Карта разработана
Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г.В.
Под Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Рекомендовано ученым советом ГНУ
«Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
( Карта доработана д.п.н., профессором Архиповой Е.Ф. Внесены в таблицу дополнительный возраст 4-5 лет и включен профиль развития: график для динамического наблюдения и мониторинга)
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
На 4-5 лет
На 5-6 лет
На 6-7 лет
Москва 2021г.
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ф.И.О.
Дата рождения:
Посещает
Домашний адрес:
Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________ Заключение специалистов:
Невропатолога:_
Окулиста__ ________________________________________________________________
Отоларинголога_____
Психолога___ ______________________________________________
Сведения о семье:
Мать/ФИО_____________________________________________________Возраст:
Образование: Место работы, должность:
Отец/ФИО: Возраст:
Образование: Место работы, должность:
Речь родителей и других членов семьи
Наличие других детей в семье:
Наследственные и хронические заболевания родителей: Возраст матери при рождении ребенка: . От какой беременности ребенок: Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония):
Травмы:
Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма:
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция :
Травмы во время родов:
Асфиксия: белая, синяя: Крик: был, нет :
Резус-фактор(положительный, отрицательный):
Вес при рождении:
Перенесенные заболевания: до 1 месяца:
до года:
после года:
до 3 лет:
после 3 лет:
Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре:
Раннее физическое развитие
Стал держать голову_1мес__(1,5м)Ползать_8 мес___(5м) Сидеть_7мес__(6м)
Ходить_1 год (до1) Первые зубы__1,5 года____(6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений:
Раннее речевое развитие
Гуление: 2-3м) Лепет:_ ___(4-8)
Первые слова:__ ____(1г.) Первая фраза__ _____
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине: _____________________________________________________________________________
Использование жестов ________________ _Наличие двуязычия в семье________________
Обращались ли к логопеду, результат: ____________________________________________
РАБОТА С КАРТОЙ
Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:
- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;
- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);
- 1 балл - тестовое задание не выполнено.
По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:
Сумма баллов / :разделить на
Количество заданий
По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:
Сумма средних баллов по разделам/: разделить на
Количество разделов
Нет -- в таблицах обозначает, что это задание ребенку в таком возрасте не даем.
1.Строение и подвижность артикуляторного аппарата
(качественная характеристика)
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Мимические движения (под счет: 5 раз в возрасте 5 и 6 лет) |
Поднять брови |
нет |
|
|
|
3 |
|
Нахмурить брови |
нет |
|
|
|
2 |
|
|
Прищурить глаза |
нет |
|
|
|
2 |
|
|
Надуть-втянуть щеки |
нет |
|
|
|
1 |
|
|
Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы |
Улыбка-трубочка |
|
|
|
|
3 |
|
Оскал |
нет |
|
|
|
3 |
|
|
Вибрация – «тпру» |
нет |
|
|
|
1 |
|
|
Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют |
Качественная характеристика |
|
|
|
|
|
|
Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания |
широкий, удержание «лопаткой» |
нет |
|
|
|
3 |
|
узкий, удержание 5 сек «жало» |
нет |
|
|
|
2 |
|
|
узкий: влево-вправо |
нет |
|
|
|
3 |
|
|
широкий: вверх-вниз |
нет |
|
|
|
2 |
|
|
кончиком обвести губы |
нет |
|
|
|
1 |
|
|
«цоконье» |
|
|
|
|
1 |
|
|
Нет ср. балла при ОНР |
|
|
|
|
|
|
Качественная характеристика
Объем движений: ____Описываем словами__________________________________________________
Точность движений: сохранна, нарушена_________________________________________________________
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный______________________________________________________
Темп движений: нормальный, медленный, быстрый______нормальный_______________________________
Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений
_____________________________________________________________________________________________
Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)____________._____________________
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение
________________________________________________________________________________________ Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания
____________________________________________________________________________________________
2.Общее звучание речи
(качественная характеристика)
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
|||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох |
|
|
|
|
|
|
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком |
|
|
|
|
|
|
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия |
|
|
|
|
|
|
Паузация: правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки |
|
|
|
|
|
|
Нет ср. балла при ОНР |
|
|
|
|
|
|
Описываем словами в колонках
3.Ручная моторика (объем движений – полный, темп - норма, переключаемость движений – не нарушена, ведущая рука - правая, амбидекстр - нет)
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец кода |
Начало года |
Конец года |
||
Покажи ушки (2-3 пальчика |
Правая |
|
|
|
|
|
|
Левая |
|
|
|
|
|
|
|
Обе |
нет |
|
|
|
|
|
|
Покажи рожки (2-5 пальчиков) |
Правая |
|
|
|
|
|
|
Левая |
|
|
|
|
|
|
|
Обе |
нет |
|
|
|
|
|
|
Сложи кольцо |
Правая |
|
|
|
|
|
|
Левая |
|
|
|
|
|
|
|
Обе |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
|
«Игра на рояле» |
Правая |
|
|
|
|
|
|
Левая |
|
|
|
|
|
|
|
Обе |
нет |
|
|
|
|
|
|
Кулак, ребро, ладонь |
Правая |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Левая |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
|
Застежка |
нет |
|
|
|
|
|
|
Шнуровка |
нет |
|
|
|
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Звуки |
|
Возраст ребенка |
|||||
|
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||||
Варианты. Условные обозначения |
Начало года |
Начало года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Б-М-П |
N |
|
|
|
|
3 |
|
В-Ф |
N |
|
|
|
|
3 |
|
Т-Д-Н |
Д=Т |
|
|
|
|
3 |
|
К-Г-Х |
К=Т, Г=Д, Х=Т |
|
|
|
|
3 |
|
Й (Е-Ё-Ю-Я) |
Й=Л*, Й=0 |
|
|
|
|
3 |
|
С |
М/З, С=Щ |
|
|
|
|
2 |
|
Сь |
М/З, С*=Щ |
|
|
|
|
1 |
|
З |
З=Ж*, З=С |
|
|
|
|
2 |
|
Зь |
М/З , З*=Ж* |
|
|
|
|
1 |
|
Ц |
Ц=Т*, Ц=Ч |
|
|
|
|
1 |
|
Ш |
Ш=С, Ш=Щ |
|
|
|
|
3 |
|
Ж |
Ж =М/З, Ж=Г/З, Ж=З |
|
|
|
|
3 |
|
Щ |
Щ=М/З, Щ=С* |
|
|
|
|
3 |
|
Ч |
Ч=Т* |
|
|
|
|
3 |
|
Л |
Л=Й |
Нет |
Нет |
|
|
1 |
|
Ль |
Л*=Й |
Нет |
Нет |
|
|
3 |
|
Р |
Р =Й, Р=Л, Р=горловой |
Нет |
Нет |
|
|
1 |
|
Рь |
Р*=Й,Р*=Л*, Р=горловой |
Нет |
Нет |
|
|
1 |
|
Нет ср. балла при ОНР |
|
|
|
|
|
|
|
Речевой материал |
Возраст ребенка |
||||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
па-ба |
ба-па |
|
|
|
|
|
|
та-да |
да-та |
|
|
|
|
|
|
ка-га |
га-ка |
|
|
|
|
|
|
та-да-та |
да-та-да |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
ка-га-ка |
га-ка-га |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
са-ша |
за-жа |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
мишка-мышка (с.67-69) |
|
|
|
|
|
|
|
бочка-почка |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
лук-люк |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
трава-дрова |
|
|
|
|
|
|
|
крыса-крыша |
|
|
|
|
|
|
|
жар-шар |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
коса-коза |
|
|
|
|
|
|
|
рожки-ложки |
|
|
|
|
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Речевой материал |
Возраст ребенка |
|||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Какой первый звук в слове? облако, иголки, аист |
нет |
|
|
|
|
|
Какой звук в конце слова? пила, грибы, очки |
нет |
|
|
|
|
|
Какой звук в конце слова? Кошка, автобус, дом |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
Какой звук в начале слова? танк, коза, санки |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
Сколько звуков в слове? кот, стул, лимон |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
Составь слово из звуков к,о, т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)
Речевой материал |
Возраст ребенка |
|||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
пуговица (с 121) |
|
|
|
|
|
|
кукуруза |
Нет |
Нет |
|
|
|
|
гусеница |
|
|
|
|
|
|
самокаты |
|
|
|
|
|
|
милиционер (с.123) |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
велосипед |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
сковорода |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
телевизор |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Мальчики слепили снеговика |
нет |
|
|
|
|
|
Водопроводчик чинит водопровод |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
не перекрестке стоит регулировщик |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Начало года |
Начало года |
Конец года |
||
