Коррекционное сопровождение детей с ОВЗ в условиях сельской школы с целью их социализации
Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является социализация учащихся. Социализация с точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество или овладевает ключевыми компетентностями. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться. Практический опыт показывает, что настоящее воспитание начинается там, где дети включаются в серьезное дело с реальными трудностями, которые требуют полного напряжения его умственных и физических сил. Поэтому социализация учащихся рассматривается нами как задача, процесс и результат работы педагога с детьми в школе, предполагая адаптацию ребенка к меняющимся условиям, требованиям общества, социума, сохранив при этом свою индивидуальность.
Для ребёнка с ОВЗ очень важно включенность в социально значимую деятельность, которая активизирует процесс познания, стимулирует инициативу, повышая тем самым его социальный статус, и содействует формированию жизненно важных компетенции и развитию коммуникативных навыков, социализируя обучающихся.
Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Цель социализации – приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности ребенка.
Агенты социализации — это конкретные люди (родители, ближайшие родственники, сверстники, педагоги, друзья), ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Институты социализации — учреждения (детский сад, школа, библиотека, музей, телевидение и СМИ, учреждения дополнительного образования), влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Эффективная реализация социализации практически невозможна без специализированного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. В нашей школе психолого-медико-педагогический консилиум организован с 10.01.2018 года. Целью создания консилиума стало организация особых условий реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Консилиум служит задачам создания целостного представления об отдельном ребенке или группе, которое складывается из профессиональных мнений учителя медицинского работника и других специалистов сопровождения. Информация, полученная от консилиума, активно используется всеми участниками образовательного процесса, в первую очередь для того чтобы создать условия для успешной социализации обучающихся с ОВЗ.
Коррекционное сопровождение детей с ОВЗ в нашей школе с целью их социализации осуществляется по нескольким направлениям:
1. Коррекционно-развивающие уроки: Социально-бытовая ориентировка, Ритмика, Технология.
1) Цель курса социально – бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме.
Задачи:
· формировать у школьников с ОВЗ знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
· развивать коммуникативные функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с ОВЗ;
· освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
· развивать умения, необходимые подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
· повышать уровень познавательной активности и способствовать расширению объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
2) Технология. Ни для кого не секрет, что преобладающее большинство детей данной категории смогут освоить только рабочие профессии, поэтому трудно переоценить значимость уроков технологии для детей с ОВЗ. Ведь именно на этих занятиях у них есть возможность освоить элементарные навыки рабочих профессий.
Основная цель: создание условий для обще трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ, овладение учащимися обще трудовыми и специальными умениями и навыками, подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе.
Задачи:
· коррекции недостатков умственного и физического развития;
· развитие связной речи;
· формированию общих трудовых навыков;
· осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;
· формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни.
3) Ритмика. Синхронные выполнения различных групп упражнений с использованием музыкального сопровождения формирует у детей с ОВЗ навык групповой творческой работы.
Цель - создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости.
Задачи:
1. Помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития. Максимальное раскрытие его творческих возможностей, гармонизация процессов роста.
2. Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
3. Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Коррекционно-развивающие занятия:
1) Дефектологическое сопровождение осуществляется через систему занятий и направлено на максимальную коррекцию недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с ОВЗ на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
1. Формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности всех их свойств
2. Совершенствовать движения:
3. Корректировать отдельные стороны психической деятельности:
4. Развивать основные мыслительные операции.
5. Развивать различные виды мышления:
6. Развивать речь, совершенствовать технику речи.
7. Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
8. Корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.
2) Логопедическое сопровождение осуществляется через систему занятий и аправлено на коррекцию нарушений письменной и устной речи
Задачи:
1. Формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
2.Развивать навыки построения связного высказывания:
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных речевой ситуации.
3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению:
4. Корректировать нарушения письма и чтения
5. Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
6. Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности.
3) Психологическое сопровождение осуществляется через систему занятий и направлено на развитие учебной мотивации и эмоционально – волевой сферы, и формированию социальных навыков.
Задачи:
1. Развивать эмоционально-волевую сферу, умение определять свое эмоциональное состояние и других людей.
2. Формировать положительную учебную мотивацию
3. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Развивать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника
5. Развивать познавательные процессы и мыслительные операции с учетом уровня актуального развития обучающихся;
6. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
7. Создавать условия для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помогать в решении проблем социального взаимодействия, улучшать климат межличностных взаимоотношений.
3. Внеурочная деятельность способствует приобретению обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формированию принимаемой обществом системы ценностей. А также способствует созданию условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ОВЗ.
Основные задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- формирование умений, навыков социального общения людей;
-расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
- родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
4. Воспитательная работа осуществляется через общешкольные и классные мероприятия и направлена на формирование личности, имеющей активную жизненную позицию и способной усваивать социокультурные нормы, одобряемые обществом. Программа воспитательной работы в нашей школе осуществляется через следующие направления: Трудовое воспитание, Патриотическое и гражданское воспитание, Формирование здорового образа жизни и профилактика ПАВ, Эстетическое воспитание, Школьное самоуправление, Работа с родителями.
