Краеведческая находка "Псалтырь"
Оценка 4.8

Краеведческая находка "Псалтырь"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
история +2
11 кл
28.05.2017
Краеведческая находка "Псалтырь"
У нас в школе каждый год проходит краеведческая конференция "Поиск и творчество". В секции "Краеведческая находка" ребята представляют старинные предметы, которые в наше время имеют историческую ценность. А готовят свои выступления ребята на кружке "Я - исследователь". Мы сдаем эти предметы на визуальную экспертизу в историко - краеведческий музей г. Рыбинска.
Псалтырь.doc
XXIII муниципальный (открытый) конкурс исследовательских работ обучающихся – участников туристско – краеведческого движения РФ «Отечество» ­ Золотаревские краеведческие чтения Секция «Краеведческая находка» «Псалтырь»                                                       Автор                                                        Пивоварова Анастасия,                                                       ученица 11 класса Болтинской СОШ                                                       Руководитель                                                       учитель начальных классов Болтинской СОШ                                                        Табакова Марина Александровна ­2012г.­ Легенда.    В память о прабабушке, которая проживала в деревне Панфилово  Пошехонского района, у нас сохранилась библейская книга Ветхого Завета,  состоящая из 150 песен (псалмов) ­  «Псалтырь» 1646 года выпуска.  Ей она досталась по наследству, по женской линии.  Описание находки.    В Рыбинском государственном историко­архитектурном и художественном  музее – заповеднике мы узнали, что книга размером: 23,8x18,7см  напечатана  была в Москве на Печатном дворе 6 декабря 1646 года. В ней 452 листа. Для  её изготовления использовали: бумагу, дерево, кожу и металл. Украсили:  заставками, инициалами, концовками, гравюрой ­ царь Давид, т. к. он  традиционно считается автором Псалтыри.    Переплёт: доски обтянуты кожей с тиснением, на верхней крышке в  среднике эмблема с изображением двух орлов над градом, полосы  растительного и линейного орнамента, в одну из которых включены  изображения льва, единорога (и, возможно, пеликана). На верхней крышке  фрагментарно сохранилась позолота. Застёжки и ремни утрачены. Переплёт  поновлён: корешок подклеен холстом.    Записи на припереплётных листах: 1) о кончине Мартына, Маревьяны, Анны Кузьминичны и Февронии Кузьминичны от 1874, 1881 и 1886 гг., 2) «В 1872 году вся деревня Панфилово горела во 18го мая», 3) «1884 года  кончили севъ мая 31 дня и не созрелъ». 4) «Волга пространства длины 3257  верстъ»      Сохранность: потемнение, загрязнение бумаги, пятна жировые, от затёков  сырости и от воска; заломы углов; книжный блок разбит, часть тетрадей и  листов выпадают; потёртость переплёта с утратами и прорывами кожи.    Мы узнали, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной  книгой Ветхого завета. Псалтырь – это книга молитв на все случаи: в скорби,  в чувстве безысходности, в боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после получения утешения, в потребности благодарения и для вознесения  чистой хвалы Творцу. Псалтырь является одной из наиболее популярных книг Ветхого завета, и часто издаётся отдельно или вместе с Новым заветом.     На Руси Псалтирь обычно была последней, «высшей» книгой для обучения  грамоте (после букваря и Часослова) не только среди священнослужителей,  но и для лиц светских. Она оказала громадное влияние на древнюю  письменность: летописи, сочинения Феодосия Печерского, Серапиона  Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и разными  местами и изречениями из Псалтири; многие фразы из Псалтири вошли в  пословицы и поговорки. В Древней Руси был также обычай гадать по  Псалтири. Так как Псалтырь содержит канонические тексты, интереса в историко­ литературном плане не представляет. Однако, будучи поздним образцом  изданий кириллической печати (1855г.), книга интересна как  старообрядческое издание, в котором могут быть прослежены основные  черты, характерные для старообрядческого книгопечатания. Во – первых, это  сохранение традиций дониконовской старопечатной книги, в связи с чем в  предисловии даётся ссылка на издание 1646 г. Во – вторых, в состав Псалтыри включены пространное предисловие и дополнения: канон за единоумершего и  статья «Како писати в синодики».    Интерес представляет редкий изобразительный сюжет, использованный в  качестве средника на верхней крышке переплёта. Записи в книге несут также  интересную информацию: о значимых событиях в жизни её владельцев (пожар, неурожай), свидетельствуют о тяге к разнообразным знаниям (запись о  протяжённости Волги).   Дальнейшее использование.    Я узнала значение слова «Псалтырь», как хранить старые книги, кто такие  старообрядцы и нашла в Интернете иконы старообрядцев.     Мне бы хотелось продолжить работу дальше с этим предметом, проследить  по родословной от кого эта книга перешла к нам и о каких событиях в их  жизни пишут мои предки.  Исследовательская работа ОТ СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ К ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ Руководитель: Чупина Нина Валентиновна, учитель истории и обществознания Автор: ученица, 4А класса Краткая аннотация Одной из реликвий, хранящихся в нашей семье, является старообрядческая богослужебная книга  ­  часовник. Как эта книга попала в нашу семью? Когда была издана? Какое значение имела для моих предков? Чтобы ответить на эти вопросы, мы с папой и мамой занялись изучением истории своей семьи и истории старообрядческого движения в России. В ходе исследования мы выяснили, что наши предки были старообрядцами часовенного согласия, распространенного на Урале и в Сибири. А часовник когда­то принадлежал моей прабабушке и был издан более ста лет назад. Внешний вид часовника, множество закладок из лоскутков ткани и обрывков газет и журналов позволили сделать вывод о том, что он играл очень важную роль в жизни семьи. Аннотация Одной из реликвий, хранящихся в нашей семье, является старообрядческий часовник. Что такое часовник? Как он попал в нашу семью? Когда был издан? Какое значение имел для моих предков? