Коворкинг- пространство, как способ организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Асланова А.М.,
старший воспитатель
МДОУ детский сад «Аленький цветочек»
ГО «Поселок Агинское»
Паспорт проекта
Название проекта: Коворкинг- пространство, как способ организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Идея: Формирование образовательной среды через коворкинг-пространство.
Цель: Включение коворкинг-пространства в образовательную среду как новую форму организации инновационной деятельности в ДОУ через благоустройство территории детского сада
Задачи:
1. Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечению открытости работы детского сада для родителей, через коворкинг-пространство;
2. Развивать инициативу и творчество воспитанников, педагогов и родителей через организацию социально значимой деятельности;
3. Преобразовать и благоустроить территорию детского сада в соответствии с современными, требованиями, улучшить художественное оформление участка ДОУ, создать свой «образ» территории детского сада «Аленький цветочек»;
4. Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников, привлечь детей к опытно-экспериментальной деятельности.
по благоустройству территории детского сада.
Предполагаемые результаты:
· создание и апробация модели коворкинг-пространства;
· повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества образования через активное внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс);
· включение педагогов в инновационную деятельность в области организации сотрудничества с родителями (законными представителями) через образовательный коворкинг;
· заинтересованность и компетентность родителей (законных представителей) в инновационной образовательной практике ДОУ;
· создание благоприятных и безопасных условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
· благоустройство территории и эстетическое оформление участков в ДОУ;
· повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.
Новизна:
Заключается в признании приоритета взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно новой формы сотрудничества, взаимодействия и доверительности посредством проектирования коворкинг- пространства в образовательную среду для реализации образовательных возможностей дошкольников.
Тип: Практико-ориентированный.
Вид: Творческий.
Сроки реализации проекта: апрель 2019 – сентябрь 2020г.
Участники проекта: педагоги и сотрудники ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, общественность.
Содержание проекта
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
В.А.Сухомлинского с уверенностью можно назвать педагогом-новатором, т.к. его труды и изречения почти век не теряют своей актуальности до настоящего времени.
Приведенное в качестве эпиграфа высказывание, с удивительной точностью отражает необходимые требования к условиям, в которых ребенок сможет успешно развиваться. Ребенку просто необходимо пространство для творчества и фантазий, для игровой и физической активности, для получения позитивного разнообразного личного опыта.
С целью полноценного осуществления основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ одной из задач которой является совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, разработан проект благоустройства территории дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда представляет собой часть образовательной среды, представленной специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Наш детский сад находится в постоянном поиске инновационных подходов к созданию такой предметно-развивающей среды, которая стала бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей. Именно детском саду ребенок получает опыт общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, но нас не устраивает, что общение детей сводится только к общению со сверстниками, одногруппниками.
Мы стали искать пути решения сложной ситуации и обратились к иновационным методам организации развивающего пространства, с успехом применяющихся в школьном образовании. Адаптация школьных методов организации пространства позволила также решить вопрос преемственности школьного и дошкольного образования.
Речь идет об организации в пространстве ДОУ «коворкинг зон и центра».
Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для учебы, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Это может быть одним из ресурсов повышения качества образования.
В условия детского сада метод организации «коворкинг зон и центра» конечно новшество. Важно, что «коворкинг зона» позволяет поставить общение ребенка и родителя на новый уровень. Родитель, как правило, посещает детский сад только ради того, чтобы привести и забрать ребенка из ДОУ. Родительские собрания, концерты, мастер классы и другие формы работы также имеют место быть.
Перенимая опыт школы, мы обратили внимание, что чаще «коворкинг зоны» организовывают не только в здании школы (в коридорах, в школьной библиотеке), но и на территории школы. Окружающая ребенка образовательная среда, в том числе и территория детского сада это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Это важная составляющая в жизни детей-дошкольников, здесь они проводят значительную часть всего своего времени. От того насколько ухоженной, красивой и разумно спроектированной будет территория учреждения, во многом зависит то, с каким настроением зайдет ребенок в детский сад, насколько интересно и радостно проживет каждый день. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как не только является составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени. Под благоустройством и озеленением территории детского сада подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений дошкольников, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика участка. Красиво оформленный, окружённый зеленью и ухоженный участок, улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье детей и воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.
Актуальность
Территория нашего детского сада обширна и разнопланова. Проблема благоустройства территория актуальна, так как детский сад функционирует с 2008 года, а в 2019 году возведен дополнительный корпус, и поэтому территория детского сада была полностью перепланирована.
Реализация проекта по озеленению и благоустройству территории детского сада облегчит решение задач формирования и развития экологической культуры.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в ДОУ благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участков, по характеру напоминающих жилую среду.
Коллектив ДОУ решил создать индивидуальный облик территории, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. Для этого в апреле 2019 году среди родителей воспитанников был объявлен конкурс проектов по благоустройству территории детского сада «Территория детства». На основании проектов-победителей был создан совместный план-схема благоустройства территории, утвержденный на общем родительском собрании.
Создание единого пространства детей, педагогов и родителей должно способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и сознательного отношения к окружающему.
