Краеведческий принцип и его реализация на уроках биологии
Оценка 4.8

Краеведческий принцип и его реализация на уроках биологии

Оценка 4.8
Памятки
docx
биология
5 кл—11 кл
24.02.2022
Краеведческий принцип и его реализация на уроках биологии
Cтатья.docx

Чукчукова Диана Хайдяровна

МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45»», г. Ульяновск, Российская Федерация

РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА 

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Как известно, государственный образовательный стандарт 2004 года (ГОС) предусматривал в рамках содержания школьного образования выделение двух частей: федерального компонента образования (ФКО) и регионального компонента образования (РКСО). Современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не предполагают локализацию РКСО в отдельный модуль содержания общеобразовательной организации. Однако это не означает, что краеведческая тематика утратила свою актуальность на школьных уроках.

Напротив, одной из важнейших тенденций реформирования образования считается его регионализация, одним из способов достижения которой может служить школьное краеведческое образование, понимаемое как специально организованная учебная деятельность, направленная на теоретическое изучение и прикладное освоение истории родного края и предполагающая формирование позитивного отношения у обучающимся к месту своего рождения. Регионализация может рассматриваться и как принцип, и как процесс, который обеспечивает достижение целей современного образования при целостном понимании учащимися особенностей региона и использовании знаний о них в образовательном процессе.

Академик Д.С. Лихачев отмечал «чрезмерно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет «двух уровней»: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы».

В Большом энциклопедическом словаре «Краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населённых пунктов главным образом силами местного населения». Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное значение учебного краеведения. Его сущность состоит в формировании различных личностных качеств и социальных ценностей у обучающихся. В случае применения диффузного подхода к базовым предметам, в примерные программы которых включена краеведческая тематика, отнесена и биология.

Биологическое краеведение - дисциплина, изучающая живую природу родного края. Задачами биологического краеведения являются: систематическое наблюдение за сезонными явлениями в жизни животных и растений; выявление закономерностей распределения животных и растений по изучаемой территории; ознакомление с биоразнообразием животного и растительного мира родного края, обучение проведению фенологических наблюдений за природными явлениями и выявлению влияния их на животный и растительный мир; изучение природных сообществ и их охраны, формирование экологического мировоззрения. Краеведческий принцип обучения биологии позволяет обучающимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом, а также повысить качество усвоения биологических знаний. 

Для краеведческого, в отличие от других методических принципов, характерны:

- Иной объект изучения – свой край в границах субъекта федерации, включая местность, доступную непосредственному наблюдению. Изучение своего края требует наблюдения, пребывания на ее территории.

- Повышенная эмоциональность местного материала. Несмотря на кажущееся знание многих сторон местной жизни, они вызывают большую заинтересованность в изучении своего окружения.

- Использование местного материала не только в образовательных, но и в воспитательных, развивающих целях. Прежде всего, оно необходимо для формирования любви к родному краю, к родной природе, для практического решения экологических проблем, воспитание толерантности, формирование социальных ролей жителя своей местности. Процесс социализации, рассматриваемый в педагогике как главное направление воспитания школьников, невозможен без краеведческого контекста.

- Краеведческий принцип имеет значительное практическое значение и, прежде всего, в быту, в повседневной жизни.

- Необходимость использования разнообразных источников познания, число которых значительно и, прежде всего, возможность непосредственного визуального ознакомления с объектами изучения, опора на разнообразные методы исследования.

- Широкие возможности для установления разнообразных по содержанию межпредметных связей, таких как причинно-следственные, пространственные, временные.

Краеведческий принцип направлен на достижения основной цели школьного образования – развитие личности обучающихся, и, прежде всего, ее духовных сторон, чтобы «помочь человеку выйти из пространства предметов, в пространство деятельности и жизненных смыслов» (В.В. Сериков)

В учебно-воспитательном процессе и внеклассной работе учителя краеведческий материал может иметь место на уроке при изучении почти любой темы курса биологии, при проведении экскурсий в природу, при выполнении обучающимися летних практических заданий, при проведении олимпиад и т.д. Изучая краеведческий материал, обучающиеся получают сведения о растительном и животном мире Ульяновской области, о практическом значении растении и животных, знакомятся с породами домашних животных, разводимых в Ульяновской области. При изучении краеведческого материала рассматриваются аспекты природоохранной работы. Знакомясь на уроках биологии с растительным и животным миром родного края, обучающиеся видят, что в различных районах он неодинаков, а, встречаясь с реликтами и эндемиками, начинают понимать историческое развитие живого мира на Земле. Дети задумываются, почему и где он наиболее богат, что повлияло на его распределение, какие изменения в нём происходят под влиянием хозяйственной деятельности человека, и что нужно предпринять, чтобы предотвратить его оскудение.