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы с папой и мамой занялись изучением истории своей семьи и истории старообрядческого движения в России. Цели исследования: 1. Познакомиться с историей старообрядчества; 2. Выяснить: ­ являлись ли мои предки старообрядцами; ­ какие традиции старообрядчества сохранились в нашей семье; 3. Установить: ­ время издания часовника, хранящегося в нашей семье; ­ значение часовника для моих предков. Объект исследования: история старообрядческого движения в России. Предмет   исследования:   история   семьи   Лесковых   ­   Матвеевых,   связанная   со старообрядчеством. Методы исследования: знакомство с литературой по теме исследования, собеседования с членами семьи, изучение документов из семейного архива. В ходе исследования выдвинута гипотеза:  если часовник находится в моей семье, значит, мои предки были старообрядцами. В ходе исследования  мы выяснили,  что мои предки были  старообрядцами часовенного согласия, распространенного на Урале и в Сибири. А часовник когда­то принадлежал моей прабабушке и был издан около ста лет назад. Внешний вид часовника,  множество закладок из лоскутков ткани и обрывков газет и журналов позволили сделать вывод о том, что он играл очень важную роль в жизни семьи и использовался очень часто. План исследования Одной из реликвий, хранящихся в нашей семье, является старообрядческий часовник. Что такое часовник? Как он попал в нашу семью? Когда был издан? Какое значение имел для моих предков? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы с папой и мамой занялись изучением истории своей семьи и истории старообрядческого движения в России. Цели исследования: 1. Познакомиться с историей старообрядчества; 2. Выяснить: ­ являлись ли мои предки старообрядцами; ­ какие традиции старообрядчества сохранились в нашей семье; 3. Установить: ­ время издания часовника, хранящегося в нашей семье; ­ значение часовника для моих предков. Объект исследования: история старообрядческого движения в России. Предмет   исследования:   история   семьи   Лесковых   ­   Матвеевых,   связанная   со старообрядчеством. Методы исследования: знакомство с литературой по теме исследования, собеседования с членами семьи, изучение документов из семейного архива. В ходе исследования выдвинута гипотеза:  если часовник находится в моей семье, значит, мои предки были старообрядцами. В ходе исследования  мы выяснили,  что мои предки были  старообрядцами часовенного согласия, распространенного на Урале и в Сибири. А часовник когда­то принадлежал моей прабабушке и был издан около ста лет назад. Внешний вид часовника,  множество закладок из лоскутков ткани и обрывков газет и журналов позволили сделать вывод о том, что он играл очень важную роль в жизни семьи и использовался очень часто. Этапы исследования № п/п 1 2 3 4 Содержание этапа Составление плана работы над темой Изучение литературы Работа с документами из семейного архива Оформление исследовательской работы Время работы Изучая   литературу   по   истории   старообрядчества,   мы   опирались   на возможности   сети   Интернет.   В   ходе   работы   знакомились   с   содержанием журнала «Сибирская Заимка». Из статьи   А.Гриненко   «Триста лет гонений. Краткий   очерк   истории   старообрядчества   в   России»   узнали   о   причинах раскола русской православной  церкви в 17  веке, об  основных согласиях  и толках, возникших в старообрядческом движении. Вургафт С.Г., Ушаков И.А.в своей работе «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического   словаря»   представили   историю   формирования часовенного согласия. Научная статья Свое исследование мы с папой, Александром Александровичем, и мамой, Еленой Сергеевной, начали со знакомства с понятием старообрядчество. В словаре С.И.Ожегова   и   Н.Ю.   Шведовой   сказано   «Старообрядчество   –   общее название   религиозных   течений,   возникших   в   России   с   конца   17   в. вследствие   религиозного   раскола   и   стремящихся   к   сохранению   старых церковных правил (старой веры), прежних устоев жизни». [1] В   ходе   изучения  литературы   мы  узнали,  что   православие   пришло   на  Русь   из Греции.   Но   несколько   веков   почти   изолированного   развития   двух православных церквей ­ русской и греческой ­ привели к тому, что к ХVII веку   обрядовые   традиции   России   и   Греции   стали   сильно отличаться. Патриарх   Никон   стремился   объединить   одной   верой   все православные   народы.   Для   этого   было   необходимо   внести   изменения   в богослужебные обряды в соответствии с греческими традициями.   переменах,       церковных предшествовавших Церковная реформа Никона вызвала в народе сильное недовольство,   которое вылилось в движение старообрядцев. «Чтобы   понять   староверов,   надо   учитывать   особенности   средневекового мышления,   которое   все   было   проникнуто   глубоким   религиозным   чувством. Причем   вера   держалась   именно   за   счет   внешних   атрибутов   богослужения   и обрядов, скрупулезному соблюдению которых уделялось основное внимание при всех реформе Никона». [2] (Приложение №1) Первоначально   движение   староверов   было   немногочисленным,   ограничиваясь всего несколькими сотнями сторонников  старой веры. Среди них были протопоп Аввакум, священноинок Епифаний, дьякон Федор, соловецкие монахи. Почти сразу все противники реформ Никона подверглись репрессиям. С самого начала в движении старообрядцев не было единства. Одна из причин – отсутствие в среде старообрядцев высших церковных иерархов. Еще одна причина заключалась в том, что в центре Руси священник пользовался огромным   авторитетом,   а   на   Севере   крестьяне   фактически   сами   заведовали церковными делами, могли приглашать или изгонять священников. Эти отличия и легли в основу двух главных направлений в старообрядчестве: поповского (беглопоповского) в центре страны и беспоповского на севере. В дальнейшем эти направления продолжали дробиться на различные согласия и еще   более   мелкие   объединения   ­   толки. [2] (Приложение   №2) Известный исследователь раскола А.П. Щапов писал:  “… что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие”. В беглопоповском согласии в конце ХVIII века начало складываться часовенное согласие, которое позднее распространилось по территории Урала и Сибири. В   ходе   исследования   нам   стало   известно,   что   часовенные   проживали   на территории   Ялуторовского   уезда,   в   состав   которого   входил   Заводоуковск. Данную   информацию   мы   получили   от   сотрудников   Заводоуковского краеведческого   музея.   К   старообрядцам   часовенного   согласия   принадлежали купцы Колмаковы. [3] Далее предстояло узнать, является ли Заводоуковск родиной моих предков. Оказалось, что в Заводоуковск наша семья приехала в 1972 году из села Скородум Упоровского района. Мы снова обратились к литературе и установили, что часовенные жили и в Упоровском районе. Была выдвинута гипотеза: если родиной моей семьи является Упоровский район, следовательно, она может принадлежать к старообрядцам часовенного согласия. Часовенные   (др.   