Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
2 кл—3 кл
18.01.2020
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся
В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме. На уроках учащиеся обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения. Программа СБО построена на основе линейно-концентрического принципа и включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля».
социально-бытовая ориетировка.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19.12.14 № 1598) с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.4)  одобренной от 22.12. 2015 г. № 4/15.

В соответствии с учебным планом начального общего образования по организации образовательного процесса слепых учащихся, обучающихся на дому в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий, на освоение учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» в 1 – 5  классах отводится 1  час в неделю. Общее количество часов – 169:

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа;

5 класс – 34 часа.

Изучение учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» направлено на достижение цели  образовательно-коррекционной работы:

·       подготовка обучающихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Задачи:

·        формирование, уточнение и закрепление с учетом индивидуальных особенностей учащихся понятийного аппарата (на­звание предметов, действия с ними);

·        формирование, уточнение и закрепление основных бытовых умений и навыков, с учетом правил безопасного поведе­ния, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду;

·        формирование, закрепление и постепенное расширение спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т.п.);

·        формирование доступных восприятию учащихся моделей межличностного общения, необходимых в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях.

 

Общая характеристика учебного предмета.

В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме. На уроках учащиеся обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения.

Программа СБО построена на основе линейно-концентрического принципа и включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля».

Одежда и обувь. В данном разделе учащиеся учатся называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.

Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей детей и подростков, при изучении дан­ного раздела обучающиеся учатся практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению са­нитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.

Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользо­ваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.

Культура поведения„ Данный раздел предполагает обу­чение учащихся элементарным правилам поведения в клас­се, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.

Транспорт. Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.

Семья. На занятиях по данному разделу учащиеся получают элементарные знания о составе семьи и ее членах, о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности.

 Торговля. Материал раздела направлен на обучение уча­щихся умению различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.

В процессе изучения материала вышеназванных разделов учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный ап­парат (название предметов, действий с ними); четко пред­ставлять последовательность операций с различными пред­метами, при этом знать правила безопасного поведения; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить до­ступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.

Обучение организуется с учетом местных социально-бытовых особенностей, в том числе климатических. Это необходимо для адекватной ори­ентировки учащихся в социальной и природной среде про­живания, для формирования у них практических навыков безопасной жизнедеятельности.

На занятиях учащиеся обучаются использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе формирования представлений о предметах личной гигиены, о необходимом наборе одежды, обуви и т.п., о продуктах питания и спо­собах приготовления элементарных блюд. Для закрепления действий, учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. При этом важно, чтобы учащиеся овладели и могли «прочитать» такие символы, которые стандартно используются в социуме: на улице, в помещениях, при маркировке продуктов пита­ния, одежды, обуви и т. п.

Особенности развития мыслительной деятельности уча­щихся, их индивидуально-типологические характеристики диктуют необходимость наряду с формированием у них прак­тических навыков и умений СБО, воспитания (тренировки) состояния их физической, психической и социальной защи­щенности. Это является основой социализации детей с огра­ниченными возможностями здоровья. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что такое социальный окружающий мир и как надо вести себя и действовать, чтобы пребывание в нем было безопасным и комфортным для себя и окружающих.

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются основы собственной жизнедеятельности: представления о не­которых жизненных ситуациях и способах практической деятельности, адекватных им. Кроне того, учащиеся в до­ступной форме знакомятся с основами безопасности жизне­деятельности в социуме, с некоторыми видами социальных ситуаций. У них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему социальному и природному миру.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

·        практико-ориентированная направленность содержания обучения (значительное количе­ство часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экс­курсий);

·        применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения практических задач;

·        применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей

Занятия по СБО позволяют систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов, закрепить их.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний  и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков коммуникации.

Изучение СБО в школе обеспечивает работу:

Ø  коррекционно – обучающую;

Ø  коррекционно – развивающую;

Ø  коррекционно – воспитательную;

Ø  воспитание положительных качеств личности.

