Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цели: познакомить учащихся с веселым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»;
Задачи: развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 2 класс», часть 1, предметные картинки с домашними животными и их детеныши, оценочные листы
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Какое у вас настроение? Покажите мимикой?
- Улыбка самому себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и комфортно. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Вот в таком хорошем настроении мы и начнём наш урок. Но сначала подготовимся к работе.
II. Артикуляционная разминка.
* Дыхательная разминка.
(ватный шарик на ниточке возьмите перед собой наберите воздух, подуйте. Перемещайте воздухом вперёд, вправо, влево.)
* Дикционная гимнастика.
Забейте гол языком, передвигая его справа налево.
Слижите варенье с верхней губы, затем с нижней.
1. Речевая разминка.
Прочитайте четверостишие (медленно, быстро, весело, грустно, удивлённо)
Заболела наша кошка.
У неё чихает ножка.
Со стола возьми ириску.
Угости больную киску.
III. Проверка домашнего задания :
1. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака».
Работа в парах .
-Подумайте, где надо изменить тон чтения, прочитайте стихотворение в паре .
Чтение стихотворения (2 пары).
Самооценка чтения. Оценка одноклассников и учителя.
IV.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
-Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших)
(Формулирование темы урока.)
-Вспомните стихотворение Шибаева «Кто кем становится?» (с. 127).
-Составьте пары: «Взрослые животные -детёныши»
-Кем стал щенок, когда вырос? (Собакой)
-Кем в детстве была кошка? (котёнком)
-Откройте учебник на стр.131 и прочитайте, кто автор стихотворения, которое мы будем читать.
-Прочитайте тему нашего урока (В. Берестов « Кошкин щенок» , запись на доске была закрыта.)
Формулирование учебной задачи.
-Что необычного в названии ? Интересно узнать , почему Берестов так назвал произведение? Что для этого необходимо сделать?
(Познакомиться с произведением , определить его героев, поразмышлять над содержанием, понять главную мысль)
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
-Откройте учебники на с. 130, рассмотрите рисунки. Можно ли по этим рисункам догадаться, о чём произведение и почему такое необычное название?
-Как вы думаете, каким будет его содержание?
-Проверим ваши предположения.
(Рисунок на с. 131 не иллюстрирует стихотворение. Он нужен для выполнения творческого задания : составления рассказа).
V. Работа над новым материалом.
1. Слушание стихотворения «Кошкин щенок»
2. Словарная работа: уточнение значения слов приёмный, скромный, чистоплотное, верзила.
Вопросы после слушания:
-Верны ли оказались наши предположения о названии?
-Вы прослушали прозаическое произведение или стихи? Обоснуйте своё мнение.
Физминутка. «Не упади». (исходное положение: стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки в стороны. Поднять одну ногу и сделать хлопок под коленом, затем поднять другу -хлопок).
Раз, два- прямо стой!
Три, четыре-руки шире.
Пять, шесть- потихоньку присесть.
Встать –ногу правую поднять.
Три, четыре – хлопнуть.
Ногу левую поднять,
VI.Продолжение работы по теме урока.
Чтение стихотворения и выполнение заданий:
1.Чтение стихотворения вслух .
2.Выборочное чтение. РАБОТА В ГРУППАХ
1 гр.: Каким был щенок?
2 гр.: Как кошка ухаживала за ним?
3 гр.: Какой была кошка – мать?
4 гр.: Каким стал сынок?
-С какими трудностями встретилась кошка-мать?
-Какой выход она нашла?
-Как по-другому можно назвать стихотворение? (Придумайте свое название)
-Какой характер у щенка?
3.Творческое задание. Составление по рисунку рассказа про цыпленка. Придумать конец рассказа.
-Кто расскажет свою историю?
4. Проверка самостоятельной работы и самооценка (за каждый правильный ответ 1 балл).
5.Выразительное чтение стихотворения .
РАБОТА В ПАРЕ
-Подумайте , какими словами можно охарактеризовать кошку – мать и сына – щенка? Соедините линиями характер с героем.
-Знаете ли вы истории из жизни, когда животные воспитывали не своих детёнышей? Расскажите.
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
-Ребята, наш урок подошёл к концу.
-Выберите и продолжите любое предложение:
«Сегодня на уроке я узнал(а)…»
«Меня удивило…»
«На этом уроке я бы похвалил себя за…»
«После урока мне захотелось…»
VIII. Домашнее задание. Выразительно читать стихотворение «Кошкин щенок».
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Тема: « Гласные звуки»
Задачи урока: повторить и обобщить представления учащихся о гласных звуках и буквах; рассмотреть функции в слове букв е,ё,ю,я.
Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
Воспитывать интерес к уроку.
Тип урока:обобщающий
Оборудование: карточки со словами, « Орфографический и толковый словарь школьника» , учебник .
Ход урока:
На доске:
дед боб кок око комок
А картина манит рака.
- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что вы заметили?
- Как называются эти слова?
-Запишите слова- палиндромы.
- Найдите среди данных слов многозначные слова.
- Запишите предложение-палиндром.
- Что значит « манит»?
- Подчеркните гл члены предложения.
- Как называется предложение, в котором ,кроме главных членов предложения есть второстепенные члены предложения?
На доске:
Б…рёза, …зык, яг…да,, ( до) св…дан…….,ж…лтый.
- Запишите слова в алфавитном порядке.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску.
- Что вы видите? О чём сегодня будем говорить на уроке?
На доске записаны гласные буквы, отдельно записаны звуки.
( О гласных звуках и буквах).
-Итак, тема нашего урока: « Гласные звуки»
-А что мы можем повторить по данной теме?
Маяк-4 б., 5зв.
Сорока-6б, 6зв.
Клён-4 б.,4зв.
Красива, Кубани, как, и, удивительна , природа
- Запишите. Подчеркните в предложении гласные буквы.
Работа в парах.
- Проверьте работу своего соседа. Кто заметил ошибки?
- Действительно, природа Кубани многообразна и удивительна! Давайте отдохнём, исполним песню о Кубани.
7. Упражнение №138.
Разбор всех пословиц.
- Какую «работу» выполняют в словах выделенные буквы?
- Спишите одну из пословиц.
8. Упражнение.
- Запишите слова под диктовку, разделив слова для переноса.
Красивый, душистый, друг, деньки.
- Подчеркните гласные буквы.
-Что такое синонимы?
-Подберите синонимы к первым двум словам.
( прекрасный, великолепный), ( пахучий, ароматный)
- К двум другим подберите антонимы.
9. Физминутка. Зарядка для глаз. Презентация.
10. Чтение сведений о букве Э.
С.91.
11. Работа с толковым словарём.
Упражнение №139.
12. Игра « Слово рассыпалось». Работа в группах.
- Слово рассыпалось. Назовите его.
В, а, д, и, о,н,р,г. ( виноград)
- Назовите гласные звуки.
Составьте слова из этих букв. Подчеркните гласные буквы.
Проверка.
13.Подведение итога. Рефлексия.
- Чему сегодня учились на уроке?
- Назовите признаки гласных звуков.
-На доске висят картинки с 3 временами года. Ребята, те, кто из вас считает, что он усвоил тему урока, ему было всё легко и всё понятно, подойдут к летней картинке, если кто-то в чём-то сомневался, подойдут к осенней картинке, а кому было очень трудно понимать материал, подойдут к зимней ёлочке. Оценим свои достижения.
14. Д/З: Упр.№138
Утренник
Берегите природу
Цели:
· расширять представления детей о связях человека и природы;
· воспитывать правильное, бережное отношение к окружающему миру. Развивать творческие способности детей, давая возможность каждому ребенку проявить себя в совместной творческой деятельности;
· подводить детей к осознанию себя как личности в сообществе детей и взрослых
Ведущий:
Родина! Родная природа… Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
1 ученик.
Словно крыша над землею – голубые небеса,
А под крышей голубою – реки, горы и леса,
Океаны, пароходы, и поляны, и цветы.
Страны все, и все народы, и, конечно, я и ты!
2-й ученик.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло.
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили все на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
3-й ученик.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц встречая перелетных.
Лишь на ней донной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
Смотрят в воду удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
4-й ученик.
Все имеется у нас,
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса.
Океаны , пальмы, снег
И Земля – одна на всех.
Большой огромный этот дом –
Вон сколько птиц,
Цветов в нем и народа,
А называется наш дом –
Мы знаем все – природа.
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо.
И останется тогда
Все – для всех и навсегда.
Учитель.
А всегда ли человек правильно пользуется природными богатствами?
Вот давайте посмотрим, что случается в нашей жизни.
Инсценировка стихотворения «Прогулка»
Действующие лица: мальчик, девочки в панамках и сарафанах, с ковриками для загара, с ракетками для бадминтона.
1-я девочка.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
2-я девочка.
Тут сидят и там сидят,
Загорают и едят.
Отдыхают, как хотят
Сотни взрослых и ребят.
3-я девочка.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Тут и там – пустые банки,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
4-я девочка.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели:
Жгли костер, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо.
