Краеведческий калейдоскоп "Край ты мой родной"
Оценка 4.7

Краеведческий калейдоскоп "Край ты мой родной"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
классное руководство +1
Взрослым
24.03.2017
Краеведческий калейдоскоп "Край ты мой родной"
Внеклассное мероприятие по краеведению рассчитано на учащихся средних классов, целью которого является воспитание патриотических качеств, расширение знаний учащихся о своем крае, привитие любви к природе. Мероприятие построено из нескольких частей: ребята побывают в прошлом своего села, полюбуются красотами своего края, выяснят значение труда хлебороба.
внеклассное мероприятие по краеведению.docx

МОУ «Макаровская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

 

 

 

 

«Край ты мой родной»

(Краеведческий калейдоскоп)

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:   Горина  Любовь Михайловна,

учитель географии и экологии

 МОУ «Макаровская средняя

 общеобразовательная школа

 Ртищевского района

Саратовской области»

 

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

 

 

 

 

Цель мероприятия:

- прививать учащимся гражданское чувство ответственности, патриотизма;     расширить знания об историческом прошлом своей местности, кругозор детей; развивать творческие способности;

-воспитывать  гуманное отношение к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле; 

воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;

-воспитывать чувство необходимости изучать и любить природу своего края.

 

 

 

План проведения внеклассного мероприятия

1.      Вступительное слово ведущего.

 

2.      У истоков возникновения.

 

3.      Народная трагедия 1941-1945гг.

 

4.      Путешествие в лес…

 

5.      Путешествие по  реке Хопер

 

 

6.      «Земля моя добрая»

 

7.      Заключение.

 

 

                                                      Ход мероприятия:

 

 

Ведущий 1. 

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Мы рады приветствовать всех на нашем мероприятии «Край ты мой родной»

Меня никто не спрашивал ни разу

За что люблю я Родину свою

Её поля, что не окинешь взглядом

Зеленых рощ веселую семью

А если бы по случаю спросили

Не стал бы я выдумывать ответ

Мне дорога земля моя Россия

Как жизнь, как воздух, и как белый свет

 

Ведущий 2.

 Огромна страна Россия. Есть среди её просторов необъятный один край – Саратовский называется. Много в крае разных сел, деревень, станций. Каждое по - своему особенное, примечательное. А какие названия у сёл красивые- Раздольное, Золотое, Красавка.… Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова её природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в делах, воспоминаниях, в том числе и в названиях городов, сел, улиц…

 

Ведущий1.

 Родная деревня… Здесь ты родился, вырос, учился, сделал первые шаги в самостоятельную жизнь, нашел своё счастье. И куда бы ни забросила тебя судьба. Где бы ты ни жил, ты всегда будешь вспоминать своё село на берегу Хопра.

А если случайно встретишь земляка, то одним из первых вопросов будет: ну, как там у нас в Потьме?

 

Ведущий 2.

Да, Потьма вроде бы  обычное село, каких в России не мало, но сколько интересного хранит ее история, судьбы скольких замечательных людей связаны с ней.

 

 

Село Потьма  в далеком  прошлом.

( на фоне музыки и слайдов с различными сельскими пейзажами звучит  выступление учащихся собравших исторические сведения о своем селе)

1 ученица.

 

Зима покрыла снежным одеяньем

Родные сельские поля.

И все, куда не кинешь взглядом,

Все  это есть моя земля.

Родная Потьма. Есть ли что дороже

И где найдешь милее край?

Здесь сердцу мило все: леса и перелески,

Сосновый бор и ветлы у реки.

Девчата подросли и стали вдруг невесты,

И доживают век свой старики.

Родные сельские просторы.

Из труб домов дымки плывут, кружа.

Пусть где-то высятся большие горы,

Но и без них деревня хороша.

Так написал о нашем селе наш односельчанин Мызников Сергей. И действительно, хороша наша Потьма, хороша!

2 ученица.

И как истинных граждан своего села, нас не может не интересовать прошлое Потьмы. Откуда мы родом? Где наши корни?

