Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида.
Коррекционный блок основной программы ДОУ
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее
обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к
обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной
деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение
нового современного качества дошкольного образования.
Это вызывает
необходимость разработки современных коррекционнообразовательных технологий,
обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и
общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно
развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников
образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы
детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку
коррекционного блока, интегрирующего содержание комплексной и коррекционных
программ.
Разработку коррекционного блока в основной общеобразовательной программе
дошкольного образовательного учреждения необходимо начинать с формулирования
и конкретизации его целей, задач, принципов. Четкость поставленных целей и задач,
возможность измерения их реализации и исполнения делает данный программный
документ рабочим.
Цель коррекционного блока программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления
своевременного и полноценного личностного развития,
обеспечения
эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования
и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой
школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
В образовательных организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного
образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных
образовательных программ и методов, специальных методических пособий и
дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.Коррекционная работа с детьми, осваивающих Программу в группах
комбинированной направленности (в том числе и для детей со сложными
(комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и
специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Цели, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно
развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Целью обучения и воспитания детей является коррекция недостатков в
физическом и психическом развитии, максимальное всестороннее развитие в
соответствии с возможностями каждого ребенка, формирование предпосылок
учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в
школе и социальную успешность.
Эта цель достигается при решении следующих задач:
1. Развитие познавательной деятельности детей на основе освоения
содержания образовательной программы.
2. Логопедическая коррекция развития речи.
3. Развитие двигательной сферы и обеспечение необходимой двигательной
активности по индивидуальным программам в соответствии с диагнозом
ребенка.
4. Формирование коммуникативных компетенций для социальной
адаптации.
5. Развитие творческих способностей детей.
6. Подготовка к школьному обучению.
7. Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.
Осуществление общеразвивающих задач по всем разделам программы
неразрывно связано с решением коррекционных задач. Коррекционные задачи
индивидуальны, и возникают они в связи с речевыми особенностями каждого ребенка
и являются основополагающими в организации совместной образовательной
деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей, осуществляемую, как непосредственно, так и в ходе
режимных моментов.
Система обучения и воспитания базируется на принципах, определяющих как
специфику планирования, так и организацию коррекционнопедагогической работы с
детьми с ОНР в условиях дошкольного учреждения:
1.
Принцип системности коррекционных, профилактических и
развивающих задач.
При определении целей и задач коррекционнопедагогической деятельности
необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной
ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные
(профилактические) меры позволяют избежать ненужных осложнений в его развитии
и поведении, а, следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем
полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любаяпрограмма коррекции развития воспитанника должна быть направлена не столько на
коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на
создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных
возможностей гармонического развития личности ребенка.
2. Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность
педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную
коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать
необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития,
если у нас нет объективных данных о ребенке, особенностях его развития и
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Коррекционнопедагогический
процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших
изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности
коррекции; проведения диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих)
все этапы коррекционнопедагогической деятельности от постановки целей до ее
достижения, получения конечного результата.
3. Принцип планирования и организации специальной коррекционно
воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных
особенностей детей. Осуществление общеобразовательных задач неразрывно
связано с решением задач коррекционных.
4. Принцип планирования и проведение всех образовательных и
коррекционновоспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в
своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций.
6.
5. Принцип группировки учебного материала в разных разделах программы
по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения.
Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных
умений и навыков, коррекции нарушений психического и речевого развития.
Принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно
воспитательной работе, т.е. проведение всех видов воспитательной работы
образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.
При планировании и организации коррекционнопедагогической работы следует
выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности,
чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные
задания, которые ребенок в состоянии был бы выполнить, а разрешение их
направляло бы его в положительное русло развития. Принцип деятельностного
подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.
7. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно
педагогической деятельности. В коррекционной педагогике необходима некая
совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и
индивидуальнопсихологические особенности личности, и состояние социальной
ситуации, и уровень материальнотехнического и учебнометодического обеспечения
педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей
логопедов, воспитателей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и
последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов,определенная ступенчатость воздействия на сознание ребенка, его эмоционально
чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую
деятельность со сверстниками или взрослыми.
8. Принцип компетентностного подхода.
Развитие познавательной деятельности осуществляют воспитатели.
Развитие и коррекцию речи проводят учителялогопеды.
Воспитатели организуют совместную деятельность, проводят режимные
моменты. Планируют свободную самостоятельную деятельность детей, которая
наполняется образовательным содержанием за счет создания педагогом
разнообразной предметной среды. Это позволяет обеспечить широкий выбор
деятельности, соответствующей интересам ребенка, включить их во взаимодействие
со сверстниками или действовать индивидуально.
