Коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с ТНР как условие успешного освоения АООП НОО.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьёзно задуматься над проблемой усиления психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Значительную группу из которых, составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие речи тесно связано с формированием других психических процессов: восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы. У детей с тяжелыми нарушениями речи сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Их состав неоднороден. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико - пространственного гнозиса. Им сложно найти свои ошибки, правильно и грамотно выстроить логическое умозаключение в рассказе.
Итак, у детей с речевыми нарушениями наблюдаются трудности полноценной, коммуникативной деятельности, нарушения саморегуляции, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности, моторики. И, как следствие, возникают трудности в освоении адаптированной основной образовательной программы.
Поэтому обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в сопровождении учителя-дефектолога. Он направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благополучного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на его успешное обучение в школе.
В нашем образовательном учреждении созданы специальные условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся с ТНР. Коррекционно-развивающая работа направлена на сенсомоторное и умственное развитие, формирование пространственно-временных отношений, универсальных учебных действий, представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, готовности к восприятию учебного материала, необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. Она включает комплекс специально организованных коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей, предоставление им дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.
Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. Коррекционно-развивающая работа предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели теме, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала и более прочного его усвоения. Важным результатом работы является перенос формируемых умений и навыков в учебную деятельность ребенка.
Для стимуляции познавательной активности детей на занятиях используются различные технологии, которые становятся необходимым средством коррекционной работы с детьми. Можно выделить следующие виды технологий.
Игровые технологии, направленные на развитие:
· восприятия: «Наложенные изображения», «Найди две одинаковые картинки», «Найди и раскрась фигуры»;
· пространственного и творческого воображения: «Дорисуй вторую половину», «Разверни платок»;
· мышления: «Волшебный квадрат», «Целое раздели на части», «Найди закономерность в каждом ряду», логические блоки Дьенеша, интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Сложи Узор»;
· внимания: «Найди и раскрась по образцу», «Запомни и расставь точки»;
· мелкой моторики: «Продолжи узор по образцу», «Закончи рисунок», «Постарайся «вышить» такой же узор», «Соедини точки»;
· речи: «Придумай рассказ», «Определи связь между словами».
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Нетрадиционные технологии: изо-терапия, ниткография.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
Использование изо-рисования и ниткографии способствует развитию сложных движений кистей рук и тактильной чувствительности, пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера, стимулирует работу левого полушария головного мозга ребенка, следовательно, и образного мышления. Так же у детей формируются универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Благодаря использованию данных технологий, у детей развивается активность и самостоятельность.
У детей с ТНР наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Что бы заинтересовать ребенка активно используются ИКТ технологии. Изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации, что более доступно для его усвоения детьми с ТНР. Необходимо акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений и творческих развивающих заданий, которые активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся, развивают их логическое мышление, зрительное восприятие, зрительную память, цветовое восприятие. ИКТ технологии позволяют организовать различные формы учебно-познавательной деятельности, разнообразить процесс обучения, и обогатить её новым содержанием, повысить результаты.
По итогам проделанной в первом полугодии коррекционной работы наблюдалась положительная динамика у каждого обучающегося и у группы детей в целом. Можно отметить продвижения в развитии вербальной памяти, внимания, сенсорно-перцептивной деятельности, наглядных форм мышления. Дети стали более успешно применять свои знания в собственной продуктивной и речевой деятельности. Появилась познавательная активность, устойчивая положительная мотивация к занятиям, как подгрупповым, так и индивидуальным.
Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ТНР, который препятствует освоению адаптированной основной образовательной программы, требует тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса, в котором учитель – дефектолог играет важную роль. Только при комплексном взаимодействии всех специалистов, построенном на основе комплексной диагностики, организации коррекционно-образовательной среды, можно достичь эффективности и стабильности результатов в коррекционной работе с детьми с ТНР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.