названия:   часовенное   согласие;   кержаки;   стариковское согласие;   николаевские   беспоповцы;   поповцы,   управляемые   уставщиками)   ­ старообрядцы,   первоначально   бывшие   поповцами,   из­за   гонений,   особенно усилившихся при Николае I, остались на длительное время без священства. И так, вынужденно совершая основные обряды и проводя богослужения без попов, они   сделались   беспоповцами.   Как   беспоповцы,   они   совершали   службу   в лишенных алтарей часовнях, что позже дало имя согласию.Часовенное согласие сложилось из нескольких миграционных потоков старообрядцев, продвигавшихся в   разное   время   из   Европейской   России   все   дальше   на   восток.   В   1720­х   гг. основная   часть   предков   часовенных   ушла   из   нижегородских   лесов   на   Урал. Переселению способствовали не только гонения, но и то, что в начале XVIII века владельцы   уральских   заводов   оказывали   покровительство   бежавшим старообрядцам, видя в них источник рабочей силы. Сами часовенные возводят свои истоки к священноиноку Софонтию, поселившемуся на реке Керженце и принятому от ереси священниками дониконовского рукоположения. Еще   в   начале   XX   века   основная   масса   потомков   часовенных   была   сосредоточена   в треугольнике, образованном городами Пермью, Тюменью и Челябинском. [4] В   статье   Беспаловой   Ю.М.   «Деловая   этика   западносибирского   старообрядчества»   мы нашли   очень   интересную   характеристику   сибирских   старообрядцев,   данную   когда­то иностранным   исследователем   Сибири   А.   Глейнером:   “Главная   секта   в   Сибири   ­   это раскольники,   или   староверы.   Главная   их   черта   ­   строгая   умеренность   и   отвращение   к нововведениям. Они не пьют ни кофе, ни чаю. Никогда они не курят и не позволяют другим курить в своих домах и даже в своем соседстве. Женщины их поднимают крик, как только почувствуют запах табака. Кроме того, они не едят картофеля и не станут есть за одним столом с иноверцем. Несмотря на такие смешные их обычаи, они пользуются большим уважением. Они всегда трезвы, прилежны, трудолюбивы”.[3] Много времени старообрядцы проводят в молитвах. В ходе исследования папа рассказал, что в детстве часто ездил в гости к своей бабушке, Новоселовой   Фекле   Филипповне   в   село   Скородум   Упоровского   района.   Каждый   вечер бабушка уходила из дома и брала с собой большую старую книгу. Он всегда ждал бабушку, хотя   возвращалась   она   очень   поздно.   Дома   бабушка   часто   делала   восковые   свечи: растапливала воск и скатывала его в виде длинных тонких палочек. От матери, Манефии Филипповны,   папа   узнал,   что   бабушка   вместе   с   односельчанами   ходила   молиться   в большой   дом.   Церковью   данный   дом   он   назвать   не   может.   Изучая   литературу,   мы обратили  внимание  на фотографию соборной часовни в г.Ревда Свердловской  области, которая   не   похожа   на   привычную   для   нас   церковь,   а   скорее   напоминает   жилой   дом. (Приложение №3)    Исходя из этого, мы предположили, что жители с. Скородум посещали для молитв часовню, следовательно, принадлежали к часовенному согласию. Заинтересовавшись   рассказом   папы,   я   решила   найти   в   Интернете   информацию   о   селе Скородум и старообрядцах, живших там. Однако в небольшой исторической справке о селе информации о старообрядцах не содержится, хотя мои родственники по папиной линии утверждают, что село было старообрядческим. Среди   старообрядцев   всегда   было   много   грамотных   людей.   В   каждом   доме   хранились богослужебные   книги,   а   также   литературные   произведения   старообрядческих просветителей. В доме моей прабабушки тоже хранилось несколько книг. Одна из книг – часовник.   (Приложение   №4)   Часовник   предназначен   для   ежедневных   молитв.   Чтобы определить,   когда   он   был   издан,   мы   обратились   за   консультацией   в   Заводоуковский краеведческий музей.  С помощью сотрудников музея было установлено, что часовник был издан в 7415 году от сотворения мира, а в современном летосчислении – в 1907 году. Часовник был напечатан в г.Уральске в старообрядческой типографии первым теснением с книги часовника, напечатанного в типографии почаевской. (Приложение №5)   Часовник имеет обтянутую кожей деревянную обложку. Застежки, которыми закрывался часовник, не сохранились. На обложке видны многочисленные следы свечного воска. Края страниц сильно потрепаны, углы подклеены. В книге много закладок – обрывки из журналов, из газеты «Заводоуковские вести», листок из перекидного календаря за 1987 год, кусочки ткани, тетрадные листы. На полях сохранились надписи. Познакомившись с историей старообрядческого движения и историей семьи Новоселовых  –   Матвеевых,   мы   пришли   к   выводу   о   том,   что   семья   была   старообрядческой   и принадлежала к часовенному согласию. Часовник, хранящийся в нашей семье, относится к богослужебной   литературе,   в   нем   содержатся   молитвы,   которые   надо   читать   в определенное   время   суток.   Внешний   вид   часовника,   а   также   множество   закладок позволили сделать вывод о том, что он играл очень важную роль в жизни семьи. Несмотря на то, что сегодня члены нашей семьи не считают себя старообрядцами, они сохраняют   некоторые   старообрядческие   традиции:   бережно   относятся   к   семейным реликвиям,   трудолюбивы,   ведут   здоровый   образ   жизни,   не   курят,   не   одобряют употребление спиртных напитков. Я   считаю,   что   наша   работа   актуальна,   потому   что   благодаря   ей   нам   удалось   ближе познакомиться с историей своей семьи, узнать больше об истории России. Список литературы 1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.­ М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. 2. Гриненко   А. Триста   лет   гонений.   Краткий   очерк   истории старообрядчества в России. http://www.pravoslavie.be 3. Беспалова   Ю.М. старообрядчества.   Деловая   этика   западносибирского 4. Вургафт С.Г.,   Ушаков И.А. Старообрядчество.   Лица,   предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. 5. http://www.zaimka.ru http://sitkin.narod.ru/bz.htm 6.http://samstar­biblio.ucoz.ru Приложения. Приложение 1. Псалтырь. Приложение 2. Приложение 3. Как хранить старые книги. Старая книга ­ это очень хрупкий предмет. И главный враг её ­ само время. В  числе прочих врагов можно назвать плесень, насекомых, влажность, перемены  температуры, физический износ от постоянного перелистывания страниц.  