Работу по физическому воспитанию осуществляют инструктор по физическому
воспитанию.
Развитие
музыкальнохудожественной деятельности осуществляет
музыкальный руководитель.
9. Принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении
объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной
программы. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на основе модели
взаимодействия структурных подразделений – коррекционно–развивающего и
лечебно–реабилитационного. Это позволяет организовать и систематизировать
последовательность медицинских и педагогических мероприятий, обеспечить
относительную равномерность медицинской и педагогической нагрузки на ребенка.
таких как учителя–логопеда,
10. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.
Это необходимость
взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
специалистов,
музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре, воспитателей, медицинских работников (врач
педиатр, врачневролог) дошкольного учреждения. Поэтому в начале каждого
учебного года проводится комплексное медикопсихологопедагогическое изучение
ребенка, в целях выявления уровня и особенностей психического развития для
определения его образовательных потребностей, уровня возможного освоения
образовательной программы и на основе полученных результатов разрабатываются
образовательные маршруты групп и планы индивидуальной коррекционно
развивающей работы с ребенком.
11. Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая
строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных
отклонений). Контингент детей с тяжелыми нарушениями речи крайне не однороден.
Это определяет необходимость сочетания значительно дифференцированных
индивидуальных программ развития с общеобразовательной программой в рамках,
которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.
Поэтому педагоги проводят индивидуальные, подгрупповые занятия, фронтальные
занятия.12. Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых
для дальнейшей социальной адаптации. Весь образовательный процесс строится
таким образом, чтобы у детей, формировалась активная жизненная позиция,
оптимизм, самостоятельность, коммуникабельность, уверенность в своих силах,
способность решать новые задачи в новых ситуациях.
13. Принцип сочетания в коррекционном процессе работы по развитию
нарушенных функций и формированию приемов их компенсации. Чем тяжелее
патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных
средств. Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет
более активного развития сохранных функций, на основе индивидуальной
коррекционноразвивающей программы.
14. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его
компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение
в развитии и поведении ребенка результат не только его психофизиологического
состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и
сверстников, педагогов, т.е. сложности в поведении ребенка следствие его
отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и
общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех
коррекционной работы с ребенком без сотрудничества с родителями или другими
взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от
характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно
эффективным, либо попросту безрезультатным.
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Комплексное
диагностическое изучение детей (начало учебного года)
проводится воспитателем и специалистами учителемлогопедом, музыкальным
руководителем, инструктором физической культуры.
Цель: выявить уровень
возможного освоения образовательной программы ребенком, индивидуальные
особенности развития ребенка в зависимости от первичного нарушения и на основе
полученных результатов разработать каждым специалистом индивидуальные планы
коррекционноразвивающей работы.
А) Программа диагностики ребенка воспитателем:
1. Характеристика адаптации ребенка в группе (для вновь поступившим детям в
детский сад).
2. Особенности поведения в группе.
3.Особенности изобразительной, игровой деятельности и социальноличностного
развития ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих
образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
оптимизации работы с группой детей.
Каждый специалист составляет перечень используемых программ, технологий,
пособий.
Например, в ДОУ, берущих за основу программу «Детство», будут указаны
следующие программы и пособия:
Перечень программ, технологий, пособий
1. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с
5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014
2.
Верещагина Н.В.
Диагностика педагогического процесса в
подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной
организации. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014.
Б) Программа диагностики ребенка учителемлогопедом:
1. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
Состояние мимической мускулатуры в покое
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
2. Речевая моторика
Состояние артикуляционной моторики
Исследование динамической организации движений органов
артикуляционного аппарата
Состояние мимической мускулатуры
3. Обследование фонетической стороны речи
Состояние звукопроизношения
Состояние просодики
4. Обследование слоговой структуры слова
5.
Обследование состояния функций фонематического слуха
(фонематического восприятия)
6. Обследование звукового анализа слова
7. Обследование понимания речи
Понимание обращённой речи
Пассивный словарь
Дифференциация форм словообразования
8. Обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
Активный словарь
9. Грамматический строй речи
Состояние словоизменения
10. Состояние связной речиРезультатом диагностики является план индивидуальной работы с
ребенком.
Указываются программы, технологии и пособия
Перечень методик, используемых специалистами и педагогами
при обследовании детей с тяжелыми нарушениями речи
Используемые методики
Компонент
ы
коррекцион
ного
обучения и
развития
Речевая деятельность
развитие
словаря
«Будь
«Подбери картинки» методика
использовалась Л.С. Выготским, «Что
лишнее» О.Н. Усановой, «Какой?
Какая? Какое? Какие?», «Кто что
делает?» методика описана С.Е.
Большаковой, «Кто у кого?», «Скажи
наоборот», «Подбери слово» качество
действия.
