Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов

  • Лекции
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов, направлены на возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов, направлены на возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.
Иконка файла материала Коррекция страхов с помощью ар1.docx
Коррекция страхов с помощью арт­терапевтических методов Введение. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт  самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в  жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся  сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода  дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в  свою очередь могут привести к возникновению патологических  (невротических и психотических) страхов. Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в  сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные  страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей  заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также  фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально­психологической  дезадаптацией. Современная практическая психология предлагает различные решения  проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле)  рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство.  Существуют различные виды терапии, которые используются в практической  работе со страхами. Игровая и арт­терапия рассматриваются нами как  контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от  внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия  взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей  социализации и предполагает освоение ребенком элементов  самоисследования, самоконтроля и саморегуляции. Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у  людей с помощью арт­терапевтического метода экспрессивного рисования  (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом,  олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение).  Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить  пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику  легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем  высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто  недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно  выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять. Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы  средствами художественной экспрессии позволяют также арт­ терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют  обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования  бессознательных процессов.Арт­терапевтические упражнения служат средством свободного  самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт­ориентированный»  характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру  человека. Применение арт­терапевтических упражнений незаменимо в  случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной  некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой  заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт­ терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при  сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его  продуктами. Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального  напряжения. Необходимое время: 2 ч 20 м. Необходимые материалы: листочки с напечатанными стишками; цветные  карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага,  пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки,  ракушки. Разогрев Игра «Сурдоперевод» Цель: активизировать группу. Время: 10 м. Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые. Процедура: Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по  очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров  читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика –  передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста. Основная деятельность Упражнение «Волшебные зеркала» Цель: формирование положительной Я ­концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности. Время: 40 м. Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4. Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3­х зеркалах, но не  простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором –  большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным. Вопросы: 1. Какой человек выглядит симпатичнее? 2. На кого ты сейчас похож?3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни? 4. На кого ты хотел бы быть похож? 5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3­х рисунков? Упражнение «Нарисуй свой страх» Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение  страха, снижение эмоционального напряжения. Время: 40 м. Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4. Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя.  Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение.  После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор  избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить  страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе  понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать. Вопросы: 1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее. 2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования? 3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх  сейчас? 4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»? 5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь? Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей) Цель: снижение психоэмоционального напряжения. Время: 40 м. Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей,  ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис),  макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки. Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный  амулет для защиты от страхов. Вопросы: 1. Представьте свой амулет другим. 2. Как действует ваш амулет? 3. Какими свойствами он обладает? 4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом? 5. Почему были выбраны именно эти материалы? Завершение Вопросы для итогового обсуждения. 1. Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно  теперь? 2. Как Вы теперь относитесь к своим страхам? 3. Что помогло преодолеть Ваш страх? 4. Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?5. Какие выводы вы сделали для себя? Источники 1. Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.:  Издательский центр «Академия», 1991. – 456 с. 2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. –  М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 270 с. 3. Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО –  Пресс, 2002. – 340 с. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь