ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Оценка 4.8

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Оценка 4.8
Научные работы
docx
дефектология
Взрослым
02.02.2022
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Статья отражает опыт работы логопеда с обучающимися младшего школьного возраста со статусом ОВЗ на основе использования на занятиях краеведческого материала. Здесь описаны виды работ, способствующие активной социализации и усвоению материала о родном крае, которые помогают обогатить активный и пассивный словарный запас.
ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ .docx

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

Аннотация: Статья отражает опыт работы логопеда с обучающимися младшего школьного возраста со статусом ОВЗ на основе использования на занятиях краеведческого материала. Здесь описаны виды работ, способствующие активной социализации и усвоению материала о родном крае, которые помогают обогатить активный и пассивный словарный запас. 

Ключевые слова: обучающийся со статусом ОВЗ, краеведческий материал, духовно – нравственное воспитание, патриотизм.

 

В образовательном процессе во все времена огромную роль играла национальная (этническая) педагогика. Именно через такую педагогику можно заложить в умы подрастающего поколения нравственность и патриотизм, мудрость и честность, толерантность и благотворительность. Многие обучающиеся, имеющие статус ОВЗ, не в полной мере владеют познаниями в области краеведения (мало знают историю родного края, его героев, окружающую природу, быт, культуру и традиции своего народа, его музыку, фольклор и устное народное творчество). Очень важно привлекать «особенных» детей к знакомству с краеведческим материалом как можно раньше. Ведь духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, а особенно обучающихся с ОВЗ, является важным моментом их личностного становления и самоутверждения.  В начале работы это могут быть заочные экскурсии или мини – путешествия в пределах школьного музея, близлежащих достопримечательностей, затем, по мере их физической возможности, посещение театров, музеев и выставок. Участие детей в такой работе способствует расширению их пространственного представления, их физическому и духовному укреплению, чувства гордости за родной народ и его историю, а также их причастности к сохранению наследия своей нации.

Для ликвидации дефицита знаний о родном крае, восприятия окружающего мира (быта) родного края и расширению словарного запаса в коррекционно – развивающей работе применяют различный материал: дидактические игры и игровой (наглядный) материал для первичных представлений о предметах быта (муляжи овощей, фруктов, орудий труда, одежды и т. д.), иллюстрации, стихи, загадки, считалки, пословицы, репродукции картин художников, музыка (национальная и произведения композиторов), познавательная и художественная литература, материалы устного народного творчества и фольклора.

Коррекционно – развивающую работу можно разделить на несколько больших лексических блоков. Материал блоков используется целостно или частично, в зависимости от вида работы и в соответствии с календарно – тематическим планом. Изучение тем позволяет сформировать у детей наиболее полные знания и представления о родном крае, обогащать активный и пассивный словарь. Большие лексические блоки удобно разделить несколько циклов.

- Цикл о природе («Времена года», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растения» и т.д);

- Цикл о людях («Семья», «Профессии», «Праздники», «Друзья», «Дети», «Человек» и т.д.);

- Цикл о предметах («Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Школьные принадлежности», «Книги» и т.д.).

Краеведческий материал детям с ОВЗ преподносится в виде: 

- дидактических, подвижных, сенсорных игр;

- занимательных упражнений и заданий (ребусы, кроссворды и т. д.);

- прослушивания и просмотра аудио и видео материала;

- наблюдений, фиксаций и обобщений полученной информации и ситуаций из личного опыта;

- бесед, рассматриваний, описаний предметов и картин;

- использований иллюстративно – наглядных, демонстрационных  пособий;

- применений на занятиях элементов художественно – прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и художественного слова (стихи, загадки, потешки);

- музыкального сопровождения (национальная музыка). 

Целостное или фрагментарное применение таких видов деятельности в работе позволяет решить и коррекционные, и общеобразовательные задачи; позволяет удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и побуждает их к активной работе. Например, при проведении занятий на лексическую тему «Посуда» можно использовать национальный наглядно – иллюстративный материал «Чувашская посуда», работу с разрезными картинами «Собери плошку», «Собери кувшин» и т. д. Во время физкультминутки – ролевую игру «Кухня», где дети показывают и рассказывают о применении и назначении посуды. В конце занятия обучающиеся закрепляют знания и умения по сервировке стола с использованием национальной посуды.

Очень полезно использовать на занятиях такой вид работы, как обучение детей составлению рассказа по схемам (мнемотехника), например, описание национальных предметов. Эти схемы показывают ребёнку речевой план рассказа о каком - либо национальном предмете. В каждом квадратике даются опорные картинки подсказки. Такие схемы необходимо составлять отдельно для каждой лексической темы.

Подобная работа способствует не только закреплению знаний  краеведческого материала и явлений окружающего мира, но и формирует основы речевых высказываний, элементов связной речи; стимулирует мыслительную деятельность, развивает память. Также для закрепления знаний о родном крае в классе должно быть определенное место, где размещены  наглядный материал, предметные картинки, тематические игрушки, дидактические и развивающие пособия, краеведческая литература по разным лексическим темам.

Хочется отметить, что создание и пополнение краеведческого материала для коррекционно-образовательной деятельности способствует расширению и обогащению речевого, жизненного, художественно – эстетического, национального и чувственного опыта детей. В этом деле могут принять участие и сами обучающиеся со статусом ОВЗ. Конечно, не все дети, в силу своего «особенного» состояния, воспринимают краеведческий материал на высоком уровне, но педагог должен стремиться к максимальному усвоению материала.

Литература:

1.     Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания, Пособие для учителя, М.: Просвещение, 2012

2.     Ромашкова Е. И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся. – М.: Сфера, 2012

 


 

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Участие детей в такой работе способствует расширению их пространственного представления, их физическому и духовному укреплению, чувства гордости за родной народ и его историю, а также…

Участие детей в такой работе способствует расширению их пространственного представления, их физическому и духовному укреплению, чувства гордости за родной народ и его историю, а также…

Цикл о предметах («Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Школьные принадлежности», «Книги» и т

Цикл о предметах («Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Школьные принадлежности», «Книги» и т

Очень полезно использовать на занятиях такой вид работы, как обучение детей составлению рассказа по схемам (мнемотехника), например, описание национальных предметов

Очень полезно использовать на занятиях такой вид работы, как обучение детей составлению рассказа по схемам (мнемотехника), например, описание национальных предметов

Ромашкова Е. И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся

Ромашкова Е. И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2022