Программа реализуется через следующие методы обучения:

Ø  словесные (рассказ, объяснение, беседа);

Ø  наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций);

Ø  практические (практические упражнения, задания, экскурсии);

Ø  игровые (дидактические, ролевые игры).

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями - в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень - базовый, 2-й - минимально необходимый и оценивается по 5-бальной системе.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

·        формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России;

·        формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир;

·        овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся мире;

·        освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя и т.д.);

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

·        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Предметные результаты:

·        овладение навыками самообслуживания;

·        усвоение правил техники безопасности в быту;

·        овладение навыками элементарного ухода за одеждой и обувью;

·        овладение навыками приготовления элементарных блюд;

·        приобретение умений мыть посуду;

·        овладение навыками пользоваться инвентарем по уходу за жилищем;

·        приобретение навыков элементарных действий по созданию уюта в доме;

·        усвоение морально-этических норм поведения в социальном окружении;

·        освоение доступными моделями межличностного общения, необходимого в различных ситуациях.

 

 

 

Основное содержание коррекционного курса

1 класс

Одежда и обувь (9 ч)

Обучение учащихся запоминанию названий одежды, которую они носят, различению одежды и обуви. Настольно-печатные игры и упражнения на распознавание одежды и обуви: «Обведи по контуру и раскрась одежду (обувь)»,  «Подбери пару», «Надень на куклу сапожки» пр. Рассматривание иллюстраций об уходе за обувью. Средства ухода за обувью (вода, тряпочка (щётка) для мытья обуви и сухая тряпка).  Составление последовательности действий по картинкам, сопряжённое проговаривание выполняемых действий. Практические упражнения по элементарному уходу за обувью (вымыть тряпочкой тёплой водой, насухо вытереть тряпочкой). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир»).

Питание (8 ч)

Продукты питания. Формирование умения узнавать продукты питания по их названию. Режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Рассматривание иллюстраций, картинок: дежурные накрывают на стол, дети обедают (завтракают, ужинают). Дидактические и ролевые игры: « Обведи по контуру продукты, которые ты будешь есть в завтрак, обед и пр.», «Помогите Мишке собрать продукты для завтрака», «Часики», способствующие запоминанию названий основных приёмов пищи.

Культура поведения (11 ч)

Обучение детей соблюдению элементарных правил поведения (входить в класс вместе с учителем после звонка, на уроке все должны трудиться и пр.). Рассматривание иллюстраций, картинок, н которых изображены дети в классе, действия, которые они выполняют. Просмотр видео сюжетов о поведении детей во время уроков.

Дежурство в классе. Обучение элементарным действиям (намочить тряпочку, отжать её, вытереть доску и пр.) с помощью педагога. Отработка алгоритма действий по картинкам и проговаривание алгоритма выполненных действий. Воспитание у учащихся желания выполнять трудовые поручения.

Транспорт (6 ч)

Обучение детей умению называть или показывать на карточках виды транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) – каждый вид транспорта рассматривается на отдельном уроке. Наблюдения за движением транспорта по дороге и перед специальными знаками. Рассматривание светофора. Упражнения в назывании цветов светофора.

Основные требования к умениям учащихся (предметные результаты):
             1-й уровень

·        различать одежду и обувь; верхнюю одежду и одежду, которую носят в помещении;

·        осуществлять элементарный уход за одеждой и обувью;

·        узнавать продукты питания по их названию или показу на картинках; запомнить название предметов посуды;

·        проводить элементарную уборку классного помещения;

·        уметь пользоваться салфеткой;

·        соблюдение элементарных правил поведения в школе, в столовой;

·        называть или показывать на картинках виды транспорта;

·        соблюдать правила техники безопасности в быту.

 

2-й уровень

·        различать одежду и обувь; верхнюю одежду и одежду, которую носят в помещении;

·        осуществлять элементарный уход за одеждой и обувью;

узнавать продукты питания по их названию или показу на картинках;

·        соблюдение элементарных правил поведения в школе, в столовой;

·        соблюдать правила техники безопасности в быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс

Введение (1 ч)

Инструктаж по технике безопасности. Диагностика детей для определения уровня развития  социально-бытовой ориентировки.