Таким образом, создание и апробации модели коворкинг-пространства на примере благоустройства территории детского сада решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей, а также используется в целях активизации творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
План мероприятий по реализации проекта
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 этап подготовительный |
|||
1 |
Конкурс проектов среди родителей по благоустройству и озеленения территории |
Апрель 2019 года |
Старший воспитатель, воспитатели |
2 |
Составление эскиза ландшафтного дизайна территории детского сад |
Май 2019 года |
Старший воспитатель, родители |
3 |
Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта |
Май 2019 года |
Заведующий, завхоз |
4 |
Знакомство с инструкциями по технике безопасности при выполнении различных видов работ |
Апрель-май 2019 год |
Заведующий |
5 |
Проведение субботников на территории детского сада |
Апрель-май 2019 год |
Завхоз |
2 этап - практический |
|||
1 |
Создание памятного знака «Я люблю Аленький цветочек» |
Май 2019 года |
Завхоз, родители |
2 |
Посадка саженцев (8 кустов) |
Май 2019 года |
Сотрудники, родители |
3 |
Изготовление и установка малой формы «Мельница» |
Май 2019 года |
Завхоз, родители |
4 |
Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории |
Лето 2019 года |
Сотрудники детского сада |
5 |
Изготовление и установка малой формы «Домик» |
Июнь 2019 года |
Завхоз, родители |
6 |
Оформление участков в соответствии с задачами и требованиями охраны жизни и здоровья воспитанников (ремонт ограждения, покраска и реконструкция малых форм) |
Лето 2019 года |
Завхоз, Родители,, сотрудники |
7 |
Изготовление и установка малой формы «Колодец» |
Июль 2019 год |
Завхоз, родители |
8 |
Создание зоны отдыха (изготовление фонтана, установка скамеек) |
Июль 2019 года |
Завхоз, Родители, сотрудники |
9 |
Разработка учебно-опытной зоны (огород) |
Июнь 2019 года |
Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники |
10 |
Обновление разметки «Страна Светофория» |
Июль 2019 года |
Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники |
11 |
Оформление клумб в зоне отдыха, поддержание порядка |
Июль 2019 года |
Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники |
12 |
Проведение экологического праздника на участке детского сада |
Август 2019 года |
Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники |
13 |
Сбор урожая с учебно-опытной зоны |
Август – сентябрь 2019 года |
воспитатели, воспитанники |
14 |
Обеспечение сохранности территории |
Сентябрь-апрель 2020 года |
Завхоз, сотрудники детского сада |
15 |
Разбивка альпийской горки |
Май 2020 года |
Сотрудники детского сада, родители |
16 |
Создание «Тропы здоровья» |
Июнь 2020 года |
Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники |
17 |
Создание экспозиции «Радужное детство» |
Июнь 2020 года |
Старший воспитатель, воспитатели, родители |
18 |
Строительство спортивной площадки |
Июль-август 2020 года |
Завхоз, Родители, |
3 этап - заключительный |
|||
19 |
Создание фотовыставки по итогам работы над проектом |
Август 2020 года |
Старший воспитатель, |
20 |
Совместный праздник «Территория детства» |
Август 2020 года |
Старший воспитатель, воспитатели, родители |
21 |
Организация и проведение конкурсов детских рисунков, плакатов, листовок |
Сентябрь 2020 года |
Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники |
Заключение
В ходе реализации программы благоустройства территории детского сада, планируется достижение следующих результатов:
· благоустройство территории дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования и требованиям СанПиН;
· создание единства архитектурного ансамбля образовательного учреждения и элементов озеленения его территории:
- создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании зданий, ограды, построек ;
- создание индивидуального образа территории дошкольного учреждения;
· обеспечение развивающего потенциала территории учреждения как части образовательной среды;
· создание условий для использования территории дошкольного учреждения в образовательном процессе:
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
экспериментирования детей;
- формирование природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного отношения детей к природе;
- повышение уровня экологической культуры воспитанников.
· Развитие творческого потенциала педагогических работников;
· Обеспечение сотрудничества с семьями воспитанников:
- привлечение родителей к благоустройству территории;
- объединение усилий педагогов и родителей с целью создания для воспитанников развивающей среды, позволяющей интересно играть, познавать, экспериментировать, отдыхать, заниматься спортом.
Таким образом, включение коворкинг-пространства в образовательную среду как новую форму организации инновационной деятельности в ДОУ через благоустройство территории детского сада позволит создать благоприятные условия для развития детей раннего и дошкольного возраста по разным направлениям деятельности (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие) и сделать прилегающую к детскому саду территорию частью развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.
Перспективы на будущее.
Для того что бы данная модель взаимодействия с родителями была более успешной предстоит сделать еще не мало.
В перспективе намечено:
· создание коворкинг-центров по другим направлениям развития детей дошкольного возраста;
· совершенствование коворкинг-пространства через создание новых экспозиций, малых архитектурных форм, других решений ландшафтного дизайна.
Пространственная среда оказывают прямое влияние на качество, и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства детьми, педагогами и родителями должно способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Литература
· Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2018.
· Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2016.
· Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
· Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2017.
· http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000049/st046.shtml
· http://constructorus.ru/uspex/kovorking.html
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.