Во всех мероприятиях нашей школы дети с ОВЗ принимают участие также, как и их сверстники. Ни для кого не секрет, что для детей с ОВЗ требуется гораздо больше времени и усилий, чтобы выучить стихотворение, песню, роль, движения для танца, к сожалению, не всегда и у педагога есть время на дополнительные занятия, следовательно, времени на подготовку им необходимо в разы больше иначе ребенок не сможет оказаться в ситуации успеха. Как следствие - мотивация к участию в общешкольных и классных мероприятиях будет постепенно падать. Особенно это становится заметно с переходом ребенка из начального в среднее звено. Поэтому в некоторых классах нашей школы для подготовки к конкурсам, общешкольным и классным мероприятиям, мы стали использовать метод наставничества. В роли наставника детей с ОВЗ выступают их одноклассники. Они помогают в разучивании стихотворений, песен, разборе ролей, в выполнении творческих заданий. Данное взаимодействие оказывается очень полезным для всех её участников.
5. Школьный спортивный клуб «Республика «СПОРТ». Тренировки, занятия, различные конкурсы и соревнования, проводимые школьным спортивным клубом способствуют успешной социализации детей с ОВЗ, так как вся их деятельность представлена командной работой.
6. Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.
Во-первых, проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением и её можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.
Создание проекта – это процесс трудоёмкий и длительный. Безусловно, в такой деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в самостоятельном выборе темы, подборе необходимой информации, определением цели, средств и методов, выдвижения гипотезы. Имея низкий уровень развития таких познавательных процессов как память, внимание и мышление и несформированность произвольного поведения дети с ОВЗ не могут самостоятельно анализировать собранную информацию, сравнивать полученные результаты с образцом и делать выводы. Таким образом роль педагога в работе с данной категорией детей сложно переоценить.
При планировании проектной деятельности необходимо учитывать:
· подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
· интерес школьников к заданной проблеме;
· практическая направленность и значимость проекта;
· практическая осуществимость проекта в рамках урока, определенного мероприятия.
Существенными условиями проектной деятельности являются:
· возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
· соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
· наличие необходимых материально-технических средств;
· соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
· обеспечение безопасных условий труда;
· использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования;
· рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Проектную деятельность как средство социализации в нашей школе мы начали использовать с 2015-2016 учебного года. Когда педагог-психолог стала классным руководителем 5А класса, в котором обучалось шесть детей с ОВЗ. Первым нашим проектом стал коллективный проект «Сказка о Школе». Особенность этого проекта заключалась в том, что в нем принимали участие не только дети с ОВЗ, но и другие обучающиеся. Цель проекта: узнать легко ли самостоятельно поставить спектакль. Первое, что мы сделали отправились в СКК Константиновский к руководителю театрального кружка для сбора информации, Светлана Александровна рассказала о всех этапах подготовки к спектаклю: выбор сценария, работа над текстом сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и декораций, подготовка афиши и пригласительных билетов. Педагог дополнительного образования коротко рассказала о всех специалистах, которые задействованы в постановке спектакля и провела экскурсию по сцене, костюмерной, зрительному залу, закулисью.
Следующим этапом нашей работы стал выбор сценария и распределения ролей в спектакле. Всем детям с ОВЗ было предложено выписать из сценария все незнакомые для них слова и найти их значения. Каждый ребенок с ОВЗ работал в паре с другим ребенком, который помогал ему учить слова и репетировал с ним роль.
Далее мы рисовали афишу, пригласительные билеты, готовили декорации и костюмы. В этой работе также принимали участие все обучающиеся по мере своих способностей.
В день защиты проектов дети показали спектакль и рассказали, как к нему готовились. Эксперты дали положительную оценку данному проекту, а дети получили массу положительных эмоций и приобрели важный опыт взаимодействия и одобрение за социально значимую деятельность.
Анализируя и обсуждая с детьми данный проект каждый имел возможность высказать свое отношение к участию в этой работе и её значению в освоении коммуникативных и социально значимых навыков и формированию благоприятной атмосферы внутри классного коллектива.
В 2016-2017 учебном году мы реализовали проект «Секреты наших бабушек». Группа обучающихся выясняла, каким образом велось домашнее хозяйство во времена отсутствия синтетических моющих средств и бытовой техники.
В 2017-2018 учебном году группа обучающихся с ОВЗ подготовила проект «Животные в годы ВОВ». Целью данного проекта стало выяснение роли животных в годы войны.
Как показывает практика работа над проектами имеет ряд положительных сторон:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в группах, исполнение разных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственных ценностей, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).
В заключение хочется отметить, что использование данной системы сопровождения позволяет обучающимся с ОВЗ успешно проходить процесс социализации. Кроме того, дети учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.