Зная, как бороться с основными врагами старых книг и соблюдая несколько  простых правил хранения, можно продлить жизнь этих книг на долгие  десятилетия. Основные факторы, убивающие хрупкие старые книги ­ это тепло, влажность  и свет. Бумага, из которой сделана любая книга, состоит из тонких длинных  волокон целлюлозы. При повышении и понижении температуры воздуха эти  волокна расширяются и сужаются, подчиняясь основным физическим  законам. В процессе такой постоянной трансформации многие волокна  ломаются, в результате чего страницы становятся хрупкими и старые книги  разрушаются. Поэтому хранить книги необходимо в помещении, где  поддерживается постоянная температура воздуха. Самая комфортная  температура хранения для изделий из целлюлозы ­ от 18 до 21°C. Ни в коем  случае не стоит хранить старые книги рядом с нагревательными приборами,  на сквозняках или в других местах, где возможно резкое изменение  температуры воздуха.   Влажность атакует старые книги с нескольких сторон. Когда изготовлялась  бумага для ваших книг, в целлюлозную массу были добавлены различные  химические вещества для отбеливания и повышения прочности. Со временем  высокая влажность активизирует химические процессы, под воздействием  которых кислоты, содержащиеся в целлюлозе, вступают в реакцию с этими  веществами. Наличие в воздухе пыли, копоти и других загрязняющих  элементов еще более усложняет ситуацию, так как тоже участвуют в  химических реакциях, в результате которых образуются вещества,  разрушающие хрупкую бумагу. Споры плесени, неактивные в воздухе,  оживают на теплых влажных страницах, образуя коричневые пятна с  неприятным запахом. В условиях очень сильной влажности деформируются  обложки и отклеиваются этикетки.  Самый простой способ избежать разрушительного воздействия влажности на  старые книги ­ это поддержание влажности воздуха в помещении, в котором  хранятся старые книги, на уровне 50%. Это вполне возможно сделать, если  поддерживать постоянную температуру воздуха 18 ­ 20°C, потому что  уровень влажности повышается вместе с температурой воздуха. Качественный кондиционер поможет сохранить ваши книги, он снизит температуру в  комнате в жару и отфильтрует многие содержащиеся в воздухе вредные  вещества. Зимой необходимо поставить ёмкости с водой рядом с системой  отопления, что позволит избежать слишком сухого воздуха, так же  губительного для старых книг.  Слишком яркий свет ­ вот еще один враг старых книг. Коварный солнечный  свет убивает краску на страницах и повышает температуру воздуха. Даже люминесцентные лампы накаливания вредны для бумаги. Как и в солнечных  лучах, в их свете тоже присутствуют ультрафиолетовые лучи, усиливающие  действие кислот на целлюлозу и делающие страницы старых книг хрупкими и  коричневыми. Меры борьбы с ультрафиолетом следующие: на окна можно  установить фильтры, а вместо люминесцентных ламп использовать лампы  дневного света.  Идеальное место для хранения старых книг ­ тёмная комната с температурой  воздуха 20°C и влажностью 50%. При таком хранении старые книги могут  жить практически вечно. Но мы не можем хранить их просто ради хранения.  Ведь книга ­ это источник знаний, и храним мы книги для того, чтобы иметь  возможность к этим знаниям время от времени обращаться.  Хрупкие старые книги требуют очень бережного обращения. Нельзя их  ставить на полку так, чтобы они деформировались от тесноты, потому что  книг на полке очень много. При чтении лучше пользоваться подставками для  книг. Не стоит использовать закладки, скрепки и сушить растения в старых  книгах. яя , старов риеея , древлеправосл виеая Старообр дчество  — совокупность  религиозных течений и организаций, направленных против церковных  реформ патриарха Никона (никонианства). Понятие «старообрядчество»  появляется после раскола Русской православной церкви в середине XVII  века. Старообрядцы продолжили церковную традицию практикуемую до введения  этих реформ. Правовое положение старообрядцев в XVII—XVIII веках. В контексте государственной политики в отношении церкви «старая вера»  была непризнанной, более того — преследуемой. На протяжении веков  существенно изменялся характер государственно­церковных отношений к  старообрядцам: гонения сменялись попытками компромисса. Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, вплоть до конца  XVII века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков­никониан» и старая  вера восторжествует. Но правительство не только не вернулось к старой вере,  но и стало жестоко преследовать старообрядцев, навязывая им нововведения. На жизнь и развитие старообрядчества в XVII—XIX столетиях повлияли три  важнейших обстоятельства:  — государственная политика в отношении сторонников старой веры;  — общественное и экономическое развитие России;  — духовные искания самих старообрядцев. Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во  внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века.  Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со  староверцами различными способами. Запреты, налоги, насилие — всё это  оказалось несостоятельным по отношению к расколу. Жестокие репрессии конца семнадцатого века уступили место чисто  практическому подходу Петра, весьма далекого от богословских споров. Как  и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр подошел прежде всего с  позиции казны. Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского  пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью». Тех же, кто  укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них  за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу. Тем не менее,  согласно указу, теперь старообрядцы могли жить открыто. Им строго  воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей. Кроме  того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства на «правоверных» не принимались. Все старообрядцы должны  были носить особое платье, по которому они тот час могли быть узнаваемы, за право носить бороду также была введена особая подать. Платили подать и те,  кто венчался не у церковных пастырей. Раскольники могли вступать в брак с  «правоверными» не иначе как по отречению от старой веры. Таким образом,  при Петре староверце вынудили платить своеобразную дань за право на  собственное вероисповедание. Раскольникам не позволялось строить скиты, их монахов и монахинь  рассылали по монастырям под строгий надзор, а иногда осуждали на  каторжные работы. Уличенные в намеренном и упорном укрывательстве  старообрядцев наказывались как противники власти. После смерти Петра, а особенно при Анне Ивановне, преследование  староверцев возобновились. Своего рода «золотой век» старообрядчество  пережило в 60­90ые годы XVII века. Очевидна тенденция к либерализации  законов в отношении старообрядцев. С воцарением Екатерины Второй, меры  против старообрядцев становились более снисходительными. Отправной  точкой в решении проблемных отношений со старой церковью стали  просветительские установки, теоретические обоснования основ разумного и  справедливого строя. Беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они  возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать  род деятельности, какой пожелают, также им дарованы разные льготы:  разрешено носить бороды и ходить не в указном платье. Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт­ Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины староверцев  можно было встретить в любом уголке страны: они покидали окраинные  земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из­за границы  (прежде всего из Польши). Постепенно раскольников стали допускать к присяге и свидетельству, если  они были освобождены от двойной подати, то их даже разрешено было  выбирать. Также оставили применение строгих мер собственно против тайных и упорных староверцев, которые увлекали других к безрассудному  самосожжению. Тем не менее, несовершенство законодательной системы создавало массу  возможностей для ущемления прав старообрядцев. Раскольничество не  получило признания наряду с официальным православием и продолжало  считаться заблуждением. Следовательно, к «заблудшим» при прочих равных  условиях относились с особым пристрастием, считая серьезным  преступлением пропаганду раскола и обращение людей в старую веру. По сути, веротерпимость по отношению к староверам была больше парадным  фасадом, нежели реально предоставленной свободой. Государство  преследовало свои интересы, видя экономические и политические выгоды от  некоторых «послаблений». Многие старообрядческие общины приобрели  авторитет в торговом и промышленном деле. Старообрядческое купечество  богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX  веке. Социально­экономический расцвет был следствием изменения  государственной политики в отношении староверцев. До 80­ых годов XVIII века ни законодательством, ни практикой не был решен  вопрос о праве старообрядцев на публичное оправление своих обрядов.  Первые прецеденты строительства церквей были предприняты в Твери и  Нижнем Новгороде и других городах, что давало юридическую возможность  воспользоваться подобной милостью во всех епархиях, но каждый случай  рассматривался отдельно Также в указанный период не последнее место в духовных ведомствах  занимал надзор за распространением книжной грамоты. На протяжении почти  всего XVIII века действовало законодательство Петра об изъятии старинных  печатных и рукописных книг и икон старого письма и отсылке их в  Святейший Синод. Первая собственно старообрядческая типография  возникла в посаде Клинцы Суражского уезда, Черниговской губернии в  середине 1780­х. Центром сосредоточения запрещенных книг стала Ростовская ярмарка, одна  из крупнейших в стране. Обнаруженные «вредные» книги и целые библиотеки  могли беспрепятственно уничтожаться. В идеологической войне церковь,  поддерживаемая государством, изо всех сил пыталась установить единые  понятия о благочестии и православии. Не без основания полагая, что единство веры может установить «единомыслие» в народе. Екатерина Вторая сделала попытку вписать «религиозных диссидентов» в  общую государственную структуру. Абсолютистское начало религиозной  терпимости проявлялось в том, что законодательные инициативы исходили от  светских властей и тем самым, неизбежно заставляли меняться  господствующую церковь. Очевидное «послабление», данное старообрядцам в последней четверти XVII века, закрепилось в указе Синода от 22 марта  1800 г., который предписывал каким образом следует поступать с людьми,  отклоняющимися в старообрядчество. Причиной его принятия стали жалобы  староверцев к правительству на притеснения со стороны приходских  священников. В предотвращение каких­либо нареканий в дальнейшем,  приходские священники обязывались терпеливо и гуманно относиться к  старообрядцам. Однако этот указ оставался красивой декларацией и не имел  реального практического применения, поскольку невозможно было контролировать, насколько тот или иной священник следовал христианским  принципам в отношении раскольников. Опасаясь усиления оппозиции, которое могло последовать в результате  «половинчатых» уступок, правительство, начиная с 1810 г., предпочло  сделать шаг назад и вернуться к мерам репрессивно­охранительного  характера. Основные итоги развития старообрядчества: Во­первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и  официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру.  Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения —  одна из замечательных страниц духовной истории русского народа. Во­вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную  способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на  приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и  укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость  трудолюбивыми и предприимчивыми людьми. В третьих, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников  средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние  рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но  главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека  подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь,  основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими  догмами, обрядами и Священным писанием. Обстановка непрерывных споров и обсуждений, столь характерная для  старообрядчества, не имела ничего общего с той «казенщиной», которая  сложилась после реформы Петра в официальной церкви. Преследования старообрядцев.  Бегство старообрядцев началось после Собора 1667. Особенно усилилось  бегство за границу во время правления Софьи, во время Иоакимова  патриаршества. Бежали в Польшу, Литву, Швецию, Пруссию, вТурцию,  в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах  более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего  населения России это составляло около десяти процентов, а в отношении к  исключительно русскому населению это количество бежавших составляло  гораздо больший процент. За границей старообрядцы селятся большими  колониями, строят свои церкви, монастыри, скиты. В России существовали свои крупные старообрядческие центры. Наиболее известные из  них: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Выгореция. Керженец — название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль  реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей — мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. В Нижнем  Новгороде был казнен знаменитый старообрядческий диакон Александр,  составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу. После разгрома Керженца староверы  бежали в Пермский край, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. Стародубье находится в северной части Украины — в бывших  Новозыбковском и Суражском уездах Черниговской губернии. Гонения  начались во времена правления Софьи. Часть старообрядцев бежала из  Стародубья в Ветку. Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась  на территории Польши. Первый разгром Ветки произошел в 1735. 40 000  человек были переселены в Восточную Сибирь иЗабайкалье. Эти события  получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена  в Забайкалье в 1795 году. Иргиз — приток Волги в Саратовской и Самарской губерниях. Заселён во  времена Екатерины II по приглашению императрицы. В царствование Николая I все иргизские монастыри были разгромлены и отобраны у старообрядцев. Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском  казачьем войске. Одной из причин по которой яицкие казаки охотно  поддержали Пугачева, было жалование «крестом и бородой», то есть  сохранением старообрядческих традиций. В 1803 году казаки отказались  подчиниться введению армейской униформы, посчитав погоны и знаки  отличия «антихристовыми» знаками. Оренбургский генерал­губернатор  Волконский выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали  пороть, пока те не оденут форму, было запорото до смерти несколько  десятков человек. Причиной самой последней смуты в войске в1874 году  послужил отказ от принятия присяги, предусмотренной новым положением о  воинской службе. Большинство же приверженцев старой веры считали  невозможным принесение каких­либо клятв. Несколько сотен упорствующих  казаков было выслано в глухие зааральские пустыни, в 1877 году за ними были высланы и их семьи. Старообрядчество сегодня. Лишь в начале ХХ века старообрядчество было признано одним из  значительнейших явлений новой русской истории. Трагедию раскола заново  переосмыслило и русское зарубежье — от эмигрантов первой волны  до Александра Солженицына, который, находясь в эмиграции в США, встречался со старообрядцами в штате Орегон, и который не раз в своих  работах осуждал гонения на хранителей старой веры. В настоящее время старообядческие общины, помимо России, можно  встретить в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше,  на Украине, в Румынии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а  также в Австралии. Одна из крупнейших ветвей современного русского  старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь,  насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и  Браиле, Румыния. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России  более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована.  Централизованным, совещательным и координационным органом в  современной России является Российский Совет ДПЦ. Общая численность  старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди  них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны,  коми, удмурты, чуваши и др. Духовно­административный центр Русской Древлеправославной  Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области. География старообрядчества. Известные старообрядцы    Савва Морозов  Аввакум Петров (протопоп Аввакум)   Авраамий (расколоучитель)  Павел Рябушинский — предприниматель, банкир  Феодосия Морозова (боярыня Морозова)  Павел Коломенский — епископ    Кокорев, Василий Александрович — предприниматель, меценат Кузнецов, Матвей Сидорович — предприниматель, фарфорозаводчик Сироткин, Дмитрий Васильевич — (1865—1946) Крупнейший  российский судовладелец, дважды городской голова Нижнего Новгорода  Платов, Матвей Иванович — атаман Донского казачьего войска,  генерал от кавалерии Калашников, Исай Калистратович — писатель   Мальцев, Елизар Юрьевич — писатель  Пермитин, Ефим Николаевич — писатель    Шмелёв, Иван Сергеевич — писатель Клюев, Николай Алексеевич — поэт  Гучков, Александр Иванович — российский политический деятель  Гладков, Фёдор Васильевич — писатель Волков, Александр Мелентьевич — писатель Приложение 4. Иконы старообрядцев.  Икона у староверов является самым важным объектом почитания. Это не  просто портретное изображение святого или иллюстрация к Священной  истории. Икона – священное изображение, посредник между пределами  горними и дольними, откровение Божие, выраженное в линиях и красках,  богословие в зрительных образах, воплощенная молитва.   Слово икона происходит от греческого eikōn – образ, изображение.  Искусство иконописи имеет глубокие корни. Почитание икон основывается на постановлении VII Вселенского собора (787 г.), где было дано строгое  богословское обоснование иконы, которое сводится к тому, что в результате  Боговоплощения люди смогли в лице Исуса Христа созерцать самого Бога.   Иконопись пришла на Русь из Византии с принятием христианства в 988 г. и  достигла вершины в XV–XVI вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея  Рублева, Дионисия.   Икона пишется на доске, которая покрывается тканью – паволокой и затем  левкасом (грунтом). Для писания икон используется темпера – минеральные  краски, растертые на яичном желтке. Написанная икона покрывается олифой,  которая хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет  икону от повреждения. Для икон чаще всего использовались хорошо  подобранные, просушенные доски из липы, ели, ольхи и кипариса. В  оборотную сторону иконы врезались поперечные бруски (шпонки), для  предотвращения деформации иконы. На лицевой стороне делалось углубление (ковчег), таким образом, на доске получалось естественное обрамление –  выступающее над ковчегом поле. Иконы без полей появились лишь в XIV вв.  На отшлифованный левкас наносили рисунок с образцов (прорисей),  обозначая контуры черной краской или инструментом. Следующий этап в  изготовлении иконы – золочение, нанесение золота или серебра на фон иконы  и нимба. После этого писалось изображение.   В иконе нет стремления к индивидуальному самовыражению, мастер­ иконописец оставался чаще всего анонимным. Самым важным в писании икон  является точное следование канону, который зафиксирован в собрании  иконописных образцов – лицевых подлинниках.   Для иконы характерны подчеркнутая условность изображения, обратная  перспектива (точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а  в предстоящем перед иконой человеке – так выражается идея изливания мира  горнего в мир земной); отсутствие внешнего источника света: свет исходит от  ликов и фигур; символическая функция света (голубой – цвет небес, золото –  символ святости, красный – жертвы Христа или же царского достоинства) и  единовременность изображения (все события происходят одновременно). Русская икона в своем традиционном виде сохранялась прежде всего в среде  старообрядчества. Староверы берегли древнюю икону, свободную от  нововведений, высоко чтили и сохраняли своеобразное понимание ее  красоты.   