МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
КРАЕВЕДЕНИЕ
учебная программа
для 7 класса уровня основного среднего образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Краеведение: учебная программа для 7 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. –7 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2013.
Приложение 109
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан от
от 3 апреля 2013 года №115.
Типовая учебная программа
по курсу «Краеведение» для 7 класса уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».
2. Главной целью курса краеведения является:
1) реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае;
2) расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
1) повышать познавательные интересы учащихся;
2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;
3) осуществлять осознанный выбор профессии;
4) развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;
5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
4. Краеведение реализуется на уроках, классных часах, как их воспитательная задача (воспитание патриотических, гражданских чувств к «малой» Родине).
5. Курс краеведения логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае, при выделении местных аспектов.
6. Программа курса краеведения реализуется отдельными поисковыми группами в классе и в школе, по определенным темам экспедиционного поиска, утвержденным Советом краеведческой работы организации образования.
7. Иизучается как факультатив по определенной программе.
8. Возможности для непосредственного изучения родного края в процессе учебных занятий ограничены. Поэтому системно-деятельностные результаты работы активно достигаются во внеклассное и во внурочное время, выходя из школьных кабинетов в окрестности, на берега рек и озер, на предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства, к памятникам и местам исторической славы, музеям и выставкам, организациям местной исполнительной власти и так далее.
9. За время обучения у учащихся должна сложится система знаний о своем крае: о ее природе, природных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом и культурном развитии, о выдающихся людях, особенностях и значении края для района, области, региона и всей республики. Ученик должен узнать востребованность экономики своего края в трудовых ресурсах.
10. Учащиеся 7 класса изучают природные, экономические аспекты родного региона и перспективы их развития. С пропедевтической целью в программу включены темы опережающего характера по экономике края, которые более глубоко будут изучены в старших классах. В содержание краеведческой работы входит также исследование исторического прошлого края, археологических памятников, памятников культуры (архитектура, литература), фольклорного материала различных жанров, национально-прикладного искусства и ремёсел, жизни и творчества выдающихся личностей, прославивших край.
11. Данная программа является алгоритмом поисково-исследовательских действий, которые являются основными формами учебной-познавательной деятельности учащихся в краеведении, способствующих выявлению главных специфических особенностей своего края. Программа имеет универсальный характер и показывает основные направления изучения родного края, села или города, их окрестностей, расположенных в любой части страны.
12. Итоги всей работы за год подводятся на школьной краеведческой конференции, лучшие работы отмечаются и рекомендуются на районные, городские конференции.
13. Объем учебной нагрузки по факультативному курсу «Краеведение» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.
2. Базовое содержание учебного предмета
14. Содержание курса включает следующие темы:
1) «Введение» (1 час), что изучает предмет краеведение, цели и задачи курса, источники знаний, географическое положение и величина территории (края, села, города), статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры);
2) «Работа с картами и знакомство с основами туризма» (2 часа):
виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки;
основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии;
3) «Рельеф территории края» (3 часа):
ознакомление с типичными формами рельефа, выявление основных рельефообразующих факторов, сейсмические процессы, действия при землетрясении, изучение происхождения названий форм рельефа, ознакомление с горными породами;
измерительные работы по картам и на местности (работа с нивелиром), определение высоты холмов, возвышенностей, гор, крутизны склонов, создание изображений различных форм рельефа (рисунок, картосхема, схема, совокупность условных знаков объектов местности и моделирование);
эрозионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия, меры предпринимаемые по их предотвращению, экология территории;
4) «Природные ресурсы края» (2 часа):
выявление и составление перечня природных ресурсов родного края и их значение для развития экономики, ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекреационных ресурсов;
ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи, ресурсосохраняющие технологии, составление схемы месторождения, карьера, сбор образцов полезных ископаемых, горных пород;
5) «Погода и климат местности» (3 часа):
выявление климатообразующих факторов, способы наблюдения за погодой (измерение атмосферного давления, температуры воздуха, силы и направления ветра, атмосферных осадков (работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды, по возможности, знакомство с технологией работы ближайшей метеостанции);
местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов), явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, действия человека;
анализ многолетних наблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом, выявление основных причин изменений (по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика, экология воздушного бассейна края;
6) «Воды края и их использование» (3 часа):
классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети, изучение происхождения названий, использование водных ресурсов, гидроэнергетика, экология вод;
исследование и описание одного водного объекта (реки, родника), исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера);
7) «Почвы края» (2 часа):
главные типы почв края, их основные характеристики и значение, изучение почвенных срезов;
плодородие местных почв, мероприятия по ее сохранению и востановлению, знакомство с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства);
8) «Растительность края и города» (3 часа):
изучение растительности на территории края, определение их типов и уникальных видов растений в них, состояние растительного покрова края, растительность в городе, опыт озеленения в г. Астана и его окрестностях;
изучение отдельных видов растений растущих в крае, ознакомление с их полезными и лечебными свойствами;
изучение и описание местных растений по гербариям, оформление флористического уголка;
9) «Животный мир края» (3 часа):
выявление и изучение животного мира на территории края, определение их групп и уникальных видов животных в них, охрана животного мира;
изучение отдельных видов животного мира края, опасные и полезные насекомые, промысловые животные и их значение, казахская национальная охота – искусство беркутчи;
посещение музеев природы родного края (встреча с работниками охотобществ, лесхозов), изготовление и развешивание скворечников;
10) «Охрана природы и особо охраняемые объекты, территории края и города» (3 часа):
составление списков, фотоальбомов, видеослайдов, видеофильмов о растениях и животных родного края, нуждающихся в защите и охране (презентация работы);
«Краснокнижные», эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий;
посещение особо охраняемых территорий и объектов (по возможностям) (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, зоопарков, ботанических садов, дендрариев, лесхозов), ознакомление с технологиями природоохранной работы в них;
11) «Хозяйство края, города» (4 часа):
составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйствнных предприятий (села, района, города), профессии востребованные на предприятиях и учреждениях края;
знакомство с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий (встреча с руководителями и специалистами предприятий);
экскурсия на предприятие, знакомство с техникой, технологией и технологическими процессами, знакомство с представителями различных профессий;
изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района, города предприятия, составление схемы производственных связей, по экспорту и импорту в том числе;
12) «Краткая история и культура народов, проживающих в крае» (4 часа):
ближайшие археологические памятники, составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов, могильников, исследование литературных источников.
общественно-исторические, экономические и природные факторы первоначального заселения края, краткая история процесса заселения, освоения и развития территории;
культура (народное творчество, традиции, обычаи, обряды, национальная кухня, национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края);
выдающиеся люди края, знакомство с биографией и заслугами людей, внесших особый вклад в развитие края, города;
13) подведение итогов (1 час), оформление накопленного материала по разделам (их презентация и сдача в школьный краеведческий музей).
3. Требования к уровню подготовки учащихся
15. Предметные результаты, учащиеся 7 класса должны знать о своем родном крае:
1) особенности географического положения;
2) статус и значение населенных пунктов края;
3) названия географических объектов;
4) особенности величины территории и рельефа;
5) совокупность природных ресурсов;
6) главные месторождения полезных ископаемых;
7) рекреационные возможности своего края;
8) гидрографическую сеть района, основные водные объекты;
9) особенности погоды и климата своего края;
10) действия во время возникновения чрезвычайных ситуаций;
11) почвы, основные типы растительности;
12) основные группы животного мира своего края;
13) уникальные виды растений и животных;
14) особо охраняемые территории края;
15) экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;
16) экспортную продукцию;
17) ближайшие археологические памятники и исторические объекты;
18) процесс заселения, освоения и развития края;
19) основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;
20) выдающихся, заслуженных людей края.
16. Учащиеся 7 класса должны уметь:
1) анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края;
2) осушествлять с помощью карт измерительные действия при характеристике природных особенностей;
3) анализировать горные породы, полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края;
4) давать характеристику почвам, растительному покрову и животному миру края;
5) давать общие описания хозяйства своего края, отдельных значимых предприятий, их продукцию, производственные связи;
6) описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи;
7) выявлять и давать характеристику экологических и иных проблем, состоянию охраны природного комплекса на территории родного края и ее компонентов.
18. Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:
1) активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;
2) стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию;
3) уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях края.
18. Системно-деятельностные результаты работы отражаются в:
1) умении анализировать, обрабатывать, синтизировать, использовать информацию полученную во время поисково-исследовательских работ;
2) овладение методами познания, планирование деятельности и исследований;
3) владение современными информационными технологиями, образовательными ресурсами, архивными источниками, формирование навыка презентации полученной информации;
4) овладение коммуникативными способностями, развитие полиязычия и формирование навыков работы в социуме: индивидуально, в малых, в больших группах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.