Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."
Оценка 4.9

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Оценка 4.9
pdf
21.01.2020
Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."
храм дьяковка, логиновка.pdf

 

          Малая родина предстаёт перед каждым человеком  своим особым обликом,  своей неповторимой красотой и сопровождает его всю жизнь. Так и село Дьяковка - чья-то родина со своей уникальной историей. Давным-давно, еще в 1762-1763  гг. императрица Екатерина II пригласила осваивать  Поволжье не только немцев, но и старообрядцев, в свое время высланных царскими властями в Польшу.  Откликнувшиеся немцы селились в основном в Правобережье и вдоль левого берега Волги. А старообрядцы разместились по берегам рек Б. Иргиз, М. и Б. Узень и Еруслану. Одним из таких старообрядческих поселений и была Дьяковка. Вначале это был небольшой хуторок с молитвенным домом, потом на рубеже 18-19 веков это поселение стало селом с деревянной церковью. Село Дьяковка официально берет свое начало с 1800 года. Село входило сначала в Саратовский, потом с 1835 года в Новоузенский уезд Саратовской губернии. С 1851 по 1859 годы вместе с Новоузенским уездом подчинялось Самарской губернии. Затем входило  в Салтовскую волость, в начале 20 века само было волостным центром, а с 1913 года  стало подчиняться  Краснокутской волости. Можно сколько угодно менять названия уездов и губерний, главным остается жизнь и быт людей в этом населенном пункте.

Дьяковка - одно из наиболее старинных сёл в районе и вообще в степном Заволжье. Основано оно выходцами из центральных регионов Российской империи. Первоначально это село имело звучное название Березняки. Вероятно, оно возникло потому, что в Дьяковском лесу много берёзовых колок (место, где берёзы растут группами).

Существует две версии того, почему Березняки переименовали в Дьяковку. Самая первая версия – распространённая фамилия в селе - Дьяков. Вторая версия имеет историческую основу: в 1824 году по инициативе и на средства состоятельного жителя села Иоанна Иоанновича Дьякова был построен православный храм. В обиходе сельчан появилось словосочетание «церковь Дьякова», впоследствии это словосочетание преобразовалось в Дьяковку. Так как в селе проживало очень много старообрядцев, то церковь приобрела миссионерское назначение и стала называться Церковь-школа.

Здание церкви возвели основательное, каменное, с толщиной стен до метра, но небольшое. В 1863 г. при помощи прихожан к храму пристроили трапезную и колокольню. И была церковь самым приметным ориентиром в округе. Установка колокола стала большим событием для села. Доставили колокол на станцию Лепехинка, но до храма надо было преодолеть ещё 12 километров. Взялись за дело всем миром. По брёвнам перекатывали колокол почти три дня, а потом всё село собралось на его освещение и установку. По вечерам далекодалеко был слышен тягучий, печально - торжественный звон. Он славил прожитый трудовой день, а порой помогал путнику, заплутавшему в темноте ночи или в ненастную погоду. Здание церкви использовалось по своему назначению до 1936 года. До Великой Отечественной войны были разобраны колокольня и купол. В начале войны в здании церкви, оборудованном трехъярусными нарами, располагался четвертый батальон 18-ой воздушнодесантной бригады, формируемой на территории Саратовской области. После войны здание было переделано под Дом культуры. В 60-х годах к южной стороне было пристроено смежное помещение - фойе для проведения вечеров отдыха, а само здание переделано под кинозал (были заложены окна). Когда закрывали приход  долго не могли сбросить с колокольни колокол, а когда сельские активисты смогли это сделать, под рухнувшим и разбившемся на части колоколом задрожала земля. Отколовшиеся куски колокола, иконы прихожане тайно ночью  забрали себе домой.

Своеобразная и удивительная жизнь дьяковцев отразилась в легендах села. Например, легенда о том, как заселялось село Дьяковка. Люди здесь жили трудолюбивые и суровые. Пришельцев не любили. Чтобы остаться жить в селе, новая семья за одни сутки должна была построить себе хоть подобие жилища и печь. Пойдёт утром из печной трубы дым - останешься жить в селе.

Зажиточные сельчане строили дома добротные, бревенчатые, благо лес рядом. После раскулачивания эти дома вывозились в соседние сёла: Комсомольское, Ровное.

А ещё в селе есть  свои местечки под названиями Заголяевка, Ковалёв, Территория. 

Зелёный Клин - это часть села в виде клина, треугольника. До сих пор он радует жителей  шелковистой изумрудной травой, но дьяковцы сейчас там не живут, а живут рядом, в Анапе. Легенда гласит, что первым на этом месте поселился дед Анап. С тех пор жители этой части села гордятся звучным названием Анапа. 

Чибирёвка раньше называлась Чигирёвка, по названию устройства для полива огорода. Жители этой части села жили на берегу реки Еруслан и поливали свои огороды речной водой с помощью чигиря. Это большое колесо с вёдрами, соединёнными цепью. Колесо вращалось с помощью лошади. Вёдра наполнялись водой, поднимались вверх, а когда опускались, вода выливалась в корыто, из корыта - в грядки. Со временем люди забыли значение слова  «чигирь», и название части села из Чигирёвки стало Чибирёвкой, а сельчан, живущих там, называют чибирями.

Давным-давно женщины нашего села любили одеваться в длинные юбки, в кофты, а сверху надевали фартук, его называли передник или запон. Во время разговора женщины не знали, куда деть свои натруженные руки, и прятали их под запон, который заголялся  (поднимался). Так появилась Заголяевка. Заголяевка граничила с Новым Светом. Здесь в прежние времена была школа. Однако название Новый Свет в народе не прижилось.

Верхнёвка –        самая          высокая часть села, иначе её называют Бугор. Позже в        Дьяковке появилась Территория. На этом месте находились мастерские совхоза «Родина». Рядом         с Территорией -  школа. Это место называется Ковалёв, так как когда-то здесь жил помещик Ковалёв. Он утонул в «рукаве»  реки Еруслан. Этот «рукав» до сих пор называется Ковалёв.