«Эхо», «Повтори» словесный ряд,
«Назови»,
внимательным»,
«Повтори за мной» с усложнением
слоговой структуры, «Определи место
звука в слове», «Назови звук», «Отбери
картинки на заданный звук»
«Прятки» предлоги, «Угадай чего
нет» родительный падеж, «Назови
ласково», «Один – много», «Назови»
падежные формы, «Машины на дорогах»
существительное «плюс» числительное,
«Каково цвета» существительное
«плюс» прилагательное.
«Расскажи какой» описание;
«Объяснение сюжетной картинки»;
«Разложи по порядку»;
«Пересказ
текста»; «Сочиняем сказку».
формировани
е
фонетическо
й стороны
речи
формировани
е
грамматическ
ого
строя
речи
связная
речь
Литература
«Альбом для логопеда»
О.Б. Иншакова
«Альбом по развитию
речи» В.С. Володина
«Организация и содер
жание диагностической и
коррекционно
развивающей работы с
дошкольниками»
под
ред. Г.Н. Лавровой, В.Я.
Салаховой (с. 133).
«Педагогическая
развития
диагностика
детей
перед
поступлением в школу»
под ред. Т.С. Комаровой,
О.А. Соломенниковой (с.
5356).
«Программа
ционноразвивающей
работы в логопедической
группе для детей с ОНР»
Речевая карта (с. 305).
содержание
карты»
Трубникова
«Структура и
речевой
Н.М.
Н.В.Нищева
коррек
Психологическая база речи
внимание
память
мышление
Комплекс нейропсихологических
методик, разработанных А.Р. Лурия и его
сотрудниками Л.С. Цветковой, Е.Н.
Винарской, Т.В. Ахутиой.
Методика ПьеронаРузера. Кубики
Коса. «Подсчет кружков в секторах
круга» Ф.Е. Рыбакова.
Тесты для изучения различных свойств
внимания:
«Переплетенные линии»,
«Корректурная проба»,
«Кольца»,
«Цифровая таблица».
«Лабиринт»,
«Построение заборчика».
Проба на запоминание 10 слов – автор
А.Р. Лурия.
Тесты для изучения различных свойств
памяти: «Картинки», «Запомни слова»,
«Запомни фразы», «Запомни рисунки»,
«Узнай фигуры», «Построй из палочек».
Тесты для изучения различных видов
мышления: «Обведи контур», «Лишний
предмет», «Нелепицы», «Раздели на
группы», «Дорисуй», «Расскажи».
Методика «Складывание картинок из
частей»,
ящик»,
«Образование парных аналогий», «Найди
место фигуре», «Найди время года».
«Почтовый
Моторная сфера
мимическая
мускулатура
артикуляцион
ная
моторика
общая
моторика
Тесты Л.А. Квинта в модификации Г.
Гельнитца
Адаптированные методики
обследования детей с ОНР – Н.М.
Трубниковой,
М.А.
Поволяевой, В.Я. Салаховой.
ОзерецкогоГельнитца.
моторики.
Задания на исследование общей
Тесты мотометрической шкалы
Нищевой,
Н.В.
«Справочник логопеда»
М.Поваляева
З.А.
Репина
«Нейропсихологическое
изучение
с
тяжелыми дефектами
речи (с.19, 39, 41).
детей
«Тесты для детей»
составители
М.Н.
Ильина, Л.Г. Парамонова
(с. 16, 70, 108).
и
«Организация и
содержание
диагностической
коррекционно
развивающей работы с
дошкольниками»
под
ред. Г.Н. Лавровой, В.Я.
Салаховой (с. 116,121,
154, 156, 157).
М.
«Организация и
Поваляева
«Справочник логопеда»
(с.40, 41, 44).
содержание
диагностической
коррекционно
развивающей работы с
дошкольниками»
под
Лавровой,
ред.
Г.Н.
иручная
моторика
Задания для оценки моторики пальцев
рук.
В.Я.Салаховой
108; 144, 145).
(с.107,
Сенсорика
Методика «Включение в ряд»,
«Коробка форм», «Положи верно», «Что
в мешочке?», «Сложи», «Где что стоит»,
«Представления о временах года».
и
«Организация и
содержание
диагностической
коррекционно
развивающей работы с
дошкольниками»
под
Лавровой,
ред.
В.Я.Салаховой
(с.110,
111, 114, 115, 148,150,
153).
Г.Н.
Комплекс диагностического обследования разработан и одобрен методическим
объединением учителей логопедов.
В коррекционном блоке отражаются формы и приемы организации
коррекционнообразовательного процесса.
Формы и приёмы организации коррекционнообразовательного процесса
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются
приоритетными для всех воспитанников групп комбинированного вида реализуются
на групповых и индивидуальных занятиях. Тема, цель, содержание, методическая
аранжировка занятий определяется в соответствии с коррекционными программами.
