В настоящее время Ильинка это маленькое село в Краснокутском районе Саратовской области. Точное время его появления неизвестно. Скорее всего, в 1889 году его обосновали бывшие государственные крестьяне, малороссы, православные всего 437 жителей. Село было бедное, но потихоньку развивалось. В 1910 году в нем уже проживало 638 человек. Были построены церковь в честь Святого Николая Чудотворца, школа, две ветряные мельницы. Казалось бы, селу расти и дальше, но оно стало беднеть и приходить в запустение. Жители уходили искать лучшей доли. И хотя в 1926 году село являлось центром Ильинского сельсовета, оставалось там всего 365 человек. Содержать церковь они были больше не в силах и храм закрылся.
Материальное содержание причта сельских церквей, как правило, было очень скромным. Часто сами священники, служившие на самых бедных приходах, как только возникала возможность, пытались перейти на более обеспеченное место. Кроме бедности прихода, которую еще каким-то образом можно было перетерпеть, была еще одна причина: холод в храме в зимний период. Как известно, зимы тогда были студеные, а церкви порой не были утеплены, как следует. Поэтому священники и причт мерзли в них, отчего болели и умирали. Скорее всего, все это и послужило причиной закрытия храма.
Когда 28 августа 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о переселении немцев, проживающих в районах Поволжья, и немецкое население из Ильинки было депортировано, т.е. выселено, село совсем пришло в упадок.
Без храма селу сложно жить в любые времена. Поэтому или нет, но православное население Ильинки разъехалось по более большим селам, основным населением стали казахи.
В 1987 году в селе оставалось всего 160 жителей, в 2002 году 67 человек, а в 2010 году всего 51 житель.
Вот такая печальная история произошла с Ильинкой и ее населением, которому, в силу разных причин, не удалось сохранить в своем селе храм Святого Николая Чудотворца.
Дорога в забытое село
Храм во имя Святой Великомученицы Варвары
С. Чкалово
Село Чкалово, оно же Эренфельд, еще может называться Эритефельд, так же Кратцке, а может быть Градское – ни один населенный пункт в Краснокутском районе не может похвастаться таким обширным набором разнообразных названий. Но на самом деле это
самое обычное село, бывшая немецкая колония. В 1855 году жители из колоний Олешня (Диттель), Линево Озеро (Гуссенбах), Россошни (Францозен), Починное (Кратцке), Макаровка (Меркель), Карамышевка (Бауэр), Гололобовка (Денгоф) решили уехать из своих сел и создать новое поселение. Сейчас нам остается только догадываться, по каким причинам они это сделали. Но переселенцы были людьми работящими и их село, вернее колония, так как проживали там только немцы, стало богатеть и расцветать. Так как немцы были лютеранами, то и построили они в первую очередь лютеранскую церковь. Позаботились и о школе: земской и церковно – приходской. Был построен кирпичный завод, две ветряных мельницы. В 1910 году в селе проживало 2460 человек. После образования трудовой колонии (автономной области) немцев Поволжья село Эренфельд - стало административным центром Эренфельдского сельского совета Краснокутского кантона (района). После 1915 года получила название Крацкое (Градское). Оно еще несколько раз меняло свое название, в селе случались разные события: хорошие и не очень. Сельчане жили своей трудовой жизнью и не задумывались о далеком будущем. В 1926 году в селе имелись кооперативная лавка, сельскохозяйственное кооперативное товарищество, начальная школа, изба-читальня. В 1927 году постановлением ВЦИК «Об изменениях в административном делении Автономной С.С.Р. Немцев Поволжья и о присвоении немецким селениям прежних наименований, существовавших до 1914 года» селу Крацкое (Градское) Красно-Кутского кантона было возвращено название Эренфельд. Так как в 1931 году практически всё население села составляли немцы.
Неожиданно для всех в начале Великой Отечественной войны в 1941 году советской властью была проведена депортация, т.е. выселение всех жителей немецкой национальности за пределы Саратовской области. Село Эренфельд переименовали в село Чкалово Комсомольского района Саратовской области. Его новыми жителями стали переселенцы из окрестных русскоязычных сел этого же района, а также из соседнего Питерского района. Село Чкалово и сегодня осталось одним из самых отдаленных сел Краснокутского района. Так случилось, что в этом селе никогда не было православного храма. В 2009 году была собрана инициативная группа из местных жителей, желающих открыть храм. По их просьбе администрация села передала часть помещения, нуждающегося в капитальном ремонте. Силами представителей власти и прихожан оно было отремонтировано и подготовлено для совершения первого богослужения, которое состоялось 23 февраля 2012 года. Освящен этот храм во имя святой великомученицы Варвары.
Невозможно представить себе историю православия без присутствия в ней святых. Мужчины и женщины, старцы и совсем еще дети - великие страдальцы за Веру и Господа. Чьи-то имена всегда на слуху, кому-то верующие возносят свои молитвы, уповая на помощь и защиту, а о ком-то из них мало кто знает. В честь одной такой малоизвестной святой освятили православный храм в селе Чкалово. Это Великомученица Варвара. Молодая красавица, возлюбившая Бога более самой себя и понесшая муки за свою веру. Житие этой святой - пример твердости Веры и Любви Господа. Икона Варвары Великомученицы, ее лик - практически живое тому подтверждение.
Давным-давно, в богатой и знатной семье язычника Диоскора появилась на свет девочка. Родилась будущая Великомученица Варвара в древнем городе Илиополе, который в те времена располагался на территории нынешней Сирии. Когда мать девочки скончалась, отец
принял на себя все обязанности по воспитанию своего единственного ребенка. Диоскор безумно любил дочь и всячески старался оберегать ее от всего чуждого и, как он считал, лишнего, в том числе и от набирающего силу христианства. В конце концов, эта всеобъемлющая любовь привела к тому, что ревнивый родитель выстроил большой красивый дом, в котором попытался спрятать от окружающего мира красавицу дочь.
Но, заперев в замке физическую оболочку девушки, Диоскор не смог лишить ее всех тех мыслей и размышлений, которые обуревали страждущую, ищущую успокоения душу. Как часто, наверное, Варвара - Святая Великомученица христианства - сидя у окна своей комнаты, размышляла о красоте пространства, ее окружающего, испытывая жгучее желание познать истинного творца всего этого великолепия. Многочисленные няньки, приставленные следить и воспитывать ее, пытались объяснить девушке, что мир сотворили боги, которым поклоняется ее отец, но Варвара не верила этим речам. Мысли ее текли плавно, размышляла она о том, что боги, почитаемые отцом, сотворены руками человеческими, а значит, не могли создать глубокое синее небо с курчавыми белыми облаками, густой лес со всеми его обитателями, реки, горы и все остальное. Нет, думала молодая девушка, не эти рукотворные идолы, а только лишь Единый Бог, имеющий свое собственное бытие, мог породить величественную красоту Вселенной. В этих размышлениях к Варваре постепенно приходило понимание того, что творение реального мира невозможно без познания Бога Единого, Творца всего сущего. Взросление Варвары
Девушка взрослела и все чаще в их с отцом доме стали появляться сваты от богатых семейств, в которых имелись женихи. Диоскор, мечтающий о выгодной партии для своей красавицы дочери, не раз заводил с ней разговор о замужестве, но каждая подобная беседа заканчивалась решительным отказом от исполнения его воли. Поразмыслив, отец решил, что Варвара чурается потенциальных мужей из-за того, что затворническая жизнь его дочери сыграла с ней злую шутку, не научив общаться с окружающими ее людьми. Придя к таким выводам, Диоскор решил дать некоторые послабления Варваре, позволив той покидать отчий дом в надежде, что она обзаведется подругами, в беседах с которыми узнает и поймет все прелести замужества. Ах, знал бы богатый язычник, чем все это закончится, запер бы, наверное, дочь на веки вечные в стенах дома.
В один из дней на прогулке будущая Великомученица Варвара встретила на своем пути несколько женщин-христианок, которые поведали ей о Святом Духе, Иисусе Христе, его Страданиях за род человеческий и Воскресении из мертвых. Девушку поразили эти рассказы, ведь это было то, о чем она думала долгими одинокими вечерами, не понимая, как разобраться в своих мыслях, сложить их воедино. На счастье, в это время в Илиополе проездом находился священник, который согласился поговорить с Варварой и попытаться помочь той разобраться в своих размышлениях. В приватной беседе пресвитер поведал молодой девушке сущность христианской веры, а после разговора крестил ее. Дух Святой снизошел на Варвару, с великой любовью обратилась она в этот раз к Богу, поклявшись всю жизнь посвятить служению в Его славу. Подвиг Великомученицы Варвары
Диоскор, возвратившийся домой из поездки, пришел в ярость, услышав от дочери «крамольные» речи, прославляющие Бога Единого и Троицу. В бешенстве кинулся он на девушку, обнажив острый клинок, но она успела выскользнуть из дома, убежать в горы и спрятаться там в расщелине. Только к вечеру по указке бедного пастуха отцу удалось отыскать девушку. Не жалея, жестоко избивая дочь, Диоскор заставил ее покинуть убежище, в котором она скрывалась, и поволок ее домой. Всю ночь он ругал и избивал девушку, а утром, поняв, что ничего не добился, и что та упрямо стоит на своем, повел ее к городскому главе. Беспощадны и жестоки были слова его, обращенные к правителю: «Я, Диоскор, отрекаюсь от дочери своей, потому как божества, которым я поклоняюсь, она отвергает. Отдаю тебе свою дочь на растерзание, поступай, как будет угодно тебе и богам». Градоначальник попытался уговорить девушку отступить от Веры Христовой, не идти против отцовской воли и не гневить его и богов. Но Варвара Святая Великомученица была тверда в своей вере. Прямо и честно глядя в глаза мучителю, исповедала она Благую Весть.