За  Верхнёвкой есть Лысый бугор. Его назвали так потому, что на нём не было никакой растительности. Из поколения в поколение дьяковцы рассказывают историю о том, что на Лысом бугре жили разбойники. Они грабили тех, кто ехал через Дьяковский лес на базар в с. Ровное. На бугре разбойники делили награбленное. Местный житель Медведев (имя его не установлено) усыпил разбойников, положив в топившуюся печь куриный помёт, и сдал их местной власти. Разбойников давно нет, а  выпускники  школы любят встречать рассвет на Лысом бугре и зарывать в его песок разные предметы с записками для потомков. Да и Лысый бугор уже давно не лысый, а вот название осталось наряду с другими: Большой бугор, Верблюжья шишка. Большой бугор, потому что есть Средний. Вместе бугры похожи на верблюжьи горбы. Ещё один знаменитый бугор - это Разрытая шишка. В середине его находится округлая яма.

Жители  села не говорят: «Мы пошли в лес», они говорят: « Мы пошли в сосну, тополя, дубовый, кленовый». Есть даже Вшивый куст, Ехимов лиман.

Дьяковцы любили строить свои дома не только в селе, но и в лесу. Так появились Капиносов, Сулимин, Платонов, Центральный хутора. Их названия говорят сами за себя.

За  Верхневской есть Воропаев сад. Он назван так по фамилии своего хозяина. Сад - свидетель того, каким большим было  село.

Слева от Воропаева сада Черепашня  -  сухое русло реки. Когда-то здесь жили черепахи. За Черепашьей - Нёбушко. Так ласково дьяковцы называли возвышенность, бугры. Бугры ближе к солнцу, и на них сеяли знаменитые дьяковские арбузы.

Есть на реке Еруслан  Марфуткин  переузень. Здесь от неразделённой любви утопилась девица Марфутка. Согласно народному поверью, утопленницы превращаются в русалок. Так возникла история о том, что в Марфуткином переузене живут русалки. Будто бы с развивающимися волосами они ночью выбегают на дорогу, смеются, водят  хороводы, цепляются  за телеги проезжающих, но зла людям не делают.

Еще есть район Свеченый, рассказывают,  что на этом месте жили служители церкви и на каждый христианский праздник зажигали много свечей. Сейчас там никто не живёт, а название осталось.

По архивным данным местного краеведа, в 1910 году в Дьяковке проживало более семи с половиной тысячи человек. Это почти в два раза больше, чем тогда в Красном Куте – волостном центре. Впрочем, сама Дьяковка некоторое время была центром волости. В селе были две земские и одна церковно - приходская школы, приёмный покой (больница) с врачом, фельдшером и акушеркой, был свой ветеринарный врач. Работали два кирпичных завода, так как рядом с селом находится песчаный карьер, консервный завод. Двадцать три ветряных, три паровых и одна водяная на Еруслане мельницы, почта, земский и военно-конный участки. Несли службу полицейский пристав с урядником и помощник лесничего. Еженедельно проходили базары (и сейчас в селе есть улица Базарная) и трижды в год ярмарки. Словом, Дьяковка была в степном Заволжье крупным торгово-экономическим центром. Могла быть в селе и железная дорога, но старожилы воспротивились прокладке «чугунки», боялись, что коровы и овцы найдут свою смерть от железного коня.

С трагическими для Дьяковки событиями гражданской войны связано название «Глухие копотня». Это место находится за селом, если ехать в с. Салтово.  31 марта 1921 года  контрреволюционная банда  расстреляла  здесь коммунистов.  Говоря о селе Дьяковка нельзя не рассказать о Дьяковском лесе. Лес имеет статус памятника природы,  это единственный крупный лесной массив в сухих Заволжских степях, протянувшийся на 19 километров с севера на юг, а с запада на восток — почти на 30. Этот своеобразный уникальный уголок заволжской природы представляет собой остатки широко распространённых в прошлом по долинам рек лесов. Собственно лесом его назвать можно лишь условно. Гораздо больше эта местность похожа на саванну. Обычная для этой местности лесостепь здесь местами переходит в полупустыню. Местность рельефная, пересечена грядами песчаных дюн высотой в среднем от 2 до 5 метров.  В углублениях между ними зеленеют маленькие рощицы низкорослых деревьев. В лесу растут сосна, дуб, берёза, осина, тополь, шелюга, тёрн, боярышник, акация, калина, рябина, ясень, вяз, смородина, черёмуха, ракитник, клён, ветла, ива, орешник и другие породы деревьев и кустарников. Но основная флора представлена степной растительностью с реликтовыми видами злаков: кювера европейская, мятлик дубравный, дикие рожь и овёс. Растительный аспект местности меняется очень быстро - сменяющие друг друга цветение ковыля, шалфея, подмаренника и других трав преображают весь облик местности. Есть и более редкие для этих мест растения — папоротники и орхидеи.

Обитают волки и лисы, зайцы и косули, кабаны и олени, а также барсук, светлый хорь и хомяк. Не встречается повсеместно распространённый в окрестностях суслик. В Дьяковском лесу практически или полностью отсутствуют змеи, но высока численность ящериц. На территории почти отсутствуют источники воды. Единственные места, где она доступна - вдоль русла р. Еруслан, в двух источниках (возле урочища Шмыглино и возле д. Дьяковка в сосновой роще). Микроклимат этого места более сухой, чем на окружающих территориях. Летом восходящие горячие потоки воздуха от песков часто не дают пролиться дождю, в то время как все окрестности им обильно увлажняются. 

Все устраивало жителей  села, только  угнетало  отсутствие храма. И вот в 1991 г. по просьбе верующих  и по благословению Архиепископа Пимена (Хмелевского) был воссоздан приход, зарегистрирована община верующих. Так началось возрождение Прихода Святителя Николая Чудотворца.