В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и
концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и
речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой)
темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить
тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие
темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно
организованной деятельности по познавательному развитию, коммуникации,
художественному творчеству, конструированию, в играх. Часть проводится
учителемлогопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение
поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Совместная
деятельность
образовательная
Самостоятельная
Взаимодействиепедагогов и детей
Непосредственно
образовательная
деятельность
Наблюдение
Беседа
Занятия
(фронтальные,
подгрупповые,
индивидуальные)
Игровые занятия с
использованием
полифункциональног
о оборудования
Игровые упражнения
Игры
(дидактические,
подвижные)
Экскурсии
Опыты
Проблемно
поисковые ситуации
деятельность
детей
с семьями детей
Образовательная
деятельность
в
моментах
режимных
Анкетирование
Информационные
стенды
Неделя открытого
общения
Семинары
практикумы
Консультации
Просмотр видео
Беседа
Домашнее
экспериментировани
е
Выставки поделок
Ситуативное
обучение
Родительский клуб
Коррекционно
развивающие игры
Игра
экспериментировани
е
Проблемные
ситуации
Игровые
упражнения
на
развитие общей и
мелкой моторики;
психических
процессов
Упражнения
формирование
трудовых навыков
самообслуживания
Рассматривание
иллюстраций
Работа на стендах по
формированию
социальных навыков
на
с
Игры
(дидактические,
развивающие,
подвижные)
Игры
экспериментировани
я
Игры
использованием
автодидактических
материалов
Наблюдение
Интегрированная
детская
деятельность
(включение
ребенком
полученного
сенсорного опыта в
его практическую
деятельность:
предметную,
продуктивную,
игровую)
Труд в уголке
природы
Игры
строительным
материалом
Продуктивная
деятельность
со
Приёмы: совместное выполнение, по подражанию, по показу, образцу, словесной
инструкции, напоминание, объяснение, обследование, наблюдение, похвала.
Отражение всех сведений и впечатлений об окружающем тремя способами: действием,
речью, изображением.
Содержание коррекционнообразовательного процесса.Коррекционнообразовательный процесс осуществляется на основе
взаимодействия специалистов: учителялогопеда, воспитателя, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре, старшей медицинской сестры.
Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с общим
недоразвитием речи.
В группах комбинированной направленности с ОНР при построении системы
коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что
педагоги строят свою работу с ребенком на основе общих педагогических принципов
не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс
совместной коррекционнопедагогической работы, намеченный специалистами,
направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание
занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного
обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного
детьми в процессе работы учителялогопеда по разделам программы.
Модель коррекционноразвивающей деятельности представляет собой
целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности ДОУ
как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно
развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и
психического развития дошкольника. Содержание коррекционноразвивающей
деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики,
лексики, грамматика, связной речи – и обеспечивают интеграцию речевого,
познавательного,
художественноэстетического развития
дошкольника с ОНР.
Система коррекционноразвивающей деятельности
предусматривает индивидуальные формы работы, а так же самостоятельную
деятельность ребенка с ОНР в специально организованной пространственноречевой
среде.
экологического,
коррекцию звукопроизношения,
Все специалисты работают под руководством учителялогопеда, который
является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей
работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный
календарнотематический план, осуществляет постановку диафрагмально
речевого дыхания,
их автоматизацию,
дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует
логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной
образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками
словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка,
формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в
обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до
автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в
повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную деятельности), в
содержание других образовательных областей (познание,
художественное
творчество, коммуникация, ознакомление с окружающим миром через наблюдения заявлениями природы и экспериментальную деятельность), а так же в режимные
моменты.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную
жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму
поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей,
стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических мероприятиях
совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика
движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи
(темп, тембр, мелодика, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По
мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал – от
пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности,
играхдраматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.
Инструктор по физической культуре решает традиционные задачи по общему
физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья,
развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию
психомоторных функций и специальные коррекционноразвивающие: развитие
моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по
пространственновременным характеристикам, совершенствование ориентировке в
пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико
грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и
упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темы.
Взаимодействие педагогов обеспечивает многократное повторение всеми
педагогами группы программного материала в различных формах и видах
деятельности.
Медицинские работники – изучение и оценка соматического здоровья и
состояния нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными
критериями.
Формы и средства организации коррекционнообразовательной
деятельности с детьми
Учительлогопед:
Фронтальная форма работы.
Подгрупповая форма работы.
Индивидуальная форма работы.
На подгрупповой
работе изучаются те звуки, которые правильно
произносятся всеми детьми или уже уточненные на индивидуальной работе звуки.