Выполнение инструкций |
Закрой книгу |
|
|
|
|
|
|
Достань ручку |
|
|
|
|
|
|
|
Достань ручку и положи ее на тетрадь |
|
|
|
|
|
|
|
Понимание предложений с причинно-следственной связью |
Петя ударил Васю. Кому больно? |
|
|
|
|
|
|
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше? |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Понимание изменения числа существительных в предложении (с.235) |
Покажи, где самолеты летят, где самолет летит |
|
|
|
|
|
|
Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают |
|
|
|
|
|
|
|
Понимание падежных окончаний существительных |
Покажи карандашом ручку |
Нет |
Нет |
|
|
|
|
Покажи карандаш ручкой |
Нет |
Нет |
|
|
|
|
|
Покажи дочку мамы |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Покажи маму дочки |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Понимание предлогов (покажи где?) (с.233) |
Кот идет к дому |
Нет |
|
|
|
|
|
Кот в доме |
|
|
|
|
|
|
|
Кот перед домом |
Нет |
|
|
|
|
|
|
Кот вылезает из трубы |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Кот выглядывает из-за крыльца |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
9. .Состояние лексико- грамматического строя речи. Экспрессивная речь
|
|
Активный словарь |
||||||||
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
|||||||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||||||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|||||
Словарь существительных (с.129-147) |
«посуда» |
|
|
|
|
|
|
|||
«мебель» |
|
|
|
|
|
|
||||
«овощи» |
Нет |
|
|
|
|
|
||||
«фрукты» |
Нет |
|
|
|
|
|
||||
«дикие и домашние животные» |
Нет |
|
|
|
|
|
||||
«транспорт» |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
«деревья» |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
«инструменты» |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
«бытовая техника» |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
«школьные принадлежности» |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
Называние и показ частей мобъектов (с.127, с.141, с.131) |
Части тела: а) голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза |
|
|
|
|
|
|
|||
б) локоть, колено, ноготь |
Нет |
|
|
|
|
|
||||
в) затылок, запястье, подбородок |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
Стул: спинка, сиденье, ножка |
|
|
|
|
|
|
||||
Чайник: донышко, носик, крышка, ручка |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
|
|
Глагольный словарь |
||||||||
(с.189, с.191) |
летит |
|
|
|
|
|
|
|||
скачет |
Нет |
|
|
|
|
|
||||
стучит |
|
|
|
|
|
|
||||
рисует |
|
|
|
|
|
|
||||
умывается |
|
|
|
|
|
|
||||
шьет |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
вяжет |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
вышивает |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
варит |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
жарит |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
печёт |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
|
|
Словарь признаков |
||||||||
(с.195, с.197) |
черный-белый |
|
|
|
|
|
|
|||
сладкий-кислый |
|
|
|
|
|
|
||||
твердый-мягкий |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
большой-маленький |
|
|
|
|
|
|
||||
высокий-низкий |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
длинный-короткий |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
широкий-узкий |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
толстый-тонкий |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
Какой по форме? (с.200) |
треугольный |
|
|
|
|
|
|
|||
овальный |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
круглый |
|
|
|
|
|
|
||||
квадратный |
|
|
|
|
|
|
||||
прямоугольный |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
Какой по цвету? (с.201, с.203) |
основные цвета |
|
|
|
|
|
|
|||
оттенки цветов |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
Какой по вкусу (с.205) |
Лимон |
|
|
|
|
|
|
|||
Клубника |
|
|
|
|
|
|
||||
Рябина |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
||||
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
||||
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением (с.265) |
ключ - ключик |
|
|
|
|
|
|
звезда - звездочка |
|
|
|
|
|
|
|
пуговица - пуговичка |
|
|
|
|
|
|
|
С увеличительным значением |
дом |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
рука |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
усы |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Образование притяжательных прилагательных (с.219) |
чей хвост? |
нет |
нет |
|
|
|
|
чья голова? |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
