КОС по экономике

  • docx
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОС экономика 3-С 2018-2019.docx

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Червонопартизанский колледж»

 

 

 

 

 

 
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации

в форме зачета по учебной дисциплине общеобразовательного цикла

ОУДб.09 ЭКОНОМИКА по профессии

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Рассмотрен и согласован:

Методической комиссией общеобразовательных предметов

Протокол_______ от « __» _____________20_______г.

Председатель методической комиссии

______________ / ________________________________

(подпись,                 ФИО)

 

 

 

 

Утвержден:

Заместителем директора по учебной работе

______________ / ________________________________

(подпись,                 ФИО)

 

 

 

 

 

Составитель:

Тубалец Кристина Сергеевна, преподаватель экономики ГБОУ СПО ЛНР «Червонопартизанский колледж»

 

 

 

1. Паспорт контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений учащихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУДб.09 Экономика.

КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, разработан в соответствии с рабочей программой по экономике.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУДб.09 Экономика обеспечивает достижение следующих результатов:

•  личностных:

-       Л1. Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обе­спечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов.

-       Л2. Формирование системы знаний об экономической жизни общества, опреде­ление своих места и роли в экономическом пространстве;

-       Л3. Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

•  метапредметных:

-       М1. Овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности при­менения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли.

-       М2. Овладение учащимися навыками самостоятельно определять свою жиз­ненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем.

-       М3. Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, по­лученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Луганской Народной республики.

-       М4. Генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопро­сам экономического развития мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений.

•  предметных:

-       П1. Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства.

-       П2. Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нрав­ственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и обще­ства, сформированность уважительного отношения к чужой собственности.

-       П3. Сформированность экономического мышления: умения принимать рациональ­ные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

-       П4. Владение навыками поиска актуальной экономической информации в раз­личных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргумен­ты и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни.

-       П5. Сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направлен­ности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров.

-       П6. Умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффек­тивного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика).

-      П7. Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений.

-      П8. Умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценивание уровня освоения учебной дисциплины

Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме зачета.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценивания

Текущий

Контроль

Форма контроля

Промежуточная

Аттестация

Форма

контроля

Раздел 1.

Экономика и экономическая наука

 

 

Тема 1.1.Введение.

фронтальный опрос

 

Тема1. 2. Потребности человека и ограниченность ресурсов.

индивидуальный и фронтальный опрос

 

Тема 1.3.  Факторы производства. Прибыль  и рентабельность.

индивидуальный и фронтальный опрос

 

Тема 1.4. Выбор и альтернативная стоимость.

индивидуальный и фронтальный опрос

 

Тема 1.5. Типы экономических систем.

 

индивидуальный и фронтальный опрос

 

Тема 1.6.  Собственность. Конкуренция.

индивидуальный и фронтальный опрос

 

Тема 1.7. Экономическая свобода. Значение специализации.

индивидуальный и фронтальный опрос

 

Раздел 2. Семейный бюджет

 

 

 Тема 2.1.Источники доходов семьи. Основные виды расходов семьи.

индивидуальный опрос, разноуровневые задания

 

Тема 2.2. Сбережения населения. Страхование.

индивидуальный и фронтальный опрос

 

Раздел 3. Товар и его стоимость

 

 

Тема 3.1. Товар и его стоимость.

индивидуальный и фронтальный опрос

 

Раздел 4. Рыночная экономика

 

 

Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.

индивидуальный и фронтальный опрос
тесты

 

Тема 4.2. Экономика   предприятия: цели, организационно-правовые формы.

индивидуальный, фронтальный опрос
задания для круглого стола

 

Тема 4.3.  Организация производства.

индивидуальный, и фронтальный опрос

 

Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат.

индивидуальный, и фронтальный опрос

 

Раздел 5. Труд и заработная плата

 

 

Тема 5.1.  Рынок  труда Заработная плата и мотивация труда.

индивидуальный, и фронтальный опрос

 

Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы.

индивидуальный, и фронтальный опрос, тесты

 

Раздел 6. Деньги и банки

 

 

Тема 6.1. Понятие денег и их роль в экономике.

индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые задания

 

Тема 6.2.  Банковская система.

индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые задания

 

Тема 6.3. Ценные бумаги. Фондовый рынок.

 

 

индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые задания

 

Тема 6.4. Инфляция и ее социальные последствия.

индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые задания

 

Раздел 7. Государство и экономика

 

 

Тема 7.1. Роль государства в экономике. Общественные блага.

Индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые задания

 

Тема 7.2. Налоги и налогообложение.

индивидуальный, и фронтальный опрос

 

Тема 7.3. Государственный бюджет.  Дефицит и  профицит бюджета.

