Создание условий для успешной коммуникации детей с ОВЗ (использование приемов формирующего оценивания)
Оценка 4.8

Создание условий для успешной коммуникации детей с ОВЗ (использование приемов формирующего оценивания)

Оценка 4.8
docx
07.04.2021
Создание условий для успешной коммуникации детей с ОВЗ (использование приемов формирующего оценивания)
Смирнова ЮМ 2.docx

Создание условий для успешной коммуникации детей с ОВЗ (использование приемов формирующего оценивания)

 В наше время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это дети, здоровье которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков, хотя потребность в общении у данной категории детей ярко выражена.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

-         речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

-         обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, поэтому происходит снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;  

-         трудности понимания обращенной речи;

-         часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

-         замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

-         трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;

-         при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

-         некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

-         другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер и в структуре дефекта сочетаются с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, такими как частая смена настроения, повышенная тревожность, нестабильность эмоциональных контактов, чрезмерная импульсивность.

Именно поэтому часть технологий формирующего оценивания для детей с ОВЗ не подходят.

Хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов формирующего оценивания, которые применяю как учитель-дефектолог на коррекционно-развивающих занятиях.

1.       «Матрица запоминания».

Ученикам предлагают заполнить таблицу в соответствии с заголовками столбцов и строк. Например, на своих занятиях я могу использовать с целью закрепления знаний об окружающем мире, о геометрических фигурах и т.д.

Пример использования.

1 -2 класс

Время года

Одежда

Обувь

Лето

Зима

Весна

Осень

3-4 класс. Добавляются новые столбцы

 Время года

Названия месяцев

Особенности погоды

Одежда

Обувь

Лето

 

 

Зима

 

 

Весна

 

 

Осень

 

 

2.      «Светофор».

У каждого ученика имеются карточки красного и зеленого цвета. Учитель предлагает учащимся давать карточками сигналы: «понимаю» или «не понимаю» материал. При наличии красных карточек учитель должен повторно объяснить непонятный учащимся материал.

Например, учитель загадывает загадки, а когда учащиеся отвечают, вывешивает картинки с отгадками (например, троллейбус, автобус, трамвай). Далее учитель просит поднять зеленые карточки тех учеников, которые готовы дать название данной группе, красные – тех, кто не готов.

3.      «Поиск ошибок»

Учитель намеренно дает учащимся письменные задания или устные высказывания с ошибками. Затем предлагает учащимся найти и исправить ошибки. Данный вид может быть выполнен в устной или письменной форме.

Пример

Можно использовать следующие карточки.

 Ребята не только отмечают галочкой предложение, содержащее ошибку. Но и исправляют его. Такие предложения можно использовать и на уроках математики и русского языка, и окружающего мира

4.     Метод «Неоконченных предложений».

Данный метод целесообразно использовать на заключительном этапе занятия. Не обязательно использовать сразу все предложения. Достаточно взять 2-3 и либо распечатать их для каждого ребенка, либо вывести на доску и провести проверку фронтально. Учитывая особенности наших детей, я пришла к выводу, что ребенку трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому предлагаю ребятам высказаться словосочетанием или одним предложением, выбирая начало фразы.

Было интересно…

Мне захотелось… 

Мне больше всего удалось…

Было трудно…, потому что...

5.      «Говорящие рисунки».

При работе с данной технологией с особенными детьми главное проговорить заранее что у них сегодня получилось, а что не получилось, так как адекватно оценить себя и свою работу дети зачастую не могу.

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166857/t1542546102aa.jpg

·     Если ты доволен собой, у тебя сегодня все получалось, то выбери улы­бающийся смайлик.

·     Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

·     Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Данный метод чаще всего использую на учительской доске, когда каждый ребенок выходит и рисует свой смайлик. Ребятам именно такой метод, используя учительскую доску, очень нравится.

6.       «Лесенка успеха»

            https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166857/t1542546102ab.jpg                           

1-я ступенька – ученик не понял новое задание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

7.     «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u166857/t1542546102ac.jpg

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

8.                 «Взаимооценивание»

Данный прием предусматривает развитие внимания, речевых навыков. Задание выполняется в парах. Ребятам предлагается оценить работу своего напарника. Здесь главное перед началом работы обговорить с детьми критерии оценки.

Использую при проверке самостоятельных заданий. Когда ребята могут не только проверить правильность выполнения работы, но и поставить своему напарнику оценку.

Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Систематическое использование приемов формирующего оценивания при работе с детьми с ОВЗ способствует формированию коммуникативных навыков и умений. У детей наблюдается положительная динамика: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Создание условий для успешной коммуникации детей с

Создание условий для успешной коммуникации детей с

Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер и в структуре дефекта сочетаются с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, такими как частая смена настроения,…

Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер и в структуре дефекта сочетаются с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, такими как частая смена настроения,…

Например, учитель загадывает загадки, а когда учащиеся отвечают, вывешивает картинки с отгадками (например, троллейбус, автобус, трамвай)

Например, учитель загадывает загадки, а когда учащиеся отвечают, вывешивает картинки с отгадками (например, троллейбус, автобус, трамвай)

Было интересно… Мне захотелось…

Было интересно… Мне захотелось…

Волшебные линеечки» «Волшебные линеечки», описанные

Волшебные линеечки» «Волшебные линеечки», описанные

Систематическое использование приемов формирующего оценивания при работе с детьми с

Систематическое использование приемов формирующего оценивания при работе с детьми с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2021