КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме.
Основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.
Примерные задания, направленные на предупреждение и коррекцию
артикуляторно – акустической дисграфии:
1.Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
2.Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки
(картинки не называются).
4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:
1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ym.a,
лу.а, б.нокль.
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем
месте (шуба, уши, кошка).
3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки,
например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.
4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно
назвать их и записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы
получилось слово:
Па-(пар)
па- -(парк)
па- - -(паром)
па- - - -(паруса)
6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.
7. Подобрать слова на каждый звук.
Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с
соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности:
сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
Р У Ч К А
роза угол чаша каша аист
8.Преобразоватьслова:
- добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг;
- изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук - суп - сух -
сох - сор - сыр - сын - сон;
- переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос -
слово.
9.Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол,
вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).
10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое
последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом
- мак - кот - топор - рука.
11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из
определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней
грани кубика.
12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв
ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д.
Например: п........... (простокваша).
13.
Составить графическую схему предложения.
---- предложение
-- -- слова
- - - - слоги
. . . . звуки
14.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:
нос - сон, кот - ток, сор -рос, топ
- пот.
15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву
следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например: "курица",
"осы" "шуба", "карандаш", "арбуз". Они
выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы,
прочитывают (кошка).
17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков
в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки:
"сом", "косы",
"мак", "топор", "забор".
19. Какой звук
убежал? (Крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама).
20. Найти общий звук в словах: луна - стол, кино - игла, окна - дом.
21. Раскладывание картинок под
графическими схемами. Например:
прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги.
Кружочки-звуки.
22.Придумать слова к графической схеме.
23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической
схеме.
24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых
соответствует данной графической схеме.
Упражнение "Корректурная правка"
Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Упражнение "Пишем вслух"
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы.
Упражнение «Лабиринты»
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Перенеси фигурки на новые места.
Упражнение «Пропущенные буквы»
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например: Кнеч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__.
В заключение, хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского, так как в них на наш взгляд, отражены многие направления профилактической работы по предупреждению чтения и письма. Он писал: «… метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:
Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове;
Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков;
Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв;
Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные».
Все это вместе взятое имеет целью упражнять все способности ребенка, развивать, укреплять, давать полезный навык и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму. Свою работу мы стараемся строить так, чтобы ребёнок занимался с интересом, с радостью, а результат обучения достигался как бы сам собой, именно мимоходом.
Используемая литература:
1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения.[Текст]/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Ось-89", 2001.
2. Козляникова, И.П., Чарели, Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург,1992.
3. Репина, З. А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. [Текст]/З.А. Репина. - Екатеринбург,1999.
4. Суслова О.В. Методическая разработка «Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников»- LogoPortal.ru
5. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класса. С.-Петербург 2010г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.