Проектная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ.
Оценка 4.7

Проектная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ.

Оценка 4.7
docx
26.02.2021
Проектная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ.
Проектная деятельность как средство социализации.docx

Проектная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ.

 Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является социализация учащихся. Социализация с точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество или овладевает ключевыми компетентностями. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться. Практический опыт показывает, что настоящее воспитание начинается там, где дети включаются в серьезное дело с реальными трудностями, которые требуют полного напряжения его умственных и физических сил. Поэтому социализация учащихся рассматривается нами как задача, процесс и результат работы педагога с детьми в школе, предполагая адаптацию ребенка к меняющимся условиям, требованиям общества, социума, сохранив при этом свою индивидуальность.

Для ребёнка с ОВЗ очень важно включенность в социально значимую деятельность, которая активизирует процесс познания, стимулирует инициативу, повышая тем самым его социальный статус, и содействует формированию жизненно важных компетенции и развитию коммуникативных навыков, социализируя обучающихся.

 Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

    Цель социализации – приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.

   

    Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности ребенка.

   Агенты социализации — это конкретные люди (родители, ближайшие родственники, сверстники, педагоги, друзья), ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

   Институты социализации — учреждения (детский сад, школа, библиотека, музей, телевидение и СМИ, учреждения дополнительного образования), влияющие на процесс социализации и направляющие его.

 Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Во-первых, проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением и её можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.

     Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

     В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

  Создание проекта – это процесс трудоёмкий и длительный. Безусловно, в такой деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в самостоятельном выборе темы, подборе необходимой информации, определением цели, средств и методов, выдвижения гипотезы. Имея низкий уровень развития таких познавательных процессов как память, внимание и мышление и несформированность произвольного поведения дети с ОВЗ не могут самостоятельно анализировать собранную информацию, сравнивать полученные результаты с образцом и делать выводы. Таким образом роль педагога в работе с данной категорией детей сложно переоценить.

     При планировании проектной деятельности необходимо учитывать:

·  подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

·  интерес школьников к заданной проблеме;

·  практическая направленность и значимость проекта;

·  практическая осуществимость проекта в рамках урока, определенного мероприятия.

Существенными условиями проектной деятельности являются:

·  возможность применения полученных знаний, умений и навыков;

·  соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;

·  наличие необходимых материально-технических средств;

·  соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;

·  обеспечение безопасных условий труда;

·  использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования;

·  рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Проектную деятельность как средство социализации в нашей школе мы начали использовать с 2015-2016 учебного года. Когда педагог-психолог стала классным руководителем 5А класса, в котором обучалось шесть детей с ОВЗ. Первым нашим проектом стал коллективный проект «Сказка о Школе». Особенность этого проекта заключалась в том, что в нем принимали участие не только дети с ОВЗ, но и другие обучающиеся. Цель проекта: узнать легко ли самостоятельно поставить спектакль. Первое, что мы сделали отправились в СКК Константиновский к руководителю театрального кружка для сбора информации, Светлана Александровна рассказала о всех этапах подготовки к спектаклю: выбор сценария, работа над текстом сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и декораций, подготовка афиши и пригласительных билетов. Педагог дополнительного образования коротко рассказала о всех специалистах, которые задействованы в постановке спектакля и провела экскурсию по сцене, костюмерной, зрительному залу, закулисью. 

Следующим этапом нашей работы стал выбор сценария и распределения ролей в спектакле. Всем детям с ОВЗ было предложено выписать из сценария все незнакомые для них слова и найти их значения. Каждый ребенок с ОВЗ работал в паре с другим ребенком, который помогал ему учить слова и репетировал с ним роль.

Далее мы рисовали афишу, пригласительные билеты, готовили декорации и костюмы. В этой работе также принимали участие все обучающиеся по мере своих способностей.

В день защиты проектов дети показали спектакль и рассказали, как к нему готовились. Эксперты дали положительную оценку данному проекту, а дети получили массу положительных эмоций и приобрели важный опыт взаимодействия и одобрение за социально значимую деятельность.

Анализируя и обсуждая с детьми данный  проект каждый имел возможность высказать свое отношение к участию в этой работе и её значению в освоении коммуникативных и социально значимых навыков и формированию благоприятной атмосферы внутри классного коллектива.

В 2016-2017 учебном году мы реализовали проект «Секреты наших бабушек». Группа обучающихся выясняла, каким образом велось домашнее хозяйство во времена отсутствия синтетических моющих средств и бытовой техники.

В 2017-2018 учебном году группа обучающихся с ОВЗ готовит проект «Животные в годы ВОВ». Целью данного проекта стало выяснение роли животных в годы войны.

Как показывает практика работа над проектами имеет ряд положительных сторон:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в группах, исполнение разных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственных ценностей, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).

В заключение хочется отметить, что в результате проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки. Кроме того, дети учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектная деятельность как средство социализации детей с

Проектная деятельность как средство социализации детей с

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности ребенка

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности ребенка

Таким образом роль педагога в работе с данной категорией детей сложно переоценить

Таким образом роль педагога в работе с данной категорией детей сложно переоценить

Следующим этапом нашей работы стал выбор сценария и распределения ролей в спектакле

Следующим этапом нашей работы стал выбор сценария и распределения ролей в спектакле

В заключение хочется отметить, что в результате проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки

В заключение хочется отметить, что в результате проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021