Методы эмпирического исследования
Оценка 4.9

Методы эмпирического исследования

Оценка 4.9
Научные работы
docx
дефектология
2 кл
15.02.2022
Методы эмпирического исследования
конспект для студентов специальной психологии и педагогики, студентов дефектологов
Методы эмперического исследования.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект на тему:

«Методы эмпирического исследования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 – 2022 учебный год

План

1. Методы теоретического познания педагогических явлений

2. Методы эмпирического познания педагогических явлений

3. Методы математической обработки в психологии и педагогике:

- измерительные шкалы

выявление различий в распределении признака ( квадрат-критерий Пирсона)

выявление различий в распределении признака по t-критерию Стьюдентас.

 

Для каждого этапа исследования следует применять наиболее оптимальный комплекс методов, при этом рекомендуется руководствоваться следующими требованиями:
необходимо такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние сведения

методы должны отражать динамику развития определенных качеств во времени

методы должны позволять анализировать не только результаты, но и условия, при которых они были получены.

 

Необходимо придерживаться следующих критериев при выборе и обосновании методов педагогического исследования:

адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

соответствие современным принципам научного исследования;

соответствие логической структуре (этапу) исследования;

гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

    Таким образом, все составные  элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность.

Эмпирические методы исследования

Наблюдение - это точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

Наблюдение как метод исследования:

базируется на двух принципах:

- пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

- непосредственности восприятия, наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь».

Сильные стороны метода

Слабые стороны метода

Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков);

Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя);

Сохранена естественность условий деятельности;

Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений;

Допустимо использование разнообразных технических средств;

Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени. |

Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.

 

Виды наблюдения

В зависимости от степени вовлеченности исследователя

в изучаемую среду

Относительно времени исследования

По степени стандартизированности процедур

-      Включенное

-      Стороннее

- однократное;

- периодическое;

- лонгитюдное

-      Свободное или поисковое (на ранних стадиях научной работы)

-       Структурированн.или стандартизированное (фиксируется все без отступлений от программы)

По характеру взаимодействий с объектом

По характеру восприятия

-      Скрытое; Открытое

-       Сплошное; Выборочное

В зависимости от объекта наблюдений

-      внешнее, за поведением других людей;

-      интроспекцию (самонаблюдение)

По характеру регистрации данных

-Констатирующее; - Оценивающее

 

Ошибки наблюдения

Ошибки наблюдения подразделяются на методические и регистрационные.

Методические ошибки возникают в результате невыполнения требований к организации наблюдений (неправильный выбор объекта, нечеткое планирование и т.д.).

Регистрационные ошибки чаще всего обусловлены неточной регистрацией фактов.

 

Недостатки наблюдения

не вскрывает внутренние стороны социально-педагогических явлений

при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

 

Опрос (беседа, интервьюирование, анкетирование)

Педагогическая беседа

отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков.

Эффективность беседы зависит от

опыта исследователя,

степени его педагогической и особенно психологической подготовки,

уровня его теоретических знаний,

искусства ведения беседы и

личной привлекательности.

Результативность беседы бывает различной в зависимости от характера исследовательских целей и от того, как подготовлена беседа. Нельзя не принимать во внимание личные качества и способности детей, вовлекаемых в беседу. Скрытен испытуемый или откровенен, доверчив или подозрителен - все это влияет на ход и результативность беседы.

Учитывая, что беседа сложный и не всегда надежный метод, он применяется чаще как дополнительный метод для получения необходимых уточнений и разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании других методов.

План беседы

вопросы должны быть краткими, лаконичными, понятными для отвечающих и точно отражать цели исследования;

легкие вопросы следует задавать в первую очередь, а затем более сложные;

часть вопросов следует задавать таким образом, чтобы с их помощью можно было проверить объективность ответов на предыдущие;

вопросы беседы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике;

целесообразно задавать не прямые вопросы, а ряд косвенных, позволяющих получить ответы на интересующие вопросы в соответствии с целями исследования.

 

Анкетирование

Анкетирование или анкетный опрос близок к беседе, отличие в том, что отвечающий самостоятельно читает вопросы и отвечает на них письменно.

Метод массового сбора информации

 

Изучение продуктов деятельности

письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.

Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

 

Изучение школьной документации

(личных дел детей, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний и т.д.),

 вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реальную практику организации педагогического процесса.

 

Педагогический эксперимент

явления и условия изучаются в контролируемых экспериментатором условиях.

Эксперимент - это преднамеренное воздействие на изучаемое явление с целью установления предполагаемых связей и зависимостей, закономерностей.

Эксперимент - наиболее достоверный метод эмпирической проверки гипотез о причинно-следственных связях явлений и фактов.

 

Педагогические эксперименты классифицируются по разным признакам

По организации проведения: лабораторные (полевой), естественные эксперименты.

По степени открытости: открытый и закрытый.

По длительности действия: длительный и краткосрочный.