Возвращенный храм был освящен 6 апреля 1992 года  иерейским чином. В 1997 году настоятелем          прихода назначается              о. Димитрий Шевченко. С верой          в        душе о. Димитрий принялся за возрождение церкви.   Значительную роль сыграло и Постановление областного правительства о мерах поддержки по сохранению культурных ценностей. В прилагаемом к нему списке объектов культурного наследия значилась и церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Дьяковка.  В 2011 году ремонтно-восстановительные работы были завершены. 2 июля 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения храма. И вновь, как и прежде, церковь святителя Николая Чудотворца, освещённая лучами солнца, отовсюду видна в селе, отливает синими куполами надежды и веры, без которых не может жить человек.

                      

 

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. 

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника,  возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах

веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. Много добрых дел совершил святой Николай: во время шторма усмирил своей молитвой морские волны. По его молитве был воскрешен один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Святитель Николай  всю свою земную жизнь оставался кротким и добрым, готовым прийти на помощь людям. 

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли  на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.  Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени.

      Говорят, что обычно родники бьют там, где земля благословенна, то есть сама земля самым сокровенным своим – водой - таким образом благодарит создателя. О родниках Дьяковского леса тоже сложены легенды. 

Рассказывают, что когда-то очень давно, когда только начал разрастаться лес, заметили старики у горизонта на востоке свечение. Слабы были глаза у стариков, и не сказали они ни детям, ни внукам своим о чуде. Но чудо словно не отпускало их, звало своей необычностью... И потянулись старики в лес. Долго бродили, искали причину света. Не все, конечно, по одному, втайне друг от друга. Хотелось открытие чуда самому первым посмотреть. И долго это никому не удавалось. Но вот однажды пошла в лес за грибами женщина. Добрая она была, справедливая. Старалась никого никогда не обидеть. Зло на людей не копила, слабым и бедным помогала. Наград за добрые дела не просила. По совести жила, по Богу. Он  и привел её к первому

роднику. Правда, там и родника-то еще не было. Был берег речки Еруслан. Обычный берег, травой и цветами поросший. И росли там грузди. Набрала женщина полную корзину, присела отдохнуть и глаза прикрыла от усталости да солнышка: тепло, легко на душе. Хочется в такой миг поделиться радостью: так её много, что одной и перенести трудно! Вдруг чувствует, будто кто-то её окликает,  по имени зовёт. Но тихо так, ласково, призывно. Она встала, а куда идти – не знает. Смотрит, а впереди, словно пучок света из земли вырывается, ну как будто солнечный луч. Она удивилась, полюбовалась и хотела уходить. А её словно не пускают. Она опять присела. Думает: пройдёт всё сейчас, и я пойду домой… И словно силы у неё прибывают. Встала она, оглянулась на свет-то, а он словно к ней повернуться хочет, словно колеблется пламя, как живое бьется. Решила женщина поближе подойти, посмотреть ведь надо, что это  за огонь такой странный:  с голубым отливом, да еще колеблется без ветра. Робко подошла женщина к столбу света, а его на солнце и не видно совсем стало. Просто воздух колеблется. Стала женщина вглядываться пристальнее и вдруг увидела, что исходит свет от земли, а на земле что-то есть. Поняла женщина, что открывает какую-то тайну, и любопытно ей стало, и страшно. А вдруг она недостойна тайну открыть? Но силы собрала, вздохнула поглубже, перекрестилась и – к земле нагнулась – поклониться. Смотрит, а луча-то никакого и нет. А лежит на земле икона – не очень уж и большая, а светлая изнутри, словно само солнце её рисовало. Всё в этой иконе светло и празднично: и лик богоматери, и одежды её,  и нимб над головой и её, и сына

Божьего. Еще раз перекрестилась женщине, поклонилась, взяла икону, головным своим белым платком обернула и понесла в село. Идёт и думает, что надо бы сразу её в церковь нести – батюшке. Он знает, что с ней делать: славить как, с какими словами к ней обращаться, как такое чудо объяснить. Понимает женщина, что икона эта – не украшение церкви будет: пойдут сюда люди со своими бедами да печалями: поплакать и слезами душу омыть, успокоиться, силы и веры почерпнуть, чтобы и дальше добрые дела творить

    Не успела женщина к церкви подойти, а уж там     людей         видимо-невидимо. Удивилась женщина: ведь она никого не видела, никому о чуде не рассказала. А вот узнали как-то люди!

Расступаются перед ней, открывают широкую дорожку. И идет она по дорожке, икону покрепче держит – уронить боится. Батюшка подошел, перекрестил прихожанку, которую сам Бог выбрал для чуда. И началась служба. Плакала женщина, плакали люди. Что это было, трудно сказать. И благодарность создателю, и осознание несовершенства своего, и обязательство впредь лучше и чище душою быть… Долго шла служба, не хотели люди уходить из церкви…

     Аж       на      другой        день вспомнила эта женщина про свою корзину с грибами. Безошибочно место это нашла, корзину подхватила, глядь – а по земле родник бежит. И кружится в том родничке, в самой его сердцевинке,  листочек махонький. Ахнула женщина, наклонилась, горстью воду подхватила – и к губам. А вода такая холодная да вкусная, что и передать нельзя. Побежала женщина в село. Собрались старушки богомольные, детишки любопытные  и некоторые из взрослых, которые ничему никогда не верили, тоже пошли – поинтересоваться «что да как». Привела их женщина прямо к роднику. Всем захотелось водицы испить: и жарко, и любопытно. Понравилась родниковая вода всем. А кто-то из старых  да бывалых заметил, что вода должна быть целебная, потому что не просто так родник открылся…

       И действительно. Стали люди воду из родника брать. Далеко идти приходилось. Но не жаловались. Уж такая вода хорошая! 

        Стали из соседних сёл за водой в Дьяковку приезжать. Вкусная вода! Так и закрепилась за родниками слава… Но только и сами дьяковцы время зря не теряли. Научились на этой воде опару ставить и такие хлебы пекли, что весь район покупать их съезжался. Заказы принимали на сотни буханок, но ничего, справлялись…

        Потом, правда, худые времена настали. Закрылась мукомольня, сократились заказы на хлеб. Но всё равно сельчане пекли хлеб – самый пышный и целебный.

