Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Октябрьского района
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Коррекция
неспособности установления
эмоциональных связей у детей с РАС
Учитель-дефектолог
Мерзлякова Н.И.
Новосибирск 2022
Дети с РАС нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы, направленной на установление контакта с аутичным ребенком, на преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, негативизма, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. Как видно, расстройства спектра аутизма симптоматически не однородны. Аутизм требует точной дифференциальной диагностики. Нет двух похожих случаев аутизма. Каждый ребенок ведет себя индивидуально. Одни показывают только небольшие задержки речи и сосредоточены в мире вещей. А некоторые избегают контактов со сверстниками, не общаются с помощью слов и реагируют агрессией и злобой на малейшие изменения в окружающей среде.
Что делать?
1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной.
Сохраняйте спокойствие. Психическое состояние взрослых, находящихся рядом с ребенком, оказывает на него существенное влияние. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.
Примеры:
а) Крики и ругань могут напугать ребёнка с РАС, вызвать у него истерику.
б) Раздражительность повышает тревожность ребёнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.
2. Каждый ребенок с РАС – индивид.
Очень важно адекватно воспринимать диагноз ребенка. Реальность может отличаться от ожиданий. Но не стоит сильно опекать детей с РАС. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае – обучение, а не обслуживание.
Примеры:
а) Ребёнок с РАС не умеет завязывать шнурки: взрослый должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.
б) Ребёнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков – сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребёнка возникнут вопросы).
3. Не забывайте о необходимости самообразования.
Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на конкретного ребёнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л. Уинг или О. Никольской, комбинируйте методики, исходя из реакций ребёнка.
Примеры:
а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за ребёнком и найдите действенные для него методы – тот самый индивидуальный подход.
4. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с РАС.
Любые люди, взрослые и дети, – разные личности с различающимися наборами способностей. Ребёнок с аутизмом – это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача – помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребёнка.
Примеры:
а) Ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.
б) Ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.
5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС.
Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребёнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.
Примеры:
а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.
б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта – дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.
6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка.
Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности ребёнка в этой области. Представьте, что всё вокруг вас орёт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаёт ребёнок с аутизмом. Ваша задача – облегчить ему это состояние.
Примеры:
а) Ребёнок закрывает уши или глаза – это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.
б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.
7. Не применяйте физическое насилие.
Наказание, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы! Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжёлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий!
Несколько советов
Взрослые не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться. Для эффективной работы с детьми с РАС необходимо, соблюдать следующие рекомендации:
Соблюдение режима дня – проговаривать, что вы сейчас будете делать и, если это необходимо, для конкретного ребенка, сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
Как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
За любой успех, даже самый маленький, ребёнка надо поощрять. Поощрение также должно подбираться индивидуально для каждого ребенка.
Поиграем?
Представим несколько игр и упражнений с детьми с РАС для эмоционального развития:
1. Игра «Ручки»
Ребенок располагается перед взрослым, специалист берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «рука моя, рука твоя…» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе, (тактильный контакт имеет важное значение в формировании эмоционального общения с ребенком).
2. Игра «Отойди и подойди»
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда ребенок приблизиться, то взрослый обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, - старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.»
3. Игра «Птички»
Взрослый показывает ребенку, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает его «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), специалист помогает ему. Задание можно усложнить. Взрослый присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая ребенку. Как птички клюют зернышки. Задание можно повторить.
4. Игра «Качание в одеяле»
Родители предлагают ребенку сесть на одеяло. Взрослые раскачивают ребенка в одеяле, приговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два…» Игра вызывает много положительных эмоций у детей с аутизмом.
5. Игра «Хоровод»
Взрослые, взявшись за руки ставят ребенка в центр круга и поочередно входят в круг к ребенку и здороваются с ним (приветствуют его) при этом водят хоровод под музыку. Упражнение вызывает много положительных эмоций у детей, однако многие из них на первых этапах занятий отказываются входить в круг, затыкают уши, убегают.
Что же ждёт в дальнейшем ребёнка с РАС? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными.
Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.