ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема урока: Лирические стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…
Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина, со стихотворениями А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”, с особенной формой рифмовки, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?
- Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. )
- Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
- Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. )
- О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)
- Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным. )
III. Ознакомление с новым материалом
https://www.youtube.com/watch?v=bJbFa3LJuYs
1.Чтение стихотворения «Вот север, тучи нагоняя»
2.Словарная работа.
-Какие слова были непонятны?
клок – пучок, кусок,
брега – берега (старая форма слова),
пелена – покров,
недвижная река – неподвижная река.
3.Работа над содержанием стихотворения.
В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.
- А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)
- Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )
- Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)
- Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.
- Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл.)
IV.Продолжение работы по теме урока.
https://www.youtube.com/watch?v=dy4XKxuxosQ
1. Работа над выразительным чтением стихотворения “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение?
2. Словарная работа.
Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.
Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.
Кибитка – крытый экипаж, повозка.
Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.
Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.
Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).
Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.
Салазки – маленькие деревянные ручные санки.
3. Анализ стихотворения.
Кто главный участник действия в первой картине? (Крестьянин)
Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)?
Стало ли крестьянину легче ездить?
Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.
Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом “на третье в ночь” спасен урожай.
Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы?
На это указывает восклицание – Зима!..
Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз (крестьянин обновляет путь).
Как ведёт себя лошадка?(плетется рысью как-нибудь)
О чём говорится во второй части?
Кто управляет кибиткой?(Ямщик).
Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами . От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников.
Кто главный участник в третьей части? (Дворовый мальчик).
Кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе. Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.
Чем занят дворовый мальчик? (Катает на санках собаку).
Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы? Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки.
Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?
V. Рефлексия.
-Какие открытия вы сделали на уроке?
VI. Подведение итогов
- За что вы похвалили бы себя?
VII. Домашнее задание:
выучить стихотворение на с.88 , выразительно читать стихотворение на с.89
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.