индивидуальный, и фронтальный опрос

 

Тема 7.4. Показатели  экономического роста. Экономические циклы.

 

 

индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые задания

 

Тема 7.5.Основы денежной политики государства.

индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые задания

 

Раздел 8. Международная экономика

 

 

Тема 8.1. Международная торговля – индикатор интеграции национальных экономик.

индивидуальный и фронтальный опрос, творческие задания

 

Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют.

 

 

 

индивидуальный и фронтальный опрос, разноуровневые задания

 

Тема 8.3. Глобализация мировой экономики.

 

 

индивидуальный и фронтальный опрос, разно

уровневые задания

 

Промежуточная аттестация

 

зачет

 

3. Задания для оценивания уровня освоения учебной дисциплины

3.1. Задания для текущего контроля

 

Типовые вопросы для проведения фронтального опроса.

Тема:  «Ограниченность ресурсов и потребности человека»

Вопросы:

1. Какие существуют основные жизненные потребности людей?

2. Как выглядит «пирамида потребностей» по Маслоу?

3. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности людей.

4. Объясните проблему возникновения экономической  ограниченности природных ресурсов на графике.

5. Почему экономические ресурсы (факторы производства) всегда ограничены?

6. Какие важнейшие последствия порождает ограниченность ресурсов?

Типовые вопросы для проведения индивидуального опроса.

Тема: «Конкуренция рыночные структуры»

1.Что такое конкуренция и какова ее роль в рыночной экономике?

2. Какие выделяют типы конкурентных рынков?

3. Охарактеризуйте  (по плану) типы конкурентных рынков.

4. Какой тип рыночной структуры наиболее благоприятен для покупателя и для продавца?

 

 

 Типовые задания для проведения  разноуровневой  самостоятельной работы.

Тема: «Типы экономических систем»

1 уровень –  Дать определение определенному типу экономической системы.

2 уровень –  Перечислить черты определенному типу экономической системы.

3 уровень –  Сравнить два типа экономической системы: командную  и  рыночную  экономику; традиционную и смешанную.

1 уровень –  Дать определение: спрос, величина спроса, неценовые детерминанты спроса.

2 уровень –  Перечислить  и охарактеризовать неценовые детерминанты спроса.

3уровень  –  Начертить график и показать на графике спрос, величину спроса, неценовые детерминанты спроса.

 

 Типовые задачи.

Типовые задачи по «Экономике» 
Задание 1

Функция рыночного спроса на товар: Pd = 12 – 2Q, а функция предложения: Ps = 4 + 2Q. Государство введо налог с продаж в размере 2 ден. единицы. Какова будет новая равновесная цена и новое равновесное количество продукции?

Задание 2
По данным эмпирических исследований эластичность спроса по цене на следующие товары и услуги выглядит так:
а) 0,6 – эластичность спроса на медицинское оборудование;
б) 4,0 – эластичность спроса на зарубежные поездки;
в) 1,2 – эластичность спроса на телевизоры.
Рассчитайте, на сколько изменится спрос при увеличении цены на 2 %.   Выгодно ли продавцу увеличивать цену данных товаров и услуг в каждом из перечисленных случаев?

 Задание 3
Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями
Qd = 600-100P
Qs = 150 + 50P
Qгос=200
1.Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара
2.Государство установило на данный товар объем производства. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Задание 4

Сумма цен товаров, подлежащих реализации в течение года составляет 148 млн.ден. единиц., сумма цен товаров, проданных в кредит – 38 млн., сумма платежей по кредиту, срок которых наступил  - 13 млн. денежных единиц. Среднее число оборотов денежной единицы – 7. В обращение выпущено 23 млн. денежных единиц в форме золотых монет. Сколько денег должно уйти в сокровище?

Задание 5
Человек, благодаря своим способностям может зарабатывать 20 т. долл. в год на протяжении 40 лет. В качестве альтернативы он может с отрывом от производства окончить трехлетние курсы, оплата которых составит 7 т. долл. в год. Какова должна быть величина будущей ежегодной надбавки к доходам, чтобы окупить произведенные инвестиции в человеческий капитал, если он получит беспроцентную ссуду на финансирование учебы?

Задание 6
Допустим, фирма полностью монополизировала производство холодильников. Следующая информация отражает положение фирмы:
Предельный доход MR = l000 — 20 Q,
Общий доход (выручка) TR = l000Q — lOQ2
Предельные издержки МС = l00 + l0 Q.
где Q — объем выпуска холодильников (шт,)
Сколько холодильников будет продано, и по какой цене, если фирма функционирует как простая монополия?

Задание 7
Обувное предприятие выпускает 1000 пар обуви в месяц. Общие постоянные издержки (TFC) при этом равны 200 000 рублей в месяц. 
Труд является единственным переменным фактором, его затраты составляют 1250 рублей в час.
Рассчитайте средние издержки (АС) и средние переменные издержки (AVC), если предприятие выпускает 5 пар обуви в час.