Личная гигиена (8 ч)

Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Уход за руками. Соблюдение правил гигиены. Правила гигиены. Последовательность утреннего и вечернего туалета.  Правила гигиены. Правила ухода за зубами. Периодичность и правила чистки зубов и ушей. Средства гигиены. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования. Уход за волосами и кожей головы. Правила расчесывания волос, периодичность мытья головы. Уход за волосами. Подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Виртуальная экскурсия в парикмахерскую.

Одежда и обувь (9 ч)

Виды одежды и головных уборов. Повседневный уход за одеждой. Подбор одежды, головных уборов по сезону. Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Подбор одежды по назначению и сезону. Значение чистоты и опрятности одежды. Одежда. Правила ухода за верхней одеждой. Повседневный уход за одеждой (использование по назначению, предупреждение загрязнений, чистка). Сушка мокрой одежды. Условия хранения одежды. Обувь. Виды обуви и назначение. Правила ухода за обувью.

Питание (7 ч)

Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины. Приготовление пищи. Техника безопасности на кухне.  Правила хранения продуктов питания и приготовленных блюд. Напитки: заваривание чая, переборка сухофруктов, приготовление киселя. Отваривание яиц. Приготовление простых и комбинированных бутербродов. Последовательность обработки овощей. Чистка моркови. Салат из моркови с сахаром. Сервировка стола к завтраку. Приготовление простого салата.

Культура поведения (5 ч)

Правильная осанка. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Походка. Красота походки. Правильная осанка. Походка. Красота походки. Мимика и жесты. Их значение в общении. Правила поведения при встрече и прощании в повседневной жизни и в общественных местах. Правила поведения за столом во время еды и в гостях. Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками.

Семья (4 ч)

Понятие о семье, знание состава семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. Семья. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Знание правил поведения в семье. Помощь старшим в подготовке праздника. Диагностика детей для определения уровня развития  сенсорных процессов в конце учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

Одежда и обувь (9 ч)

Продолжение обучения учащихся умениям различать виды одежды. Рассматривание одежды, которую носят осенью (демисезонная одежда: пальто, куртка). Рассматривание иллюстраций, на которых изображены дети,  взрослые в одежде в осенний период. Соотнести изменения в природе с одеждой на людях. Беседы об одежде, в которой дети пришли в школу. Рассматривание фотографий, на которых изображены дети в демисезонной одежде. Игры  и игровые упражнения на запоминание демисезонной одежды (обводка по контуру и раскрашивание демисезонной одежды, «Одень куклу», лото «Подбери пару» и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир»). Способы ухода за одеждой (чистка, стирка). Средства по уходу за одеждой. Оборудование для стирки одежды (стиральная машина).

 

Питание (9 ч)

Уточнение и запоминание учащимися режима питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Рассматривание фотографий, на которых изображены дети в различные часы приёма пищи. Выбор фотографий, на которых изображены дети во время завтрака, обеда, полдника, ужина. Сопряжённое и отражённое проговаривание (я ем кашу, я ел суп, котлету). Соотнесение иллюстраций (фотографий) с изображением приёма пищи с картинками. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»). Создание образовательных условий для практических занятий по сервировке стола к обеду. Воспитание аккуратного, бережного отношения к посуде и навыков её безопасного использования.

Жилище (4 ч)

Знакомство учащихся с обобщённым понятием «жилище» (жилища есть у всех живых существ; они очень разные). Жилище человека (дом, квартира в доме). Рассматривание дома (квартиры) на иллюстрациях, просмотр фрагментов видеофильмов. Помещения в доме (комната, кухня, спальня и пр.). Соотнесение со знакомыми картинками. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»).

Семья (3 ч)

Обучение учащихся называнию собственного имени и фамилии, имён близких родственников (матери, отца, дедушки, бабушки, брата, сестры). Рассматривание семейных фотографий и называние (это я, это мама, это папа и пр.). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир»).