После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки
грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе
пройденного речевого материала.
Индивидуальная работа
постановку,
автоматизацию звуков и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и
расширение словарного запаса, отработку лексикограмматических категорий.
направлена на уточнение,Последовательность устранения дефектов звукопроизношения определяется
индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и
индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при
максимальном использовании всех анализаторов.
Коррекционную работу учителялогопеда можно отразить в таблице.
Коррекционная работа учителялогопеда
№
п/п
1.
Содержание
коррекционной работы
Развитие речи
2.
3.
4.
5.
6.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная
гимнастика
Преодоление
фонематических
нарушений
Развитие мелкой моторики
Коррекция
звукопроизношения
Формы
коррекционной работы
Занятия по подгруппам
Индивидуальные занятия
Фронтальные занятия
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия
Периодичность
проведения
По сетке занятий
Ежедневно
По сетке занятий
Ежедневно
Ежедневно
Занятия по подгруппам
Индивидуальные занятия
По сетке занятий
23 раза в неделю
Занятия по мини
подгруппам
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия
23 раза в неделю
Ежедневно
Ежедневно
Воспитатель:
фронтальные, индивидуальные формы работы с применением дидактических
игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Содержание коррекционноразвивающей работы воспитателя с детьми в
повседневной жизни
Формы
Содержание коррекционной работы
Утренняя
коррекционная
гимнастика
Прогулка
(подвижные
Коррекция дыхания, опорнодвигательного аппарата.
Элементы фонетической ритмики.
Развитие слухового внимания, мелкой моторики, пальцев рук,
двигательной активности, ориентировке в пространстве.
Коррекция психических процессов.
Развитие двигательной активности, коммуникативной стороныигры)
Культурно
гигиенические
навыки
Засыпание
под музыку
Коррекционная
гимнастика
пробуждения
Дидактическая
игра
Сюжетно
ролевая игра
по
Индивидуальная
коррекционная
работа
заданию
учителя
логопеда
Досуги,
праздники,
театрализованна
я
деятельность
Трудовая
деятельность
речи, ориентировке в пространстве, эмоциональноволевой сферы.
Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи,
внимания, мышления.
Выравнивание фаз пробуждения детей.
Эмоциональноположительный заряд детей для дальнейшей
деятельности во второй половине дня.
Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция дыхания.
Элементы фонетической ритмики.
Умение ориентироваться в пространстве.
Закрепление навыков и умений детей, полученных на
коррекционных занятиях.
Закрепление умений организовывать и поддерживать игровую
деятельность.
Обогащение лексики.
коммуникативной стороны речи.
Выполнение упражнений по преодолению фонетических
нарушений грамматической стороны речи и связной речи.
Коррекция звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика. Обогащение лексики.
Развитие связной речи.
Развитие
Развитие эмоциональноволевой сферы.
Формирование предпосылок к развитию творческого воображения.
Развитие мелкой и общей моторики.
Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи.
Обогащение и активизация словарного запаса. Выравнивание
психических процессов: анализа, синтеза, внимания, мышления,
памяти.
Музыкальный руководитель:
музыкальноритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игрыдраматизации.
Инструктор по физической культуре:
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и
фонационного выдоха; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление
навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя.
Эффективность коррекционноразвивающей работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи во многом зависит от
преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда
и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных
формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на
текущий период по всем направлениям, обсуждение и выбор форм, методов и
приемов коррекционноразвивающей работы, оснащение развивающего предметного
пространства в групповом помещении,
взаимопосещение и участие в
интегрированной образовательной деятельности, а также еженедельные задания
учителялогопеда воспитателям.
Преемственность в планировании деятельности логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной
работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия
воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении
основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться
необходимой коррекционной направленности образовательновоспитательного
процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления
речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и
воспитателя являются:
1 Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2 Формирование правильного произношения.
3 Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4 Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко
определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем
логопедом
Задачи, стоящие перед воспитателем
1.
Обследование речи детей,
психических процессов, связанных с
речью, двигательных навыков
1. Обследование общего развития детей,
состояния их знаний и навыков по
программе предшествующей возрастной
группы2. Заполнение речевой карты, изучение
результатов обследования с целью
планирования
дальнейшей
коррекционной работы.
2. Заполнение протокола обследования,
изучение результатов его с целью
перспективного
планирования
коррекционной работы
3.Обсуждение результатов обследования. Составление психологопедагогической
характеристики группы в целом
4. Дальнейшая работа по развитию
слухового внимания детей и
сознательного восприятия речи.