По целям исследования: констатирующий, преобразующий или формирующий, контрольный.

Важно: заранее, еще при планировании опытов, выделить независимые переменные и изолировать их от всех других.

К примеру, изучая влияние освещенности рабочего места на скорость возникновения состояния утомления у испытуемых, мы не вправе задействовать используемую на телевидении мощную осветительную аппаратуру.

Дело в том, что телевизионные прожекторы испускают интенсивные тепловые лучи, значительно изменяя температуру помещения.

Поэтому мы не сможем в дальнейшем однозначно интерпретировать возникновение утомления только через изменения освещенности. А если сделаем это, то результаты нашего эксперимента будут оспорены.

С целью грамотного составления плана проведения эксперимента воспользуйтесь следующими правилами:
1. Уточните и, насколько  возможно, конкретизируйте конечную цель проведения эксперимента. Для этого еще раз осмыслите условие и требование задачи (задания).

2. Вычлените промежуточные цели проведения эксперимента. Для этого мысленно разберите задачу на подзадачи.

3. Мысленно представьте все возможные варианты проведения эксперимента.

4. Выберите из всех возможных вариантов проведения эксперимента наиболее рациональные. т.е. с точки зрения возможности получить наиболее точный результат.

5. Запись плана эксперимента должна быть по возможности краткой, отражающей лишь основные его этапы.

6. Предусмотрите, какие таблицы, рисунки, схемы вам необходимо будет выполнить в процессе эксперимента.

7. Продумайте, когда и что вам придется измерить в процессе эксперимента, а что можно вычислить после его выполнения.

8. Продумайте и предусмотрите в плане, какие приемы и средства могут быть вами использованы.

9. При составлении плана, если это возможно и необходимо по условию задачи (задания), предусмотрите и используйте взаимопомощь и взаимоконтроль.

10. После составления плана проанализируйте его еще раз. Для этого представьте себе мысленно работу от начала до конца; от конца к началу.

11. Помните, что хорошо составленный план должен обладать и определенной гибкостью, т. е. возможностью определенной перестройки ваших действий в случае возникновения затруднения.

Методы рейтинга (рейтинг, самооценка, эксп.оценка)

Рейтинг – оценка тех или иных сторон деятельности компетентными экспертами (судьями). К подбору экспертов в социологии предъявляются такие требования: компетентность; креативность; положительное отношение к экспертизе; научная объективность; аналитичность, широта, конструктивность мышления.

Самооценка осуществляется по программе, предполагающей указание степени затруднений, которые испытывают педагоги (или воспитанники) в том или ином виде деятельности. Этот  метод имеет ряд достоинств. Например, если этот метод применять самостоятельно, то исследователь может получить относительно объективные данные об уровне притязаний отдельной личности, если же его сопоставить с экспертной оценкой, то появляется возможность определить особенности взаимоотношений в коллективе.

 

Метод педагогического консилиума

разновидность метода рейтинга.

Он предполагает коллективное обсуждение результатов изучения какой-либо проблемы по определенной программе и по единым признакам,

коллективное оценивание тех или иных явлений, процессов, 

выявление причин возможных отклонений, а также совместную выработку средств преодоления обнаруженных недостатков

 

Мониторинг

Мониторинг – постоянное, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.

Мониторинг можно подразделить на внутренний (например, изучение отношения воспитанников) и

внешний (изучение социально-педагогических потребностей  различных категорий населения для прогнозирование возможностей оказания таких услуг).

При проведении мониторинга используются различные эмпирические методы: анкетирование, изучение документации (в том числе, имеющейся статистики, ведомственных отчетов и т.д.), экспертные оценки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект на тему: «Методы эмпирического исследования» 2021 – 2022 учебный год

Конспект на тему: «Методы эмпирического исследования» 2021 – 2022 учебный год

План 1. Методы теоретического познания педагогических явлений 2

План 1. Методы теоретического познания педагогических явлений 2

Сильные стороны метода Слабые стороны метода

Сильные стороны метода Слабые стороны метода

Виды наблюдения В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду

Виды наблюдения В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду

Регистрационные ошибки чаще всего обусловлены неточной регистрацией фактов

Регистрационные ошибки чаще всего обусловлены неточной регистрацией фактов

Анкетирование Анкетирование или анкетный опрос близок к беседе, отличие в том, что отвечающий самостоятельно читает вопросы и отвечает на них письменно

Анкетирование Анкетирование или анкетный опрос близок к беседе, отличие в том, что отвечающий самостоятельно читает вопросы и отвечает на них письменно

Важно: заранее, еще при планировании опытов, выделить независимые переменные и изолировать их от всех других

Важно: заранее, еще при планировании опытов, выделить независимые переменные и изолировать их от всех других

Методы рейтинга (рейтинг, самооценка, эксп

Методы рейтинга (рейтинг, самооценка, эксп

Методы эмпирического исследования

Методы эмпирического исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022