Культура поведения (4 ч)

Знакомство учащихся с правилами обращения к взрослым людям. Формирование у детей уважительного отношения к людям, старшим по возрасту. Чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов («Просто старушка», «Волшебное слово» и пр.). театрализованные игры. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»).

Транспорт (5 ч)

Обучение учащихся умениям показывать и называть городской транспорт. Виды пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро). Рассматривание предметных картинок, на которых изображены вида пассажирского транспорта. Дидактические игры на формирование умения определять вид транспорта по словесной инструкции учителя («Покажи автобус на картинке», «Найди автобус на другой картинке и обведи его карандашом», «Сложи автобус из частей» и пр.). Знакомство с алгоритмом выполнения элементарных правил безопасного поведения в транспорте и на улице. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

Одежда и обувь (8 ч)

Расширение представлений учащихся о различных видах одежды: узнавание и называние реальных предметов одежды, изображений на картинках. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир»,  «Альтернативное чтение»). Формирование навыка аккуратного ношения одежды. Уход за одеждой (чистка, стирка). Средства по уходу за одеждой (мыло, стиральный порошок, щётка). Практические упражнения по уходу за собственной одеждой (стирка носков, чистка брюк или юбки). 

Питание (8 ч)

Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека. Беседы о том, что основой напитков, которые употребляют дети, является вода. Напитки (компот, морс). Практические занятия «Приготовление морса из воды и варенья»: обучение умению работать по технологической карте с помощью педагога (называть или указывать продукты, из которых можно приготовить морс, посуду, определять последовательность приготовления морса). Посуда для морса (стакан, бокал). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир»).

Жилище (5 ч)

Дальнейшее знакомство учащихся с названием предметов мебели (кресло, журнальный стол, шкаф для посуды, шкаф для белья и пр.). Дидактические игры и упражнения, презентации, компьютерные игры по запоминанию предметов мебели и их расположение в комнате («Расставь мебель в комнате», «Обведи и раскрась», «Разложи предметы в шкафы» и пр.).  (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир»).

Культура поведения (5 ч)

Обучение учащихся правилам поведения дома. Воспитание у детей вежливости, заботы о своих близких. Проигрывание ситуаций: «Мама (бабушка...) прилегла отдохнуть», «В дом пришли гости». Чтение учащимися произведений худ. литературы, просмотр видеосюжетов, проведение ролевых игр (Е. Благинина «Мама спит, она устала...», «К Мишке в гости» и пр.) (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир»,  «Альтернативное чтение»).

Транспорт (8 ч)

Дальнейшее обучение учащихся правильно входить в транспорт и выходить из него. Упражнения на развитие умения входить в транспорт и выходить из него по словесной инструкции педагога, приобретение билета у кондуктора. Ролевая игра  «Я еду в зоопарк (кино)». (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Здоровье и ОБЖ»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс

Одежда и обувь (3 ч)

Уход за обувью (чистка специальной губкой, щёткой). Средства по уходу за обувью (различные виды щёток, губок, крем для чистки обуви). Практические действия по уходу за собственной одеждой (стирка носков, чистка брюк или юбки).

Питание (4 ч)

Обучение детей узнаванию и номинации продуктов питания, которые можно употреблять после покупки в магазине без специальной обработки (хлеб, творог, колбаса и пр.), и продуктов питания, требующих специальной обработки, которые нельзя употреблять в сыром виде (мясо, свежая рыба, крупы, макароны, картофель и пр.).

Жилище (5 ч)

            Выучивание с учащимися адреса, указанного на карточке-памятке. Упражнения и ролевые игры на определение места (карман, рюкзак, бейдж) карточки-памятки, на которой указаны фамилия и имя ребёнка, его адрес и телефон. Обучение учеников обращаться с просьбой к полицейскому, кондуктору («Я заблудился», «Помоги Незнакомке добраться до дома» и пр.).

Семья (3 ч)

Называние учащимися членов семьи и их имён (Это бабушка, её зовут... Маму зовут ... Это папа Коля, брата зовут... и пр.). Узнавание на фотографии членов семьи с последующим рассказом о них (Это бабушка, она готовит еду; папа прибивает гвоздь...).

