно – образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ.

3.                 Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2004.

4.                 Торохова Е. И.  Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999.

 

 

 

 

 

 


Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребенка в целом»

Коррекционное обучение как одна из технологий оздоровления ребенка в целом»

Релаксация . Проводится в любом подходящем помещении

Релаксация . Проводится в любом подходящем помещении

Проводится ежедневно по 3-5 мин

Проводится ежедневно по 3-5 мин

Подуй в бутылочку, так чтобы она загудела; ü

Подуй в бутылочку, так чтобы она загудела; ü

В этой связи эффективным является использование кинезиологических упражнений

В этой связи эффективным является использование кинезиологических упражнений

Литература: 1.

Литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020