Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения.
Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с
нарушением зрения.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития
осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит
это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на
визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства
замещения недостаточности зрительной информации. Изза отсутствия или
резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию
окружающим овладеть различными предметнопрактическими действиями,
как это происходит у нормальновидящих детей. Вследствие малой
двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются
вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной
чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на
формировании предметнопрактической деятельности детей.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является
формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного
восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их
приёмам выполнения предметнопрактических действий с помощью
сохранных анализаторов.
Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на
специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять
практические действия при участии тактильнодвигательного анализатора
дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять
предметы и пространство, что позволяет им быть более активными,
любознательными в процессе игры и общения.
Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости
от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также
содержания занятия.
Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети
в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение,
которое даёт им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие,
как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на
осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В
обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и
практической деятельности.
Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть
скорригированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или
полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания,
имеющегося зрения и других анализаторов.
При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлятьдифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения
зрения и уровня развития осязания.
Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с
нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать
материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики,
изобразительного искусства и др.).
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в
процессе упражнений рук в разных видах предметнопрактической
деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки
восприятия.
Для восприятия навыков осязательного восприятия у детей с нарушением
зрения могут быть использованы разные педагогические приёмы.
Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях
детей необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е.
инструментального осязания (например, обследование и узнавание предметов
с помощью палочки).
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:
1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы
для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также
развить их подвижность и гибкость.
2. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно
практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и
мелкую моторику (осязательное или осязательнозрительное обследование
предметов, лепка, конструирование, лепка и др.).
По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с
предметами тифлопедагог на одном занятии может объединять различные
виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени
овладения ими материала программы.
Педагог сам может дозировать время на изучение разделов программы в
зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного
восприятия или приёмов конкретной предметнопрактической деятельности.
Задачи и содержание работы.
Те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти
дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,
выверенности и синхронности движении: чтото брать, вставлять, завязывать,
складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые
двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений,
скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные
трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной
с выполнением вышеупомянутых действий.
Основная задача – развитие двигательных и познавательных способностей.
Она реализуется через развитие:1. Двигательной области коры головного мозга:
формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук,
двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами
(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть
ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая
предметы, рисуя);
формирование зрительномоторных координаций.
2. Речевой области коры головного мозга:
формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса
новыми понятиями.
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового
восприятия.
4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом,
совершенствование двигательных умений и навыков.
5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем
пространстве.
6. Формирование навыков учебной деятельности:
умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
умение действовать правильно, повторяя показанный образец.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует
их интеллектуальному развитию.
Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у
детей с нарушением зрения.
1. Коррекция осязания.
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных
видах предметнопрактической деятельности.
Лепка.
Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая
моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие
движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования,
особенно в процессе лепки с натуры. Дети, которые приходят в наше
дошкольное учреждение в возрасте (обычно) трех лет, не могут скатать
колбаску, сдавить её ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую
форму. Поэтому приходится учить их самому формообразующему движению,
и его качествам: силе, направленности. Поначалу беру их руки в свои, и мы
вместе катаем колбаски, шарики, сдавливаем их, превращая в плоские формы.
Затем учу лепить простые предметы (овощи, фрукты, грибы). На третьем же и
четвертом году обучения дети под руководством воспитателей лепят фигурки
животных, людей.
Мозаики и конструкторы.Также развивают мелкую моторику и осязание. Используются мозаики,
конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень
развития мелкой моторики. Дети первого года обучения учатся формировать
фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и
вертикальные дорожки, простые узоры. Дети второго – третьего года
обучения выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки
в разных направлениях. Для детей со сходящимся косоглазием используется
геометрическая мозаика на фланелеграфе, а также магнитная мозаика.
Работа со штампами.
В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость
(напряжение – расслабление – напряжение), развивается щепоть руки, что
необходимо для подготовки руки к письму.
На занятиях, в свободной деятельности используется также нанизывание бус
разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работа с
природным материалом, с бумагой. Это способствует развитию ручной
умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.
2. Коррекция зрительнодвигательной и моторной координации.
У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у
нормальновидящих сверстников, как уже было сказано, можно наблюдать
отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на
согласованности действий рук и глаз. Cистема коррекционно педагогичесокй
работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков
синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.
Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладения
движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в
целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является
эффективным средством формирования бисенсорного восприятия
окружающего мира.
Пальчиковые игры.
Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры
своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они
позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и
относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после
напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают
координацию движений, помогают концентрировать внимание.
3. Коррекция изобразительных навыков.
Чтобы сформировать более точные и координированные зрительномоторные
реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время
работы в тетрадях или альбомах, используются разные виды коррекции
изобразительных навыков.
а) Коррекция точности направления руки.
Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные инаклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева
направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.
Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с
цветка на цветок, машина едет в гараж и т.п.
б) Коррекция размаха движений руки при рисовании.
Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.
г) Коррекция формообразующих движений.
Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке),
стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры
такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры
нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.
д) Коррекция изображения мелких предметов.
Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о
жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.
Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа)
без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.
Со старшими дошкольниками используются тетради в крупную клетку.
( Детям с низкой остротой зрения дополнительно разлиновываем клетки,
чтобы увеличить их яркость). Эта работа проводится два раза в неделю по
пятьсемь минут как часть комплексного занятия по математике, обучению
грамоте, развитию речи. При этом необходимо с самого начала следить за
правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем
предмете, правильном положении кисти и локтя, так как исправлять
неправильные навыки письма значительно труднее.
Система работы в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов:
1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
2. Задание «Продолжи узор»; вертикальные и горизонтальные прямые палочки
и комбинации из них: дуги, волнистые линии, круги, овалы.
3. Печатание букв по клеточкам.
4. Печатание цифр.
5. Графические диктанты.
6. Рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце
(нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её).
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура
пальцев, совершенствуется зрительномоторная координация и ориентировка
в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная
память. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы
заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из
них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только
выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой
анализаторы, стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно,
зарисовывая чтото в тетради, начинает произносить строки из них. Таким
образом идет оречевление производимых действий.Для закрепления приобретенных графических навыков задания даются на
дом. Кроме этого, повторяется соответствующий речевой материал (словарь
по теме, стихотворные тексты и т.д.). Так осуществляется подготовка к
письму будущих школьников, отрабатывается звукопроизношение, а
параллельно идет работа над лексикограмматическим строем речи.