В коррекции по работе со страхами с помощью арт-терапевтических методов, говорится о том, что существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.В коррекции по работе со страхами с помощью арт-терапевтических методов, говорится о том, что существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.
Коррекция страхов с помощью арттерапевтических методов
Введение. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт
самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в
жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи
могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся
сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода
дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в
свою очередь могут привести к возникновению патологических
(невротических и психотических) страхов.
Современная практическая психология предлагает различные решения
проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле)
рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство.
Существуют различные виды терапии, которые используются в практической
работе со страхами. Игровая и арттерапия рассматриваются нами как
контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от
внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия
взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей
социализации и предполагает освоение ребенком элементов
самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.
Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у
людей с помощью арттерапевтического метода экспрессивного рисования
(изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом,
олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение).
Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить
пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику
легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем
высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто
недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно
выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.
Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы
средствами художественной экспрессии позволяют также арт
терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют
обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования
бессознательных процессов.
Арттерапевтические упражнения служат средством свободного
самовыражения и самопознания, они имеют «инсайториентированный»
характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру
человека. Применение арттерапевтических упражнений незаменимо в
случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной
некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой
заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт
терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при
сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процессих коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его
продуктами.
Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального
напряжения.
Необходимое время: 2 ч 20 м.
Необходимые материалы: листочки с напечатанными стишками; цветные
карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага,
пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы
(гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки,
ракушки.
Разогрев
Игра «Сурдоперевод»
Цель: активизировать группу.
Время: 10 м.
Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Процедура: Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно
выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по
очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров
читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика –
передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.
Основная деятельность
Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я концепции, повышение уверенности в
себе, снижение тревожности.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3х зеркалах, но не
простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором –
большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
1. Какой человек выглядит симпатичнее?
2. На кого ты сейчас похож?
3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4. На кого ты хотел бы быть похож?
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3х рисунков?
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение
страха, снижение эмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя.
Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение.
После чего участникам предлагается несколько вариантов на выборизбавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить
страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе
понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх
сейчас?
4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?
Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей,
ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис),
макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный
амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
1. Представьте свой амулет другим.
2. Как действует ваш амулет?
3. Какими свойствами он обладает?
4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
5. Почему были выбраны именно эти материалы?
Завершение
Вопросы для итогового обсуждения.
1. Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно
теперь?
2. Как Вы теперь относитесь к своим страхам?
3. Что помогло преодолеть Ваш страх?
4. Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?
5. Какие выводы вы сделали для себя?
Источники
1. Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.:
Издательский центр «Академия», 1991. – 456 с.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. –
М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 270 с.
3. Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО –
Пресс, 2002. – 340 с.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь