Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста.
Как знакомы всем слова: «Родина», «Отчизна», «Отечество». Наверное, можно подобрать еще много синонимов к этим словам, но обозначать они всегда будут одно и то же – это земля, на которой мы родились, выросли, которой нет ближе и дороже для каждого из нас. Для ребенка малая родина начинается с мамы, родного дома, родной улицы, родного детского сада. И чем быстрее он узнает ее, тем раньше начинает ее любить, сохранять, чувствовать ответственность и привязанность к ней. Человек, любящий свою Родину, несомненно, не способен на предательство и ложь, преступление и коварство. Формирование отношения человека к стране и государству в целом начинается с самого раннего детства. Одной из форм изучения родного края в детском саду является краеведческая работа.
В соответствии с ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, следовательно, как и все уровни общего образования должно работать в соответствии с ФГОС. Одним из основных принципов дошкольного образования, которые определены в ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, достопримечательности они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Одно из главных условий успешной краеведческой работы в детском саду - глубокие знания самим воспитателем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование подобранного материала во всех видах деятельности с детьми:
-специально организованной (занятия познавательного цикла (игры-занятия, игры - эксперименты и т. д.));
-совместной (экскурсии, проблемные ситуации, исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность, интегрированные занятия, акции природоведческого характера и т. д.);
- самостоятельной (игровая, трудовая, общение и т. д.).
Одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств в дошкольном учреждении является краеведение. Оно раскрывает связи родного города с Родиной, является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Целью краеведения в детском саду является воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свою семью, свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры).
Задачи краеведения:
• формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему;
• развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
• развивать бережное отношение к природе;
В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой родиной проводится регулярно. Работа ведется последовательно: от более «близкого» (семья, детский сад)
к более «сложному» (город, страна). Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. В образовательной деятельности очень важно, чтобы на занятиях с детьми активизировалась мыслительная деятельность, поэтому в работе используются приемы сравнения (например: где жили раньше и в настоящее время, на чем ездили, как добывали огонь, и т.д.), опыты и эксперименты (например: свойства сухого и мокрого песка, бумаги, листьев и др.)
Невозможно привить детям любовь к родной земле, не познакомив их с природными богатствами, красотой родного края. Прогулки и экскурсии в детском саду вызывают у детей интерес к изучению исторических сведений. Благодаря им дети приобретают новые, яркие впечатления о своей малой родине. По ознакомлению с природой края, с семьей, домом, с улицами города, профессиями используются дидактические игры («Моя семья», «Мой дом», «Генологическое древо», «Когда это бывает?», «Кто где живет?», «Кому что нужно?» и др.); сюжетно – ролевые игры («Семья», «Больница», «Мы – шоферы»), в которых дети применяют свои знания и уже накопленный к их возрасту «жизненный» опыт.
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.
Особое место в нашей работе отводится созданию предметно – развивающей среды. В рамках данной темы оформлены альбомы: «Семья», «Мой город», «Путешествие по родным местам», «Домашние и дикие птицы средней полосы», «Деревья нашего края», «Дом, в котором ты живешь».
Знакомство дошкольников с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа в основном должна проходить вне образовательной деятельности.
Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.