Разработка урока по литературному чтению 2 класс
Оценка 4.9

Разработка урока по литературному чтению 2 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
25.12.2021
Разработка урока по литературному чтению 2 класс
Конспект урока по литературному чтению 2 класс
литературное чтение.doc

                                      ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема урока: Лирические стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина, со стихотворениями А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”, с особенной формой рифмовки,  продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

 - Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?

 - Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. )

 - Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)

 - Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. )

 - О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)

 - Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным. )

III. Ознакомление с новым материалом

https://www.youtube.com/watch?v=bJbFa3LJuYs 

1.Чтение стихотворения «Вот север, тучи нагоняя»

2.Словарная работа.

-Какие слова были непонятны?

клок – пучок, кусок,

брега – берега (старая форма слова),

пелена – покров,

недвижная река – неподвижная река.

3.Работа над содержанием стихотворения.

 В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.

 - А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)

 - Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )

 - Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)

 - Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.

 - Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл.)

IV.Продолжение работы по теме урока.

https://www.youtube.com/watch?v=dy4XKxuxosQ 

1.               Работа над выразительным чтением стихотворения “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение?

2.  Словарная работа. 

Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

3. Анализ стихотворения.

Кто главный участник действия в первой картине?  (Крестьянин)

Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)?

Стало ли крестьянину легче ездить?

Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.

Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом “на третье в ночь” спасен урожай.

Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы?

На это указывает восклицание – Зима!..

Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз (крестьянин обновляет путь).

Как ведёт себя лошадка?(плетется рысью как-нибудь)

О чём говорится во второй части?

Кто управляет кибиткой?(Ямщик).

Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами . От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников.

Кто главный участник в третьей части? (Дворовый мальчик).

Кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе. Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.

Чем занят дворовый мальчик? (Катает на санках собаку).

Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы? Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки.

Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?

V. Рефлексия.

-Какие открытия вы сделали на уроке?

VI. Подведение итогов

- За что вы похвалили бы себя?

VII. Домашнее задание:

выучить стихотворение на с.88 , выразительно читать стихотворение на с.89

 


Скачано с www.znanio.ru

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока:

Работа над содержанием стихотворения

Работа над содержанием стихотворения

Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? 2

Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? 2

Кого же в те времена называли дворовыми?

Кого же в те времена называли дворовыми?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2021