Взбесившись от такой твердости, глава приказал предать новообращенную христианку жестоким пыткам. До самого вечера мучители заставляли девушку отречься от Христа. На закате ее, полуживую, отвели в темницу. Оставшись одна, Варвара вознесла горячую молитву, Господь услышал ее стенания и явился к ней со словами: «Не бойся ничего, ибо Я с тобою рядом, смотрю на мужество твое и залечиваю раны. Будь со Мной до конца и войдешь в Царство Мое». Чудесным образом раны на теле девушки затянулись, заснула Великомученица Варвара с благостной улыбкой на устах.
Утром мучители были поражены, узрев девушку без каких-либо следов истязаний на теле. Это еще больше разозлило изуверов. Свидетелем чуда волею судьбы стала девушка-христианка Иулиания. Еще больше уверовавшая после увиденного, она открыто возвестила о своей вере, за что и была схвачена воинами. Обеих девушек подвергли жестоким истязаниям, выдержать которые не смог бы и самый стойкий мужчина. Но тверды были в своей Вере обе мученицы, с молитвой на устах и светлым взглядом принимали они терзания телесные. С именем Иисуса Христа сложили свои прелестные головы они на плаху и были обезглавлены. Жестокий Диоскор сам казнил дочь. Господь, видя такое беззаконие, вскоре покарал убийцу, поразив его молнией. Захоронение Варвары
После мученической смерти девушек их останки были захоронены близ поселения Гелассия. Впоследствии там же возвели храм Великомученицы Варвары. Во времена правления императора Юстина мощи были отправлены в Константинополь, столицу империи. Несколько столетий спустя некоторые останки Великомученицы прибыли в Киев вместе с невестой князя Святополка царевной Варварой, где и нашли успокоение на территории Михайловской Златоверхой Обители. В начале ХХ века мощи вновь были перемещены, на сей раз в Киево-Печерский заповедник. Сегодня рака с нетленными останками пребывает во Владимирском Соборе города Киева.
Как упоминалось выше, на украинскую землю была доставлена только часть мощей Святой. Голова и кисти рук Варвары, можно сказать, разбросаны по всему миру. Левая рука, изначально оставленная в Древней Греции, впоследствии оказалась на территории Польши, а потом в Западной Украине, откуда была выкрадена иудеями и сожжена. Чудесным образом удалось сохранить пепел и перстень с руки, которые в настоящее время находятся на канадской земле в городке Эдмонтон. Некоторые части нетленных мощей нашли приют в монастырях Фессалии (церковь Агиа Епискепси), а также на Афоне - святой для православных горе. Хранятся останки Великомученицы и в Москве. Храм Иоанна Воина и церковь Воскресения хранят священные чудотворные мощи.
Первая, но отнюдь не единственная церковь Варвары Великомученицы на русской земле была возведена в 1781 году на территории Грушевского стана. Простоял этот деревянный храм, отстроенный на пожертвования казачества, почти сто лет. В 1876 году, после того как церковь сгорела, жители стана с благословения архиепископа Платона начали строительство каменного храма.
Во время Великой Отечественной войны алтарная часть Свято-Варваринского прихода была частично повреждена разрывом фашистского снаряда. В настоящее время все повреждения устранены, верующие с благодарностью возносят свои молитвы и читают Акафист Великомученице Варваре в его стенах. Несколько раз приход пытались закрыть, но станичники, всеми своими силами уповая на Божью помощь, отстаивали свой храм. По сей день здесь проходят службы, прославляющие Господа нашего Иисуса Христа. Икона и молитва к Святой Варваре
Икона Варвары Великомученицы, как и нетленные ее мощи, несомненно, является сильнейшим Символом Веры православных христиан. Множество необъяснимых чудесных исцелений получили истинно верующие христиане. День памяти Святой приходится на 17 декабря. Огромной силой обладает молитва Великомученице Варваре, дарующая укрепление в вере, исцеление от сильнейших недугов и, конечно, душевное успокоение.
Издавна на Руси говорили, что в красоте храма отражается душа русского человека. Много есть храмов красивых, величавых или наоборот скромных да неброских, но абсолютно каждый, несмотря ни на свое убранство, ни на богатство или наоборот простоту, несет в себе одну единственную цель, спасать и делать лучше души человеческие. Во все времена деревня считалась живой, если в ней было место, где можно помолиться и поклониться Богу. Церковь, словно душа деревни, в ней человек отрывает свой взор от земли, от материальных забот и устремляет его к небу. Рядом с г. Красный Кут расположено село Лавровка. Оно так же, как и села Ахмат, Норки, Верхний Еруслан, практически спутник города. И, конечно, все православные жители из этих сел являются прихожанами Краснокутского храма в честь Святой Троицы. Но в 1993 году, когда в стране произошла смена власти, колхозное имущество было выставлено на конкурс и часть из него передана православной общине. По инициативе сельчан в приспособленном помещении была оборудована домовая церковь. Православный храм — это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.
Домовый храм — чем он отличается от обычного храма? По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии — это храм, который располагается в доме. Причем, как в общественном месте - любом здании, так и в личном особняке.
