Государственное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Школа-интернат с углубленным изучением предметовспортивного профиля»Учебная дисциплина: краеведениеИндивидуальный итоговый проектКраеведение: «Гидронимы рек и озер Сибири»Автор:ученик 9 «Б» классаГАОУ НСО «Школа-интернат»Калининского района г.НовосибирскаКухно Арсений АлексеевичНаучный руководитель: учитель русского языка и литературыБрянцева Светлана Васильевнаг.Новосибирск
Введение
Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, в том числе и топонимах – названиях рек и озер, сел и городов.
Актуальность: В последние годы заметно усилился интерес к прошлому нашей родины, в том числе и к происхождению названий. Люди задаются вопросом, почему та или иная река, озеро были названы именно так. Изучение гидронимов – очень увлекательное и интересное занятие.
Гипотеза: В любом географическом названии отражён язык народа. Благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, "мертвых" языков. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды и сказания.
Цель работы: знакомство с происхождением мифов и легенд сибирских этносов, для того чтобы не потерять их культурное наследие.
Задачи:
актуализировать важность тюрской мифологии в контексте целостного восприятия учащимися сущности описываемых гидронимов;
собрать мифы и легенды о сибирских гидронимах;
создать презентацию
создать книжку-малышку «Легенды и сказания о происхождении названий рек и озёр Сибири»
Основные топонимические понятия
Топонимы приравниваются к архитектурным памятникам, историческим документам. Топонимы могут быть как очень древними, так и довольно молодыми, они заключают в себе важную культурно-историческую информацию, связанную с духовной и материальной культурой или природой. Топонимы – наша память о языке, об истории и географии. Топоним - имя собственное, название любого географического объекта. Изучением топонимов занимается наука - топонимика.
Топонимика изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Слово это греческого происхождения, сложное, состоит из двух слов: топос- “место” и онома- “имя”, то есть топонимика – наука об именах, названиях мест.
Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией.
Топонимия — важный источник для исследования истории языка (истории лексикологии, диалектологии, этимологии и др.), так как некоторые топонимы (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам народов, живших на данной территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п.
Легенды и сказания о происхождении названий рек и озер Сибири
Реки Бия, Катунь и Обь
Река Абакан
Река Ангара
Озеро Ая
Озеро Байкал
Река Иртыш (Сказка про Землероя)
Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, не сторож я добру. Какой прок от него? – сказал сын.
Случилось в эту пору, что пролетал мимо старый беркут, прильнул к воде и шепнул: «Прав ты, молодец, пора уйти тебе из гор, силу попытать. Давно ждет не дождется тебя красавица Обь».
Решил Иртыш бежать с гор. Темной ночью прыгнул и вырвался из котловины в ущелье, разворотил там камни, что лежали поперек пути, и пробрался вперед.
Проснулся на заре Алтай, а сына и след простыл. Разгневался старик, разбушевался, поднял буран и давай вдогонку беглецу швырять скалы. Да только не догнал сына. А Иртыш, не оглядываясь, бежал все вдаль...
Куда ни глянь – ровной скатертью разметалась земля. Призадумался Иртыш: в какую сторону путь-дорогу держать, где красавицу Обь искать. Остановился, закручинился, слезу горючую пролил.
Пролетали над степью три сестры-чайки, увидели молодца. Покачали чайки головами и сказали: «Ту красавицу Обь мы встречали. Держит путь она на полночь, к Ледовитому морю-океану».
Обрадовался Иртыш и разлился широко и привольно. И ожила земля. И вот настал день, когда встретился Иртыш с богатыршей Обью. Еще издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону. «Как раз по мне красавица», – сказал и притянул ее к себе. Слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому океану.
Каракольские озера
Колыванское озеро
Телецкое озеро
Телецкое озеро
Озеро Яровое
Заключение
В данной работе было важно указать на актуальность тюрской мифологии в контексте работы с гидронимами, так как теперь в моем восприятии (и надеюсь восприятии учащихся) реки и озера нашего родного края перестали быть просто водными пространствами, а стали некими метафизическим хранилищем древнейшей полузабытой истории.
Этой работой я хотел напомнить с помощью рассказа о «мифологическом прошлом» гидронимов, что Сибирь является интересным регионом с богатейшей историей, изучать которую нам, молодому поколению, просто необходимо. Ведь, не зная прошлого, мы не построим будущего.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.