        Дальше         и       завод          пришлось закрыть: иссякли заказы. Стало редеть село: уезжали люди. И может быть, совсем сгинуло бы с карты района, да понимали старики: нельзя бросить Землю благословенную… И отреставрировали они храм, и украсили родники: построили рядом домики для отдыха, деревянные фигуры лесных жителей вырезали, площадку  перед  родником деревянными дорожками облагородили… 

     Идёт время… Сменяют друг друга времена года… Мощнее и сильнее, гуще и тенистее становится Дьяковский лес… Но живёт в нем неизменно родник. И не один, а целых три их открыто. И благодарят люди Землю свою, и радуются каждому дню. И вспоминают легенду, И верят в целебную силу леса и родников.

 

Родился защитник и собиратель русских земель в  1220 году в семье младшего сына князя Всеволода Большое Гнездо. В шесть лет мальчик принимает посвящение в воины от епископа        Суздальского      Симона.

На протяжении своей недолгой жизни князь защищал Отечество. Среди наиболее значимых его заслуг можно выделить следующие моменты:

Ø в ряде русских земель были отменены налоги в пользу монголов;

Ø русские княжества не подвергались набегам;

Ø бо́льшая часть княжеств была объединена под рукой единого правителя — начался процесс объединения Руси;

Ø была предотвращена латинизация восточных славян;

Ø укрепление и обеспечение мира на западных границах зарождающегося русского государства; 

Ø главной заслугой святого благоверного князя Александра Невского является сохранение православной веры и её проповедование среди других народов.

Во время своих поездок в Орду Александр Невский не только заручился поддержкой татарских ханов, но и вёл с ними беседы о православии. Благодаря этому в Сарай Бату появилась православная община, а некоторые представители ханской династии приняли православную веру. 

 В 1262 году во время своей четвёртой поездки в Золотую Орду Александр Невский заболел. На обратном пути в русские земли болезнь усилилась. 14 ноября 1263 года, приняв по традиции монашеский постриг под именем Алексия, защитник и собиратель русских земель прекращает свою земную жизнь.

Почитание благоверного война и проповедника началось сразу после его смерти. Умер Александр Невский в городе Городец. Местом его погребения стал соборный храм Рождественского монастыря во Владимире. Посмертные чудеса, связанные с именем святого, начались сразу после его кончины. За время дороги из Городца во Владимир тела покойного не коснулся тлен.

В 1380 году в ночь перед битвой на Куликовом поле пономарь храма Рождества Богородицы увидел двух старцев, призывавших воина Александра на помощь его правнуку Дмитрию Донскому. Князь явился на призыв и исчез из храма вместе со старцами. Утром пришла весть о победе русского войска. Вскрыв могилу великого воителя, по велению московского митрополита, люди увидели нетленные мощи. Их с почетом положили в раку внутри храма.

Многие люди, молящиеся перед святыми мощами о даровании исцеления и избавлении от душевных терзаний, получали помощь от святого защитника.

Во время крупного пожара, практически уничтожившего весь город, не пострадали не только святые останки князя, но и пелена, закрывавшая их. В 1547 году князь Александр Невский был канонизирован в лике чудотворца.

                                                                                      Мощи     святого     до 1724     года       хранились

в Рождественском монастыре. Император Пётр Великий перенёс их в Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь, построенный по его повелению в честь святого благоверного небесного покровителя новой российской столицы. Образ святого воина воодушевляет на подвиги во имя Родины и её развития. Именно этим объясняется его популярность в годы Великой Отечественной войны: жители блокадного Ленинграда обращались к небесному защитнику за помощью; для поднятия патриотизма был снят фильм о подвиге русского воинства на Чудском озере; именем князя Александра назвали эскадрилью, построенную на средства, собранные Русской православной церковью. К мощам и иконе святого Александра Невского приходят люди с различными просьбами и бедами. Благоверный является небесным покровителем всех воинов и дипломатов, просящих его даровать смелость, стойкость и мудрость для выполнения долга перед Отечеством. Молятся защитнику русских земель во время военных конфликтов и боевых действий. Простые люди просят защиты для себя, своих близких людей и Отечества в целом. Молятся перед иконой святого простые миряне перед началом важных деяний. Обращаются к Александру Невскому за помощью и дарованием мудрости и терпения в решении семейных конфликтов. Излечению многих недугов помогла молитва святому чудотворцу. Святой собиратель и защитник русских земель и после своей кончины способствует духовному объединению христианских народов. Храмы, посвященные святому чудотворцу Александру Невскому, существуют в Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и Латвии. Он остался в памяти народа как великий полководец; в его честь учрежден орден. Александр Невский  считается покровителем всех воинов, а с недавних пор — морской пехоты ВМФ России.

 

 

          Казённое село Нижний Еруслан, позже  Логиново, в настоящее время Логиновка, было основано русскими и украинцами на реке Еруслан в 1828 году. По другим, более правдоподобным данным, возникло оно несколько позже – в 1840 году. Первыми жителями были безземельные крестьяне из Украины, среди которых была семья Логиновых, по фамилии которых, скорее всего, и  назвали  поселение. В 1843 году стараниями прихожан была построена небольшая временная деревянная, холодная православная церковь.  Здание имело колокольню и один престол во имя Казанской Божией Матери. В штат причта входили священник, дьячок и пономарь.  Народ в селе жил верующий, прихожане регулярно посещали церковные службы. Поэтому в 1847 году, когда  в Логиновке уже насчитывалось 179 дворов, в которых проживали  1249 человек, стало ясно, что для такого количества жителей старая церковь стала мала. И  в 1856 году в селе возвели большой деревянный храм вместо прежнего. Новое здание так же было  деревянным и  холодным, имело деревянную ограду и один престол во имя Казанской Божией Матери, освящённый 26 мая (7 июня) 1859 года. Гордостью церкви была большая библиотека, которая  насчитывала более 300 книг. В 1890-х годах здание под руководством архитектора Т. С. Хилинского частично перестроили, после чего оно стало вмещать до тысячи прихожан. Вместо старой ограды была выстроена новая, каменная с деревянными решётками. 