4. Воспитание общего и речевого
поведения детей, включая работу по
развитию слухового внимания
5. Дальнейшая работа по развитию
зрительной,
вербальной
памяти
слуховой,
6. Активизация словарного запаса,
дальнейшая работа по развитию
обобщающих понятий
5. Расширение кругозора детей
6. Уточнение имеющегося словаря детей,
расширение пассивного словарного
запаса, его активизация по лексико
тематическим циклам
7. Дальнейшая работа по обучение
детей процессам анализа, синтеза,
сравнения предметов по их составным
частям, признакам, действиям
7. Развитие представлений детей о
времени и пространстве, форме, величине
и цвете предметов (сенсорное воспитание
детей)
8. Продолжить работу по развитию
артикуляционного аппарата, речевого
дыхания
и
коррекции
звукопроизношения
9.
фонематического восприятия детей
Дальнейшее
развитие
10.
Продолжить обучение детей
процессам звукослогового анализа и
синтеза слов, анализа предложений
11. Дальнейшая работа по развитию
ритмикослоговой структуры слова
12. Развитие навыков словообразования
и словоизменения
Развитие общей,
8.
мелкой и
артикуляционной моторики детей,
автоматизация поставленных логопедом
звуков.
9.Выполнение заданий и рекомендаций
логопеда
Закрепление речевых навыков,
10.
усвоенных детьми
11. Развитие памяти детей путем
заучивания речевого материала разного
вида
Закрепление
12.
навыков
словообразования в различных играх и в
повседневной жизниДальнейшая работа
по
13.
формирование предложений разных
типов в речи детей по моделям,
демонстрации действий, вопросам, по
картине и по ситуации
14. Овладение детьми диалогической
формой общения
15.
Развитие умения объединять
предложения в короткий рассказ,
рассказыописания,
составлять
рассказы по картинкам,
сериям
картинок, пересказы текстов
Контроль
13.
рекомендации логопеда,
исправление ошибок
речи детей по
тактичное
использование
14. Развитие диалогической речи детей
через
подвижных,
речевых,
настольнопечатных игр,
сюжетноролевых и игрдраматизаций,
театрализованной деятельности детей
15. Закрепление навыков составления
рассказа и пересказа текстов
Взаимодействие педагогов обеспечивает многократное повторение всеми
педагогами группы программного материала в различных формах и видах
деятельности.
Определены формы взаимодействия специалистов.
Наиболее приоритетными выступили: ПМПк учреждения, педсоветы,
консультации, тренинги, семинарыпрактикумы, круглые столы, анкетирование.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины,
педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного
психологомедикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы
ребёнка с речевыми нарушениями.
Взаимодействие специалистов
по реализации коррекционных мероприятий в ДОУ
Форма
работы
Регла
мент
Цель
Специа
листы
Сентябрь
13
неделя
Комплексн
ое
диагности
ческое
изучение
1.Выявить
уровень
возможного освоения
образовательной
программы.
2.Разработать
содержание
Учитель
логопед
Воспитатели
Музыкальны
й
руководител
Предполагаемый
результат
1.Протоколы
диагностики.
2.Планы
индивидуальной и
коррекционно
развивающей работы
(учесть потребностидетей
коррекционно
развивающих планов
работы с ребенком;
мероприятий на основе
полученных
результатов.
ь
Инструктор
по
физ.
культуре
Врач
невролог
возможности
к
и
ребенка
самостоятельному
развитию и на этой
основе осуществить
максимальную
индивидуализацию
обучения,
воспитания)
Диагностик
а
педагогиче
ского
процесса
(начало
учебного
года)
Диагностик
а
педагогиче
ского
процесса
(конец
учебного
года)
Изучение
динамики
по итогам
обучения и
воспитания
Сентябрь
34
неделя
Апрель
34
неделя
Май
34
неделя
Консилиум
ДОУ
Сентябрь
Октябрь
уровень
Выявить
владения
необходимыми
навыками и умениями
по образовательным
областям,
индивидуальные
особенности развития
каждого воспитанника
1.Определить степень
освоения
ребенком
образовательной
программы и влияния
образовательного
процесса в ДОУ на
развитие ребенка.
1.Освоение
образовательных
областей.
2. План работы по
итогам диагностики.
1.Освоение
образовательных
областей.
Учитель
логопед
Воспитатели
Музыкальны
й
руководител
ь
Инструктор
по
физ.
культуре
оценку
1.Дать
эффективности
разработанных методов,
приемов и форм
организации
коррекционно
образовательной
работы с ребенком,
выявить
причины
трудностей освоения
образовательной
программы.
1.Изучение результатов
комплексной
психолого
педагогической
по
1.Заключения
результатам
освоения ребенком
содержания
индивидуально
развивающего плана,
разработанного
специалистами в
начале учебного года
по
итогам
диагностики.
1.Протоколы
заседаний ПМПк.
2.Обрзовательные
маршруты групп.