Особое внимание хотелось бы обратить, на проведение исследований по изучению природы родного края как эффективную форму образовательной работы с детьми. Исследовательская деятельность служит эффективным способом активизации познавательной деятельности и является наиболее перспективной для развития личности, так как способствует творческому развитию, приучает обучающихся работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом, развивая тем самым у школьников критический подход к источникам информации, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности. Формирующиеся исследовательские умения способствуют развитию у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность, внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, развиваются коммуникативные навыки. У детей формируется чувство сопричастности заботам родного края и ответственность за его благополучие.

Для проведения исследовательских работ отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для исследования. Главное то, что они соответствуют интересам учащихся, их возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.

В ходе проведения исследовательской деятельности по изучению природы родного края, обучающиеся осуществляют сотрудничество с различными организациями, используют материалы городской и областной периодической печати. Большой интерес у обучающихся вызывают экологические экспедиции по интересным местам родного края, экскурсии и собственные поездки. К примеру, при исследовании придорожной флоры населенных пунктов, в которых собственно проживают и учатся обучающиеся, использовался маршрутно-экскурсионный метод (Полевые практики по географическим дисциплинам, 1980), который предусматривает прохождение по маршруту, фиксирование отдельных растений на маршруте и составление первичных флористических списков для дальнейшего комплексного анализа придорожной флоры и изучения основных типов придорожных сообществ поселка. Кропотливая работа с литературой, интернет-источниками, камеральная обработка гербарного материала позволила изучить разнообразие растительности этого населенного пункта, что объясняется долгой историей его существования и активными историческими связями с другими населенными пунктами нашего региона и сделать вывод о том, что, несмотря на имеющиеся литературные данные по экологии и биологии многие придорожные виды детально ещё до конца не изучены, так как многие растения являются лекарственными, кормовыми, и, изучая их, можно проследить трансформирующее антропогенное влияние на биологию и экологию изучаемых видов и прогнозировать дальнейшее их развитие. Такая форма работы способствовала существенному углублению знаний школьников, развитию самостоятельного мышления и формированию навыков информационного поиска, умению грамотно составлять тезисы, формулировать основные идеи, обобщать собранные факты.

Таким образом, краеведческий принцип является общепризнанным в педагогической науке. Он осуществляется через рациональное обращение в учебной, внеклассной, воспитательной и общественно полезной работе школы к краеведческому материалу, обогащение обучающихся знаниями о родном крае, краеведческими умениями и навыками, воспитание любви к родному краю. Не исключение и школьное биологическое образование, содержание которого тесно связано с необходимостью включения в учебный процесс краеведческого (регионального) материала. Считается, что региональный материал усваивается обучающимися более осознанно, если он раскрывается на основе базового учебного материала. Недооценка региональных особенностей, несистематическое использование регионального содержания предмета приводит к тому, что обучающиеся имеют слабое представление о биоразнообразии региона.

 

Библиографический список

1.  Концептуальные и нормативно-методические основы изучений краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: сборник нормативных документов/под ред. Н.В. Жульковой, В.Н. Янушевского. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 56с.

2.   Гришина Г.А. Краеведческий материал как средство познания познавательной и творческой деятельности школьников / Г.А. Гришина. – Челябинск: ЧГПИ, 1978. – 18с.

3.   Интернет-ресурс: http://ipk.ulstu.ru/?q=node/3410

4.     Интернет-ресурс: http://globuss24.ru/doc/metodika-organizatsii-samostoyatelynih-kraevedcheskih-rabot-na-urokah-biologii-po-razdelu-zhivotnie

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Чукчукова Диана Хайдяровна МБОУ «Лицей при

Чукчукова Диана Хайдяровна МБОУ «Лицей при

В Большом энциклопедическом словаре «Краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населённых пунктов главным образом силами…

В Большом энциклопедическом словаре «Краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населённых пунктов главным образом силами…

Иной объект изучения – свой край в границах субъекта федерации, включая местность, доступную непосредственному наблюдению

Иной объект изучения – свой край в границах субъекта федерации, включая местность, доступную непосредственному наблюдению

В учебно-воспитательном процессе и внеклассной работе учителя краеведческий материал может иметь место на уроке при изучении почти любой темы курса биологии, при проведении экскурсий в…

В учебно-воспитательном процессе и внеклассной работе учителя краеведческий материал может иметь место на уроке при изучении почти любой темы курса биологии, при проведении экскурсий в…

У детей формируется чувство сопричастности заботам родного края и ответственность за его благополучие

У детей формируется чувство сопричастности заботам родного края и ответственность за его благополучие

Такая форма работы способствовала существенному углублению знаний школьников, развитию самостоятельного мышления и формированию навыков информационного поиска, умению грамотно составлять тезисы, формулировать основные идеи, обобщать собранные…

Такая форма работы способствовала существенному углублению знаний школьников, развитию самостоятельного мышления и формированию навыков информационного поиска, умению грамотно составлять тезисы, формулировать основные идеи, обобщать собранные…

Концептуальные и нормативно-методические основы изучений краеведения в образовательных организациях

Концептуальные и нормативно-методические основы изучений краеведения в образовательных организациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2022