Задание 8
Допустим, потребитель имеет доход 1 млн руб. в месяц и весь он должен быть израсходован на покупку двух товаров А и Б. Товар А стоит 25 т. руб., а товар Б — 50 т. руб. Нарисуйте бюджетную линию. 
Какой будет бюджетная линия, если доход потребителя вырастает до 1,2 млн руб.? Какой будет бюджетная линия при доходе 1 млн руб., но снижении цены товара А до 20 т. руб.

Задание 9
Имеются три инвестиционных проекта:
А: Издержки равны 150 долл. Будущая прибыль — 10 долл. в год.
Б: Издержки равны 150 долл. Будущая прибыль — 15 долл. в год.
В: Издержки равны 1000 долл. Будущая прибыль — 75 долл. в год.
а) Рассчитайте норму прибыли для данного проекта (А, Б, В).
б) Если уровень процента за капитал, полученный в кредит, равен, 5, 7, 11%, то при каком уровне этих процентных ставок реализация проектов А, Б, В будет выгодна (В) или невыгодна (Н) для предпринимателя.

Задание 10
Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. 
Заполните пропуски в таблице, если цена журнала — 1,5 долл., а цена кассеты — 7,5 долл. При какой комбинации товаров полезность окажется максимальной?

Задание 11
Предельные издержки фирмы при оптимальном объеме производства равны  $20, а валовой доход  равен $ 100. Какое количество продукции должна производить фирма, чтобы обеспечить общественную потребность при наиболее эффективном использовании ресурсов?

Задание 12
Некий гражданин Н., отказавшись от должности инженера с окладом 500 долл.  в месяц, организовал малое предприятие. Для этого он использовал личные сбережения в сумме 1500 тыс. долл.  Кроме того, был привлечен кредит в размере 5000 долл. Какую величину составят экономические и бухгалтерские издержки соответственно, если годовой процент за кредит составляет 20%, а по вкладам граждан – 12% годовых?

Задание 13
Предельные издержки десяти единиц продукции составляют $ 9, предельный доход составляет $  18. Какое количество продукции будет выпускать фирма, максимизирующая свою прибыль, если с выпуском каждой последующей единицы продукции предельные издержки возрастают на $ 1, а предельный доход снижается на $ 2?

Задание 14

Допустим, что вы имеете 100 долл. и решаете:  сохранить их или потратить. Известно, что, положив деньги в банк, через год можно получить 112 долл. Инфляция составляет 14 % в год. Каково будет Ваше решение? Каковы номинальная и реальная процентные ставки? Как повлияет на Ваше решение снижение темпа инфляции до 10 % при неизменной номинальной ставке процента?
 

Типовые  проблемные творческие задания.

Проблема 1

В послевоенный период ведущими экспортерами и импортерами капитала были страны с развитой экономикой. Используя материал для дополнительного чтения 1,отметьте новые явления в экспорте капитала и попытайтесь объяснить их.

Дополнительное чтение 1

Опрос 260 менеджеров и экспертов в США, Европе и Азии показал, что страны Азии, за исключением Японии) в ближайшие пять лет обгонят Западную Европу по объемам привлечения прямых иностранных инвестиций. Одновременно азиатские экономики наряду с США должны стать главными в мире источниками прямых иностранных инвестиций. Опрос также показал, что основным стимулом для капиталовложений за рубежом является расширение доступа на иностранные рынки, а не сокращение производственных расходов. Самыми популярными средствами международной экспансии назывались совместные предприятия и приобретения.

... Страны Азии (за исключением Японии), Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы были названы как предпочтительные регионы для иностранных инвестиций. США, Западная Европа и Япония уменьшили свое значение по сравнению с первой половиной 90-х годов. Наиболее развитые азиатские экономики и США должны в ближайшие пять лет стать самыми крупными источниками иностранных инвестиций, заняв место Западной Европы. Приоритетным будет создание за рубежом не производственных центров, а сетей распространения продукции и, как отметили многие респонденты, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров.

... Китай занял восьмое место в мире среди крупнейших поставщиков капитала. По данным МВФ, в 1995 г. на долю Китая пришлось 2% общего мирового потока капиталовложений. Чтобы избежать налогообложения, вывезенный капитал возвращался в страну в виде иностранных инвестиций. В Гонконге китайский капитал в основном вложен в торговлю и услуги, в Австралии и Канаде — в сырьевые отрасли, в США — в технологические отрасли.

Финансовые известия, 2006, 26 июня; 2006, 15 декабря

Проблема 2

Крупные российские компании пытаются получить финансовые ресурсы на международных рынках. Используя материал для дополнительного чтения 2,     ответьте, чем это обусловлено, к какой форме экспорта капитала относится выпуск АДР.

