Коррекция отклонений интеллектуального развития младших школьников посредством арт-терапии
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
docx
администрации +1
Взрослым
31.03.2017
Тезисы на тему "Коррекция отклонений интеллектуального развития младших школьников посредством арт-терапии". Раскрывается суть арт-терапии, какие педагоги и психологи занимались этим вопросом, рассматриваются отклонения интеллектуального развития младших школьников и коррекционные возможности арт-терапии по отношению к отклонениям интеллектуального развития учащихся начальных классов.
тезисы 2 соколова.docx
Коррекция отклонений интеллектуального развития младших
школьников посредством арттерапии
Соколова С.А.,
студентка 4КП
ГБПОУ СО КПК
В настоящее время в общеобразовательных школах появляется всё
больше детей с отклонениями интеллектуального развития. Начальная школа
претерпевает ряд нововведений, позволяющих таким детям комфортно
обучаться в общеобразовательной школе. Эти преобразования обозначены как
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, так и в специальном стандарте: «ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Вопросы умственного развития мышления и интеллекта
рассматривались в трудах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтеса, Ж.
Пиаже, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и
других выдающихся ученых.
Наиболее распространёнными отклонениям интеллектуального
развития младших школьников являются такие нарушения интеллекта, как:
умственная отсталость и задержка психического развития.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко
нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения
головного мозга (наследуемого или приобретенного).
Задержка психического развития (далее ЗПР) нарушение
нормального темпа психического развития, когда отдельные психические
функции (память, внимание, мышление, эмоциональноволевая сфера)
отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного
возраста. ЗПР как психологопедагогический диагноз ставится только в
дошкольном и младшем школьном возрасте.
В отличие от умственной отсталости, которая неизлечима, задержка
психического развития поддаётся устранению.
Коррекция интеллектуального развития ребенка в младшем школьном
возрасте включает в себя задачи развития восприятия, сенсорных
способностей, нагляднообразного мышления и знаковосимволической
функции, начальных форм произвольного внимания и памяти [4].
Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка с
проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художественнотворческой
деятельности.
Обращая внимание на необходимость развития ребенка с проблемами в
культурнообразовательном пространстве, Л. С. Выготский указывал, что
развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем у ребенка с нормой
развития. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для
того, чтобы осуществить культурное развитие дефективного ребенка». Одним
из способов осуществления культурного развития является арттерапия [1].
Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных
методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой
принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью,
технологией психокоррекционного лечебного применения [3].
В настоящее время различные виды арттерапии используются
практически во всех странах как в медицине при нервнопсихических,
соматических заболеваниях, так и в общей, медицинской и специальной
психологии, поскольку при любой структуре нарушения так или иначе
затрагивается аффективная сфера.
Коррекционноразвивающие и психотерапевтические возможности арт
терапии связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически
неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в
процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего
«Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает
процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и
сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам
творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов
художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен,
плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в
развитии [2].
Говоря об арттерапии, многие первым делом думают об изотерапии,
лепке, но это лишь некоторая часть всего того, что включено в арттерапию.
Можно использовать материал для коррекции, а можно провести этот процесс
с помощью образов, как например, в сказкотерапии и психодраме. Кроме того,
в арттерапию можно включать игротерапию, а это уже довольно обширный
спектр коррекционных возможностей.
Арттерапию как средство коррекции интеллектуальных нарушений
младших школьников можно использовать и в групповой, и в индивидуальной
форме. Они имеют свои специфические различия, но все же данные формы организации коррекционноразвивающих занятий объединяет то, что
коррекция направлена на каждого ребенка, а не на всю группу в целом. Выбор
формы зависит от вида нарушений развития ребёнка. В случае с
интеллектуальными
использовать
индивидуальную форму работы. Если в результате диагностик у детей будут
обнаружены схожие проблемы, можно организовать работу в группе [3].
целесообразнее
нарушениями
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965. С. 318.
Список литературы
1.
2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н.,
Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании:
Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр
«Академия», 2001. 248 с.
3. Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной
помощи детям с проблемами в развитии // Актуальные вопросы современной
психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.).
Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 6063.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для
студентов вузов. / М.: ТЦ <Сфера>, 2000. – 512 с.
Коррекция отклонений интеллектуального развития младших школьников посредством арт-терапии
Коррекция отклонений интеллектуального развития младших школьников посредством арт-терапии
Коррекция отклонений интеллектуального развития младших школьников посредством арт-терапии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.