Дима.
Эй, ребята, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид, прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
1-я девочка.
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли,
Веселились, как могли!
2-я девочка.
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели.
Отдохнули и ушли!
3-я девочка.
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие бараки –
Словом, мусора гора!
4-я девочка.
Мы приехали на речку
Понедельник провести…
Только чистого местечка
Возле речки не нашли.
Какие правила поведения нарушили ребята?
Как им нужно было поступить?
Правила природы.
Если в лес пошли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
И очень громок петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
И тогда любой зверек – Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажем: «Ты мой лучший друг!
Спасибо!»
Инсценировка «Бабочка»
Бабочка. Ах, спасите, помогите!
Одичала ребятня,
Все хотят поймать меня!
Прячьтесь, милые цветочки:
Вас они, примчась, сорвут.
Эти шумные детишки
Много бед нам принесут.
Может, все же обойдется,
Нам удача улыбнется:
В лес детишки не пойдут
И поляну не найдут.
Лучше спрячемся пока!
Страшновато мне слегка.
Учитель.
Чего испугалась бабочка? Почему она беспокоилась о цветах? Можно ли рвать все цветы подряд?
1-й ученик.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы…
2-й ученик.
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты – Если мы соврем цветы…
Губить растения нельзя. Нужно срывать их по необходимости, например, лекарственные травы.
Экологическая сценка – намек «Этого нельзя допустить!»
Автор.
Жил да был садовод.
Он развел огород,
Посадил деревья плодовые.
Но забыл садовод,
Что рядом – химический завод,
И выросли фрукты и овощи новые.
Выходят фрукты и овощи по одному и представляются.
– Мы – спелые вишни,
На солнышко вышли.
Мимо туча пронеслась,
Кислотным дождем пролилась.
Посмотрите, что с нами стало:
Вся кожица пооблезала. (Огорченно)
– Я – апельсин, солнышка веселый сын!
Съешьте, не пожалеете,
Только потом заболеете. (Ехидно.)
– Я – грушка, яблочку подружка,
У меня фигурная тушка. (Показывает.)
Вчера химикатов поела –
Вот и располнела.
– Я – абрикос, на юге рос!
Во мне пестицидов целый воз.
Я мягкий, ароматный
И на вкус приятный. (Ласково.)
Только ты меня не ешь,
А то дня не проживешь.
– Я не лукум, не бастурма,
А сладкая хурма. (Ласково.)
Я красива и стройна,
Химикатами полна.
Скушай ты меня, мой свет,
И тебя в помине нет.
– Я – арбуз, замечательный на вкус.
Мой кусочек ты отрежь
И скорее его съешь.
Только наешься –
Пятнами покроешься.
– Я – зеленый огурец,
Длинный спелый молодец.
Хрустящий, настоящий.
В салатик меня покроши
И сметанки положи.
Только не забудь сначала, смотри,
Номер «ноль три» набери.
– Я – томат,
У меня под шкуркой – яд!
Автор.
Садовод это все увидал,
Чуть в обморок не упал.
Как же теперь ему быть?
Как же эту проблему решить?
Выходят дети, читают стихи, в руках у них экологические плакаты.
– Природа наша терпит, терпит.
Но сколько может вынести обид?
И вот однажды, вы уж мне поверьте,
Она нам очень сильно отомстит.
– Чтоб чистым воздухом дышать,
Природу надо охранять.
Чтобы здоровье не сгубить,
Природу надо любить.
– Глаза распахните!
Смотрите!
Растущая дико цветет земляника –
Не рвите!
Ромашку не рвите,
Ночную фиалку,
Не делайте палку на случай
Из маленькой елки колючей!
– Если вырубить леса,
Пыль пойдет под небеса,
Высохнут озера,
Обмелеют реки,
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Если в мире пусто.
– Давайте будем дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Все участники представления исполняют финальную песню (под музыку печенки Кота Леопольда).
-Дождик босиком
По земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если добрый ты,
Это хорошо,
А когда наоборот – плохо!
-На лугу цветут
Разные цветы,
Радуют глаза людям.
Ты их не сорвешь,
Если умный ты.
Мы их охранять будем!
-Муравей бежит
Из лесной глуши,
Над травинкой он бьется.
Если добрый ты,
Трогать не спеши,
Пусть скорее он домой вернется.
-Реки и моря,
Друг мой, береги,
Пусть живут они вечно.
Если трудно им,
Ты им помоги,
Просто поступи человечно.
Дождик босиком
По земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если добрый ты,
То земля – твой дом,
А когда наоборот – плохо!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.