Иконы, стоящие в определенном порядке в несколько рядов (чинов) на  восточной стороне храма, образуют иконостас – образ горнего мира. Самый  важный – деисусный чин, моление Церкви ко Христу.  Центральная икона этого чина – Спас в силах или Господь Вседержитель.  Второй – праздничный – чин посвящен событиям Нового Завета от Рождества  Богородицы до Крестовоздвижения. Над деисусным и праздничным чинами  помещается пророческий чин – образ Церкви, через пророков возвещающей о  Христе. Над ним может находиться праотеческий чин (от Адама до Моисея) – образ Церкви ветхозаветной. Кроме иконостаса, иконы размещены во всем  пространстве храма.  В каждом староверском доме обязательно есть место для домашней молитвы,  в котором устраивается малый иконостас. Он может состоять из нескольких  или даже одной иконы. Перед иконами горят лампады и восковые свечи.   Предназначение иконы – показать реальность духовного мира. Икона  воспринимается на нескольких уровнях:  буквальном, когда воспринимается конкретное изображение; символическом,  передающим богословское содержание данной иконографии; поучающем  (дидактическом), показывающем пример святости; молитвенного общения с  Первообразом.   Так, например, на первом уровне восприятия одной из самых  распространенных икон – Владимирской иконы Божией матери мы отмечаем,  что это изображение Богородицы с Младенцем. Для второго уровня нужно  знать символику отдельных элементов иконы: например, нимб – символ  святости и наполненности отсветом Божественной славы; соприкосновение  ликов Богоматери и Младенца – соединение небесного и земного, сама  Богородица – символ Церкви Христовой. На третьем уровне постижения  иконы передается знание, что для ходящего по путям Господним человека  открыто достижение необозримых духовных высот. Четвертый же уровень  открывается не каждому, это зависит от духовного уровня предстоящего  перед иконой человека.   Духовная традиция в прошлом не прерывалась, и каждый верующий,  предстоящий перед иконой, понимал ее символику. Святые слова Псалтыри и  молитв соединялись в его сознании со зрительными образами и давали тот  сплав, который именуется молением.   Староверы Балтийских стран бережно хранили иконы, вывезенные из разных  областей России начиная с XVII в. и продолжили традиции православного  иконописания на Балтийских землях. Имена многих создателей  провинциальных икон остались неизвестны, однако некоторые изографы  Балтийских стран стали признанными мастерами иконописи, воспитавшими учеников – достойных преемников традиции.   В конце XIX в. – первой трети XX в. в Причудье (Эстония) существовала  иконописная школа, где работали такие известные иконописцы, как Г. Е.  Фролов (1854–1930), П. М. Софронов (1898–1973) и М. Г. Солнцев (1899– 1957). В Латвии одним из центров иконописания являлась Гребенщиковская  община, для которой работали замечательные местные мастера, чье искусство было известно за пределами Латвии, напр., М. Н. Белогрудов (1907–1985), С.  Т. Быкадоров (*1922). В Литве известным иконописцем был И. И. Михайлов  (1893–1993), уроженец Витебской области (Белоруссия), который учился у  своего дяди И. В. Михайлова. С 1929 г. И. И. Михайлов жил и работал в  Вильнюсе. Его иконами украшен иконостас Вильнюсского старообрядческого  храма, он отреставрировал иконостас храма 1­ой Даугавпилсской  (Новостроенской) общины, крупнейшего храма в Латгалии. Образы его  работы можно видеть во многих храмах и домах староверов Литвы, Латвии,  Белоруссии. Его ученики – ныне активно пишущие изографы г. Яковлев  (Вильнюс) и Н. Портнов (Даугавпилс). Приложение 5. Как хранить старые книги. Старая книга ­ это очень хрупкий предмет. И главный враг её ­ само время. В  числе прочих врагов можно назвать плесень, насекомых, влажность, перемены  температуры, физический износ от постоянного перелистывания страниц.  Зная, как бороться с основными врагами старых книг и соблюдая несколько  простых правил хранения, можно продлить жизнь этих книг на долгие  десятилетия. Основные факторы, убивающие хрупкие старые книги ­ это тепло, влажность  и свет. Бумага, из которой сделана любая книга, состоит из тонких длинных  волокон целлюлозы. При повышении и понижении температуры воздуха эти  волокна расширяются и сужаются, подчиняясь основным физическим  законам. В процессе такой постоянной трансформации многие волокна  ломаются, в результате чего страницы становятся хрупкими и старые книги  разрушаются. Поэтому хранить книги необходимо в помещении, где  поддерживается постоянная температура воздуха. Самая комфортная  температура хранения для изделий из целлюлозы ­ от 18 до 21°C. Ни в коем  случае не стоит хранить старые книги рядом с нагревательными приборами,  на сквозняках или в других местах, где возможно резкое изменение  температуры воздуха.   Влажность атакует старые книги с нескольких сторон. Когда изготовлялась  бумага для ваших книг, в целлюлозную массу были добавлены различные  химические вещества для отбеливания и повышения прочности. Со временем  высокая влажность активизирует химические процессы, под воздействием  которых кислоты, содержащиеся в целлюлозе, вступают в реакцию с этими  веществами. Наличие в воздухе пыли, копоти и других загрязняющих  элементов еще более усложняет ситуацию, так как тоже участвуют в  химических реакциях, в результате которых образуются вещества,  разрушающие хрупкую бумагу. Споры плесени, неактивные в воздухе,  оживают на теплых влажных страницах, образуя коричневые пятна с  неприятным запахом. В условиях очень сильной влажности деформируются  обложки и отклеиваются этикетки.  Самый простой способ избежать разрушительного воздействия влажности на  старые книги ­ это поддержание влажности воздуха в помещении, в котором  хранятся старые книги, на уровне 50%. Это вполне возможно сделать, если поддерживать постоянную температуру воздуха 18 ­ 20°C, потому что  уровень влажности повышается вместе с температурой воздуха. Качественный кондиционер поможет сохранить ваши книги, он снизит температуру в  комнате в жару и отфильтрует многие содержащиеся в воздухе вредные  вещества. Зимой необходимо поставить ёмкости с водой рядом с системой  отопления, что позволит избежать слишком сухого воздуха, так же  губительного для старых книг.  Слишком яркий свет ­ вот еще один враг старых книг. Коварный солнечный  свет убивает краску на страницах и повышает температуру воздуха. Даже  люминесцентные лампы накаливания вредны для бумаги. Как и в солнечных  лучах, в их свете тоже присутствуют ультрафиолетовые лучи, усиливающие  действие кислот на целлюлозу и делающие страницы старых книг хрупкими и  коричневыми. Меры борьбы с ультрафиолетом следующие: на окна можно  установить фильтры, а вместо люминесцентных ламп использовать лампы  дневного света.  