Дополнительное чтение 2

По количеству программ по выпуску американских депозитарных расписок (АДР), допущенных к обращению на американском фондовом рынке, Россия уступает в I полугодии 1996 г. только Гонконгу и Великобритании, занимая 8% рынка АДР в США. При совершении сделок для конвертации акций в АДР вначале покупаются обыкновенные акции, и конечным владельцем будущего пакета называется американская компания. Приобретенные бумаги зачисляются из реестра на счет депо в Bank of New York, который является уполномоченным банком-депозитарием. Там они конвертируются в АДР и переводятся на любые депо-счета по требованиям владельца. Самыми торгуемыми и ликвидными являются сейчас АДР нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Выпускаемые АДР первого уровня дают их владельцам право работать на американском фондовом рынке, обладать правами акционера и получать дивиденды. Однако они не допущены к торгам на биржевом рынке и не могут быть рекомендованы основным инвесторам на американском рынке паевым и взаимным фондам, в отличие от АДР второго уровня (полноправно торгуемых на биржевом и внебиржевом рынках) и АДР третьего уровня, равнозначного размещению дополнительной эмиссии акций.

 

Типовые задания для мини-теста

  1).Укажите, какие из нижеперечисленных стран относятся к группе индустриальных  стран с развитой рыночной системой, какие — к группе развивающихся стран, а какие — к группе стран с переходной экономикой: Алжир Индия Нидерланды Таиланд Болгария  Иран Польша Франция Боливия Италия Россия Чехия Великобритания Канада Румыния Япония Германия Пакистан Словакия Египет Парагвай США.

 

  2). Укажите, кто выступает в роли кредитора государства. Государство является должником:

а) владельцев банкнот, являющихся долговыми обязательствами Центрального банка;

б) иностранных коммерческих банков, купивших облигации данного государства;

в) фирм, которые согласились получить за проданную продукцию не деньги, а государственные краткосрочные обязательства;

г) рабочих, занятых на частных фирмах, не получающих заработную плату в

течение нескольких месяцев;

д) пенсионеров, которым не выплачивается пенсия в течение нескольких месяцев;

е) субъектов Федерации, которым должна будет выплачиваться дотация из

федерального бюджета.

 

3). Тестовое задание 1.

1. Элементы этой системы можно обнаружить  в организации  жизни народов Севера России и в настоящее время:

а) Рыночная система     

б) Традиционная система     

в)  Командно-административная система

2.В условиях какой экономической системы собственность на экономические ресурсы  была коллективной:

а) В командно-административной системе

б) В традиционной системе

в) В рыночной системе

 

 

Тестовое задание 2

1. Решения основных вопросов экономики в данной экономической системе определялись государством:

       а) Традиционная система    

       б) Командно-административная система       

       в) Рыночная система

     2.  В условиях какой экономической системы распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами:

  а) В традиционной системе

  б) В рыночной системе

        в) В командно-административной системе

Тестовое задание 3

       1. Право частной собственности является основой экономической системы:

        а) Рыночная система     

        б) Командно-административная система         

        в) Традиционна система

  2.  В условиях какой экономической системы капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц:

а) В рыночной системе

б) командно-административной системе

в) традиционной системе

 

Типовые задания для  круглого стола.

Тема 4.2. Экономика  предприятия: цели, организационно-правовые формы.

Тема: Проблемы предпринимательской деятельности.

План семинарского занятия.

1. Понятие «предприниматель». Основные аспекты предпринимательства.

2. Предпринимательство как экономическая категория. Субъекты и объекты предпринимательства.

3. Основные функции и виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое.

4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

5. Особенности предпринимательской деятельности на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания

 

Тип (вид) задания

Критерии оценки

1

Устные ответы

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу; строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин/модулей; студент допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки.

2

Тесты

«5» - 100 – 91% правильных ответов

«4» - 70 - 90% правильных ответов

«3» - 52 – 69% правильных ответов

«2» - 51% и менее правильных ответов

3

Самостоятельная работа

«5» - 100 – 91% правильных ответов

«4» - 70 - 90% правильных ответов

«3» - 52 – 69% правильных ответов

«2» - 51% и менее правильных ответов

4

Конспекты

Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы.

5

творческие работы

Оценка «5» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите работы: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка»4»  – основные требования к работе и её защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «3»   имеются существенные отступления от требований к работе. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «2» тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Задания для промежуточной аттестации

                                                      Тест № 1

Вариант 1

Выберите из четырех вариантов наиболее правильный ответ. Цена каждого правильного ответа - 3 балла.