Культура поведения (4 ч)

Поведение в семье. Обучение учащихся вежливому обращению к членам семьи. Отработка алгоритмов поведения: обращение с просьбой к маме, бабушке и другим членам семьи, извинение за проступок в специально созданных организационно-педагогических условиях.

Транспорт (6 ч)

Дальнейшее обучение учащихся умениям переходить улицу по пешеходному переходу по зелёному сигналу светофора. Упражнения на узнавание сигналов светофора, действия пешехода при смене сигналов. Отражённое и сопряжённое проговаривание выполняемых действий. Выбор картинки, отражающей действие в соответствии с сигналом светофора. Практическое занятие «Я учусь быть пешеходом».  (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ»).

Торговля (9 ч)

Обучение детей называнию или показу на картинке магазинов, в которых продают продукты, узнаванию на иллюстрации, фотографии наименований магазинов и продовольственных отделов (гипермаркет, супермаркет, молочный отдел, мясной, хлебобулочный, овощи, фрукты и пр.). Дидактические игры и упражнения, компьютерные игры на запоминание продуктов в специализированных отделах магазинов («Обведи и раскрась молочные продукты», «Сложи картинку», «Магазин» и пр.).

 

 

Учебно – методический материал и материально – техническое обеспечение

 

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 2012. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 2013.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 2011.

3. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. М., 2012.

4. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2012. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями

5. здоровья (проект). М., 2013.

6. Дементьева Н.Ф., Шатанова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. М., 2013. № 3.

7. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 2011. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1967.

8. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей имбецилов. М., 2013.

9. Занков Л.В. Вопросы психологии обучающиеся вспомогательной школы. М.,1954. Иванов Е.С, Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. СПб., 2000.Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 2013.

 10. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 2012.

 11. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 2012.

 12. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 2012.

13. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 2013.

14. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2011.

 Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 2013. Литература, рекомендуемая для подготовки учителя к занятиям.

1. Агранович-Пономарева Е.С, Аладова Н.И. Наша квартира: конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища. М.; Минск, 2012.

 2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. Минск, 2011. Борисова М. Моя первая кулинарная книга. СПб., 2012. Ваша квартира от А до Я:

3. Энциклопедия домашнего хозяйства. М.; Минск, 2012. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений / Под ред. П. Крючковой. М., 2001.

 4. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов. М., 2012.

 5. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 2013. 6.

Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 2013.

 7. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебник для колледжей. Ростов на Дону, 2011. Ишук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2012

 8. Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2012.

 9. Коробковский Г.В., Смирнов Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. Л., 2012

10. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2011.

11. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 6 класса. М., 2011.

12. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов. М., 2012

 13. Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2013.

14. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Кулинарные работы и обработка тканей:

15. Дидактический материал по трудовому обучению: 5 класс: Книга для учителя. М., 2013. 16. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5-6 классов. М., 2012. 17. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2012.

18. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 2012. 19. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. М., 2012. Янкелевич Е.И. Осанка – красивая, походка – легкая. М., 2011.


Тематическое планирование 1 класс

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений, вкусовых ощущений (9 ч)

1

Инструктаж по технике безопасности. В мире звуков. Локализация неподвижного, удаленного источника звука. Знакомство со звуками окружающего мира.

Изучает правила по технике безопасности. Знакомится со звуками окружающей действительности.

2

Звук с его источник. Звучание различных предметов.

Различает  и узнаёт звуки окружающей действительности.

3

В мире запахов. Знакомство с запахами окружающего мира.

Знакомится с запахами окружающей действительности.

4

Запах и его источник. Исследование различных запахов.

Различает  и узнаёт запахи окружающей действительности.

5

Мелкая моторика пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игры со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки»)

Развивает  мелкую моторику  пальцев рук.

6

Мелкая моторика пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук.  Игры с прищепками (учимся прикреплять прищепки).

Развивает  мелкую моторику  пальцев рук.

7

Мелкая моторика пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук.  Игры с песком или фасолью.