Зачем строятся домовые церкви? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности воздвигать его в виде отдельной постройки.
Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей — устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до
соседних храмов. В селе Лавровка проживает много пожилых людей, которым сложно преодолеть даже небольшое расстояние до Красного Кута.
Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.
Другое дело, что, как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошными по архитектурным формам или убранству. Но это всё — человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.
Как воздуха, ждет душа каждого насытиться благодатью Божьей, так ждали и жители села Лавровка появления своей церкви.
История появления нынешнего храма во имя мученика Иоанна Воина в
Лавровском сельском поселении берет свое начало с 1995 года. Ранее в помещении, которое впоследствии было отдано под молельную комнату, располагался обычный сельский магазинчик. Крошечная комната вмещала в то время всего десять человек прихожан. С этого малого очага большой веры и начал свою историю храм села Лавровка.
Главным инициатором создания на селе своего прихода была Вера Тюрина. Женщина набожная, она всегда была уверена, что храм в деревне просто необходим. Именно при ее непосредственном участии, благодаря
ее необычной настойчивости, а самое главное ее нерушимой вере в Господа и удалось достичь заветной цели. В прошлом году Вера Николаевна приняла монашеский постриг, говорит, что путь к Богу у нее был непростым и что именно сейчас чувствует она себя на своем месте.
В 2001 году молельная комната после долгой бумажной волокиты официально получила статус храма. Службы проводились в то время нечасто, всего раз в месяц-полтора, но все же сам факт существования на селе очага духовной силы укреплял веру в Божье покровительство жителей села. Силами прихожан сделано в храме многое. Сами понимаете, больших финансовых вложений тут днем с огнем не сыщешь, так что приходилось и до сих пор приходится уповать на помощь благотворителей, которых, кстати говоря, на удивление находится немало. Конечно, благодаря помощи многого удалось добиться за эти годы. Сама храмовая комната стала намного просторнее, появилось много икон и элементов интерьера. Совсем недавно в храм была приобретена купель для крещения, это стало возможным благодаря финансовой поддержке Елены и Александра, фамилию по неким соображениям они назвать отказались. С начала года здесь появился и маленький колокол, который был пожертвован храму настоятелем Успенского монастыря г. Энгельса. В начале 2018 года появился у церкви и свой настоятель. Священник СвятоТроицкого храма г. Красный Кут Николай Поваляев был назначен на эту должность приказом Епархии. Теперь богослужения стали проводить намного чаще, четыре раза в месяц, не считая Великие двунадесятые праздники. Да и прихожан заметно прибавилось. В Рождественский сочельник более сорока человек участвовали в праздничном молебне. «Без нашего храма свою жизнь и жизнь лавровцев уже не представляем», - наперебой говорят прихожане. «Заходишь сюда - словно в рай попадаешь! Благодарим Господа, что сохранил наш храм и привел сюда такого батюшку. От всей души говорим отцу Николаю спасибо за молитвы, усердие и душевное отношение ко всем нам. Всех прихожан своих он по имени знает. Как к брату родному и отцу к нему идем и за советом, и с болью, и с радостью».
Отец Николай принадлежит к новому поколению. Крестили его уже не украдкой, как в советские годы. Ему было четыре года, он даже помнит купель, помнит, как священник поливал его водой, а бабушка - псаломщица читала молитвы. Еще одно детское воспоминание: они с мамой на службе в храме, он устал стоять, на нем тяжелое пальто, зимы в Башкирии суровые. И уже в конце Литургии, перед Причастием, он попросил: «Господи, помоги мне выстоять до конца!». Попросил, и стало легче, и слова Литургии стали понятнее.
Воскресная школа, пение на клиросе, служба в алтаре - таковым был путь к священству у отца Николая. В семинарию пойти предложила мама. А Владыка Никон, епископ Уфимский и Стерлитамакский, благословил. И матушку свою будущую, Екатерину, Николай встретил после первого курса семинарии. — Вот так потихонечку Господь углублял меня в вере, — говорит отец Николай. - Я Евангелие начал читать в восьмом классе. Искал ответы на свои тогдашние вопросы. А сейчас читаю иначе. Душа растет, и, каждый раз, читая Евангелие, ты находишь новое, на что раньше не обращал внимания. Бабушки церковные молодого священника и его семью - у отца Николая трое детей, опекают с нежностью. И всем говорят о том, как они батюшку любят. «Господа надо любить, а не меня», — получают в ответ прихожанки от отца Николая вместо благодарности.
Случаются в храме и чудеса настоящие. Чего только стоит рассказ об иконе Николая Чудотворца, которую купила много лет назад в поезде, ехавшая с Украины Вера Тюрина. Обычное черно-белое фото, сделанное видимо с оригинала иконы в церкви, приобрела она за бесценок. Когда появилась молельная комната, отдала икону с ликом Святого в дар. Вы не поверите, но она постепенно начала приобретать цвет. Да, монохромное изображение ни с того ни с сего начало окрашиваться то в зеленый, то в оранжевый цвета. Мало того на рясе Святого отчетливо проступили некогда совсем не видные
человеческому глазу узоры. Само фото стало приобретать более светлые тона, открывая раз за разом все новые детали.