1. Потребительские товары - это:

а) блага, которые всегда принадлежат потребителям;

б) товары, произведенные потребителями;

в) блага, которые непосредственно потребляются людьми;

г) даровые блага.

2. Государство в экономике:

а) только покупает товары;

б) только продает товары;

в) покупает и продает товары;

г) к рынку товаров отношения не имеет.

З. Проблема безработицы в стране относится:

а) в большей степени к микроэкономике;

б) в большей степени к макроэкономике;

в) в равной степени как к микроэкономике, так и к макроэкономике;

г) эта проблема не относится к области рассмотрения экономической теории.

4. Что из данного перечня наиболее точно отобража­ет понятие капитала в экономической теории?

а) Деньги;

б) грузовой автомобиль;

в) нефть;

г) репутация фирмы.

5. Торговля выгодна:

а) только покупателям;

б) только продавцам;

в) покупателям и продавцам;

г) только государству.

6. Увеличение количества потребительских благ воз­можно за счет:

а) снижения потребления;

б) увеличения потребления;

в) снижения производительности;

г) увеличения производительности.

7. К основным потребностям человека относится:

а) ужин в ресторане;

б) медицинское обслуживание;

в) работа;

г) чтение газет.

8. Мэрия рассматривает три варианта застройки опре­деленного участка земли: стадион, автомобильная стоянка, парк. Город может построить только один объект. для жителей самым лучшим вариантом явля­ется парк, а самым худшим - стадион. Альтернатив­ной стоимостью автомобильной стоянки является:

а) сумма затрат на строительство стоянки;

б) парк;

в) стадион;

г) доход от стоянки.

9. К главным вопросам экономики не относится:

а) какой способ производства использовать;

б) какой товар производить;

в) в каком количестве производить данный товар;

г) нет правильного ответа.

10. Если в экономике увеличивается количество даровых благ, то кривая  производственных возможностей:

а) сдвинется к началу координат (вправо-вниз);

б) сдвинется дальше от начала координат (влево-вверх);

в) не изменится;

г) сдвинется горизонтально вправо от начала координат.

11. В традиционной экономической системе влияние религии на экономику:

а) отсутствует;

б) незначительно;

в) достаточно ощутимо;

г) проявляется только в условиях войны.

12. Какая из ниже перечисленных стран наиболее близка  к командной системе?

а) США;

б) Куба;

в) Китай;

г) Англия.

13. Рыночная экономическая система в стране:

а) позволяет достичь справедливости;

б) позволяет достичь равенства;

в) способствует эффективному распределению эконо­мических ресурсов;

г) приводит к неэффективности распределения эко­номических ресурсов.

14. В смешанной экономической системе посредством  рыночного механизма происходит:

а) перераспределение доходов;

б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;

В) создание общественных благ;

г) распределение ресурсов и товаров.

 

Вариант 2

Выберите из четырех вариантов наиболее правильный ответ. Цена каждого правильного ответа - 3 балла.

1. На рынке  факторов производства продаются и по­купаются:

а) хлеб, молоко, яйца;

б) картины великих художников;

в) зерно;

г) ковры.

2. Экономическим благом не является:

а) гамбургер;

б) телевизор;

в) вода;

г) статья в журнале.

3. Выбор фермером вида возделываемой культуры относится к экономике:

а) семьи;

б) фирмы;

в) региона;

г) рынков товаров.

4. Чья работа из ниже приведенного списка труда попадает под понятие труда в экономической теории

а) Частного врача;

б) индивидуального предпринимателя;

в) продюсера;

г) учителя.

5. Производительность земли равна:

а) количеству гектаров пашни, которую нужно засе­ять, чтобы получить одну тонну пшеницы;

б) количеству пшеницы, которую можно получить из одного гектара земли;

в) выручке фермера от продажи урожая;

г) количеству пшеницы, которую вырастил один фермер.

6. Объем трудовых ресурсов прямо зависит:

а) от численности всего населения;

б) от численности трудоспособного населения;

в) от производительности труда;

г) от уровня образования в стране.

7. Ограниченность благ предполагает, что:

а) блага недостаточны по своей физической природе;

б) блага недостаточны относительно потребностей;

в) количество благ мало при имеющихся природных ресурсах;

г) количество благ велико при имеющихся природных ресурсах.

8. Владелец банка получает весь доход в виде:

а) ренты;

б) прибыли;

в) процента;

г) комиссионного сбора.

9. Школьник имеет три способа подзаработать в пе­риод летних каникул. Соответственно за свой труд он может получить: $l/час; $2/час; $3/час. Чему равна цена выбора часа отдыха?

а) 0 долларов;

б) $1;

в) $2;

г) $3.

10. С помощью кривой производственных возможнос­тей можно определить:

а) сколько ресурсов необходимо для производства блага;

б) кто получит произведенные блага;

в) в каком количестве могут быть произведены блага;

г) какой способ производства является наилучшим.