Развивает  мелкую моторику  пальцев рук.

8

Мелкая моторика пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук.  Игры с мозаикой или кубиками.

Развивает  мелкую моторику  пальцев рук.

9

Вкусовые ощущения. Исследование вкусов: горький, солёный, сладкий. Игра  «Угощение для куклы».

Развивает свои вкусовые ощущения.

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций (5 ч)

10

Тактильность рук. Развитие тактильности. Поиск волшебных предметов.

Развивает тактильность рук и пальцев.

11

Тактильность рук. Развитие тактильности. Игра «Волшебный мешок».

Развивает тактильность рук и пальцев.

12

Тактильность рук. Развитие тактильности. Игры с кубиками.

Развивает тактильность рук и пальцев.

13

Представление о величине. Сравнение предметов  по величине.

Знакомиться с представлением о величине. Учится сравнивать предметы по величине.

14

Форма и размер. Сравнение предметов по форме и размерам

Знакомиться с представлениями о форме и размере. Учится сравнивать по форме и размеру.

Развитие моторной сферы, представление о величине предметов (5 ч)

15

Тактильность пальцев. Развитие тактильности. Застёгивание и пуговицы на тряпичных фигурах.

Развивает тактильность рук и пальцев.

16

Тактильность пальцев. Развитие тактильности. Расстёгивание пуговицы на тряпичных фигурах).

Развивает тактильность рук и пальцев.

17

Тактильность пальцев. Развитие тактильности. Застёгивание и расстёгивание молний на тряпичных фигурах). липучек, крючков на одежде.

Развивает тактильность рук и пальцев.

18

Тактильность пальцев. Развитие тактильности. Застёгивание и расстёгивание липучек на тряпичных фигурах).

Развивает тактильность рук и пальцев.

19

Тактильность пальцев. Развитие тактильности. Застёгивание и расстёгивание крючков на тряпичных фигурах). липучек, крючков на одежде.

Развивает тактильность рук и пальцев.

Развитие моторных навыков; развитие слуха (5 ч)

20

Развитие слухового восприятия.

Развивает слуховое восприятие окружающего мира.

21

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.

Учится определять локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии

22

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Учится прослеживать  близко расположенные  перемещающиеся источники звука

23

Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.

Учится определять локализацию неподвижного источника звука,

24

Мир звуков. Различение речевых и неречевых звуков.

Различает речевые и неречевые звуки

Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений (9 ч)

25

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

Развивает тактильность рук и пальцев.

26

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре.

Развивает тактильность рук и пальцев.

27

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по фактуре, вязкости.

Развивает тактильность рук и пальцев.

28

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по вязкости.

Развивает тактильность рук и пальцев.

29

Источник звука. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Различает  и узнаёт звуки разных предметов.

30

Тактильность. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)

Развивает тактильность рук и пальцев. Учится ориентироваться в линейном ряду.

31

Тактильность рук. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

Развивает тактильность рук и пальцев. Учится ориентироватьсяна листе бумаги.

32

Тактильность. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Развивает тактильность рук и пальцев на плоскости.

33

Диагностика детей для определения уровня развития  сенсорных процессов.

Отвечает на вопросы и выполняет определённые задания для определения уровня развития  сенсорных процессов у конце учебного года.

 

Тематическое планирование 2 класс

№ урока

Тема урока

кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Введение (1 ч)

1

Инструктаж по технике безопасности. Диагностика детей для определения уровня развития  социально-бытовой ориентировки.

1

Изучает технику безопасности. Отвечает на вопросы и выполняет определённые задания для определения уровня развития  социально-бытовой ориентировки в начале учебного года.

Личная гигиена (8 ч)

2

 

Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.

1

 

Составляет свой режим дня. Соблюдает правила гигиены.

 

3

Уход за руками. Соблюдение правил гигиены.

1

Учится ухаживать за руками. Соблюдает правила гигиены.

4

Правила гигиены. Последовательность утреннего и вечернего туалета.

1

Соблюдает правила гигиены.