чьи уши? |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
Образование прилагательных от существительных (из чего сделано?) (с.211) |
шкаф из дерева |
|
|
|
|
|
|
машина из железа |
|
|
|
|
|
|
|
чашка из фарфора |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
шапка из шерсти |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Образование глаголов с помощью приставок: ехать, бежать, лететь |
При- |
нет |
нет |
|
|
|
|
У- |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
За- |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
Пере- |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
|
|
|
|
|
|
||
Изменение сущ-х по падежам (с.237-247) |
И.п. |
|
|
|
|
|
|
Р.п. |
|
|
|
|
|
|
|
Д.п. |
|
|
|
|
|
|
|
В.п. |
|
|
|
|
|
|
|
Т.п. |
Нет |
|
|
|
|
|
|
П.п. |
Нет |
|
|
|
|
|
|
Изменение прилагательных по родам (с.249) |
Ж.р. |
|
|
|
|
|
|
М.р. |
|
|
|
|
|
|
|
Ср.р. |
Нет |
|
|
|
|
|
|
Изменение сущ-х по числам (с.253-260) |
лампа-лампы |
нет |
нет |
|
|
|
|
стол-столы |
|
|
|
|
|
|
|
яйцо-яйца |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
лоб-лбы |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
ухо-уши |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Множественное число сущ-х в родительном падеже (нет чего?) |
вишня |
нет |
нет |
|
|
|
|
ведра |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
блюдца |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
парты |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Согласование сущ-х с числительными (1,2,5) с.261 |
карандаш |
нет |
нет |
|
|
|
|
яблоко |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
тетрадь |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
|||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Составить предложение по картинке (с.271) |
|
|
|
|
|
|
Составить рассказ по картинке (с.273) |
нет |
нет |
|
|
|
|
Составить рассказ по серии картинок (с.275) |
нет |
нет |
|
|
|
|
Пересказ : «Белочка и зайчик» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под ёлкой. |
Нет
Дать Из 3-4 предло жений |
Нет
Дать Из 3-4 предло жений |
Нет
Дать Из 4-5 предло жений |
Нет
Дать Из 4-5 предло жений |
|
|
Качество пересказа |
|
|
|
|
|
|
Уровень необходимой помощи |
|
|
|
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Параметры изучения |
Возраст ребенка |
||||||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Счетные операции |
счет прямой и обратный |
нет |
нет |
До 5 |
До 5 |
|
|
сосчитать сколько предметов нарисовано (с.225) |
нет |
нет |
До 5 |
До 5 |
|
|
|
назвать по порядку (с.227) |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
сколько лап у кошки? |
|
|
|
|
|
|
|
сколько лап у петуха? |
|
|
|
|
|
|
|
Ориентировка в пространстве |
высоко |
нет |
нет |
|
|
|
|
низко |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
далеко |
Нет |
|
|
|
|
|
|
близко |
Нет |
|
|
|
|
|
|
слева |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
справа |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
слева внизу |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
слева вверху |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
справа внизу |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
справа вверху |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Ориентировка во времени |
какое время года (с.217) |
|
|
|
|
|
|
в какое время суток дети идут в детский сад? (с.223) |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
когда ребята идут гулять? |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
когда дети ложатся спать? |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
Назвать дни недели |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
|
|
Мышление |
Составление из частей целого |
Из 4-6 |
Из 4-6 |
Из 6-8 |
Из 6-8 |
Из 8-10 |
Из 8-10 |
|
|
|
|
|
|
||
Выделение лишнего предмета |
нет |
нет |
|
|
|
|
|
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
|
Средний балл:__ ___ Логопедическое заключение:
Примерные заключения: В вашей карте даете только одно заключение на ребенка.
ПРИМЕР 1
Средний балл:__2.9___ Логопедическое заключение: ОНР, 4 уровень развития речи, дизартрический компонент( МДР)
По результатам обследования, у ребенка наблюдаются нарушения тонуса мышц губ и языка (круговые мышцы рта – напряжены). Скорость речи в норме, богато интонирована. В речи присутствуют все звуки, но возможно смазанное их произнесение при увеличении речевой нагрузки. Связная речь развернута, ребенок, слыша себя, исправляется, т.е. дополняет изначальное предложение, обогащает его.
