Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )
Оценка 4.7

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
дефектология
1 кл
10.08.2018
Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )
Данный коррекционный курс будет интересен в первую очередь учителям-логопедам, также поможет учителю начальных классов в составлении АОП на ученика, имеющего расстройство аутистического спектра и умственную отсталость. В публикации представлены задачи, этапы коррекционно-развивающей работы, протокол первичного обследования, ожидаемые результаты коррекционной работы, направление тематического планирования.
АОП Аутизм УО.doc
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Йошкар­ Олы» Коррекционный курс Адаптированной образовательной программы «Развитие речи» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.)                                Программу разработала: учитель­логопед МАОУ «Средняя  общеобразовательная    школа №30 г. Йошкар­Олы»  Равчеева М. В. 2018г. Пояснительная записка Аутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний. Особенно ярко это серьёзное нарушение проявляется при социальном взаимодействии с  окружающими людьми, в эмоционально­волевой сфере, в развитии речи и всех психических процессов. Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого­ педагогической поддержке. Основные задачи       логопедической работы при аутизме:   установление эмоционального контакта с ребенком; активизация речевой деятельности;  формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в  обучающей ситуации;  дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими  синдромами. Этапы коррекционно­развивающей работы:     1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и  потребности каждого ребёнка. 2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного  воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года. 3 этап – коррекционные занятия 4 этап – подведение итогов воспитания и обучения в конце учебного года. Для выяснения картины целостного развития ребенка мы используем диагностической  карту, разработанную К.С.Лебединской и О.С.Никольской и анкетирование родителей.  Исследуя сферу общения, важно обратить внимание на:     визуальный контакт, узнавание близких, реакция на нового человека, реакция на словесные обращения, на имя, на речь, наличие или отсутствие адекватных жестов, поведенческие особенности,   отношение к окружающему, состояние речи (артикуляционная моторика, фонематическое восприятие,  словарный запас, грамматический строй речи, связные высказывания). Обследование проводится в начале и конце учебного года. Данные вносятся в таблицу  мониторинга речевого развития детей группы компенсирующей направленности Протокол первичного обследования речи: Параметры обследования Фиксируемые данные Обследование  импрессивной  стороны речи Обследование  экспрессивной  стороны речи Спонтанная  ситуация Направленное  обследование Спонтанная  ситуация Направленное  обследование             Понимание высказываний,  содержащих аффективно  значимые слова; выполнение инструкций в  контексте ситуации; выполнение инструкций  вне контекста ситуации. Понимание названий  предметов; понимание названий  действий; понимание названий  качеств предметов и т.д. Вокализации, внегортанные звукообразования;   подражание; выражение желаний;   собственные высказывания.   Подражание;   произносительная сторона  речи; лексика; грамматическая структура  речи и т.д.         Направления логопедической коррекции       при аутизме. 1. Развитие понимания речи (эмоционально­смысловой комментарий).  Эмоционально­смысловой комментарий ­ необходимый элемент занятий. Это  единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в  реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо  «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем­то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Важно привязать комментарий  к опыту самого ребенка, вносить смысл даже, на первый взгляд, на его  бессмысленную активность; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и  сглаживать неприятные ( «Молодец, нарисовал линию», «Нельзя обижать ребят») ;  прояснять причинно­следственные связи («Мы сейчас оденемся и пойдём на  прогулку», «После еды пойдём мыть рот»), давать представление об устройстве  предметов и сути явлений . На этом этапе очень важна роль взаимодействия  специалистов и родителей. Они могут прокомментировать чувства ребёнка, его  поведенческие реакции. Мы используем различные сенсорные игры, проведение  которых даёт также новые прекрасные возможности для установления контакта (всё зависит от предпочтений – вода, песок, вкладыши Монтессори и т.д.)  Для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь мы используем в работе сюжетное рисование. Рассказывая и рисуя, привлекаем внимание каждый  день за счёт любимых сюжетов. А когда ребенок уже сможет дольше удерживать  внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ, можно постепенно создавать  из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках», где главным  героем является сам ребенок (Дима гуляет. Дима кушает. Дима играет машиной и  т.д.) Такие рисунки складываются в альбом или развешиваются дома на стене. 2. 3. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание  внешней речи). При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница  между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь  совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы  должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее  предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми. Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:  Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации  взрослого. Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного. Для этих целей мы используем интерактивные игры портала МЕРСИБО («Кто в домике  живёт?», «Домашние животные», «Дикие животные» др.) В подходящий момент игры,  иногда удаётся сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Важно добиться того,  чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на лицо педагога, на рот в момент  произнесения звуков и слов. У большинства аутичных детей есть трудности артикуляции (от стёртых форм дизартрии  до апраксии). Поэтому, чтобы облегчить ребенку формирование правильной артикуляции,  важно сосредоточить его взгляд на лице взрослого ещё и в то время, когда мы поем ему  песни, читаем стихи, что­то рассказываем.  Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции. Этого мы добиваемся с помощью отхлопывания, отстукивания и другой передачи ритмов.  Мы используем, например, те моменты, когда он прыгает, приговаривая в такт прыжкам:  «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал», «Прыг­скок, прыг­скок,  провалился потолок» С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии мы  также стимулируем вокализации, словесные реакции аутичного ребенка. Когда мы читаем  хорошо знакомые ему стихи или поем песни, то оставляем паузу в конце строфы,  провоцируя его на договаривание нужного слова.  Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция) В игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение всего дня, родители и специалисты,  работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а  затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией (ПА – падает,  ША – шарики, Е – едет). Можно просто по созвучию подобрать подходящее к данной  ситуации слово. Особые сложности в работе по растормаживанию речи возникают с  детьми, которые постоянно «лопочут» или поют «на своем языке», или мычат, скрежещут  зубами, щелкают языком. Работа по провоцированию на подражание с такими детьми, чаще всего, невозможна. Единственный выход – это обыгрывание их вокальной аутостимуляции. 4. Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма. Существует ряд приемов, помогающих в формировании у аутичного ребенка основных  учебных навыков. Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую  непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками с буквами, может быстро механически запомнить весь алфавит. Символы звуков легче  соотнести с предметом или картинкой. На занятиях используются цветные предметные  карточки с подписанным внизу словом. Как известно, некоторые дети­алалики запоминают предметы используя методику «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта  методика представляется нам более адекватной при обучении аутичных детей, чем  побуквенное или послоговое чтение. Кроме того, научить аутичного ребенка читать  целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде  букв, слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать,  «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле. В своей работе мы используем также методические разработки Л.Г. Нуриевой, Т.И.  Морозовой, Е.Д. Худенко, Л.Б. Баряевой, С. Лупан, М. Монтессори, Б.Д. Корсунской.  Коррекционные логопедические занятия носят характер сопровождения. Ребёнок зачастую  сам выбирает себе занятие, игрушку, пособие. Поэтому работа педагога в этом требует  гибкости, умения быстро перестроиться. Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов не только  профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической  энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска,  гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Таким образом, на логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми­ аутистами решаются следующие задачи :  формирование целенаправленного поведения и понимание речи,  комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение  адекватным жестам,     развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи, развитие активного и пассивного словарного запаса, развитие мелкой моторики. В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать  последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное  выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра). Описание места курса коррекционно­развивающего области «Логопедические занятия» в учебном плане Логопедические занятия проводятся с обучающимся  индивидуально с 15 сентября по 15  мая, после логопедического обследования  Продолжительность логопедических занятий зависит от выраженности нарушений речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов, настроя ребёнка на занятие:  индивидуальное занятие – 15 минут. Задачи  работы учителя­логопеда с ребёнком с РАС:  формировать способность к подражанию движений и звуков;  формировать способность к установлению зрительного контакта во время общения;       развивать слуховое внимание; развивать артикуляционный аппарат; развивать фонематический слух; развивать дыхание (отработка воздушной струи); развивать мелкую моторику; развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с  окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.); расширять словарный запас; работать над постановкой звуков.   Ожидаемые результаты коррекционных занятий Через установление эмоционального контакта с ребенком:  Пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки,  на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.  Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных  реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.  Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от  физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от  игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.  Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на  него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).  Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.  Формировать у ребенка представление о собственном теле  Фиксирование взора на предметно­манипулятивной деятельности педагога.  Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном  увеличении.времени наблюдения, начиная от 10—15 сек. до 2—3 мин. Ожидать  появления их из­за экрана, загораживающего от предмета в определенном  месте.Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного  фонаря.Прослеживание движения показываемого учителем предметаза экраном.  Ожидать появления его в двух определенных местах.Выполнение простых  подражательных движений за учителем по инструкции “сделай вместе”: движения  рук, кистей (“Птички”, “Кулачки­ладошки”, “Молоток” и пр  Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с  предметами: катание шариков в определенном направлении; бросание шариков или  других мелких предметов в сосуд с узким горлышком; перекладывание предметов  из одной коробки в другую;складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;открывание и закрывание коробок, деревянных  яиц, матрешек;  Нанизывание предметов с отверстиями на стержень;  Доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки  или другого предмета; сталкивание палкой предмета со стола; использование стула  пли скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими  навыками в новой ситуации.  Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Выбор по образцу и  инструкции “Дай такой” предметов одного цвета из 6­10 предметов двух  контрастных цветов красные и синие, желтые и синие н т. д.).  Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в   коробки, стаканы, раздача  по имеющемуся образцу). Знакомство с цветом: красный Дифференциация красного цвета среди других  цветов. Знакомство с синим цветом. Дифференциация синего цвета среди других  цветов. Знакомство с желтым цветом. Дифференциация желтого цвета среди других цветов Дифференциация три цвета: красный, синий, желтый – уметь выбрать  по  названию, давать предметы названного цвета.  Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” одной формы из 6—10 предметов   Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.  Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать,  какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно показывать величины:  большой, маленький..  Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Тематическое планирование С 1сентября по 15 сентября обследование речи ребёнка № занятия Лексическая тема. Четверть Количество  часов на тему 1.  Игрушки. Пальчиковый театр­сказка. Знакомство с гласной А. 1 1  Подбор лексических тем и наполнение содержания тем зависит от индивидуальных  особенностей ребёнка, уровня его обученности, психо­эмоционального состояния… Вахонин Иван 2а класс

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП для обучающегося с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )

Коррекционный курс АОП  для обучающегося  с расстройством аутистического спектра ( Вариант 8.4 )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2018