11. Для традиционной экономики характерна:

а) частная собственность на землю;

б) коллективная собственность на землю;

в) частная собственность на капитал;

г) верно (б) и (в).

12. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:

а) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических странах;

б) к более высокому уровню развития техники и технологии, чем в странах Западной Европы;

в) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;    

г) к более высокому качеству продукции, чем в стра­нах Западной Европы.

13. Экономика какой из ниже перечисленных стран является рыночной в чистом виде?

а) США;

б) России;

в) Индии;

г) нет правильного ответа.

14. Представьте себе, что производственная компания полностью принадлежит государству. Что из ниже перечисленного неверно?   

а) Компания сама принимает решение, где закупать ресурсы;

б) компания сама принимает решение, что производить;

в) верно (а) и (б);

г) компания получает от государства план.

 

Тест № 2

Вариант 1

 1.Количество товара, которое продавцы хотят продать по определённой цене

А) спрос              Б) величина спроса

В) предложение  Г) величина предложения

2.В законе спроса зависимость величины спроса и цены  А) прямая   Б) обратная

3.Что относится  к факторам, влияющим на предложение

А) цены на дополняющие товары

Б) изменения в себестоимости производства

В) изменение доходов

4.Ситуация, возникающая при цене меньше равновесной 

А) дефицит  Б) равновесие  В) избыток

5.Условие избытка

А)   Qd > Qs     Б)  Qd < Qs   В) Qd = Qs

6. При какой ситуации возникает рынок покупателя

А) дефицит  Б) рын. Равновесие В) избыток

7.Между кем обостряется конкуренция на рынке продавца

А) между покупателями  Б) между продавцами

8.Если вырастет цена на сливочное масло, что произойдёт со спросом на маргарин

А) уменьшится  Б) не изменится  В) вырастет

9.Правительство выделило субсидии производителям лекарств. Что произойдёт с кривой предложения лекарств

А) сдвинется вправо   Б) сдвинется влево

В) сдвинется вверх    Г) сдвинется вниз

 

Вариант 2

1.Количество товара, которое покупатели хотят купить по определённой цене

А) спрос              Б) величина спроса

В) предложение  Г) величина предложения

2.В законе предложения зависимость величины предложения и цены  А) прямая   Б) обратная

3.Что не относится к факторам, влияющим на спрос

А) цены на товары – заменители

Б) изменение в себестоимости производства

В) изменение доходов

4. Ситуация, возникающая при цене больше равновесной 

А) дефицит  Б) равновесие  В) избыток

5.Условие дефицита

А)   Qd > Qs     Б)  Qd < Qs   В) Qd = Qs

6. При какой ситуации возникает рынок продавца

А) дефицит  Б) рын. Равновесие В) избыток

7.Между кем обостряется конкуренция на рынке покупателя

А) между покупателями  Б) между продавцами

8.Если уменьшится цена на музыкальные центры, то спрос на диски

А) уменьшится  Б) не изменится  В) вырастет

9.Правительство увеличило налог производителям автомобилей. Что произойдёт с кривой предложения автомобилей

А) сдвинется вправо   Б) сдвинется влево

В) сдвинется вверх    Г) сдвинется вниз

10. Что произойдёт с равновесной ценой, если 

D увеличивается, а S не изменяется

А) увеличится  Б) не изменится  В) уменьшится

 

 

Тест № 3

                                       Вариант 1

1.Спрос на рабочую силу – это количество

А) готовых продать свою рабочую силу

Б) людей, которых готовы принять на работу

В) нет правильного ответа

2.Прямую зависимость между зарплатой и количеством нанимаемых работников выражает

А) закон спроса  Б) закон предложения

3.Работник, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу

А) занятый  Б) выбывший  В) безработный

4.Многодетная мать, работающая на полставки

А) занятая  Б) выбывшая  В) безработная

5.Домохозяйка, посвятившая себя дому

А) занятая  Б) выбывшая  В) безработная

6.Безработица, связанная с добровольным переходом на другую работу

А)фрикционная  Б)структурная  В)циклическая

7.Самый опасный вид безработицы

А)фрикционная  Б)структурная  В)циклическая

8.Пособие по безработице платится

А) полгода  Б) год  В) пока не найдёт работу

9.Что не относится к правам безработного

А) зарегистрироваться в СЗН

Б) получать пособие

В) бесплатно получить другую профессию

10. Соглашение между работником и администрацией – это договор

А) трудовой   Б) коллективный

 