  Об этом и пойдет у нас сегодня разговор.

 

    История Потьмы корнями уходит в далёкое прошлое. Известно, что Потьма основана в первой половине XVIII века крестьянами, перевезёнными из Симбирской, Тамбовской, Костромской и других губерний. Существует несколько предложений, почему село так называется. С самого начала название связывали с мордовским словом «потьма»-глубинка, далекое место в лесу. Так ли это? Это объяснение остается единственным…

   На левом берегу Хопра, в 300-400 метрах от берега расположилось на пригорке село Потьма. Никто точно не знает историю села. По рассказам сторожил о многом можно догадаться, сделать выводы.

    Гораздо яснее и правдоподобнее становится история села со второй половины XIX века. Здесь в распоряжении наших предшественников имелись вещественные доказательства- небольшая медная пластинка, найденная при разборке церкви, где ясно указана дата постройки, кто строил церковь.

    При составлении истории села использовались воспоминания Козловой Л.В., Жалновой С.А., Рощина И.И. и др.

     Существует предположение, что Потьма была заселена не в XVIII веке, а раньше в  XIII-XIVвеках. О такой дате можно говорить лишь потому, что рядом с Потьмой расположено село Чиганак. Это название лишний раз говорит о том. Что здесь проходила  монголо-татарская орда. Чиганак, Изнаир - названия чисто татарские.

     В далеком прошлом село, а особенно Хрущёвка, находилась в густом лесу. На пригорках Потьмы вниз  к Хопру росли высокие  и толстые деревья, преимущественно дуб.  Внизу, в долине Хопра, в густых зарослях находились озёра и болота.  На этих озерах водились утки и гуси. На одном из озер очевидцы часто видели белоснежных лебедей. Неспроста сохранилось название одного из озер –Лебяжье. Трудно было добраться до  этих озер, хотя и были недалеко, ввиду густых зарослей и больших деревьев. Поселок Потьма был как бы во тьме среди высокого и густого леса. Может, отсюда и название.

      Так же интересны названия многих улиц…

Например, Хомутовка. В 90-х годах прошлого столетия, как рассказывают сторожилы, некий Жалнов И.М., отделившись от отца, хотел построить себе дом то здесь, то там.  Общество ему то запрещало селиться, то запрещало. Вот он и «хомутал».

Построил он все-таки свой дом там, где находится сейчас Хомутовка.

      Фамилии первых жителей, причем коренных жителей, - это Рощины, Горины, Мызниковы. Откуда они? Например, Рощины. Первые жители поселились в густой роще, где, вырубая лес, строили , или, вернее, «мазали» мазанки – домики.  Отсюда и Мазановы. Однокоренные, родственные слова «мызыл»-мазать, есть предположение. Что так произошла фамилия Мызниковых.

    Вероятнее всего, плохо жилось первым поселенцам на Хопре, они же беглые, бежали от жестокого  произвола помещиков. Горе мыкали, горемыки- отсюда и пошла фамилия Гориных.

   Одна из улиц принадлежала помещикам; она так и называлась- барская; другая- вольная, т.е. крестьяне не имели своих господ.

    Все эти сведения собраны со слов старожилов - в научных трудах о нашем маленьком селе нигде не упоминается.

   Наше село небольшое, но и оно пережило все те события огромного значения, что и страна в целом.

Откликнулось оно и на отмену крепостного права, участвовала в первой мировой и гражданских войнах, пережило коллективизацию. После создания колхозов страна, а вместе с ней и наша Потьма крепла, хорошела. Люди растили хлеб,  учили детей, радовались своим успехам, гордились достигнутым.

 

Народная трагедия 1941-1945гг.

 

(звучит первый куплет «Вставай, страна огромная»,  фрагменты  документальных фильмов о войне, слайды )

 

1 ученик.

Но 22июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германией. Страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

2 ученик.

Из нашего села ушли  на фронт  403 человека, не вернулось с войны 283 воина.

1 ученик.