Все это время в селе шла обычная жизнь. Жители работали от зари до зари, создавались новые семьи, рождались дети. В 1892 году открылась церковноприходская школа грамоты. Открытие этой школы было просто необходимо жителям Логиновки, потому, что в  конце XIX века в селе  насчитывалось уже 2190 жителей, из которых грамотными были только 280 мужчин и 21 женщина. Ну, и еще учились  в школе на тот момент 41 мальчик и 20 девочек. Для такого большого и богатого села это было очень мало.  Богатой  Логиновка считалась по сравнению с другими селами. Из усовершенствованных земледельческих орудий у крестьян имелись 81 железный плуг, паровая и две конные

молотилки, 9 веялок и 15 жнеек. Работало 20  торгово - промышленных         заведений. Единственное упущение сельчан было в том, что  садоводством  занимались  лишь три семьи, а  пасек в селе не было совсем. Село стало бы еще богаче, если бы при строительстве железнодорожной ветки из Урбаха в Красный Кут, которую планировалось проложить  через Логиновку, не воспротивились жители, опасаясь за чистоту постиранного белья и за здоровье, как людей, так и скота. В итоге железная дорога прошла западнее Логиновки. Наступил  1896 год. В этот год  было построено просторное каменное здание земской школы, в одном из помещений которой через год открылась  библиотека-читальня, учреждённая в память Священного Коронования Государя Императора Николая II.

 

Каменное здание земской школы, в одном из помещений которой была  библиотека-читальня

  Церковная школа с 1898 года была смешанной, то есть девочки и мальчики учились вместе. А в 1904 году стала одноклассной  женской. В том же году она переехала в новое, специально построенное на казённые и общественные средства деревянное здание. Село потихоньку строилось и хорошело.  В 1910 году  в  Логиновке уже работали земская и приходская школы, шесть ветряных мельниц и кирпичный завод, была построена квартира урядника. Ежегодно 20 сентября проходила ярмарка, на которой торговали в основном скотом, мануфактурными и кожевенными товарами. Продавать хлеб ездили  Красный Кут. Крестьяне сеяли преимущественно пшеницу, хотя и немало земли засевали  рожью. В хозяйстве к тому времени  начали применять машины: 65 лобогреек, три сноповязалки и 10 самосбрасывающих жатвенных машин работали в поле. Сельчане держали много скота. Больше всего было   лошадей (1350),  были в хозяйствах волы, верблюды, коровы с телятами, свиньи, овцы и козы. Почти каждая семья разводила птицу: кур, гусей, уток. А еще в 1911 году в селе сформировали пожарную дружину и в сентябре 1912 года в селе начало работу потребительское общество. Не удивительно, что при таких успехах в 1910–1912 годах была образована Логиновская волость с центром в Логиновке. Люди, жившие в селе,  были ответственными и старательными, что не могло пройти незамеченным. И поэтому их часто награждали за разные успехи. 15 марта 1908 года архипастырское благословение в грамотах было вручено  старосте церкви села Нижний Еруслан (Логиновки) Василию Слугину за бескорыстное и усердное служение церкви Божией  и  крестьянину Кондрату Демину за честную и долголетнюю службу сторожем при приходском храме. А 

15 января 1910 года  такую  грамоту получил  крестьянин Степан Фатеев, за старательность  в чтении и пении во время Богослужения в течение многих лет. Чуть позже грамотами были отмечены крестьяне  Иван Чикунов  и Трофим Ефимов. 

При храме с. Логиновка в конце 19-го столетия была устроена одноклассная церковно-приходская школа, которая считалась одной из самых успешных наравне с  Верхне-Ерусланской (с.Карпенка), Владимировской, Ахматской и  Красно-Кутской  школами. Лучшим учителем  Нижне-Ерусланской школы была  Егорова Екатерина. Так же отмечалась хорошая работа заведующего,  законоучителя отца В. Полякова. Особо хвалили школу все проверяющие и местные жители за отличное  обучение церковно-славянской грамоте. А еще ученики отчитывались не только за умение считать и читать, но и за умение петь. Об этом писал в своем отчете уездный наблюдатель. Он считал, что лучшими по постановке церковного пения в школах можно отметить  

Ахматскую, Владимирскую, Краснокутскую и конечно же Логиновскую (Нижне -  Ерусланскую). В деле преподавания школьного пения участвовали  не только псаломщики, но и священники. Так пение в своей школе преподавал логиновский священник о. Румянцев.

При  церковных школах часто проводились народные чтения (всего за год по уезду - 465 чтений), в т.ч.: во Владимировской школе — 37 чтений, в  Краснокутской - 10 чтений с детским хором и волшебным фонарем, в Логиновской - 30 чтений с волшебным фонарем, в Усатовской - 15 чтений.  Лучше всех подготовили ребят  учителя Владимирской школы -  М. Никифоров и  А. Макаренко, Красно-Кутской — Н. Родионова и К. Началова, Карпенской

— Переверзев Козьма, Н. - Ерусланской — Е. Егорова, Дьяковской второклассной — В. Кузнецов, Е. Розов и Ефремов, Дьяковской образцовой — П. Тихомиров и др. Этот же проверяющий из Новоузенского уезда похвалил за  особые заботы о школе и старание в преподавании   Закона Божия  заведующих и законоучителей  школ – священников с. Логиновки - о. В. Полякова, Дьяковки — о. М. Царевского, с. Карпенок — о. А. Замоломского и др. За старательную работу награждались не только учителя и заведующие, но и старосты церквей. Так,  Государь Император Всемилостивейше соизволил пожаловать серебряную медаль с надписью «За усердие» на Станиславской ленте церковному  старосте с. Нижний  Еруслан  Василию Слугину.  1 декабря 1915 года был награжден набедренником по распоряжению

Епархиального начальства священник с. Логиновка  Новоузенского уезда  Константин Румянцев и в том же году священник с. Нижний  Еруслан  Василий Поляков поступил в Казанскую Духовную  Академию.  

