Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

  • Контроль знаний
  • docx
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения.
Иконка файла материала Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.docx
Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития  осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на  визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства  замещения недостаточности зрительной информации. Из­за отсутствия или  резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию  окружающим овладеть различными предметно­практическими действиями,  как это происходит у нормальновидящих детей. Вследствие малой  двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются  вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на  формировании предметно­практической деятельности детей.  Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является  формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного  восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их  приёмам выполнения предметно­практических действий с помощью  сохранных анализаторов.  Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на  специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно­двигательного анализатора  дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять  предметы и пространство, что позволяет им быть более активными,  любознательными в процессе игры и общения. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости  от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также  содержания занятия. Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение,  которое даёт им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие,  как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на  осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В  обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и  практической деятельности. Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть  скорригированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или  полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания,  имеющегося зрения и других анализаторов. При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлятьдифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения  зрения и уровня развития осязания. Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с  нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать  материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики,  изобразительного искусства и др.). Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в  процессе упражнений рук в разных видах предметно­практической  деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки  восприятия.  Для восприятия навыков осязательного восприятия у детей с нарушением  зрения могут быть использованы разные педагогические приёмы. Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях  детей необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального осязания (например, обследование и узнавание предметов  с помощью палочки). Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей: 1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы  для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также  развить их подвижность и гибкость. 2. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно­ практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и  мелкую моторику (осязательное или осязательно­зрительное обследование  предметов, лепка, конструирование, лепка и др.). По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с  предметами тифлопедагог на одном занятии может объединять различные  виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени  овладения ими материала программы. Педагог сам может дозировать время на изучение разделов программы в  зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного  восприятия или приёмов конкретной предметно­практической деятельности.  Задачи и содержание работы. Те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти  дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,  выверенности и синхронности движении: что­то брать, вставлять, завязывать,  складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые  двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений,  скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные  трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Основная задача – развитие двигательных и познавательных способностей.  Она реализуется через развитие:1. Двигательной области коры головного мозга: ­ формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук,  двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами  (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми); ­ умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть  ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая  предметы, рисуя); ­ формирование зрительно­моторных координаций. 2. Речевой области коры головного мозга: ­ формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса  новыми понятиями. 3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. 4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом,  совершенствование двигательных умений и навыков. 5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем  пространстве.  6. Формирование навыков учебной деятельности: ­ умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;  ­ умение действовать правильно, повторяя показанный образец. Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует  их интеллектуальному развитию. Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у  детей с нарушением зрения. 1. Коррекция осязания. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных  видах предметно­практической деятельности. Лепка. Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая  моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие  движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования,  особенно в процессе лепки с натуры. Дети, которые приходят в наше  дошкольное учреждение в возрасте (обычно) трех лет, не могут скатать  колбаску, сдавить её ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую  форму. Поэтому приходится учить их самому формообразующему движению, и его качествам: силе, направленности. Поначалу беру их руки в свои, и мы  вместе катаем колбаски, шарики, сдавливаем их, превращая в плоские формы. Затем учу лепить простые предметы (овощи, фрукты, грибы). На третьем же и четвертом году обучения дети под руководством воспитателей лепят фигурки животных, людей. Мозаики и конструкторы.Также развивают мелкую моторику и осязание. Используются мозаики,  конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень  развития мелкой моторики. Дети первого года обучения учатся формировать  фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и  вертикальные дорожки, простые узоры. Дети второго – третьего года  обучения выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки  в разных направлениях. Для детей со сходящимся косоглазием используется  геометрическая мозаика на фланелеграфе, а также магнитная мозаика. Работа со штампами. В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость  (напряжение – расслабление – напряжение), развивается щепоть руки, что  необходимо для подготовки руки к письму. На занятиях, в свободной деятельности используется также нанизывание бус  разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работа с  природным материалом, с бумагой. Это способствует развитию ручной  умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией. 2. Коррекция зрительно­двигательной и моторной координации.   У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у  нормальновидящих сверстников, как уже было сказано, можно наблюдать  отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на  согласованности действий рук и глаз. Cистема коррекционно­ педагогичесокй  работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков  синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.  Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладения  движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в  целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является  эффективным средством формирования бисенсорного восприятия  окружающего мира.  Пальчиковые игры. Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры ­  своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они  позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и  относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.  Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после  напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают  координацию движений, помогают концентрировать внимание.  3. Коррекция изобразительных навыков. Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно­моторные  реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время  работы в тетрадях или альбомах, используются разные виды коррекции  изобразительных навыков.  а) Коррекция точности направления руки. Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные инаклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева  направо, точно соединяя между собой рисунки, точки. Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с  цветка на цветок, машина едет в гараж и т.п. б) Коррекция размаха движений руки при рисовании. Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам. г) Коррекция формообразующих движений. Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке),  стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры  такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры  нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры. д) Коррекция изображения мелких предметов. Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о  жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать. Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа)  без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.  Со старшими дошкольниками используются тетради в крупную клетку. ( Детям с низкой остротой зрения дополнительно разлиновываем клетки,  чтобы увеличить их яркость). Эта работа проводится два раза в неделю по  пять­семь минут как часть комплексного занятия по математике, обучению  грамоте, развитию речи. При этом необходимо с самого начала следить за  правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем  предмете, правильном положении кисти и локтя, так как исправлять  неправильные навыки письма значительно труднее. Система работы в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов: 1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой. 2. Задание «Продолжи узор»; вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них: дуги, волнистые линии, круги, овалы. 3. Печатание букв по клеточкам. 4. Печатание цифр. 5. Графические диктанты. 6. Рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце  (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её). В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура  пальцев, совершенствуется зрительно­моторная координация и ориентировка  в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная  память. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы  заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из  них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только  выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой  анализаторы, стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно,  зарисовывая что­то в тетради, начинает произносить строки из них. Таким  образом идет оречевление производимых действий.Для закрепления приобретенных графических навыков задания даются на  дом. Кроме этого, повторяется соответствующий речевой материал (словарь  по теме, стихотворные тексты и т.д.). Так осуществляется подготовка к  письму будущих школьников, отрабатывается звукопроизношение, а  параллельно идет работа над лексико­грамматическим строем речи.