Идеальное место для хранения старых книг ­ тёмная комната с температурой  воздуха 20°C и влажностью 50%. При таком хранении старые книги могут  жить практически вечно. Но мы не можем хранить их просто ради хранения.  Ведь книга ­ это источник знаний, и храним мы книги для того, чтобы иметь  возможность к этим знаниям время от времени обращаться.  Хрупкие старые книги требуют очень бережного обращения. Нельзя их  ставить на полку так, чтобы они деформировались от тесноты, потому что  книг на полке очень много. При чтении лучше пользоваться подставками для  книг. Не стоит использовать закладки, скрепки и сушить растения в старых  книгах. ии ыи  (от греч.  ψαλ οί ψαλ ός μ   ψαλ ός μ ), излагающих  ψαλτήριον μ , англ. psalms и т. д., причём это название  Приложение 6. Псалт рь, Псалт рь , по названию струнного  щипкового музыкального инструмента псалтерия) — библейская книга  Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и  славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч.  благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных  לִ הלִ תל жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется םים לל (тегилим) — буквально «восхваления», располагается в начале третьего  раздела Танаха — Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (греч.  отличается от еврейского, так как в Танахе греческому  соответствует ר וומוזת מולִ (мизмор). Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири,  предназначенные для использования в хрис Нумерация псалмов Греческая  Масоретская 1…8 9 10 10…112 113 114 115 114 115 116…145 146 147 147 148…150 (151) — 9 116 11…113 117…146 ת Разбиение текста на псалмы (и, следовательно, их нумерация) различается в  иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии и в древнегреческом «переводе 70 толковников» (Септуагинте). Православная церковь использует переводы, основанные на Септуагинте, и,  соответственно, греческую нумерацию псалмов. Римско­католическая церковь традиционно использует латинский перевод  (именуемый Вульгата), где нумерация также совпадает с греческой; такая же  нумерация и в современном латинском издании Литургии часов. Однако в  новом латинском переводе Библии (Новая Вульгата), равно как и во многих  переводах на национальные языки используется масоретская нумерация. Протестанты обычно используют масоретскую нумерацию. Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также  151­й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и  при богослужении не читается. В большинстве российских изданий Библии, в том числе и протестантских,  обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить  при переводах и сравнении текстов), иногда двойная. В данной статье, в  соответствии с установившейся традицией, также применяется греческая  нумерация. Содержание и структура Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по  правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы.  Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на  синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации  одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две  противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в  отношении восходящей градации. По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые  разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50),  проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы  отличаются философски медитативным характером, например 8­й,  содержащий теологические размышления о величии человека. Однако  Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как  личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему  глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в  русле общего развития ближневосточной лирики (псалом 103 близок к  египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко  личностным характером. Жанр псалмов разрабатывался в иудейской  литературе и позднее (так называемые Соломоновы псалмы, I век до н. э.). В Танахе книга Тегилим разделена на пять книг. Первую составляют псалмы  1­40, вторую — 41­71, третью — 72­88, четвёртую — 89­105, пятую — 106— 150.   Cтраница из Лейденского псалтыря св. Людовика (13 век) Надписания псалмов В большинстве псалмов имеются надписания, которые представляют собой  значительную трудность при установлении их происхождения и значения. В  этих надписаниях указываются имена псалмопевцев — составителей и  исполнителей псалмов; исторические события, по поводу которых написан  тот или иной псалом; указания для исполнителей и т. д. Для многих слов  значение точно не установлено, из­за этого существуют различные варианты  переводов. Некоторые надписания различаются в масоретском тексте и в  Септуагинте; некоторые надписания добавлены в церковнославянском тексте, так в 1­ом и 2­ом псалмах появились заголовки «Псалом Давида»,  перешедшие и в русский текст Библии. Указания на жанровую принадлежность ר וומוזת מולִ (Мизмор) — это надписание имеется более чем у трети всех псалмов.  Точное значение слова не установлено, оно возводится к корню zmr —  «дрожать» и, возможно, связано с тем, что произведение следовало петь под  аккомпанемент струнного инструмента. Есть мнение, что словом «мизмор»  обозначены псалмы, предназначавшиеся для исполнения во время  богослужения в Иерусалимском храме. На русский язык переводится словом  «псалом» (греч.  ן ווים גל термина совершенно непонятно, оно может означать как вид мелодии, так и  музыкальный инструмент. В Септуагинте и славянской Библии передано как  «псалом», в синодальном переводе переведено как «Плачевная песнь». םתל גָּ כת מולִ (Михтам) — надписание псалмов 15, 55­59. Корень — ktm, «золото» — Στηλογραφία не объясняет значения слова. В Септуагинте переведено как    — надпись на камне, в славянской Библии — калька с греческого:  столпописание. В синодальном переводе имеем просто «Писание», а для 15­го псалма — почему­то «Песнь». הלל (Тфила) — «Молитва». Это надписание имеют пять псалмов 16, 85, 89,  גָּ פלִ תל 101, 141. לים כל תשמומ (Маскиль) — надписание 13 псалмов (31, 41, 43, 44, 51­54, 73, 77, 87,  88, 141), происходит от слова, означающего «ум», «понимание». Именно так и  переведено в Септуагинте —  Библии — калька с греческого — «Разума» или «В разум»). Слово «Маскиль» может означать умного, образованного человека, а в приложении к  לִש (Шигайон) — это надписание имеет только 7­й псалом. Значение   (в славянской  μΨαλ ὸ ), в соответствии с Септуагинтой. ς εἰ   ς σύνεσιν συνέσεως  или  גָּ ש ת לִ ש

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"

Краеведческая находка "Псалтырь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017