Дела в школах шли успешно, жители тоже не бедствовали.  В  1910-1912 гг.  население Логиновки достигло 3000 жителей, на сегодняшний день (2019 г.) во всех четырёх сёлах Логиновского сельского поселения (села Логиновка, Дьяконовка, Рудня, Константиновка)  проживает  всего  около 2000 человек.  Вот такая жизнь шла вокруг Храма, который  в  1909 году   начали вновь расширять и обкладывать кирпичом, однако все планы воплотить в жизнь не удалось из-за начала Первой мировой войны. В результате колокольня и купола остались деревянными. 

Храм и ныне утраченная сторожка

И вот, после основных работ, 13 и 14 декабря 1913 года было совершено торжественное освящение новоустроенного благолепного храма в честь Казанской Иконы Божией Матери с правым приделом в честь святых Апостолов Петра и Павла местным благочинным отцом Иоанном Орловым, с участием кроме него еще 10-ти священников. По своей внутренней отделке, а так же и наружному виду храм этот мог соперничать со многими городскими и даже губернскими церквами. Вместимостью по плану он был  рассчитан на 1800 человек, но  на самом деле  вмещал гораздо более этого. Отапливался храм каменным углем. Пол, сделанный  из терракотовых плиток поражал сельчан изяществом. Особенно красиво выглядел новый иконостас, изготовленный фирмою И.М. Дикарева в Москве. Все иконы находились за стеклом. Особенно хорошо смотрелись  иконы нижнего яруса: Спаситель и Божия Матерь — по оригиналам художников Васнецова и Нестерова. Купол и все стены украшены священными изображениями по лучшим художественным образцам. Все свободные от священных изображений места занимали орнаменты. Света в храме было вполне достаточно. Для певчих устроены красивые и поместительные хоры в средней части храма. Стоимость храма с внутренней отделкой составляла около 90 тысяч рублей. Большую часть суммы удалось собрать благодаря жителю села, герою  Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Парфёну Яковлевичу Гопиенко, награждённому за участие в боях на Шипке тремя Георгиевскими крестами. 

Чин освящения и  все Богослужение совершалось в переполненном храме, не только местными прихожанами, но и прибывшими из многих окружающих сел,  при самой торжественной обстановке. Пел местный хор певчих под управлением опытного и искусного регента И.П. Пискуна. За старшего диакона служил, специально приглашенный  из Уральска, О. Фома Пстыга. Освящение храма надолго сохранилось в памяти всех прихожан и закончилось церковное торжество скромною трапезою в доме о. Настоятеля, куда были приглашены представители местной власти, строители, попечители, ктитор, регент хора, учительницы и все духовенство. В здании сельского правления был устроен двухдневный обед от сельского общества для своих и пришлых бедняков.

Участвовало      в      этом      обеде      за      два      дня      до      600         человек.

Это знаменательное событие – освящение вновь устроенного Логиновского храма произошло в декабре 1913 года, а в августе 1914 года – всего через 7,5 месяцев началась 1-я Мировая война. И меньше, чем через 4 года произошла Октябрьская Революция, после которой начались массовые закрытия храмов и гонения на священников. Но этого тогда никто не мог даже предположить.  15 апреля и 1 мая 1914 г. были вручены благодарности с выдачею грамот членам строительной комиссии по постройке деревянного храма в с. Логиновка  Алексею Бахтурину, Николаю Алпатову, Григорию Андрееву, Александру Карякину, Василию Чикунову, Ефиму Никитину, Павлу Клемешову, Трофиму Ефимову, Марку Юдину и Степану Непряхину, председателю церковноприходского попечительства Титу Андрееву;  членам того же попечительства Якову Агапову, Григорию Лямкину и Петру Гониенко, церковному старосте Василию Слугину и его кандидату Симеону Гониенко и всем прихожанам с. Логиновки за выдающиеся труды, понесенные ими за время построения приходского храма; бывшему сельскому старосте с. Логиновки, Новоузенского уезда, Ивану Лямкину за полезное содействие при решении вопроса о сооружении нового иконостаса во вновь выстроенном приходском храме. 

По преданию, проект храма раздобыли сами жители Логиновки. Они снарядили в Москву ходоков, которым в первопрестольной особенно понравилась одна из церквей. Ее проект и был взят за основу. По рассказам старожилов, в храме были удивительной красоты иконостас и фрески - редкие для глухой заволжской провинции (часть росписи чудом уцелела до наших дней), богатым было и внутреннее убранство церкви: старики упоминали о паркетном поле и хрустальном паникадиле. Для глухой заволжской провинции церковь стала большой  достопримечательностью, в неё приезжали венчаться из окрестных сёл и даже из Новоузенска, хотя там были свои храмы. 

Но уже через несколько лет церковь была разграблена. Богослужения ещё велись примерно до рубежа 1920-х и 1930-х годов, после чего по обвинению в организации контрреволюционной ячейки был репрессирован логиновский священник  Бондаренко Михаил Кузьмич, а церковь окончательно закрыли. В  1926 году, когда  в селе жили русские и несколько немецких и украинских семей, местные школы были реорганизованы в одну семилетнюю, а в 1930-х годах – девятилетнюю. Для детей из окрестных сёл, приезжавших учиться в Логиновку, был организован интернат.

 Сельское хозяйство в предвоенные годы пребывало в упадке, наблюдались сокращение крупного рогатого скота и свиней, в том числе из-за запущенной эпидемии чесотки. Урожаи сильно страдали от засухи и часто просто не собирались.

И, может быть, это было последствием того, что в Храме Божьем  разместили сначала казармы курсантов Краснокутского лётного училища, а потом устроили склад. В годы Великой Отечественной войны в бывшем храме жили немцы, взятые в плен под Сталинградом. В 1980-е годы в здании размещалась пекарня. 