5

Правила гигиены. Правила ухода за зубами. Периодичность и правила чистки зубов и ушей.

1

Учится ухаживать за зубами. Соблюдает правила гигиены.

6

Средства гигиены. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования.

1

Учится хранить средства гигиены. Соблюдает правила гигиены.

7

 

Уход за волосами и кожей головы. Правила расчесывания волос, периодичность мытья головы.

1

Учится ухаживать за волосами и кожей головы. Соблюдает правила гигиены.

8

Уход за волосами. Подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос.

1

Учится ухаживать за волосами и кожей головы. Соблюдает правила гигиены.

9

Виртуальная экскурсия в парикмахерскую.

1

Знакомится с помещением парикмахерской.

Одежда и обувь (9 ч).

10

 

Виды одежды и головных уборов

1

 

Знакомится в разными видами одежды и головными уборами.

11

Повседневный уход за одеждой

1

Учится ухаживать за одеждой.

12

Подбор одежды, головных уборов по сезону

1

Учится подбирать одежду, головные уборы по сезону.

13

Повседневная, праздничная, спортивная одежда.

1

Учится подбирать одежду для мероприятия.

14

Подбор одежды по назначению и сезону. Значение чистоты и опрятности одежды.

1

Учится подбирать одежду по сезону.

15

Одежда. Правила ухода за верхней одеждой.

1

Соблюдает правила ухода за верхней одеждой.

16

Повседневный уход за одеждой (использование по назначению, предупреждение загрязнений, чистка).

1

Соблюдает правила ухода за повседневной одеждой.

17

Сушка мокрой одежды. Условия хранения одежды.

1

Изучает способы сушки мокрой одежды и условия хранения одежды.

18

Обувь. Виды обуви и назначение. Правила ухода за обувью.

1

Знакомится с разными видами обуви. Учится соблюдает правила ухода за обувью.

Питание (7 ч)

19

Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты). Разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины.

1

Изучает разнообразные продукты, назначение и значение в жизни человека.

20

Приготовление пищи. Техника безопасности на кухне.

1

Знакомится с техникой безопасности на кухне.

21

Правила хранения продуктов питания и приготовленных блюд.

1

Знакомится с правилами  хранения продуктов питания и приготовленных  блюд.

22

Напитки: заваривание чая, переборка сухофруктов, приготовление киселя.

1

Знакомится с разными видами напитков.

23

Отваривание яиц. Приготовление простых и комбинированных бутербродов.

1

Знакомится с правилами варки яиц и приготовлением бутербродов.

24

Последовательность обработки овощей. Чистка моркови. Салат из моркови с сахаром.

1

Знакомится с правилами последовательной обработки овощей.

25

Сервировка стола к завтраку. Приготовление простого салата.

1

Знакомится с правилами сервировки стола к завтраку.

Культура поведения (5 ч)

26

Правильная осанка. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Походка. Красота походки.

1

Знакомится с значением осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.

27

Правильная осанка. Походка. Красота походки.

1

Знакомится с понятиями правильная осанка и красивая походка. 

28

Мимика и жесты. Их значение в общении.

1

Знакомится с понятиями мимика и жесты. Изучает их значение в общении.

29

Правила поведения при встрече и прощании в повседневной жизни и в общественных местах.

1

Знакомится с правилами поведения при встрече и прощании в повседневной жизни и в общественных местах.

30

Правила поведения за столом во время еды и в гостях. Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками.

1

 

Знакомится с правилами поведения за столом во время еды.

Семья (4 ч)

31

Понятие о семье, знание состава семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст.

1

 

Знакомится с понятиями семья, состав семьи.

 

32

Семья. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

1

Знакомится с правилами распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

33

Знание правил поведения в семье. Помощь старшим в подготовке праздника.

1

Знакомится с правилами поведения в семье.

34

Диагностика детей для определения уровня развития  сенсорных процессов в конце учебного года

1

Отвечает на вопросы и выполняет определённые задания для определения уровня развития  сенсорных процессов у конце учебного года.

 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для слепых обучающихся

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для  слепых обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020