Вариант 2

1.Предложение на рабочую силу – это кол-во

А) готовых продать свою рабочую силу

Б) людей, которых готовы принять на работу

В) нет правильного ответа

2.При росте зарплаты предложение рабочей силы

А) растёт  Б) уменьшается  В) не меняется

3.Уволенный слесарь, отчаявшийся найти работу, прекратил её поиск

А) занятый  Б) выбывший  В) безработный

4.Женщина, находящаяся в декретном отпуске

А) занятая  Б) выбывшая  В) безработная

5.Ученик 7 класса

А) занятый  Б) выбывший  В) безработный

6.Безработица, связанная с технологическими изменениями

А)фрикционная  Б)структурная  В)циклическая

7.Безработица, с которой борется государство

А) фрикционная  Б)структурная  В)циклическая

8.Пособие по безработице последние 5 месяцев

составляет А) 75%  Б) 60%  В) 50%  Г) 45%

9.Что не относится к обязанностям безработного

А) зарегистрироваться в СЗН

Б) получать пособие

В) принимать участие в общественных работах

 

Тест № 4

1. Норма обязательных резервов:

а)     вводится как средство ограничения денежной массы;

б)    вводится как средство, предохраняющее вклады от изъятия;

в)     составляет среднюю величину массы денег,  необходимой для удовлетворения потребностей населения;

г)     сейчас не используется.

2. В коммерческом банке имеется депозит величиной 10 000 руб.. Норма обязательных резервов установлена в 20%. Этот депозит способен увеличить сумму предоставляемых ссуд по меньшей мере на:

а)     неопределенную величину;

б)    8000 руб.;

в)     2000 руб.;

г)     10000 руб.

3. Общая денежная масса возрастает всякий раз, когда коммерческие банки:

а)     увеличивают свои вклады в Центральном Банке;

б)    увеличивают объёмы ссуд,  предоставляемых населению;

в)     увеличивают свои обязательства по текущим счетам путём получения наличных и безналичных денег от населения по вкладам;

г)     изымают часть своих вкладов в Центральном Банке.

4. Коммерческая банковская система предоставляет деньги взаймы,  создавая текущие счета.  В результате денежная масса:

а)     уменьшается на общую величину наличных денег и банковских депозитов;

б)    ни увеличивается,  ни уменьшается;

в)     увеличивается на величину, равную общей сумме депозитов;

г)     увеличивается на величину,  большую,  чем сумма депозитов.

5. Что из нижеперечисленного представляет собой активы банка:

а)     наличные деньги, собственность и резервы;

б)    наличные деньги, собственность и акции;

в)     наличные деньги, акции и вклады до востребования;

г)     резервы, ссуды и акции.

6. Основными статьями актива баланса Центрального банка являются:

а)     золотые сертификаты, наличные деньги, депозиты банков;

б)    золотые сертификаты, наличные деньги, депозиты и ссуды  банков;

в)     банкноты, государственные ценные бумаги и ссуды;

г)     золотые сертификаты, наличные деньги, ссуды   и государственные ценные бумаги

7. Избыточные резервы коммерческого банка состоят из:

а)     активов, которые, не будучи деньгами, могут быть при необходимости быстро превращены в деньги;

б)    денежных активов, хранящихся в банке и превышающих 100% объёма депозитов;

в)     разницы между величиной активов и суммой вкладов на текущих счетах;

г)     разницы между величиной фактических резервов и величиной обязательных резервов.

8. Максимально возможное увеличение суммы бессрочных вкладов равно:

а)     фактическим резервам минус избыточные резервы;

б)    активам минус обязательства и собственный капитал;

в)     избыточным резервам, умноженным на величину денежного мультипликатора;

г)     обязательным резервам.

9. Какое из следующих утверждений является неверным:

а)     фактические резервы коммерческого банка равны избыточным резервам плюс обязательные резервы;

б)    банковские активы плюс собственный капитал равны обязательствам;

в)     отдельный коммерческий банк может предоставлять ссуды в объёме,  равном величине его избыточных резервов;

г)     собственный капитал равен разнице между суммами активов и обязательств.

10. Что из перечисленного ниже представляет собой активы банка:

а)     вклады до востребования, акции и резервы;

б)    наличные деньги, собственность и резервы;

в)     наличные деньги, собственность и акции;

г)     резервы,  акции и ссуды.

11. Если  норма обязательных резервов составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:

а)     0;    б)  1    в) 10    г) 100

 

Тест № 5

1. Термин «операции на открытом рынке» означает:

а)     деятельность коммерческих банков по кредитованию фирм и населения;

б)    деятельность Центрального банка по предоставлению ссуд коммерческим банкам;

в)     влияние  на уровень процентных ставок,  оказываемое ростом или снижением общего размера ссуд,  предоставляемых коммерческими банками;

г)     деятельность Центрального банка по покупке или продаже государственных ценных бумаг.