Вспоминают прихожанки и случай, когда однажды, придя в храм, ощутили невероятный аромат полевых цветов, долго искали источник столь приятного запаха, и не сразу поверили, когда поняли, что он исходит от иконы «Всех скорбящих радости». К слову сказать, что цветы в храме были только искусственные. Верить или нет, дело каждого, но чудеса существуют. Существует при храме и Воскресная школа. Первые занятия начались еще около десяти лет назад, тогда школа не имела официального статуса. Сейчас здесь занимаются 17 человек.
Директор школы Наталья Резько преподает маленьким прихожанам основы православной культуры, знакомит своих подопечных с историей храма, рассказывает им о жизни православного христианина.
Вел тут уроки и сам отец Николай, приобщая подрастающее поколение к жизни духовной. Конечно, храм существует, действует и жизнь его не стоит на месте. В Лавровском домовом храме в честь Иоанна Воина, святом покровителе всех обиженных, постоянно ведутся работы по расширению и украшению помещения. Был обновлен алтарь. После отца Николая, службы стал проводить отец Дионисий. Но одно остается неизменным, 12 августа обязательно все прихожане собираются в своем храме, чтобы почтить память Святого Иоанна Воина.
О жизни этого Святого сохранились лишь скупые, обрывочные сведения. Но тем драгоценнее для нас эти свидетельства удивительной христианской мудрости и любви к ближним римского воина Иоанна. Римский воин
Когда умер Константин Великий, первый правитель Рима, принявший христианство, на престол взошел его племянник Юлиан,
получивший прозвание Отступник. Он заслужил его тем, что отрекся от христианства, которое тогда исповедовала не только вся семья императора, но и большая часть населения империи. С юности Юлиан мечтал возродить язычество и вновь сделать его государственной религией. Оказавшись в 361 году на императорском троне, Юлиан тут же приступил к выполнению задуманного. В эту пору в армии императора служил военачальник Иоанн. Когда и где он родился, неизвестно. Он носил иудейское имя, но такие имена были распространены среди христиан. Есть сведения, что он служил в полку, составленном из скифов. В эпоху поздней античности скифами называли жителей нынешних славянских земель. Это позволяет некоторым исследователям сделать осторожное предположение о том, что, возможно, Иоанн был из славян.
Когда император Юлиан начал свои реформы, солдаты и военачальники его армии должны были «поддерживать порядок» в городах, где языческое население, обрадовавшись переменам, стало преследовать христиан. На деле это выглядело так, что солдаты хватали и казнили тех, кто исповедовал христианство.
Иоанн должен был выполнять приказы своего императора. Но он тайно помогал христианам. Как правило, он предупреждал заранее о том, что семью или членов какой-либо общины собираются схватить, чтобы люди успели скрыться. А если кого-то все же арестовывали, Иоанн делал все, что бы обреченные могли сбежать. Будучи человеком добрым и милосердным, Иоанн помогал не только христианам, но и всем, кто нуждался в помощи, поступая по заповеди Спасителя: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7) Это, в конце концов, узнал сам император. Он приказал арестовать Иоанна и привезти в столицу. Однако когда пленник был доставлен, оказалось, что император отбыл на войну с Персией. Иоанн был помещен в темницу, где томился многие месяцы в ожидании неминуемой казни.
Юлиан Отступник был убит во время похода. 26 июня 363 года в битве при Маранге Юлиан получил три ранения: в руку, грудь и печень. Последняя рана оказалась смертельной.
Все, кто был посажен в темницы и отправлен в изгнание за то, что исповедовал христианство, получили свободу. Среди них и воин Иоанн.
Он прожил еще долгие годы в чистоте и смирении, делая добрые дела и приходя на помощь всем страждущим.
Скончался Иоанн в Константинополе, но когда, и где был похоронен, неизвестно. Через некоторое время после его ухода из земной жизни, место его захоронения было забыто.
Мощи Святого были обретены лишь спустя время после его смерти. Он явился во сне благочестивой женщине, жительнице имперской столицы, и указал ей место своего захоронения. Тогда верующие перенесли святыню в храм Иоанна Богослова в Константинополе.
Древних икон Иоанна Воина, написанных греческими мастерами, не сохранилось, зато на Руси иконописцы очень часто обращались к изображению этого Святого. Сложилась традиция изображать мученика Иоанна в образе византийского военачальника – в доспехе, с оружием. Поверх доспеха наброшен алый плащ (цвет мученичества), в правой руке святой держит крест, как знак своей непоколебимой веры. Есть и более редкие иконы на которых мч. Иоанн сидит верхом на коне, или молится на коленях.