Наша земля – родина героев. Каждый из участников проявил чудеса героизма, отстаивая независимость всей страны, защищая своих односельчан.

Каждый из них достоин уважения, памяти современников.

2 ученик.

Но один из них прославил нашу маленькую родину более остальных. Это генерал-лейтенант танковых войск Карп Васильевич Свиридов.

1 ученик.

Обыкновенный крестьянский парень, не имея жизненного опыта, более двух лет протоптал рядовым пехоты в царской армии, участвовал в Первой мировой войне.

2 ученик.

После революции стал командиром отделения, потом взвода, потом роты. Когда закончилась  Гражданская война, избрал военную профессию. Поступил в высшую школу имени ВЦИК и успешно ее окончил.

1 ученик.

Во времена Великой Отечественной  войны командуя вначале дивизией, а затем корпусом, генерал-лейтенант Свиридов прошел дорогами войны от Смоленска и Москвы до Австрии.

2 ученик.

Особенно отличился в боях за Будапешт и Вену, за участие в них был удостоен звания Героя Советского Союза.

1 ученик.

Скоро  вся наша страна, наши села будут праздновать знаменательный день-День Великой Победы. Среди наших односельчан уже не осталось участников той великой войны, но их имена мы сохраним в наших сердцах.

Да …. У времени своя память. Мы не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

 

 

 

 

 

Путешествие в лес…

«Чудесное творение природы - лес!»

 

Ведущий 1 .

А сейчас  мы приглашаем вас совершить вместе с вами путешествие по нашим милым, дорогим местам.

А какой получится эта прогулка: грустной или веселой, радостной или печальной –каждый ответит себе сам.

(Фонограмма  «Звуки леса», видеозапись лесных красот )

1 ученица.

Лес… Наш русский лес. Мы с гордостью произносим эти слова.

Лес… простое , привычное  и вместе с тем такое объемное, многогранное по содержанию и значению слово. Лесами богаты наши места.

2 ученица.

Краснеют на солнце

Сосен стволы, 
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою, 
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит..

3 ученица
Я люблю побродить по веселой стране

Здесь друзей заводить очень нравиться мне

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И  за то, что отдаст, ничего не берет

 

1 ученица.

В той стране благодать!

Удивительный свет

Вот бы нам разгадать,

В чем тут главный секрет

Загляни-ка  со мной

В эту светлую жизнь

И с  зеленой страной

Навсегда подружись!

 

2 ученица.

Тропинки , тропинки-дорожки лесные!

Куда вы? Куда вы бежите, родные?

Тропинки,  тропинки – морщинки Земли,

Откройте, тропинки,  мне тайны свои.

 

Вместе: Ой , здесь кто-то есть! Да это охотники на привале. Тс-с-с.  Не   будем им  мешать.

Инсценировка «Охотники на привале»

1-й охотник.

-Слышь, мужики. Благодать – то какая! Лучше леса ничего в мире нет.

2-й охотник.

-Точно! Красота! Кое –что и нам осталось!

3-й охотник.

-Что  и говорить! Вот читал недавно, какие были леса; наша местность вообще была чащобой. Да далеко за примером и ходить не надо. Слышь, в 1316 году наш князь Михаил Ярославович шел к Новгороду и … заблудился! Представляете?

1-й охотник.

-Да чё там! В растяжку можно было спокойно разместиться на срезе дерева! О!

2-й охотник.

-Вот и насрезали!

3-й охотник.

-И то верно. Когда-то от врагов в лесу скрывались. И побеждали часто благодаря лесу. Возьми хоть Дмитрия Донского, хоть Кутузова, хоть самого Петруху! Да с него все и началось:  кораблики начали строить. И хоть сам –то уже в 1712 году запретил в отдельных местах рубки строевого леса, а топором – то размахивали все шибче и шибче. Только треск стоял по матушке России

 

2-й охотник.

Петрович, а дальше –то что?

 

3-й охотник.

