Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Оценка 4.7

Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Оценка 4.7
docx
дефектология
26.02.2022
Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье. Важно добиться, чтобы дети говорили правильно, выразительно, чётко. Практика логопедической работы показывает, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, а это одна из причин возникновения у дошкольников, а затем и у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой речи. Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Нарушение слоговой структуры слова сохраняется у детей с речевыми нарушениями на протяжении многих лет. Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи как подготовительный этап в обучении грамоте. Коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в логопедической работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников не только дисграфии и дислексии, но и вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений. Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры слова предполагает воздействие на все компоненты речевой системы. В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия. Коррекционная работа проводится в два этапа: подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале (цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) и собственно коррекционный этап - работа ведётся на вербальном материале (цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребёнка). Большую помощь в закреплении усвоенного материала детьми оказывают родители. Но не всегда они владеют достаточной информацией по данному вопросу. Для просветительской деятельности используются формы работы с родителями: письменные и устные консультации по формированию слоговой структуры речи; индивидуальные рекомендации родителям по работе с ребёнком дома. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано. Только при таком обеспечении коррекционного процесса происходит исправление речевого нарушения.
статья КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.docx

 

КОРРЕКЦИЯ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Грачёва  Светлана Ивановна,  

учитель – логопед,

                                                                                    МДОУ  Детский сад  комбинированного

                                                                                                        вида №1 «Лесная полянка»)

                                                                                                          г. Железногорск - Илимский

 

Согласно нового Федерального закона об образовании в Российской Федерации дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и разработан  на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, основа которых направлена на решение задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного  детства, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка. А также обязательно учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.  В связи с этим предусматриваются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации программ для указанных детей, использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития. Дети с тяжёлыми нарушениями речи относятся к данной категории.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и  регулирующая. Коммуникативная и регулирующая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению.   

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.  К концу дошкольного возраста, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, становятся молчаливыми, плохо вступают в контакт с окружающими. Чтобы воспитать полноценную личность, необходимо  устранить все недостатки для свободного общения ребёнка с  другими людьми. Важно добиться, чтобы дети говорили правильно, выразительно, чётко. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям:  неуклонно растёт объем знаний, которые нужно им передать, и усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Роль фонетически правильной речи ребёнка возрастает с его поступлением в школу, особенно тогда, когда он начинает овладевать грамотой, так как письменная речь формируется на основе устной. Младшие школьники пишут преимущественно так,  как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большое количество детей с дефектами фонетической стороны речи.

Практика логопедической работы показывает, что с  каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи.  Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, а это одна из причин возникновения у дошкольников, а затем и у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой речи.

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове. В этом случае речь ребёнка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава, которые могут проявляться следующим образом: нарушение количества слогов: элизии - сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток; опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино «просоник» – поросёнок; интерации - увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение гласных: «команата» - комната, «тарава» - трава; нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов: «деворе» - дерево; перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот; искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных: «тул» - стул; вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон; уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы; персеверации (цикличное повторение, настойчивое воспроизведение): «били…били…билитекарь» - библиотекарь; антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы; контаминации (смешение элементов слов): «в холодильнице» - в холодильнике и хлебнице. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребёнку. Успешность восприятия и проговаривания слоговой структуры слова обусловлена рядом факторов, а именно, определённым уровнем сформированности  оптико- пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий. Нарушение слоговой структуры слова выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР, но оно может быть и у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Обязательно  данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, очень часто отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усечённой форме. Было установлено,  что у детей с речевой патологией «возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер» (С.Жукова). Нарушение слоговой структуры слова сохраняется у детей с речевыми нарушениями на протяжении многих лет. Оно обнаруживается, как только ребёнок сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова (например, парикмахерская, велосипедист). Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи как подготовительный этап в обучении грамоте.  

Коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в логопедической работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников не только дисграфии  и дислексии, но и вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чём свидетельствует ежедневная логопедическая работа. Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры слова предполагает воздействие на все компоненты речевой системы. В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании типов слогов.

Обследование состояния слоговой структуры слов я провожу по традиционной схеме с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста (методика Агранович З. Е.). В ходе обследования я выявляю степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок в речи.

              Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия. Коррекционную работу провожу в два этапа:  подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале (цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) и собственно коррекционный этап - работа ведётся на вербальном материале (цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребёнка).