Учительлогопед
Воспитатели
Музыкальны
й
руководител
ь
Инструктор
по
физ.
культуре
Врач
невролог
3.Карты
сопровождения
развития детей.
4. Планы лечебных
мероприятий.
1.Протоколы
заседаний ПМПк.
1.Карты освоения
образовательной
программы,
интегративных
качеств детей.
2.Отчеты
специалистов.
1.Комплексно
тематические планы
на всех возрастных
группах.
диагностики
2.Утверждение
коррекционно
образовательных
маршрутов групп и карт
сопровождения
развития детей.
1.
Оптимизация
системы коррекционно
развивающих, лечебно
реабилитационных
мероприятий и
внутрисемейных
отношений с целью
повышения степени их
позитивных влияний на
развитие ребенка.
1.Анализ
освоения
образовательной
программы и динамики
обучения, воспитания и
лечения детей.
итогов
1.Обеспечить
коррекционно
развивающую
направленность,
доступность,
информативность
программного
материала на основе
комплексно
тематического
принципа построения
образовательного
процесса.
Учитель
логопед
Воспитатели
Музыкальны
й
руководител
ь
Инструктор
по
физ.
культуре
По
запросам
родителе
й
и
педагого
в
Май
Июнь
Начало
учебного
года
Комплексн
о
тематическ
ое
планирован
ие
по
областям
образовате
льной
программы
Анкетирова В начале 1.Изучить социальный Заведующий
1.Анкеты.ние
родителей
учебного
года
В конце
учебного
года
Выполнение
охранительн
ых режимов
Постоянн
о
статус семьи, и её
психолого
педагогический
потенциал в воспитании
и лечении ребенка и
возможность
их
привлечения к участию
в
проведении
коррекционно
развивающих
мероприятий.
2.Изучить
удовлетворенности
семьи образовательным
процессом в ДОУ и на
основе
полученных
результатов
планировать годовые
задачи на новый
учебный год.
1.Охрана психического
и физического здоровья
детей.
степень
Консультац
ии
специалист
ов
По
запросу
специали
стов
1.Повышать психолого
педагогическую
компетенцию
специалистов
различных направлений.
2.Планы работы с
семьями.
ДОУ
Учитель
логопед
Воспитатели
3.Планы работы на
новый учебный год.
нервной
Охрана
системы.
Речевой,
двигательный,
зрительный,
психологический
режимы.
1.Инфомационный
материал.
2.Тезисы.
3.Журнал
консультаций.
учета
Сотрудники
ДОУ
Учит.
логопед
Воспитатели
Музык.
руковод.
Инстр. физ.
кул.
Медиц.
работн.
Совместны
е
мероприят
ия (дни игр,
По плану
развлече
ний,
общих
1.Обеспечить
полноценное социально
личностное развитие и
эмоциональное
Учитель
логопед
Воспитатели
Музыкальны
1.Перспективные
планы музыкальных,
физкультурных
развлечений;дни
дни труда,
общения,
конкурсы,
т.д.)
празднико
в,
конкурсо
в
Консультац
ии
для
родителей
Октябрь
по
запросу
по плану
работы с
родителя
ми
Открытые
дни
(занятия,
индивидуал
ьные
беседы,
консультаци
и,
практикумы
)
В начале
учебного
года
По
запросу
родителе
й
о
развитие
благополучие детей.
2.Способствовать
у
формированию
родителей
более
полного образа своего
его
ребенка,
способностях
и
возможностях.
в
3.Укреплять
чувства
родителях
личной ответственности
за
и
своего
воспитание
ребенка.
1.Познакомить
родителей
результатами
диагностики
особенностями
обучения и воспитания
ребенка в ДОУ.
2.Оптимизировать
влияние семьи на
ребенка
через
повышение
педагогической
культуры родителей,
оказание
им
практической помощи.
и
с
и
1.Оптимизировать
координировать
направления работы
специалистов
и
родителей
в
воспитании, обучении и
лечении ребенка.
2.Обучать родителей
приёмам организации
игровой и учебной
деятельности,
способствующей
сценарии детских
праздников
и
утренников.
2.Положения
конкурсах.
о
1.Карты
сопровождения
развития ребенка.
2.Информационный
материал.
3.Журнал
консультаций.
учета
1.Планы занятий на
неделю в каждой
группе.
2.Журнал
консультаций.
учёта
й
руководител
ь
Инструктор
по
физ.
культуре
Родители
Учитель
логопед
Воспитатели
Музыкальны
й
руководител
ь
Инструктор
по
физ.
культуре
Врач
невролог
Заведующий
ДОУ
Учитель
логопед
Воспитатели
Музыкальны
й
руководител
ь
Инструктор
по
физ.
культуреполноценному
психическому развитию
ребенка.
