20.Краеведческие общества и музеи локальной истории как досуговые центры. Современные подходы к организации работы краеведческих обществ и музеев (реконструкция, живая история, индустриальная история, виртуальный музей и т.д.).
Краеведческие общества занимаются изучением того или иного региона (города, села, района, области и вообще территории, которая может объединяться понятием «край» местными силами). В научной литературе выделяется, два основных аспекта краеведения: историко-культурный и естественно-географический, что по современной терминологии объединяется понятием «историческое краеведение» и «географическое краеведение». Изучение истории развития краеведческого движения в последнее время занимает все больше места в трудах исследователей. Изучение локальной истории является важным элементом отечественной и мировой истории. Актуализация проблемы истории краеведения во многом определяется современной ситуацией в исторической науке, в которой наблюдается тенденция к развитию регионалистики, изучению эволюции и формированию научной деятельности в регионах.
Музей — организация, которая занимается сбором, исследованием, сбережением и сохранением предметов натуральной истории, материальной и духовной культуры, а кроме того просветительной работой. Научно-исследовательская работа в музее- одно из ведущих направлений деятельности, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия. В настоящее время сложилось два направления научно-исследовательской работы в музеях.
Результаты научно-исследовательской работы находят отражение в специфических музейных формах, к важнейшим из которых относятся экспозиции и выставки. Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея.
Особенности работы в настоящее время:
1)Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников
2)Воссоздание (моделирование) – сводится к внешнему копированию (макетированию) отдельных элементов, в основном материальной культуры, зачастую с применением современных материалов и технологий. Доля аутентичных технологий и материалов невелика. Что же касается духовной культуры и социальной сферы, то попытки реконструкций в этой области весьма сложны и спорны, поэтому носят либо формально игровой, либо фантезийный характер.
3)Фестивали исторической реконструкции — очень часто в положениях о проведении мероприятия заявляется высокий формат Living History («Живая история»), но это не более рекламного преувеличения, как для зрителей, так и для участников.
Фестивали исторической реконструкции, как правило, проводятся на средства, выделяемые из бюджета администрациями городов, областей, а также на средства спонсоров. У главных заказчиков мероприятия, соответственно, свои требования, свое понимание происходящего, для них важно: зрелищность происходящего, развитие туризма, привлечение максимально возможного количества зрителей, снижение затрат за счет самоокупаемости мероприятия, и не так важна аутентичность, что изначально на уровне экономического подхода к организации фестиваля снижает планку с «Живой истории» до «Шоу направления».
Формат «Живая история» подразумевает более глубокий и научный подход к изучению и изготовлению объектов материальной культуры, комплектов одежды и вооружения. Это направление еще называют «Прикладной и экспериментальной археологией», т.е. исторический эксперимент как метод исследования некоторого явления в управляемых условиях является основополагающим в данном направлении.
4)Исторические походы — это направление ближе к уровню «Живая история» и обладает большим потенциалом для проведения исторических экспериментов, обеспечение чистоты, управляемости условий из-за ограниченного числа участников, повторяемости и возможности анализа. Нет экономического давления заказчиков шоу, нет зрителей, но есть проблема дороговизны исследований и опытов. И поэтому существует большой соблазн проводить только те эксперименты, которые кажутся зрелищными и потом «продавать» их в рамках фестивалей.
5) Индустриализация истории —Этот процесс связан с развитием новых технологий.. В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения, меняется его мировосприятие.
6)Виртуальный музей (или веб-сайт-музей) – тип веб-сайта, который специализирован с целью экспозиции музейных материалов. Все материалы, которые могут быть презентованы в подобном музеи обладают различным характером и видом:
Предметы искусства;
Исторические артефакты;
Виртуальные коллекции;
Фамильные реликвии и др.
Виртуальные музеи с поддержкой интернет-технологий имеют все шансы решать классические музейные трудности (хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и легкого доступа к экспонатам). Отличие подобных музеев от простых выставок фотографий в том, что в способностях музея существует формирование виртуального тура, обширные способности в поиске любых данных об экспонатах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.