У нас почитание мч. Иоанна было распространено очень широко еще со времен Киевской Руси. Народ не только знал, кто такой Воин Иван, но и почитали его как верного помощника всем несправедливо обиженным и защитника от воров. Народная любовь к нему сохраняется и столетия спустя. Свидетельством этого является очень большое количество храмов, посвященных святому. Интересный факт
Всего в России более 100 храмов во имя Святого мученика Иоанна Воина, в обиходе они называются
«Иоанновойновские». Зачастую это храмы и часовни на местах воинских захоронений и мемориалов.
К числу самых знаменитых относится храм Иоанна Воина на Якиманке в Москве. Первоначально здесь был возведен деревянный храм для жителей воинской слободы. Ко времени правления Петра I церковь обветшала, к тому же ей грозили постоянные наводнения. Царь распорядился построить каменный храм, который стоит и поныне.
Среди самых известных чудес, связанных с именем Иоанна Воина, есть такие:
Во время очередного татарского набега, в храм Серпуховского женского монастыря ворвался один из нечестивцев и принялся крушить икону Иоанна Воина. На том месте, где татарин ударил топором, выступила кровь, но это не образумило варвара. Он ударил еще раз, и вновь выступила кровь. Татарин перепугался, бросил икону, и она тут же срослась, лишь там, где коснулось оружие, осталась запекшаяся кровь. По преданию татарин принял христианство. Эта икона и по сей день хранится в Серпухове, и паломники могут видеть следы крови на ней.
Известны чудеса по молитвам святому Иоанну Воину и в наши дни. Некая женщина потеряла кольцо, которое по ее просьбе освятили для нее паломники в Иерусалиме. Она молилась св. Иоанну Воину, и кольцо вскоре было найдено.
Еще одной женщине пришлось обращаться к Иоанну Воину по случаю увольнения ее с работы. Начальник, человек жадный и изворотливый, придумал способ не только выгнать ее, но и не заплатить денег. После молитв святому Иоанну, этот человек сам пришел к своей бывшей работнице и принес деньги.
Рассказывают и о таком случае. В одной семье пропал очень ценный ковер. Отчаявшись найти эту вещь при помощи полиции, люди начали молиться святому Иоанну. И через некоторое время похититель сам принес ковер с просьбой: пусть перестанет ему во сне являться воин в доспехах! Память Святого Иоанна Воина отмечается в день обретения его мощей 12 августа. Жизнь Святого Иоанна Воина остается примером того, что в самых трудных обстоятельствах, когда вокруг царят неверие и насилие, можно служить Богу и творить добрые дела.
С 1764 года началось заселение степного Заволжья немцами колонистами в пределах Новоузенского и Николаевского уездов, на 100 верст к северу от Покровской слободы и на столько же верст к югу от нее. Но и немецким колонистам не было покоя от кочевников. В 1771 году киргизская орда, кочевавшая в низовьях Волги по правому берегу, надумала откочевать в Азию. Осенью киргизы по льду перешли Волгу около Тарлыцкого округа и решили, покидая Россию, ограбить и увезти с собою все, что попадалось им на пути. Разграблению и пожарам подверглись немецкие села, особенно Привальное, Ровное, Тарлык и Скатовка (так в то время называлось Усатово). Многих немцев вместе с награбленным имуществом, киргизы увели с собой и продали в рабство в Самарканд и Ташкент. Конечно, такой разбой не мог не повлиять на жизнь местного населения. Кочевники не оставляли в покое украинских и русских поселенцев. Жителям приходилось пользоваться колокольнями на церкви, как маяками, и набатом давать знать о набеге ордынцев. Вот, оказывается, для каких ещё целей строились церкви! Не только для религиозно-просветительных, но и сигнально-оборонительных! Недаром «солевозная» дорога была названа «военной» и во всех селах вдоль Еруслана были построены храмы. Пахари выезжали в поле с оружием; жители деревень прятались от грабителей в прибрежные кустах. И такие набеги продолжались даже в 19-ом столетии.
Поэтому всем первым православным поселенцам приходилось постоянно думать о том, как защитить себя и свои семьи. А когда надеяться можно только на себя, и помощи «земной» ждать неоткуда, к кому же и обращаться, как не к Святому Небесному Защитнику! А вскоре к этой проблеме прибавилась еще одна. Вспыхнул Пугачевский бунт и начавшее было делать успехи заселение Новоузенского края с 1750-х годов благодаря развитию Эльтонского соляного промысла, приостановилось и упало в 1773-1775 гг. Жить становилось все тяжелее - голодные, алчные толпы оборванцев грабили и опустошали, как селения, так и отдельных жителей и хуторян. После усмирения Пугачева еще лет десять находились его последователи. Они набирали шайки и с ними производили грабежи и разбои по Волге и в степи. Лишь к половине 80-х годов 18-го столетия эта вольница была окончательно усмирена; к этому же времени были подавлены набеги киргиз.
Первые поселенцы, выбирая земли для жизни, осваивались по берегам немногих речек в уезде: по Узеням, Еруслану и др. И это естественно — здесь и вода, и рыба, и трава на корм скоту.