2. Если Центральный банк покупает у населения большое количество государственных ценных бумаг, то:

а)     обязательства Центрального банка в форме резервов коммерческих банков увеличиваются;

б)    текущие счета коммерческих банков уменьшаются;

в)     общая масса денег на руках у населения уменьшается;

г)     учётная ставка и объём ссуд Центрального банка возрастают.

10.3.Если Центральный банк  продаёт большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, то он преследует при этом цель:

а)     сделать кредит более доступным;

б)    затруднить покупку населением государственных ценных бумаг;

в)     увеличить объём инвестиций;

г)     уменьшить общую массу денег в обращении.

4. Увеличение учётной ставки приводит к:

а)     росту цен на акции и облигации;

б)    росту цен на акции и снижению цен на облигации;

в)     снижению цен на акции и росту цен на облигации;

г)     снижению цен на акции и облигации.

5. Если Центральный банк  повышает учётную ставку,  то эта мера, являющаяся частью денежной политики,  вместе с другими мерами направлена в первую очередь на:

а)     Снижение общей величины резервов коммерческих банков;

б)    Стимулирование роста величины сбережений населения;

в)     Содействие росту объёмов ссуд, предоставляемых Центральным банком, коммерческим банкам;

г)     Увеличение общей величины резервов коммерческих банков.

6. Снижение учётной ставки, используемое в качестве инструмента кредитно-денежной политики, приводит к ограниченному эффекту в связи с тем,  что:

а)     Центральный банк не может прямо контролировать объём ссуд, предоставляемых коммерческими банками;

б)    такое снижение обычно компенсируется увеличением резервов коммерческих банков,  вследствие чего эффект снижения учётной ставки исчезает;

в)     Центральный банк не обладает правом изменять учётную ставку в значительных размерах;

г)     Центральный банк, хотя и может увеличить массу денег, но не в состоянии заставить людей тратить деньги,  что необходимо для роста ВНП.

7. Термин «учётная ставка» означает:

а)     уровень снижения цены для Центрального банка,  когда он покупает государственные ценные бумаги;

б)    степень давления, оказываемого Центральным банком на коммерческие банки с целью снижения объёма выдаваемых ими ссуд;

в)     процентную ставку по ссудам,  предоставляемым коммерческим банкам;

г)     степень воздействия Центрального банка на рост денежной массы и объёма ВНП.

8. Увеличение учётной ставки обычно приводит к:

а)     росту цен на акции и облигации;

б)    росту цен на акции и  снижению цен на облигации;

в)     снижению цен на акции и росту цен на облигации;

г)     снижению цен на акции и облигации.

 

Тест № 6

1. Интенсивный фактор экономического роста – это:

а)     увеличение объёма рабочего времени;

б)    технологические изменения в производстве;

в)     увеличение объёма применяемого капитала;

г)     реализация кредитно-денежной политики, способствующей экономическому росту.

2. Какой из приведенных ниже показателей больше всего подходит для измерения экономического потенциала государства:

а)     номинальный объём ВНП;

б)    реальный объём ВНП;

в)     номинальный объём ВНП в расчёте на душу населения;

г)     реальный объём ВНП в расчёте на душу населения.

3. Производительность труда измеряется отношением:

а)     Затрат капитала к затратам труда;

б)    Реального объёма продукта к количеству часов рабочего времени;

в)     Реального объёма продукта к численности населения;

г)     Количества часов рабочего времени к реальному объёму ВНП.

4. Что из перечисленного ниже не окажет влияния на рост производительности труда:

а)     Технологические изменения;

б)    Увеличение количества работников;

в)     Эффект масштаба производства;

г)     Уровень организации производства.

5. В модели «AD-AS» экономический рост может быть представлен как:

Сдвиг влево кривой AS;

Сдвиг вправо кривой AD;

Сдвиг влево кривой AD;

Сдвиг вправо кривой AS.

6. В экономике, характеризующейся полной занятостью,  высокие темпы экономического роста требуют:

а)     низкой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций;

б)    высокой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций;

в)     высокой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций;

г)     снижения нормы сбережений  и инвестиций.

7. Устойчивый рост объёма выпуска в расчёте на одного занятого  в модели Солоу объясняется:

а)     ростом населения;

б)    ростом нормы сбережения;

в)     технологическим прогрессом;

г)     верны ответы а) и в).

 

4. Условия проведения промежуточной аттестации

     Количество вариантов заданий для аттестующихся – 6 тестов.

Время выполнения задания – 45 минут.

     Оборудование: тесты.

     Протокол проведения промежуточной аттестации в форме зачета (прилагается).

 

5.  Критерии оценивания промежуточной аттестации

 

Уровень учебных достижений

Показатели оценки результата

 

зачтено

100 – 52% правильных ответов

не зачтено

51% и менее правильных ответов