              На подготовительном этапе  работы большое значение уделяю развитию слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков. Для этого использую упражнения со звучащими коробочками, музыкальными инструментами, переливание воды, шуршание бумаги. Для работы над ритмом – отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом, использование музыкальных инструментов.  На этом этапе и на всём протяжении пребывания ребёнка в коррекционной группе проводится работа по формированию общей координации движений под ритмичную  музыку: маршировка, бег, ходьба. Эти упражнения проводятся на музыкальных занятиях. Большое значение имеют различные упражнения на развитие динамического праксиса  рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро кулак – ребро – ладонь и различные пальчиковые игры); развитие рецепторной  координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки). Работу на вербальном материале  провожу с использованием игр и упражнений, направленных на формирование пространственно – временных представлений (русская народная сказка «Репка»), развитие подражательности.

              На коррекционном этапе  всю работу веду на вербальном уровне. С детьми отрабатываем правильную чёткую артикуляцию гласных звуков, учимся выделять определённый гласный звук из звукового ряда («Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др.), выполняем  разные упражнения («Произнеси звук А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько кружочков на карточке; сколько раз я хлопну в ладоши; сколько раз ударю в бубен или барабан», «Пропой серию из отдельных звуков А - У- И- О», «Пропой сочетание из двух звуков А- У, И - А, О – А», «Пропой сочетание из трёх звуков А  -И – У,   О - А – У»,  «Узнай звуки по моей беззвучной артикуляции и произнести их голосом». Работу на уровне слога веду как на индивидуальных занятиях параллельно с работой по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, так и в непрерывной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты. Для этого включаю следующие  игры и упражнения: «Слушай и хлопай», «Слушай и считай», «Послушай и назови», «Кто самый внимательный », «Скажи на один слог больше, чем я», «Скажи на один слог меньше, чем я», «Скажи наоборот» (игра с мячом), «Живые слоги» , «Техники». Работу на уровне слова начинаю с умения отличать  слова по длине. С этой целью провожу игру «Длинные и короткие слова». В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры использую следующие виды игр и упражнений: « Телеграф», «Разрезные картинки», «Рассели животных по домам», «Весёлый паровозик», «Лишнее слово», «Исправь ошибку». При обучении детей делению слов на слоги провожу игры: «Хлопочки», «Прошагай слова», «Дирижер», «Эхо». При непосредственной непрерывной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты большое значение уделяется работе над фонематическим и слоговым анализом и синтезом слов. Для этого провожу упражнения и игры: «Словостройка», « Цепочки», «Придумай родственные слова к слову «снег», «Закончи слово», «Подбери рифму к словам», «Определи, какой слог пропущен?» (ко-…-ва, мо-…-ток) и др. Большую возможность для формирования слоговой структуры дают чистоговорки, стихи, законченные предложения. Опыт работы показывает, что дети с тяжёлыми нарушениями речи не запоминают стихов, состоящих их четырёх и более строк. Поэтому работу начинаем с разучивания двустиший с обязательной опорой на предметные или сюжетные картинки. Все упражнения по формированию слоговой структуры слова выбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии.

              Большую помощь в закреплении усвоенного материала детьми оказывают родители. Но не всегда они владеют достаточной информацией по данному вопросу.  Для просветительской деятельности я использую формы работы с родителями: письменные и устные консультации по формированию слоговой структуры речи; индивидуальные рекомендации родителям по работе с ребёнком дома. Тесная взаимосвязь с родителями воспитанников позволяет добиваться положительных результатов по устранению нарушений речи детей.

              Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано. Только при таком обеспечении коррекционного процесса происходит исправление речевого нарушения.  

Представленный опыт будет интересен педагогам детских садов и родителям детей, имеющих нарушение слоговой структуры слова, посещающих  массовые группы.

 


 

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

Роль фонетически правильной речи ребёнка возрастает с его поступлением в школу, особенно тогда, когда он начинает овладевать грамотой, так как письменная речь формируется на основе…

Роль фонетически правильной речи ребёнка возрастает с его поступлением в школу, особенно тогда, когда он начинает овладевать грамотой, так как письменная речь формируется на основе…

Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи как подготовительный этап в обучении грамоте

Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи как подготовительный этап в обучении грамоте

У, И - А, О – А», «Пропой сочетание из трёх звуков

У, И - А, О – А», «Пропой сочетание из трёх звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2022