«Моя первая краеведческая находка - лапти»
Я вам представлю краеведческую находку – лапти.
Во время экскурсии в сельскую библиотеку мы увидели лапти. Они меня очень заинтересовали своей необычной формой. Я примерила лапти на свои ноги. После современной обуви лапти кажутся не очень мягкими и удобными. Но так ходили мои прабабушки и прадедушки. Меня заинтересовал вопрос о лаптях, захотелось узнать о них побольше.
Я стала собирать информацию о лаптях и узнала, что это один из древнейших видов обуви. Еще несколько десятилетий назад это была обувь чувашских крестьян. Промысел насчитывает тысячелетия. Это подтверждается находками специального орудия труда – кочедыка.
Сапоги и валенки были у немногих. Что же носили? – лапти. Это была простая, доступная обувь для всех возрастов. Сохранилось описание этого промысла в Самарской губернии, где лыкодёры отправлялись в лес целыми артелями. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и выражение «ободрать как липку»). Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык – от 60 пучков по 50 штук в каждом – получалось примерно 300 пар лаптей. Из всего сказанного, можно утверждать, что лыковые лапти были самыми распространенными в Самарской области.
С лаптями, чуваши расстались последними из народов, заселяющих Среднее Поволжье. Плетение лаптей было зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ.
Чувашские лапти отличались от русских: у русских правый лапоть отличался от левого, чувашские же плелись одинаково на правую и левую ногу, а еще отличались от лаптей русских и мордвы своим изяществом и способом плетения. Более ценными считались лапти, плетенные из вязового лыка: в сухую погоду они дольше носились.
Для женщин и девушек лапти плелись по-разному. Праздничные девичьи лапти отличались тонкостью работы. Лыко тоже было более узкой резки. Веревки сплетали изо льна. На период весеннего таяния снега к лаптям подшивали колодки (каптарма). Они спасали от намокания. Колодки делали из липы с фигурным вырезом углов и снятием кромки.
Лапти носили вместе с портянками и онучами. Портянки ткали на кустарных станках из конопляной нити, а онучи - из шерстяной. Они мало спасали от холода. Иногда, даже летом женщины ходили в онучах.
В лаптях условно выделяют следующие участки: пятка, головка ("головяшка"), дол (дно, подошва), бочки (борта) и отверстия (петли) в бочках для продевания ремней - обор (длиной до двух метров).
Известно два способа плетения лаптей - прямое, когда лычные полосы кладутся перпендикулярно друг к другу и косое - полосы соединяются под углом. Они назывались верзнями. Плести лапти было делом трудным и долгим. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар. Они быстро изнашивались, поэтому их приходилось плести в большом количестве, а отправляясь в дальнюю дорогу пешком, брать с собой запасные.
Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось -мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы (подковыренная, то есть подшитая паклей или лыком). Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок.
Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а наблюдать они могли с пеленок, все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год (пар по 5 – 6 каждому). Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого.
Лапти долгое время применялись в Красной Армии. Газета "Известия" (орган Чувашского облисполкома) в номере за 21 января 1921 года извещает об обязательном постановлении: «Для нужд Красной Армии заготовить два миллиона пар лаптей».
Вплоть до 1926 года плетение и торговля лаптями в Самарской области считались престижным делом. Газеты писали о передовиках лаптеплетения. Хотя год от года лапти теряли свои позиции в конкуренции с кожаной обувью.
«Эта малопривлекательная обувь» – пригодилась и в годы Великой Отечественной войны – для обмундирования трудовой армии.
Была еще одна вспышка лаптевого "бума", когда в 1960 году для постановки оперы "Шывармань"( «Водяная мельница») потребовалось двести пар забытой обуви. Чтобы сплести их, пришлось искать народных умельцев. Заказ разместили в трех районах республики Татарстан.
Лапти - один из важнейших символов традиционного национального быта. Лапти плелись не во всех районах Самарской области, но носили их в большем количестве. То есть, они были товаром или предметом торговли.
Про лапти сложены сказки, пословицы, загадки и песни. У чувашского народа есть песня ("Щопата"). В двадцатые годы и позднее она была очень распространенной.
А в наши дни лапти продаются на рынке как сувенир, используются в русском фольклоре и на культурных этнографических мероприятиях.
Изучая эту находку, я узнала много нового из истории старинной чувашской обуви и рассказала о своей находке одноклассникам на внеклассном занятии «Обычаи и традиции моего народа».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.