         Печальными памятниками минувших дней являются заброшенные храмы. На них особенно больно смотреть. Когда-то здесь служили Божественную литургию и причащались Святых Христовых Тайн, здесь крестили, венчали и отпевали людей, и колокольный звон раздавался на всю округу. А теперь - от былого величия не осталось и следа: храм полуразрушен, осыпаются фрески, сбиты кресты, выломаны двери, погнуты решетки на окнах.  Сегодня храм, на стенах которого хорошо сохранились росписи с ликами святых и библейскими сюжетами, заброшен. Время многое отняло у здания: обрушились 2 малых купола, еще больше облупилась штукатурка. С потолка, словно листья по осени, попадали огромные балки. Но, несмотря на полное отсутствие крыши, многие росписи еще сохранились. И первое что бросается в глаза, это мозаичная кладка кирпича и то, как сквозь кирпичную кладку в шахматном порядке забиты огромные кованые гвозди с большими шляпками. Напротив храма стоит старинный дом (бывшая земская школа и библиотека, в советское время магазин) мозаичной кладки. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Логиновка Краснокутского района некогда один из красивейших храмов в Заволжье и сегодня удивляет своей необычной архитектурой. Сам храм каменный, из красного кирпича, а возвышающаяся над ним колокольня — деревянная. Деревянным был и купол над алтарной частью храма (он обрушается внутрь)

 

Все, что осталось от былого великолепия. Часть иконостаса.

Кладка крупным планом.

Вход в подвал храма, внутри всё изрыто. Сокровища, наверное,

искали…

 

 

Хорошо видна ажурная кирпичная кладка стен.

 

Удивительно, но крест сохранился до наших дней.

Трапезная сохранилась лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Когда церковь подверглась разграблению, многим жителям деревни удалось спасти некоторые иконы. У этой иконы нет оклада, но в остальном она сохранилась неплохо.

 

Храм Казанской иконы Божьей Матери. Слева сторожка.

 

 

 

 

 

 

Приехавшая в 1988 году в Логиновку по просьбе Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) комиссия из Сароблжилкомпроекта засвидетельствовала, что храм находится в аварийном состоянии. Износ здания, по мнению специалистов, составил более 60%, и архитекторы сделали техническое заключение, согласно которому Казанская церковь не подлежит восстановлению. Мнение саратовских специалистов подтвердили и московские реставраторы, работавшие над восстановлением Свято-Никольского храма в Дьяковке Краснокутского района. По просьбе Епископа Саратовского и Вольского Лонгина они осмотрели Логиновскую церковь и пришли к выводу, что разрушения приняли необратимый характер, и спасти храм не представляется возможным. Но прихожане, не оставляют попыток восстановить хотя бы часть храма.           

7 июня 2013 года прихожане пришли к церкви: кто с лопатой, кто с граблями, кто с мотыгами. Около одноэтажного кирпичного здания - многолюдно. Здесь люди всех возрастов: от пенсионеров до воспитанников детсада. Всем коллективом вышли на работу учителя Логиновской школы во главе со своим директором Ольгой Фокиной. Учитель истории Овечкина А. является еще и церковным старостой. Рядом с ними - их ученики. Здесь же и учащиеся школы № 3: Белова Настя, Осоцкий Влад, Дорошенко Максим, Митаев Ринат. С приветственным словом, с напутствием и благословением выступает настоятель Свято-Троицкого храма отец Александр Писларь. Он говорит тихо, но его хорошо слышно в примолкнувшей толпе, каждый боится проронить хоть одно слово. Речь о. Александра звучит торжественно и проникновенно: "Что невозможно для людей - возможно для Бога". 70 взрослых добровольцев, 30 детей. Возраст самого пожилого участника - 77 лет (Беликов Н.), самого юного - 4 года (внук Беликова, Артем). Спасибо вам, инициаторы и организаторы: о. Александр, М. Савчук, Т. Эгоф, А. Казаченко. Нельзя не сказать о тех, кто пришел семьями: Бикташева Т. с внучкой Катюшей, учитель музыки Логиновской школы Бойко Т. с внуком, Лысенко М. с внуком, Фисенко Инна с мамой, сестры Аксеновы (Надя 7 лет и Таня 9 лет).

Когда-то здесь служили Божественную литургию и причащались Святых Христовых Таинств, здесь крестили, венчали и отпевали людей, и колокольный звон раздавался на всю округу. По воскресным и праздничным дням яблоку негде было упасть: народ тянулся в храм, неспешно крестился, ставил свечи, хором пел «Верую» и «Отче наш». Возможно, пройдет немного времени и с помощью прихожан вновь оживет старый храм! 

 

 

ИСТОРИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

       

   Икона Казанской Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Это доказывают огромное множество существующих нынче списков (копий). Прообраз ее был обретен в 1579 году после того, как в Казани произошел сильнейший пожар, практически уничтоживший все деревянные постройки города.  

Согласно легенде, девятилетней девочке Матрене, дочери одного из пострадавших местных купцов, во время сна явилась Пресвятая Богородица и повелела разыскать ее образ, который, будто бы, находился на пепелище. 

Родители послушали девочку и в указанном ею месте действительно обнаружили не тронутую огнем икону, завернутую в рукав от нарядки вишневого сукна. Написана она была на кипарисовой доске и предстала перед своими «археологами» сияющая свежими красками. 

Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей.

Тогда же было решено сделать копию образа и послать его ко двору московского царя Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес. Государь был настолько очарован рассказанным, что приказал на месте приобретения иконы построить девичий монастырь. Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.

Кроме многочисленных исцелений, икона Казанской Божьей Матери неоднократно даровала защиту от нападения врагов. С ее прообразом связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году, победу русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году. Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной Войны. Согласно историческим документам икона была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией. Насколько же сильной должна была быть вера людей в чудодейственность образа.