ПРИМЕР 2
Средний балл:__2.3___ Логопедическое заключение: ОНР, 3 уровень развития речи, дизартрический компонент (МДР)
По результатам обследования, у ребенка наблюдаются нарушения тонуса мышц лица, губ, языка, подвижности артикуляционного аппарата недостаточная. Речь тихая. Скорость речи нормальная. У ребенка нарушены в речи звуки: шипящие Ш, Ж (парасигматизм), сонорные – Л (ламбдацизм) , Р (ротацизм), Рь (ротацизм). У ребенка нарушено словоизменение и словообразование слов. В связной речи встречаются грамматические ошибки в построении слов и словосочетаниях.
ПРИМЕР 3
Средний балл:1.3 Логопедическое заключение: ОНР, 2 уровень развития речи, дизартрический компонент (МДР)
По результатам обследования, у ребенка наблюдаются нарушения тонуса мышц лица, губ, языка, подвижности артикуляционного аппарата снижена (корень языка в гипертонусе, края языка – в гипотонусе, мышцы лица, круговые мышцы рта – напряжены). Речь невнятная для окружающих. Обращенную речь понимает. Скорость речи быстрая, когда ребенок замедляется – качество речи улучшается. Фонетическая сторона речи не сформирована. Отсутствует в речи большая группа звуков: свистящие, шипящие и сонорные , нарушено словоизменение и словообразование слов. Речь состоит из простых искаженных аграмматичных предложений с ограниченным запасом общеупотребительных слов. Сложные предложения не доступны для понимания и употребления. Составление рассказов затруднительно, при помощи взрослого справляется с наиболее простыми видами текста. Допускает ошибки при понимании и назывании частей предметов. Объем памяти, точности запоминания снижены.
Параметры обследования:
1. Строение и подвижность артикуляторного аппарата При МДР балл определяем по методике Архиповой ЕФ
2.Общее звучание речи При МДР балл определяем по методике Архиповой ЕФ
3.Ручная моторика
4. Состояние звукопроизношения При МДР балл определяем по методике Архиповой ЕФ
5. Фонематическое восприятие
6. Языковой анализ и синтез
7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
8. Состояние лексико - грамматического строя речи. Импрессивная речь
9. Состояние лексико - грамматического строя речи. Экспрессивная речь
10. Грамматический строй речи Обследование словообразовательных навыков
11. Словоизменение
12. Исследование связной речи
13. Познавательные процессы
Обследование провела логопед : ФИО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие «Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи» (далее - карты) предназначены для учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Карты составлены с учетом разделов программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь.
В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.
Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.
В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.
Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода.
Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:
- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;
- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);
- 1 балл - тестовое задание не выполнено.
По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:
Сумма баллов / :разделить на
Количество заданий
По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:
Сумма средних баллов по разделам/: разделить на
Количество разделов
Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:
- 1 балл - ОНР 1 уровня;
- более 1 менее 2 баллов - ОНР 2 уровня;
- 2 менее 2,5 балла - ОНР 3 уровня;
- 2,5 менее 3 баллов - ОНР 4 уровня.
Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной
Например, ОНР , 3 уровень речевого развития, Дизартрия
Памятка для обследования на на дизартрический компонент
При выраженных нарушениях в разделах 1 2 4 нужно обследовать на предмет дизартрических компонентов.
При обследовании раздела 1 2 4 по методике Архиповой нужно делать корреляцию баллов .
Система баллов по методике Филичевой ТБ и Архиповой ЕФ разная.
У Филичевой 3 балльная, а у Архиповой 5 балльная система.
Для определения уровня при ОНР проверяем по баллам все кроме разделов 1 2 4
Как обследовать на дизартрический компонент по методике Архиповой ЕФ?
Мои баллы = их 5 переводим в систему трехбалльную
Получается:
Мой балл 0 = 1 баллу по Балльной шкале в графике на карте
Мои баллы 1 2 и 3 = 2 баллам по Балльной шкале в графике на карте
Мой балл 4 - 3 баллам по Балльной шкале в графике на карте
Формула перевода баллов:
4 балла - правильный ответ; = 3 балла в график
3 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;= 2 балла в график
2 балла - поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;= 2 балла в график
1 балл - неточный ответ, неточное выполнение задания;= 2балла в график
0 баллов - отсутствие ответа.= 1 балл в график
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.