О малороссиянах (украинцах) поселившихся «в уезде Новоузенском», сообщалось, что «живут они, как отдельными слободами, так и вместе с русскими, но почти никогда с другими народностями. Малороссияне, живущие в южных уездах, в большей неприкосновенности сохранили и сохраняют свой быт и язык. А поселившиеся в северных уездах значительно утратили свои типичные отличия и во многом обрусели.
Вдоль по Еруслану или Улустану, как называют его калмыки, степь имеет очень соленую почву и по этой причине растет здесь много полыни, что в свою очередь дает возможность вольготно проживать стадам сайгаков.
Вот в этой местности в 1855 году и была основана выходцами из колоний Усть-Кулалинка (Галка), Крестовый Буерак (Мюллер), Верхняя Грязнуха (Крафт), Щербаковка (Мюльберг), Буйдаков Буерак (Шваб), Нижняя Добринка, Верхняя Кулалинка (Гольштейн), Россоши (Францозен), Лесной Карамыш (Гримм) немецкая колония Экгейм (Экхайм). Заложено поселение было близ военной дороги от границы Астраханской губернии к Николаевскому тракту на левом берегу Еруслана, на правом же находился казённый украинский хутор Усатов. Именно эти два населённых пункта входят сейчас в современное Усатово. По данным переписи 1859 года, когда в немецкой колонии Экгейм уже насчитывалось 110 дворов и 832 жителя, на малороссийском хуторе Усатово проживали всего 118 человек в 24 домохозяйствах. Колония Экгейм являлась центром Нижне-Ерусланской волости Новоузенского уезда Самарской губернии, а хутор Усатов относился к Дьяковской волости. В 1865 году был основан Экгеймский лютеранский приход, в колонии открылся молитвенный дом, при котором вскоре начала работу церковно-приходская школа.
24 сентября 1902 года Его Преосвященство (Гурий) осматривал епархию Николаевского и Новоузенского уездов. Приехав из Малого Узеня, Владыка отбыл в деревню Ахмат, освятил там вновь сооруженный храм во имя святителя Николая, посетил местного священника. Вечером (25 сентября) Владыка совершил в соседнем селении Красный Кут всенощное бдение, пред началом которого осмотрел сооружаемый здесь каменный большой храм. Из Красного Кута, по маршруту, Владыка должен был ехать в хутор Усатов для освящения там нового храма во славу Святой Троицы, но по случаю дурной погоды, поездка туда не состоялась и владыка направился в Покровскую слободу. В 1909 году такая поездка была повторена, но уже Его Преосвященством (Константином). 11-го июня Его Преосвященство, Преосвященнейший Константин, Епископ Самарский и Ставропольский, в сопровождении ключаря кафедрального собора, протоиерея С.А. Диомидова, протодиакона и двух иподиаконов, отбыл из г. Самары в Новоузенский уезд, для обозрения церквей. В селе Усатове Владыка, после слов к прихожанам, осмотрел храм и церковные документы и направился в дом священника о. Д. Терновского. Путь от храма до дому был усеян цветами и дети, с цветами в руках, на коленях стояли двумя рядами. Владыка, проходя среди детей, спрашивал, кто из них в какой школе учится, испытывал их в знании молитв и священной истории.
Один из сопровождающих Архиепископа Константина священников составил подробное и красочное описание этого большого путешествия, за время которого Его Преосвященство посетил следующие города и села: Слобода Покровская - г. Новоузенск – слобода Александров Гай – с. Новая Александровка – с. Красный Кут – с. Ахмат – с. Усатово – с. Дьяковка – с. Питерка – слобода Малый Узень - с. Генеральское – с. Шумейковка. Ехать пришлось как по железной дороге, так и на лошадях. Он отметил, что из псаломщиков (по церковному пению) лучше всех потрудились следующие лица: в Ахматской школе – Батаев, Владимирской – Краснов, ДьяковскойНиколаевской – Колпаков, Усатовской – Химов.
Епархиальный наблюдатель в том же году тоже предпринял несколько поездок для ревизии школ во всех уездах епархии, осмотрел всего 122 школы (некоторые по 2 раза), в том числе 14 школ Новоузенского уезда, и среди них: Ахматовскую, Краснокутскую, Усатовскую, Дьяковскую (второклассную), Дьяковскую (образцовую) и Дьяковскую (одноклассную) школы.