Врач
невролог
По плану
Тематическ
ие вечера
для
родителей
Родительск
ие собрания
1 раз в
квартал
1.Оптимизировать
влияние семьи на
ребенка
через
повышение
педагогической
культуры родителей,
оказание
им
практической помощи.
1.Материально
техническое состояние
ДОУ.
2.Повысить психолого
педагогическую
компетентность
и
родителей
за
ответственность
судьбу собственного
ребенка.
Информац
ионные
стенды
(общие,
групповые)
1 раз
в квартал
2 раза
в месяц
1.Повысить психолого
педагогическую
компетентность
родителей.
2.Обеспечить
в
преемственность
воспитании и обучении
детей.
Анкетирова
ние
педагогов,
специалисто
в ДОУ
На
основе
задач
годового
плана
1.Формировать
доброжелательные
межличностные
отношения с коллегами,
родителями
с
установкой на деловое
Учит.
логопед
Воспитатели
Музык.
руковод.
Инстр. физ.
кул.
Врач
невролог
Заведующий
ДОУ
Учитель
логопед
Воспитатели
Врач
невролог
Завед. ДОУ
Учит.
логопед
Воспитатели
Музык.
руковод.
Инстр. физ.
кул.
Врач
невролог
Заведующий
ДОУ
Программы
1.
семинаров
практикумов,
тематических
вечеров (с учетом
годовых задач на
учебный год).
1.Протоколы
родительских
собраний.
и
.Печатные
наглядные
материалы.
2.Папки передвижки.
3.Выставки детских
работ и совместных
работ с родителями.
1.Анкеты.
2.Аналитические
справки
3.Семинары
практикумы (мастер
классы).сотрудничество
в
воспитании и обучении
детей.
Регламент реализации индивидуальных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
ОНР, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной
общеобразовательной программы дошкольного образования на основе полученных
результатов диагностического изучения детей, рекомендаций ПМПк учреждения.
Циклограмма деятельности специалистов составляется в соответствии с
примерным перечнем основных видов организованной образовательной деятельности
основной общеобразовательной программы.
Работа с семьями воспитанников. Вопросам взаимосвязи детского сада с
семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность
ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольном
учреждении к образовательновоспитательному процессу привлекаются родители,
которые участвуют в организованной образовательной деятельности,
театрализованных представлениях, экскурсиях. Для родителей проводятся
тематические родительские собрания и круглые столы, мастерклассы. Логопед и
другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционноразвивающей
работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители
получают в устной форме на индивидуальных консультациях, в материалах на
стендах и в папках «Специалисты советуют». Материалы «Родительских уголков»
помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на
прогулке.
Родители проводят с детьми дома:
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
контроль выполнения заданий и произношением ребенка;
выполнение рекомендаций учителялогопеда.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы
Таким образом, коррекционноразвивающая работа с детьми с ОНР строится на
основе теории интеграции образования, личностноориентированного подхода, на
принципах соблюдения интересов ребёнка,
непрерывности,
рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная
предметноразвивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и
речевому развитию ребёнка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на
основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной
диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных
системности,возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и
стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество
специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться,
сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического
обследования.
Мониторинг уровня развития речи составлен и утвержден на городском сетевом
сообществе учителейлогопедов.
Диагностика проводится с детьми с ОНР 3 раза в год: в сентябре (входная),
промежуточный – январь и в мае – итоговая. По результатам диагностики
организуется система индивидуальной коррекционной работы с детьми
Описание специальных условий образования, воспитания детей с общим
недоразвитием речи
Требования к условиям реализации программы
Психологопедагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок).
2.
Обеспечение психологопедагогических условий (коррекционная
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей
ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности,
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности.
3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР, введение в
содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач
развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств
обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики
нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях).
4. Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок
воспитанников, соблюдение санитарногигиенических правил и норм).
5. Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно
развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий.6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Кадровое обеспечение. Важным моментом реализации программы
коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа
должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими
специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую подготовку в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ОНР основной образовательной
программы ДОУ, коррекции недостатков их физического и (или) психического
развития, образовательный процесс в группах для детей с нарушением речи
обеспечивают учительлогопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор
по физической культуре. Медицинское сопровождение обеспечивают: медсестра
ДОУ.
Специфика организации воспитательнообразовательной и коррекционной
работы с детьми с ОНР, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива ДОУ, обеспечивающего интегрированное образование.
Педагогические работники ДОУ должны знать основы коррекционной педагогики и
специальной психологии,
иметь чёткое представление об особенностях
психофизического развития детей с ОНР, медиках и технологиях организации
образовательного процесса для таких детей. В связи с этим в ДОУ выстраивается
планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам
организации воспитательнообразовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения речи.