- И что интересно… был – то он в начале как бы придатком военного министерства.  Даже управление департаментом было поручено адмиралу Осипу Дерибасову. Вот тогда в 1798году и получил он чин адмирала. А специалисты по лесу назывались – то, тьфу, язык сломаешь:- форсмейстерами.

 

1-й охотник.

-Наш-то родной «лесничий» куда душевнее.

 

2-й охотник.

Я про него даже стихотворение знаю.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий.

 

3-й охотник.

А в 1826 году создали лесничества, в них лесные стражники и стали называться нормальными словами. И что интересно: у лесничества был всегда помощник – лесной кондуктор.

 

2-й охотник.

Святые люди те, кто связан с лесом. Дай Бог им здоровья. Ты чего это смеешься ?

 

3-й охотник.

И, правда, святые! Вот эти самые лесные кондукторы не имели даже права жениться без разрешения начальства. Вот какие были порядки

 

2-й охотник.

И правильно! Зато  и было раньше леса много. Верно, говорят ученые: «колыбель человечества  стояла на опушке леса»

 

 

Путешествие по реке Хопер

«Хороша река Хопер»

 

 

 

Ведущий 1.

     В нашем селе есть немало прекрасных мест, здесь без устали можно любоваться красотой природы и памятниками природы и никого не оставят равнодушными закаты и восходы возле реки Хопер. И каждый, кто здесь родился, с уверенностью скажет «Для меня моя Россия- начинается с Хопра»

                                   Исполнение песни «Хопёрский  вальс»

                         Рассказ  учащегося сопровождается видеозаписью о реке Хопёр

                     Учащийся  1.

     Хопёр - левобережный приток Дона. Это одна из самых красивых рек средней полосы России. Широк Хопёр во время весеннего половодья. В синей дымке тонут высокие берега. Особенно хорош Хопёр летом, когда многочисленные его затоны покрывают нежно-белыми водяными лилиями и золотисто-жёлтыми цветами кубышек.

     Геологи определяют возраст Хопра приблизительно в десять тысяч  лет.  Причём, он не раз   менял  свое русло.  Это подтверждают многие факты.

    Хопер не только красив сам по себе, но и богат рыбой. Хопер всегда считался рыбной рекой.  В XIX веке река наша славилась красной рыбой – осетрами, стерлядью. В его глубоких ямах обитали и обитают сомы.  Вблизи г. Балашова нередко вылавливали в Хопре  сомов весом 2-3 пуда. В 1962 году житель села Макарово  Игнатов поймал бреднем сома весом 33кг. В Хопре также водятся щуки, окуни, лещи и другие.  Кроме рыбы Хопер богат ракушками. Раньше на  реке даже организовали промышленный комбинат по переработке ракушек в  пуговицы. Этот промкомбинат был расположен  в селе Макарово.

   В лесах Прихопёрья можно встретить куницу, белку, барсука; живут здесь лоси, лисы, волки, кабаны.

    Богато Прихоперье и растительным миром. Каких цветов не увидишь здесь? Каких растений?

    А приходилось ли вам когда-нибудь встречать рассвет на Хопре?! Хотите верьте, хотите –нет, но начинается он здесь с первой соловьиной песни. Рассвет не наступил, но уже появился намёк на него. Природа словно затаилась, все замерло, застыло в оцепенении. Кажется, ничто вокруг не проснется, если не будет сигнала.  Но вот он раздался – этот сигнал- призывный голос соловья. И сразу вокруг все ожило.  Зарябила вода у берегов, пробежал ветерок, трогая ходу листья и стебли.

 

Учащийся 2.

Ой, вы, степи! Хоперские степи!
Шелест вётел над талой водой.
Золотые пшеничные стебли
И колосьев ласкающий зной.

Прихоперье! Когда ты слыхало
Песню мощи и силы такой?...
Облаков уплывающий пепел
Ветерок раздувает, шаля…
Степи, степи… Хоперские степи!
Благодатная наша земля…

 

                                           «Земля моя добрая»

Исполнение   песни «Земля моя добрая»

Ведущий 1.У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля… Это истинное чудо.  То единственное, что превыше всего.  Земля- мать всех поколений, колыбель человечества.  Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас.  Кормит и поит, защищает в трудные минуты.