А ведь, как ни странно, это была всего лишь прекрасно написанная копия. Оригинал был утрачен еще в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря вместе с образом Спасителя. По показаниям одного из пойманных похитителей, деревянная часть божьего лика была изрублена на куски и сожжена, а драгоценности ризы были вырваны в надежде на скорую продажу.

Впрочем, это лишь одна из версий исчезновения. Существует предание, что воры вынесли из монастыря лишь копию иконы. Прообраз же находился в тот момент в покоях настоятельницы монастыря, куда она каждый вечер относила святой лик, боясь кражи.

Согласно сведениям историка Хафизова, во время Гражданской войны прообраз Иконы Казанской Божьей Матери был вывезен из России и в 1920 году продан на аукционе одному из лондонских коллекционеров. Впоследствии, у нее несколько раз менялись владельцы. В конце концов, она была выкуплена организацией «Blue Army» и передана в Ватикан, откуда и вернулась в Россию в 2004 году.

Согласно же третьей, последней версии, оригинал иконы никогда не покидал пределов России, а был попросту спрятан в неизвестном месте, которое и по сегодняшний день остается неведомым.

  

Сила молитвы

   В рамках проекта «Православное слово – путь к духовности», участника международного грантового конкурса «Православная инициатива», 18 июля 2019 г. в читальном зале Центральной библиотеки состоялся православный час «Молитва: сила, надежда, исцеление». На мероприятие был приглашён отец Дионисий, клирик Храма        Святой Троицы. Участниками встречи стали постоянные читатели библиотеки.      Если мы рассмотрим разные религии, то увидим в них одну закономерность, которая едина для всех, и эта закономерность - молитва. Практически все религии утверждают, что у нас есть Создатель, который заботится и любит нас. Если мы понаблюдаем за людьми, то увидим, что даже неверующие люди иногда возносят благодарственную речь небесам, и это не зависит от того, верят ли они в Бога, понимают ли кого благодарят, но это есть, и это еще один неоспоримый факт.     Верующие люди давно знают, что в молитве может прийти излечение от разных душевных и физических болезней, что молитва сама по себе обладает каким-то чудотворным действием, которое не подвластно разуму. По многочисленным исследованиям ученых были выявлены некоторые интереснейшие факты, которые заставляют даже неверующих людей поверить в Бога и обратиться к нему с молитвой.      Ведущая встречи Г. Меняйло, заведующая отделом массового обслуживания, рассказала гостям о том, что есть множество историй, когда неверующие или просто далекие от церкви люди, в самые трудные времена начинали искренне молиться, они не знали никаких молитв, не знали, как правильно молиться, они просто молились и получали облегчение, исцеление, помощь. А также привела примеры о том, как молитвы творили невероятные чудеса, спасая людей на войне.       Научно подтверждена польза молитвы для здоровья и её благотворное влияние на работу мозга. Если вы станете молиться каждый день хотя бы перед отходом ко сну, но через некоторое время почувствуете, что сон улучшился, все проблемы и тревожные мысли куда-то ушли, а сами вы успокоились. С чем это связано? Точно сказать пока нельзя, но ученые выяснили, что во время молитвы мозг человека становиться как у младенца, люди успокаиваются и прибывают в расслабленном, умиротворенном состоянии. В это время у человека прекращаются все боли, которые у него были, он становится снова таким, каким пришел в этот мир - младенцем.  С помощью молитвенных слов можно зарядить воду положительной и целительной энергией. Сила людской молитвы оказывает положительное влияние и на еду. Ведь не зря же во времена наших прадедушек   и       дедушек     перед          трапезой    произносили молитвенные слова.         Издревле люди, попадая в отчаянное положение, обращались с молитвами к Господу и святым, зная, что любое молитвенное прошение обладает огромной целебной силой и может защитить от любых бед, болезней и несчастий.       Раскрывая данную тему, отец Дионисий, клирик Храма Святой Троицы, рассказал присутствующим о сущности молитвы, о том, как правильно молиться, о том, кому ещё кроме Бога, можно молиться, каким святым нужно молиться о здравии, а также ответил на многочисленные вопросы гостей.    

 

 

При составлении брошюры использован материал краеведов с. Дьяковка,  Т.В. Потаповой, М.А. Бирюковой, Г.Е. Кузьмичевой, О.В. Андреевой, газеты «Краснокутские вести» и интернет-источники:

1.     Храм во имя святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка | Официальный приходской сайтdiakovka.cerkov.ru

2.     Дьяковка (Краснокутский район) Википедияru.wikipedia.org

3.     Храм во имя святителя и чудотворца Николая, с. Дьяковкаpravpokrov.ru Логиновка (Саратовская область) Википедияru.wikipedia.org

4.     БОЛЬШАЯ      САРАТОВСКАЯ          ЭНЦИКЛОПЕДИЯ      :           Краснокутский          район :

Логиновкаsaratovregion.ucoz.ru

5.     www.drive2.ru

6.     Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудесаwww.pravmir.ru

7.     Икона Николая Чудотворца в чем помогает - Православные иконы и молитвыikona-imolitva.info

8.     Дьяковское муниципальное образованиеkrasny-kut.ru 

9.     krasny-kut.ru 

10.  educontest.net

11.  moiarussia.ru

12.  Храм в с. Логиновка Нижний Еруслан (Маргарита Бирюкова) / Проза.руwww.proza.ru

13.  Саратовская пизанская башня. - И всё-таки правда победит когда-нибудь... LiveJournalpravda33.livejournal.com

14.  https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2017/02/18/metsenatstvo-i-stroitelstvo-hramov-vkrasnokutskom-rayone

15.  Икона Александра Невского: значение, в чем помогаетomolitvah.ru

16.  Икона святого Александра Невского: история, значение, в чем помогает и как молитьсяmolitva-info.ru  pravpokrov.ru

17.  Икона Божией Матери Казанская / Православие.Rupravoslavie.ru

18.  https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2017/02/18/metsenatstvo-i-stroitelstvo-hramov-vkrasnokutskom-rayone

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."

Краеведческий материал из цикла "Храмы Краснокутского района. Дьяковка. Логиновка."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020