Церковно-приходские школы в первой половине XIX века являлись низшим звеном системы народного просвещения. В их курс одногодичного обучения включались, кроме закона Божьего, чтение гражданской и церковной печати и элементарные сведения по арифметике. Существовавшие в основном за счет средств прихода школы эти в большинстве случаев влачили жалкое существование; этому способствовали малограмотность учителей, теснота или непригодность помещений, так как школы нередко помещались в церковных сторожках или заброшенных избах, отсутствие книг и учебных пособий. В силу этих причин к концу 50-х годов церковноприходские школы были не в состоянии обеспечить начальное образование, и, по всей вероятности, позднее уступили бы место земским и министерским школам, если бы не покровительственное отношение правительства и лично императора. В 1858 году, узнав из отчета одного губернатора о существовании сельских школ, организованных священниками, Александр II распорядился обратить внимание епархиальных властей на эти факты и ежемесячно доносить ему об организации подобных школ. С этого момента развитие церковно-приходских школ стало происходить быстрыми темпами. Их открывали и священники, и дьяконы, и псаломщики в своих домах и в церковных помещениях. В 1884 году были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», дававшие им ряд преимуществ и по существу противопоставлявшие эти учебные заведения земской школе. Целью церковно-приходских школ объявлялось утверждение в народе православного учения, веры и нравственности христианской, а также сообщение первоначальных полезных знаний. Учебная программа стала предусматривать преподавание закона Божьего, куда входили изучение молитв, священной истории, катехизиса и богослужения; церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо; начальные арифметические сведения. Первоначальный двухлетний срок обучения в церковно-приходских школах в 90-х годах был продлен до трех лет. Сначала к числу церковных школ были отнесены только те школы, которые уже числились за священниками. В 1891 году к числу школ духовного ведомства были причислены крестьянские школы грамоты, созданы они были по почину и на средства местного населения.
Бывший немецкий школьно-молитвенный дом, а ныне клуб. Здание построено в 1881 г. На фото хорошо видно более позднюю пристройку, выполненную в
1970-х гг.
В церковных школах проводились народные чтения — большей частью религиозно-нравственного содержания, а также миссионерского, исторического, противоалкогольного и сельскохозяйственного. В
Усатовской школе было проведено 15 таких чтений. Почти все носили
характер религиозно-нравственный. Общественная жизнь низших слоев населения села Усатово была настолько бедна и неорганизованна в дореволюционное время, что отвлечь народ от трактиров было нечем. Некоторое просвещение в массы несло духовенство, в том числе и с помощью народных чтений, подготовленных учениками церковно-приходской школы. В 1910 году в Экгейме проживало уже 2321 человек, имелись волостное правление, земская школа, два судебно-следственных учреждения, четыре учреждения призрения, паровая и три ветряных мельницы. Усатово к этому времени считалось уже селом с 653 жителями, православной церковью и школой. В 1915 году колония была переименована в Скатовку. В советские годы колония Экгейм стала центром сельсовета Краснокутского кантона АССР Немцев Поволжья. В 1925 году на затопляемых талой водой лугах к востоку от поселения была построена шлюзовая плотина (сохранилась до наших дней в нефункционирующем виде). С 1 января 1935 года был образован Экгеймский кантон, просуществовавший до депортации коренного населения и расформирования немецкой АССР в 1941 году. После объединения бывших колонии и хутора в 1942 году село стало называться Усатово.
Носит оно это имя до сих пор.
Старый немецкий дом.
то
событии, детали раскрывают и значимость
святыни для верующих. Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности. У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который приобретает значение Эдемского древа жизни. По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.
Что касается помощи, то икона Отца и Сына, и Святого Духа сильна в наставлении человека на путь праведный и в очищении от греха. Святыня содействует молящимся в трудный период, вселяет надежду, когда необходимо преодолеть сложные жизненные испытания. Образ трех Святых поддерживает во время сильного волнения, переживаний, а также помогает при принятии важных решений.
Троица — это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась св. Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». Праздник Святой Троицы так же называют днем рождения Церкви.
Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами. Они сами ежегодно праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам. В древности этот праздник совершался торжественно. Существовал обычай крестить в этот день оглашенных, подобно тому, как после проповеди апостольской крестилось три тысячи человек. Уже в первые века христианства праздник Пятидесятницы был общераспространенным. Об этом свидетельствует Тертуллиан, умерший около 220-240 года. Утверждая преимущество христианских праздников над языческими, он писал: «Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу». Историки говорят, что хотя праздник и был распространен повсеместно, официальное установление его произошло в конце IV века, когда на втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году было сформулировано учение о Троице. Вселенский собор утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии всех Лиц Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.
Использовались материалы из статьи М.Бирюковой и газеты «Краснокутские вести», а так же Интернет-источники:
1.Ильинка (Краснокутский район) — Википедия Переиздание // WIKI 2wiki2.org
2.Ильинка (Краснокутский район) — Википедияru.wikipedia.org
3.Наши колонии : Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в Россииbibliothek.rusdeutsch.ru
4.Чкалово (Краснокутский район) — Википедияru.wikipedia.org
5.Домовая церковь: что это такое? Какие домовые храмы бывают.uznavay.pro
6.БОЛЬШАЯ САРАТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ : Краснокутский район :
Усатово saratovregion.ucoz.ru
7.Храмы | Краснокутское благочиние krasnokutskoe.blagochin.ruИкона
8.Александра Невского: значение, в чем помогаетomolitvah.ru
9.Маленький храм большой веры | Krasniykut.ru - Краснокутские вести
10.Мученик Иоа́нн Воин azbyka.ru
11.Чкалово (Краснокутский район) — Википедия ru.wikipedia.org
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.