Ведущий 2.

Так, мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны, слагаем стихи.

Ведущий 1.

За  свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке!

Ведущий 2.

А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле дает нам хлеб.

Ведущий 1.

Поэтому на Руси крестьянин, испокон веков одухотворял поле, относился к нему как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву».

Ведущий 2.

Поле-живое.  Оно дышит - вот прикрою рукой, не пущу воздух, оно и задохнется.

Отсюда и уважение к земле: не топтать ее, не кидать без надобности колесом.

Ведущий 1.

Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие «зимние» лапти: «чтобы не давить землю- живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях-то мягче ей, легче».

Ведущий 2.

Даже конь при работе на пашне ступает задним копытом в след переднего, т.е. зря не топчет землю-«От коня, мол, не четыре пятна-раны земле, а только два – щадит конь землю-то».

Ведущий 1.

И поле платило за это своему пахарю- труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Девушки в национальных костюмах выносят каравай и читают стихотворение

                                                              Нет вкуснее тебя,

Хлеб подовый ржаной,

Когда ешь на току, а особенно в поле,

На горбушку посыпав щепоточку соли.

И запив не спеша

Родниковой водой.

 

Нет ценнее тебя,

Хлеб Отчизны моей!

Знаю, пахнешь и солнцем,

И чуточку потом.

 

Хлебом солью по праву

Встречают друзей,

Потому что он честным трудом заработан.

 И мы сегодня, соблюдая и продолжая традиции наших дедов, преподносим нашим гостям хлеб.

 

 

 

Заключение.

1.      Мы любим свое родное село, каждый ее уголок, каждую ее тропиночку, участвуем в изучении родного края. Ведь нет ничего интереснее открытия чего-то нового, неизвестного  о родных местах.

 

2.      Мы гордимся, что родились на этой земле, гордимся заслугами земляков.

 

 

3.      В своей деревне я своя среди своих. Мне хочется прикоснуться сердцем к моему краю, милой родной деревеньке и сказать от всей души: «Это моя Родина, мой край, и ничего красивее и родней нет».

 

 


 

МОУ «Макаровская средняя общеобразовательная школа

МОУ «Макаровская средняя общеобразовательная школа

Цель мероприятия : - прививать учащимся гражданское чувство ответственности, патриотизма; расширить знания об историческом прошлом своей местности, кругозор детей; развивать творческие способности; -воспитывать гуманное отношение…

Цель мероприятия : - прививать учащимся гражданское чувство ответственности, патриотизма; расширить знания об историческом прошлом своей местности, кругозор детей; развивать творческие способности; -воспитывать гуманное отношение…

Золотое, Красавка.… Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа

Золотое, Красавка.… Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа

На левом берегу Хопра, в 300-400 метрах от берега расположилось на пригорке село

На левом берегу Хопра, в 300-400 метрах от берега расположилось на пригорке село

Но 22июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской

Но 22июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской

Краснеют на солнце Сосен стволы,

Краснеют на солнце Сосен стволы,

Вот и насрезали! 3-й охотник

Вот и насрезали! 3-й охотник

Ведущий 1. В нашем селе есть немало прекрасных мест, здесь без устали можно любоваться красотой природы и памятниками природы и никого не оставят равнодушными закаты…

Ведущий 1. В нашем селе есть немало прекрасных мест, здесь без устали можно любоваться красотой природы и памятниками природы и никого не оставят равнодушными закаты…

Земля дает нам духовные и физические силы

Земля дает нам духовные и физические силы

Заключение. 1. Мы любим свое родное село, каждый ее уголок, каждую ее тропиночку, участвуем в изучении родного края

Заключение. 1. Мы любим свое родное село, каждый ее уголок, каждую ее тропиночку, участвуем в изучении родного края
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017