Кр Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФОП

  • docx
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Круглый стол Формирование проф компетентности педагогов в условиях введения ФОП.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением физического развития воспитанников «Колосок»

с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол на тему: «Формирование профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДО»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила:

                                                                                            старший воспитатель:                          

                                                                            Погонец И.В.

 

 

 

 

 

 

с. Ивановка, 2024 год

 

Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются люди. 

Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главным условием перехода на стандарт называют кадровые условия. Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, компетенциями.

В словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Понятие «педагогическая компетентность» включает в себя знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.                                                                                  

Т. Г. Браже определение понятия «профессиональная компетентность» - определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)».

В. И. Андреев предлагает включить в профессионально-педагогическую компетентность педагога знание базовых понятий; закономерностей учебного процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий обучения; требований к подготовке и эффективному проведению различных форм организации обучения; основных образовательных и воспитательных систем и теорий; методологии и методологических принципов  обучения; методов педагогического исследования.                                                                                                    

В педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности.

Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Таким образом, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включает в себя:

Ø    систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях;

Ø    ценностные ориентации педагога;

Ø    интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям, знания и др.)

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций :

1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3.Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого воспитанника.

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Требования к профессиональной компетентности:

- действия воспитателя должны обеспечивать эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

- воспитатель должен уметь владеть современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и постоянно их совершенствовать;

- воспитатель должен использовать методические идеи, новую литературу и иные источники информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с воспитанниками, осуществлять оценочно-ценностную рефлексию.    

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком.

В связи с введением ФОП ДО профессиональная позиция педагога ДОО обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, что повышает качество его образования.

В профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5.Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

         Особая роль методической работы проявляется в активизации человеческого фактора - личности и творческой деятельности педагогов. Поэтому главные ориентиры методической работы в настоящее время - управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива ДОУ.

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Таким образом по итогам изучения профессиональной компетентности педагогов планируется система методической работы с педагогами на год.

В ней предусматривается:

Ø    какая методическая помощь, кому и какими силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещение, наставничество, консультации и т. д.);

Ø    у кого из педагогов какой опыт будет изучаться и обобщаться.

Мероприятия планируются на основе индивидуально – дифференцированного подхода (с учетом образования, опыта, интересов, проблем).

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

• обучение на курсах повышения квалификации;

• участие в методической работе района, города;

• участие в методической работе ДОУ;

• самообразование;

• аттестация педагогических работников;

• участие в конкурсах профессионального мастерства;

• владение современными образовательными технологиями;

• владение ИКТ;

• обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

В методической работе с педагогами я использую такие организационные формы как:

Ø    Тренинг - запланированный процесс, задачей которого является формирование или пополнение теоретических знаний и практических навыков педагогов, формирование или выяснения отношения участников учебно-воспитательного процесса к определенной идее с целью ее изменения или обновления.

Ø    СЕМИНАР - форма научно-методической работы с педагогическими кадрами, направленная на повышение их квалификации в процессе обсуждения проблемных вопросов, докладов, выступлений, посещенных учебно-воспитательных мероприятий.

Ø    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ : ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость. Педагогический ринг предполагает атаковать соперника вопросами, на которые должен быть оперативно дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения.

Ø    РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. строятся на экспромт - методе активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога? Несомненно, педагогическая ситуация - совокупность условий и обстоятельств, требующих быстрого принятия педагогически правильного решения.

Ø    ДЕЛОВАЯ ИГРА - это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Ø    «МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ)». краткосрочное разовое объединение группы педагогов с целью овладения конкретной методической идеей, приемом или задачей поиска новых путей решения сложной учебно-методической проблемы. Группа из нескольких человек активно обсуждает и решает проблему; лидер группы озвучивает общее решение.

Ø    МАСТЕР – КЛАСС (ПРАКТИКУМ). Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

В нашем учреждении созданы определённые условия для профессионального роста педагога путем самообразования. Выбор темы по самообразованию определяется с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. После определения проблемы, темы по самообразованию каждым педагогом составляется план работыПедагогу важно собирать, накапливать факты, выводы. Ими они могут воспользоваться на семинарах, советах педагогов, участвовать в дискуссиях, конкурсах и т. д, т. е. на мероприятиях, позволяющих предоставить практическую реализацию темы по самообразованию.

Конкурсы и фестивали - являются содержательными формами работы, они активизируют педагогов, помогают систематизировать результаты деятельности, повышают самооценку профессиональной компетентности и готовность к педагогическому творчеству.

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

Важно и то, что поддерживается благоприятный психологический климат в коллективе, и на основе общей методической работы создается содружество единомышленников, система методической работы начинает двигаться вперед с ускорением, постепенно становясь саморазвивающейся системой. Перечисленные формы методической работы способствуют созданию "педагогически грамотной команды", предполагают активное использование возможностей каждого педагога.